Фабричная Джанна

Арт-пространство "Fabrica". Светлые стены, кресла-мешки, музыкальные волны вибрируют в воздухе и слегка потрясают обстановку. На стене светится надпись "Джанна - значит душа".

Замираю в мягком сидении, предвкушаю необычность действия.
Проекторы на потолке исправно трудятся, отпечатывая на белоснежные стены картины вологодской художницы Джанны Тутунджан. Пространство не возможно охватить взглядом. Кусочки творчества художницы появляются на разных расстояниях с трёх сторон. Они окружают меня и ловят в свои силки.

Картины оживают, шевелятся, двигаются под музыку. Восхитившись анимированием уже предчувствую интересный опыт и вдохновение.

Вперемешку с картинами появляются цитаты художницы про смысл, процесс и боль её творчества. Всё это ярко выражено в портретах, глядящих на меня со всех стен великолепно-глубокими глазами. Лица мелькают, сменяют друг друга. Но они одинаковые. На них нет сильных эмоций. На них только светлая задумчивая грусть. Больше ничего. Нет улыбок, нет радости, разве только на самом дне искусно прорисованных глаз. Они выражают усталость и мудрость. Основной акцент сделан именно на лицах и руках. Одежда, окружающая обстановка не проработана тщательно. Будто все это просто ненужные мазки, а главное хранится в лицах.

Музыка льётся и пытается притянуть атмосферу. Она пытается вызвать во мне эмоции, которые не вызывают картины. Она будто вытягивает что-то тяжёлое откуда-то изнутри меня, но это не получается.
В какой-то момент я начинаю уставать и от этих лиц и от этой музыки, пытающейся ударить по нужным стрункам, чтобы я вздрогнула.

От диссонанса визуального и слухового в моей голове и в том месте, где должна быть душа нарастает раздражение. Видеоряд никак не коррелирует с музыкой и моим восприятием. Ловлю себя на мысли, что лучше бы я смотрела эти картины на выставке в тишине и неторопливости.

Лица и фигуры на картинах меняются и музыка вторит их настроению. Но вторит фальшиво и не попадает в меня. Цитаты, что я читаю на стенах наводят на странные, порой противоречивые мысли. Начинается блок про цветы. Разумеется, наряду с букетами, появляются образы детей и женщин с детьми на руках. Они такие же безэмоциональные как и все до этого. Молчаливая, задумчивая мудрость. Мудрость деревни. Фоном звучат заунывные завывания, которые я бы включила только в фильме в сценах с павшими на поле брани воинами, а никак не на показе картин я детьми и цветами. Это снова вызывает у меня протест и негативную реакцию.

Лица, наконец, меняются пейзажами. Из динамиков льётся какой-то сказочно-фэнтезийный эпик, а-ля Властелин колец. Но с просторами русской деревни, где маленькие коробочки домиков тёмными кубиками рассыпаны по огромной простыне природы, у меня он тоже не скрепляется. Пейзажей мало и они все одинаковые.

И под конец на стенах теряются краски и идёт блок графики. Графика интересна, но только не под русские-народные напевки деревенских бабушек. Они мне вообще не понравились. Я люблю народные песни, люблю слушать их мелодичность, но на данном звукоряде просто хотелось заткнуть уши.

Я поняла посыл этого проекта. Он призван пробудить в нас, городских жителях беззаветную любовь к родной земле. Эти лица, просвлетённые каким-то знанием, какой-то житейской мудростью, на простом, не пафосном фоне, должны растормошить тепло и свет, прячущийся в каждом из нас. И это повествование от цветного к чёрно-белому, показывающее обесцвечивание ценностей, исчезание доброго света деревенских просторов и характеров.
 
Я всё это понимаю, но в моей голове не сложилась полная чувственная картинка, заставившая бы унести с этого проекта частичку тепла. Я почувствовала лишь безысходность и грусть. Лица и глаза великолепны. Но они одинаковые. Все. В них одно и то же. Но ведь так не может быть. Люди все разные, мировосприятие у всех разное, огоньки в глазах разные. А тут нет. Для меня они все слились в одну маску беспросветной депрессии.

И вообще, формат оцифрованного искусства показался мне настолько картонным и ненастоящим, будто меня пичкают суррогатом. Мне ближе контакт глаз с настоящим полотном, где каждый мазок, каждый штрих, каждый рефлекс я прочувствую и рассмотрю. Здесь же мне просто показали кинчик. Просто слайд-шоу под неподходящую музыку. Я не успевала понять, что меня окружает. Лица мелькали, раскиданные по разным углам и всмотреться в их индивидуальность мне не удалось.

Мне показалось, вообще, что всё это было сляпано на скорую руку для какого-то школьного проекта. Души художницы там нет ни на грамм. Она просто не успела расправить крылья и подлететь ко мне, чтобы прикоснуться к душе моей, которая, я надеюсь, всё-таки есть.

Все годы творчества Джанны уместились в 15 минут "экранного времени". Это тоже меня не порадовало, мне этого не хватило, чтобы понять гениальность автора и сопереживать героям вместе с ней. Её автопортрет тоже глядел грустными и задумчивыми глазами.

С этого проекта я унесла лишь одно - желание посетить выставку Джанны Тутунджан и постоять перед каждой картиной столько, сколько мне нужно.
Посоветую ли я сходить в Фабрику знакомым? Думаю, что да. Чтобы сравнить впечатление и обсудить.

Может я настолько зачерствела в современном мире, но этому проекту, к сожалению, не удалось вызвать во мне искренние эмоции.
 


Рецензии
Хороший, честный отзыв. Мне понравилось, что автором выявлены причины несовпадения настроения от картин и от музыки. Хорошо, что есть сравнение новомодного формата и традиционной выставки. Видно серьёзное отношение к делу.
За тему зачёт.

Василий Макаров   29.11.2018 18:02     Заявить о нарушении