География Тема 3 - Население
Автор текста – Анисимова Елена Сергеевна.
Источники фактов – школьные и вузовские учебники, справочники.
Конспект писать только по списку фактов. Остальное только читать.
Тема 3. География населения мира.
Содержание параграфа:
1. Главные понятия темы
2. Список фактов (основная часть параграфа)
3. Тренажёрная часть
4. Главная мысль темы
1. Главные понятия темы:
- Численность населения,
- прирост абсолютный и относительный,
- убыль, депопуляция,
- демографический взрыв, демографический переход (революция),
- типы воспроизводства населения,
- ограниченность ресурсов, ёмкость территории,
- перенаселение, отравление среды,
- ограничение рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни.
2. Список фактов
(главная часть параграфа, конспект писать только по ней)
Сколько нас
1. Нас более 7 млрд человек на Земле.
2. К середине 21 века число людей может достичь 9 млрд, 12 и больше.
3. Сколько нас будет и насколько скоро –
зависит от того, какой будет рождаемость в разных странах.
В частности – захотят ли страны со сверхвысокой рождаемостью ограничивать свою рождаемость.
Смертность тоже влияет на численность населения,
но в 21 веке желательно добиваться не увеличения смертности
(даже ради спасения от перенаселения),
а лишь увеличения продолжительности жизни и молодости, а не наоборот.
4. Почему бы не оставить рождаемость высокой
и не смириться с быстрыми темпами роста населения,
с большой численностью населения?
– Высокая численность населения может привести к деградации биосферы
и потере возможности производить пищу (из-за разрушения почв),
то есть в итоге – к голоду,
а голод – к тотальным войнам за земли и воду.
5. Население может начать «само по себе» постепенно сокращаться обратно к 7 или даже 5 млрд. Когда-нибудь.
Но к тому времени проблемы, вызванные перенаселением
(истощение ресурсов,
уничтожение лесов,
отравление рек
и разрушение почв),
могут стать необратимыми.
Поэтому человечество не может ждать,
когда рождаемость снизится «сама по себе»,
и вынуждено ограничивать рождаемость сознательно и целенаправленно (за счёт применения контрацепции).
6. Уже сейчас много конфликтов стран из-за ресурсов, воды, земли и т.д.
И они могут стать более ожесточёнными и масштабными.
Численность населения по разным странам
7. Самая низкая скорость роста численности населения – в России.
8. Самое большое население – в Китае и Индии.
Более 1 млрд человек в каждой.
На 3-м и остальных местах – страны с населением 300 млн и менее.
9. Каждый пятый житель Земли – житель Китая,
а ещё каждый пятый – житель Индии.
То есть около половины всех Землян (2 из 5) – индийцы и китайцы.
Ещё каждый шестой – житель Африки.
10. Максимум детей рождается – в Китае, Индии и Африке.
11. Самые быстрые темпы увеличения общей численности населения (самый высокий прирост) – в Китае, Индии и Африке.
12. Население Китая, Индии и Африки увеличивается на десятки миллионов ежегодно.
Несмотря даже на самую высокую на планете смертность в Африке из-за местных войн и голода.
13. Больше всего детей рожают женщины Африки и Ю-З Азии (по 7 в среднем).
14. В 1900 году население планеты было – всего 1,65 млрд.
15. С 1900 года население выросло более чем на пять млрд человек.
16. Причина быстрого увеличения населения в ХХ веке –
снижение смертности благодаря медицине
(вакцинации, санитарии и т.д.),
при сохранении высокой рождаемости.
17. Но быстрый рост населения происходит не во всех странах.
Численность населения Европы и России:
НЕ увеличивается или почти не увеличивается.
(Если не считать притока неместного населения при миграциях).
18. Численность населения Америки и Австралии растёт умеренными темпами.
19. Наиболее быстро население увеличивается в Африке и Азии.
20. В Африке и странах Юго-Западной Азии население НЕ ограничивает свою рождаемость.
21. В Индии и Китае рождаемость ограничивается двумя детьми на женщину,
но население этих стран всё равно растёт очень быстро из-за того, что население этих стран – более миллиарда каждое.
22. Но больше всех ресурсов (около половины ресурсов планеты) потребляют жители США, население которой – около 300 млн человек.
23. Чтобы все страны потребляли столько же ресурсов, сколько потребляют США – нужны ресурсы нескольких таких планет, как Земля. Чего у нас не имеется.
24. Чтобы людям
1) выжить,
2) не воевать из-за ресурсов
3) и обеспечить всем необходимым каждого человека – человечеству в целом нужно:
1) не увеличивать численность населения
(не рожать больше двух детей на одну женщину),
2) меньше потреблять ресурсов и
3) развивать технологии,
которые помогут обеспечить людей бОльшим количеством пищи, воды и вещей,
не отравляя при этом воздух и воду.
Демография
25. Воспроизводство населения – это появление нового населения (на смену уходящему) за счёт рождения новых людей, смена поколений.
26. Наука о населении (численности, составе и т.д.) называется демографией.
27. Слово демографический означает – связанный с населением.
Например, демографический кризис или демографический взрыв.
28. Что интересует науку демографию:
- численность населения, изменения численности людей,
- рождаемость и смертность,
- доля трудоспособных и образованных людей, доля иждивенцев,
- возрастной и половой состав населения, возможности воспроизведения,
- закономерности изменения численности и состава населения,
- прогноз – какой будет численность населения при тех или иных условиях,
- управление численностью и другими параметрами населения (демографическая политика).
Зачем нужно знать численность и состав населения
29. Население производит и потребляет вещи и пищу.
Чем больше население – тем больше вещей и пищи ему нужно
и тем больше вещей и еды оно может произвести.
(Если есть из чего производить – то есть если не закончились ресурсы).
30. Поэтому очень важно, какова численность населения:
от этого зависит, сколько у нас едоков:
сколько нужно произвести для них еды и вещей.
Также важно,
сколько человек способны заниматься производством еды и вещей,
то есть какова доля экономически активного и образованного населения.
Проще говоря – сколько у нас работников. В том числе здоровых и квалифицированных.
Ещё важно, есть ли у нас количество ресурсов,
нужное для такого населения:
земли, воды, металлов, топлива для обогрева, транспорта и промышленности и т.д.
31. Чем больше население и чем больше оно производит и потребляет вещей –
тем больше оно загрязняет среду своего обитания
(воду, воздух, почвы) в процессе своей хозяйственной деятельности.
Желательно сдерживать численность населения на том уровне,
на котором оно загрязняет среду своего обитания не слишком сильно.
Не слишком сильно – это значит, что:
- можно дышать без противогаза и не болея из-за грязного воздуха,
- можно пить воду без фильтров, не отравляясь,
- и не травиться выращенной на земле едой.
В настоящее время приходится производить для населения столько вещей и по таким технологиям, что:
не загрязнять среду при этом не удаётся.
Поэтому воздух, вода и почвы значительно отравлены,
а люди из-за этого болеют и умирают, живут меньше.
Хватает ли нам пищи, воды и т.д.
Наши ресурсы
32. Около половины ресурсов планеты потребляется жителями США.
Половин только две. Не бывает сотни половин. Поэтому:
33. У Земли нет никакой возможности дать всем странам такое же количество ресурсов, какое потребляют США.
И не будет до тех пор, пока не будут созданы новые технологии.
34. Вывод – люди вне США не могут потреблять столько же ресурсов, и вещей, чем потребляют в США. Намного.
А если американцы захотят – то тоже могут жить скромнее и потреблять меньше бензина, нефти и т.д.
35. Пресной воды на Земле:
достаточно для того чтобы напоить всех людей,
но многие люди находятся далеко от источников воды,
а доставка воды налажена не во все места.
Кроме того, бОльшая часть воды тратится на промышленность и с/х.
36. Пища.
У нас есть возможность производить достаточное количество пищи,
если не производить мясо,
а потребность в белке удовлетворять за счёт сои, фасоли и т.д.
Но большинство людей не согласны обходиться без мяса, заменив его соей и т.д.
Поэтому пищи хватит не всем.
37. Мясо.
Чтобы произвести для всех 7 млрд людей такое же количество мяса, какое едят в США,
то понадобится несколько планет и в несколько раз больше земли, чем есть на Земле.
Похоже, что на Земле нет такого количества земли, чтобы произвести мясо для 7 млрд человек.
Мясо на 7 млрд не удалось бы произвести,
даже если бы люди вырубили оставшиеся леса
(которые сейчас занимают всего 7% суши из прежних 30%).
Хотя их и нельзя вырубать,
так как это привело бы к разрушению почв (эрозии), к невозможности выращивать пищу.
То есть оставило бы людей совсем без пищи.
38. Пахотные земли. (Пашня для производства зерна и т.д.)
Уже распаханы почти ВСЕ подходящие и неподходящие для этого земли.
В том числе в ущерб лесам и в таком режиме, что распаханные почвы разрушаются, а земли превращаются в пустыни.
39. Земли, которые можно распахать, остались только в Африке.
Там есть возможность увеличить площади посевов в несколько раз.
(И наконец-то накормить голодающих африканцев силами самих африканцев и за счёт их же Африки).
40. Пока что полтора млрд человек голодают,
не имеют нужного количества воды,
медицинской помощи, образования и т.д.
41. Ещё около половины человечества почти нищие, недоедают и т.д.
Особенно в Азии, особенно в юго-восточной Азии. Но и в России миллионы людей не имеют питания полноценного (с нужным количеством витаминов, белка, минералов и т.д.)
42. Досыта питаются и имеют излишек пищи и вещей только миллиард человек из всех семи млрд
– это в основном жители США, других стран большой семёрки, Австралии и ЮАР.
В основном это англичане и потомки переселенцев из Англии.
43. Но и ресурсов эти богатые страны потребляют намного больше, чем остальные страны.
В том числе богатые страны потребляют ресурсы бедных стран (покупая их).
44. Лесные ресурсы.
У нас осталась только четвёртая часть прежних лесов (25%).
Это ухудшает качество нашей атмосферы, замедляет удаление из атмосферы лишнего СО2, что усиливает парниковый эффект, риск и скорость таяния ледников и затопления берегов океанов – самых населённых мест
Кроме того, дефицит лесов ускоряет разрушение почв, что грозит голодом и войнами.
45. Топливо.
Считается, что запасов топлива нам хватит на тысячу лет.
Но проблема не только в том, что закончится топливо, а в том, что намного раньше возникают проблемы, связанные с сжиганием топлива:
- кислотные дожди, из-за которых гибнут урожаи, рыба, леса,
- парниковый эффект, угрожающий:
- - затоплением морских побережий (а там живёт большая часть человечества).
- - и конфликтами при последующих миграциях населения из затапливаемых мест.
Чем больше людей – тем больше приходится жечь топлива, усиливая эти проблемы.
В холодных странах топливо жгут для обогрева, а в остальных – для промышленности.
От чего зависит численность населения
Прирост численности населения
46. Количество людей называется численностью населения.
Если в стране 100 млн человек, то численность населения этой страны – 100 млн.
47. Численность населения зависит от того, сколько людей рождается и сколько умирает.
48. Обычно рождаемость и смертность подсчитывают за год.
Или уточняют, за какое время вёлся подсчёт.
49. Число рождаемых называется рождаемостью.
Если в стране каждый год рождается 3 млн человек, то говорят, что рождаемость составляет 3 млн человек в год.
50. Число умерших называется смертностью.
Если в стране каждый год умирает 1 млн человек, то говорят, что смертность составляет 1 млн в год.
51. Если в стране родилось 4 млн человек, а умерли 1 млн человек, то население страны увеличилось не на 4 млн человек, а на 3.
То есть на разницу между числом рождённых и умерших.
52. Эта разница между числом рождённых и числом число умерших (то есть между рождаемостью и смертностью) называется естественным приростом.
Если прирост рассчитан за один год, то это ежегодный прирост.
Если рождаемость 3 млн, а смертность 1 млн, то прирост равен:
3-1=2 млн человек.
То есть на 2 млн человек население страны увеличилось.
Если наоборот: умерло 2 млн, а родилось 1 млн, то прирост равен:
1-2=-1. (МИНУС ОДИН).
То есть на 1 миллион человек население страны уменьшилось.
И конечно это совсем не прирост – это убыль.
Но часто её называют отрицательным приростом.
53. Величина естественного прироста показывает:
на сколько человек изменилось (увеличилось или уменьшилось) население страны.
При этом учитывается и число рождённых, и число умерших.
54. Если за год население страны увеличилось на 5 млн человек, то говорят, что прирост составил 5 млн человек.
55. Если людей рождается больше, чем умирает
(то есть если рождаемость больше смертности),
то численность населения увеличивается.
Прирост при этом – положительный.
56. Если людей рождается больше, чем умирает
(то есть если рождаемость меньше смертности),
то численность населения уменьшается.
Прирост при этом – отрицательный.
57. Отрицательный прирост часто называют убылью населения.
58. Если число рождённых равно числу умерших
(если рождаемость и смертность равны),
то численность населения не меняется.
Прирост при этом называется нулевым.
59. Нулевой и отрицательный прирост есть в некоторых странах Европы и в России
(особенно в годы ВОВ из-за убийства россиян,
в 90-е годы ХХ века и т.д.).
60. Положительный прирост есть во всех странах, кроме Европы и России.
61. В США, Австралии, Латинской Америке, Японии прирост положительный, но умеренный.
62. В Африке и большинстве стран Азии прирост сверх высокий.
63. Сверхбыстрый рост населения называется демографическим взрывом.
Демографический взрыв – это вариант демографического кризиса, но не синоним.
Депопуляция
64. Если прирост отрицательный, и населения сокращается очень быстрыми темпами
(из-за очень низкой рождаемости и/или очень высокой смертности),
то такая ситуация называется депопуляцией.
65. Депопуляция – это совсем НЕ вымирание страны, если население страны очень большое,
и происходит просто сокращение численности до величин,
при которых потребности населения будут лучше удовлетворены (больше пищи, воды и т.д.).
66. Но если депопуляция не останавливается на оптимальной для данной страны отметке численности населения,
если численность сокращается слишком сильно,
то возникает угроза вымирания населения данной страны.
67. Какие проблемы бывают в стране при умеренной депопуляции из-за низкой рождаемости.
При умеренной депопуляции происходит увеличение доли пожилых людей,
снижение доли молодых и работающих людей.
Поэтому здоровой молодёжи приходится больше работать
и больше тратить своих средств на пенсии для пенсионеров
или времени на уход за пожилыми.
Но это НЕ проблема, если в стране высокая производительность труда –
тогда и пенсионерам хватает пенсий и пищи,
и молодёжи не приходится утомляться.
68. Если молодёжь не справляется с задачей содержать пенсионеров, то:
- пенсионерам приходится работать самим,
- пенсии отменяются
- или пенсии начинают выплачивать в более позднем возрасте
(повышение пенсионного возраста),
до которого доживают далеко не все пенсионеры.
Депопуляция из-за высокой смертности,
а не из-за снижения рождаемости
69. В ХХ веке высокая смертность – редкость. Но бывают исключения из этого правила.
Например, в двух мировых войнах ХХ века погибло много людей (около 80 млн по нек. данным).
Из них 27 млн людей потерял СССР.
70. В ХХI веке высокая смертность есть в странах Африки,
но депопуляции там нет благодаря высокой рождаемости.
Африка – это единственный континент планеты, на котором в ХХI веке осталась высокая смертность из-за почти непрерывных местных войн.
71. В России в ХХ веке годы высокой смертности не только были,
но и приводили к резкому сокращению численности населения
(то есть к депопуляции).
Причём эти годы депопуляции были в России как минимум четыре раза за сто лет.
72. Причинами высокой смертности и сокращения населения в России в ХХ веке были:
1) первая мировая война в 1914 году (и последующие кризисы по 1922 год),
2) Великая Отечественная война в 1941 году,
3) кризисы в самой России – около 1930 года и в 90-е годы ХХ века.
73. Сколько людей погибало в России в годы войн и кризисов?
В учебнике Алексеева и Николиной по Географии для 9 класса приведены таки цифры:
С 1914 по 1922 год в России погибло 7 млн человек. Семь миллионов.
А с учётом людей, не рождённых этими 7 миллионами, так называемые общие потери населения составили в среднем 14 млн (от 12 до 18 млн человек).
В годы раскулачивания в России погибли 5 млн человек.
Пять.
С 1940 по 1946 годы в России погибли 18 млн человек (общие потери считают как 27 млн).
Это связано с убийством россиян в годы Великой Отечественной войны.
Итог – за ХХ век в России было убито (в миллионах):
7+5+18+Х человек (в 90-е годы) =
= 30 миллионов как минимум, плюс умершие в 90-х годах.
Общие потери населения России
(то есть с учётом людей, не рождённых убитыми) примерно в 2 раза больше.
Если бы не эти потери, то население России сейчас было бы как минимум на 60 млн больше,
то есть не 148 млн, а более 200 млн.
Точнее, население России могло бы остаться и на уровне 150 млн, а не 200,
но не за счёт убийств россиян в войнах,
а просто за счёт ограничения рождаемости.
74. Депопуляция (как и демографический взрыв) относится к разновидностям демографического кризиса.
Но только в том случае, если приводит не просто к сокращению населения до нормы, а к вымиранию населения.
Или если происходит не в результате снижения рождаемости,
а в результате убийства населения (геноцида).
Демографический кризис
75. Демографический кризис – это не только депопуляция,
это и любая другая проблема с численностью населения –
как слишком низкая численность населения и вымирание
(см. выше про депопуляцию),
так и слишком быстрый рост населения (демографический взрыв).
76. Слишком быстрый рост (взрыв) численности населения
считается кризисом из-за того, что:
при этом возникает риск болезней и голода:
из-за дефицита ресурсов –
воды, пищи, земли, топлива и т.д.
А также из-за эпидемий в результате скорпления населения в больших городах (мегаполисах).
77. Быстрый рост населения (за счёт рождаемости) приводит к тому, что:
взрослые не могут прокормить возросшее число детей,
страны-быстроросты не успевают обеспечить возросшее количество молодёжи образованием, работой и жильём,
растёт число нищих, трущоб и преступности.
78. Слишком быстрый рост населения называется демографическим взрывом.
79. Причина демографического взрыва –
резкое снижение смертности при сохранении высокой рождаемости.
80. За ХХ век население Земли увеличилось на 5 млрд (с 1,65 млрд).
Это и есть пример демографического взрыва.
81. В ХХ веке демографический взрыв наблюдался во всех странах и континентах, кроме Европы и России
(в России наоборот были эпизоды депопуляции).
82. Темпы роста населения в большинстве стран постепенно снижались:
и в Японии, и в США, и в Латинской Америке, и в Индии и Китае.
Хотя общее число рождаемых в этих двух странах-миллиардерах и остаётся рекордным,
а численность населения увеличивается за год на десятки миллионов.
83. Не снижаются прирост и рождаемость только в Африке и странах Юго-Западной Азии.
Они и не принимают мер для снижения рождаемости.
Расчёты, промилле, проценты
84. Часто рождаемость и смертность рассчитывают на тысячу человек населения.
То есть, если в стране с населением сто тысяч человек за год родились 15 000 человек,
то рождаемость в этой стране – 15 человек на тысячу.
85. Если в стране умерли за год 10 000 человек,
то смертность в этой стране – 10 человек на тысячу.
86. Если родились 15 000, а умерли 10 000, то прирост равен:
15 000 минус 10 000 = 5 000 человек за год всего.
А в расчёте на тысячу это – 5 человек на тысячу.
То есть прирост составил 5 человек на тысячу.
87. Вместо слов «на тысячу» часто говорят «промилле(й)».
Слово промилле означает – на тысячу.
Прирост «5 рождённых на тысячу человек населения» – это 5 в промилле.
88. Промилле (тысячные) можно перевести в проценты (сотые):
(рассчитать прирост не на тысячу человек, а на сотню).
89. Для перевода числа в проценты надо разделить число промилле на десять:
5 промилле делим на десять, получаем 0,5%.
5 промилле=0,5%.
И наоборот, для перевода процентов в промилле (тысячные) надо умножить на 10.
Если прирост – 0,5%, то, умножив эти 0,5 на 10, мы получим 5 промилле.
90. Если рождаемость – 15 промилле, а смертность – 10 промилле,
то можно рассчитать прирост как 15 минус 10 = 5 промилле.
91. Прирост, рассчитанный на тысячу человек (и выраженный в промилле, в тысячных), называется относительным приростом. В то время как:
92. Общее число человек, на которое увеличилось население, называется приростом абсолютным.
93. Когда говорят про прирост в процентах или промилле (то есть про относительный прирост),
нужно обязательно учитывать и численность населения страны, и величину абсолютного прироста. Потому что:
94. прирост 2% или 20 промилле (относительный прирост) в разных странах означает совершенно разные общие цифры (абсолютного прироста).
95. Если в стране население миллион, то «прирост 2%» означает, что население страны увеличилось всего на 20 000 человек.
96. Но если население страны – миллиард, то скромный прирост в 2% в год означает,
что население страны увеличивается на 20 000 000 (на 20 миллионов) ежегодно,
а за десять лет оно увеличится такими темпами на 200 миллионов – это население половины Европы).
97. И для этих 200 млн необходимо (и лучше заранее) изыскать пищу, воду, жильё, работу, вещи, школы и т.д.
Речь не про то, что нужно дать им всё даром.
Даже если они сами готовы работать и обеспечивать себя –
всё равно нужно дать им территорию
с плодородными почвами и источниками воды, материалами для строительства жилья и т.д.
Иначе эти люди будут или умирать от нищеты
или постараются отобрать необходимое у других.
Если есть что отбирать.
Хорошо, если у нас есть возможность обеспечить новые 200 млн. человек ресурсами.
А если ресурсов просто нет, так как в нищете и голоде живут и все остальные, так как все территории уже заняты?
И если все земли распаханы, а их количество постоянно уменьшается из-за эрозии почв; если все воды отравлены промышленностью и т.д.?
Типы воспроизводства населения
98. Страны, в которых (относительный) прирост составляет менее 12 человек на тысячу,
называют странами первого типа воспроизводства населения.
99. Страны 1 типа воспроизводства считаются
странами с умеренными темпами роста населения
относительно численности населения.
Даже если общее число рождённых детей и цифры, на которые население увеличивается, измеряются десятками миллионов ежегодно, как в Китае.
100. В группе стран 1 типа воспроизводства находятся очень разные страны:
- и с приростом меньше 12, но десятками миллионов новых граждан ежегодно (Китай),
- и с небольшим приростом (США),
- и с нулевым приростом (Европа),
- и с отрицательным приростом (Россия, некоторые страны Европы).
101. Страны, в которых прирост составляет более 12 человек на тысячу, называют странами второго типа воспроизводства.
Это страны демографического взрыва – Индия, страны Африки и ЮЗ Азии и т.д.
102. Итак, если прирост до 12 человек (на тысячу) – это первый тип воспроизводства,
а если выше 12 человек – это второй тип воспроизводства.
103. Прирост 12 человек – это 12 в промилле (тысячных). В процентах это – 1,2%.
104. Если население страны миллион, то прирост 1,2% (ежегодный) означает,
что население страны растёт на 12 000 ежегодно.
А за 10 лет оно увеличится на 120 000 человек – это население небольшого города.
105. Если прирост равен 1,2% в стране с населением миллиард,
то её население ежегодно увеличивается на 12 миллионов.
За 10 лет при сохранении этих темпов оно увеличится на 120 млн,
а за сто лет – на миллиард и 200 млн.
И чем их кормить, если новых земель нет, а урожайность давно достигла пределов?
106. Прирост 1,2% - это большой прирост или маленький?
107. Каков тип воспроизводства населения в данной стране –
зависит только от того, каков прирост (относительный) –
меньше 12 (на тысячу) или больше 12.
Меньше 1,2% или больше 1,2%.
Тип воспроизводства не учитывает многие другие важный показатели,
в том числе – на сколько растёт население страны, то есть величину абсолютного прироста.
Демографический переход (революция)
108. Тип воспроизводства населения данной страны может поменяться.
Смена типа воспроизводства населения,
переход от одного типа воспроизводства к другому называется:
демографическим переходом или демографической революцией.
109. Демографическая революция – это не синоним демографического взрыва.
Переход от взрыва к нулевому приросту – это тоже революция.
110. Примеры демографических переходов = демографических революций.
Япония в ХХ веке из страны со вторым типом воспроизводства превратились в страну первого типа воспроизводства.
Это произошло, когда прирост снизился до 1,2% и менее.
111. Как стране совершить демографический переход
и из страны со 2-м типом воспроизводства (взрыв)
превратиться в страну с 1-м типом воспроизводства (без взрыва)?
Для этого нужно снизить прирост.
Желательно не за счёт повышения смертности, а за счёт снижения рождаемости.
112. Демографический взрыв считается первой стадией демографического перехода
от второго типа воспроизводства к первому.
Когда смертность уже снизилась, а рождаемость пока нет.
113. Состав населения
114. …
Тренажёрная часть, вопросы с ответами для самопроверки.
1. – С какими науками связана география населения мира?
2. – С историей, экономикой, экологией, этнологией и т.д.
3. – Что изучает наука этнология?
4. – Этносы. Из особенности, отношениях, процессы в них.
5. – Как называется наука об этносах?
6. – Этнология или этнография.
7. – Для чего проводятся переписи населения?
8. – Для сбора информации о населении. Проведено 2000 переписей.
9. – Сколько людей родилось на Земле за всю историю?
10. – Более 100 млрд человек.
11. – Сколько человек живёт на Земле в данный момент?
12. – Более 7 млрд.
13. – Сколько людей было на Земле сто лет назад в 1900 году?
14. – 1,65 млрд.
15. – На сколько выросла численность людей на Земле с 1900 года за сто лет?
16. – На 7-1,6 = примерно 5,5 млрд человек.
Ёмкость территории
17. – Как называется число людей, которых может прокормить данная территория без потери способности поддерживать жизнь людей?
18. – Ёмкость территории.
19. – Как называется ситуация, когда число людей больше, чем ёмкость территории?
20. – Перенаселение.
21. – Чем грозит перенаселение людям?
22. – Вымиранием из-за истощения территории, которую использует население, голодом и войнами за ресурсы.
23. – В чём причина перенаселения?
24. – В высокой рождаемости при низкой смертности.
25. – Как можно избежать перенаселения?
26. – Контролировать рождаемость, не допуская такой, при которой происходит перенаселение.
27. – Сколько детей может родить каждая женщина, чтобы не происходило перенаселение?
28. – Около двух (на смену себе и отцу детей).
29. – Может ли произойти перенаселение, если каждая женщина родит более двух детей?
30. – Может. При низкой смертности населения.
31. – Когда женщины могут рожать более чем по 2 ребёнка?
32. – Когда нет перенаселения (когда численность населения меньше ёмкости территории).
33. – Что случится, если при перенаселении женщины продолжат рожать более двух детей каждая?
34. – Истощение территории, голод и войны.
Влияние питания на ёмкость территории
35. – Зависит ли ёмкость от типа питания людей и от технологий производства питания?
36. – Да.
37. – В каком случае ёмкость территории выше – при питании мясом или при питании без мяса?
38. – При питании без мяса.
39. – Во сколько раз ёмкость территории выше, если население не употребляет мясо?
40. – В 5 раз и более.
41. – Где перенаселение случится раньше – там, где мясо употребляют, или там, где питаются без мяса?
42. – Там, где питаются без мяса.
43. – Во сколько раз больше еды можно получить с территории, если растить на ней не скот, а растения?
44. – В 10 раз.
45. – Почему мяса нельзя произвести столько же, сколько растений?
46. – Потому что животные питаются растениями, и для производства 1 кг мяса нужно потратить 10 кг растений.
47. – Чем можно накормить больше людей – мясом или растениями?
48. – Растениями.
49. – Можно ли растениями накормить людей так же питательно, как мясом?
50. – Можно.
51. – Назовите растения, которые обязательно должны быть в питании, чтобы заменить мясо.
52. – Овсянка, гречка, фасоль, чечевица, соя, орехи и т.д. Желательны яйца, сыры, творог, молоко.
53. – Сколько грамм сои содержат суточную норму белка?
54. – 50 грамм. (Но есть нюансы – считайте по таблицам содержания аминокислот в продуктах).
55. – Сколько грамм молока могут дать суточную норму аминокислот (белка)?
56. – Около 0,5 литра.
57. – Есть ли перенаселение в России?
58. – Пока нет. Зависит от питания и расхода земель.
59. – Какова предполагаемая ёмкость территории России?
60. – Около 100 миллионов человек, если они едят мясо, и в несколько раз больше (200, 300 миллионов), если россияне станут вегетарианцами.
61. – Какова ёмкость Земли?
62. – От 2 миллиардов до 6-8:
это зависит от питания и расхода земель:
около 2 млрд человек, если накормить всех мясом,
но в несколько раз больше, если все станут вегетарианцами и не станут тратить земли для животноводства, выпаса скота и производство корма для скота.
63. – Что происходит в природе, когда численность животных превышает ёмкость территории?
64. – Территория истощается, производит меньше пищи, а это приводит к голоду и вымиранию части животных.
Но после этого может снизиться и способность территории производить пищу (снизится первичная продуктивность), что приводит к снижению ёмкости, то есть после этого территория может прокормить меньше животных, чем до перенаселения.
Пример.
В Аризоне в заповеднике для оленей отстреливали хищников ради сохранения оленей.
Благодаря этому стадо оленей выросло с 4000 до 30 000.
Но затем численность стада снова снизилась уже из-за голода – заповедник не мог прокормить чрезмерно большое число оленей.
И теперь заповедник не может прокормить даже столько оленей, сколько мог до вспышки их численности – из-за истощения и разрушения природы заповедника.
Хотелось бы, чтобы людей не постигла судьба этих оленей.
Для этого люди должны не истощать свои территории перенаселением, превышением ёмкости территорий.
(Причём люди не только истощают территории, но и, в отличие от оленей, отравляют их – пестицидами, тяжёлыми металлами, кислотами и т.д.)
65. – Как людям не повторить судьбу оленей Аризонского заповедника, который из-за перенаселения оленями утратил способность прокормить так же много оленей, как до оленьего перенаселения?
66. – Не рожать более двух детей на одну женщину.
67. – Как называется наука о населении: его воспроизводстве, численности, приросте, составе?
68. – Демография.
69. – Как называется возобновление поколений?
70. – Воспроизводство населения.
71. – За счёт чего происходит возобновление населения?
72. – За счёт рождения новых людей.
73. – Как называется число рождённых детей?
74. – Рождаемость.
75. – Как называется число умерших людей?
76. – Смертность.
77. – Что будет с населением, если дети не будут рождаться?
78. – Вымрет. А перед этим состарится.
79. – Как называется сильное и долгое снижение численности населения в результате снижения рождаемости?
80. – Депопуляция. (Убыль населения).
81. – Что такое депопуляция?
82. – Это сокращение численности населения из-за сокращения рождаемости.
83. – Если рождаемость выше смертности (если рождается больше, чем умирает) – численность населения растёт или снижается?
84. – Растёт. (Прирост положительный).
85. – Рост численности населения – это хорошо или плохо?
86. – При перенаселении это создаёт риск голода, войн и истощения территории, после чего она не сможет прокормить так много людей, как могла раньше.
87. – Если рождаемость ниже смертности – численность населения растёт или снижается?
88. – Снижается. (Прирост отрицательный).
89. – Снижение численности населения – это хорошо или плохо?
90. – При перенаселении это не плохо, так как снижает риск голода, войн и истощения территории.
91. – Как изменить рождаемость и смертность, чтобы увеличить численность населения?
92. – Рождаемость повысить, а смертность снизить.
93. – Как увеличить численность населения?
94. – Снизить смертность и повысить рождаемость.
95. – Если повысить рождаемость – численность населения увеличится или снизится?
96. – Увеличится.
97. – Если снизить рождаемость – численность населения увеличится или снизится?
98. – Снизится.
Этика
99. – Этично ли повышать смертность для снижения численности населения?
100. – Нет.
101. – Назовите единственный приемлемый способ снижения численности населения и прироста.
102. – Сокращение рождаемости.
103. – Назовите этичные способы снижения рождаемости.
104. – Контрацепция.
105. – Что мешает населению бедных стран пользоваться контрацепцией?
106. – Отсутствие денежных средств на приобретение средств контрацепции.
107. – Назовите способ контрацепции, при котором не требуются расходы на средства контрацепции.
108. – Воздержание (отсутствие половых контактов) в первой половине женского гормонального цикла.
109. – Назовите самый безвредный и безопасный способ контрацепции.
110. – Воздержание до примерно 17-го дня женского цикла.
Понятие прироста
111. – Как называется разница между числом рождённых и числом умерших? (за единицу времени)
112. – Прирост населения.
113. – Как называется число людей, на которое увеличивается численность населения?
114. – Прирост.
115. – В чём разница между числом рождённых людей и приростом?
116. – Прирост – это разница между числом рождённых и числом ушедших.
117. – Зависит ли прирост от рождаемости?
118. – Да. Чем больше рождаемость – тем больше прирост.
119. – Зависит ли прирост населения от смертности?
120. – Да. – Чем меньше смертность – тем больше прирост.
121. – От чего зависит прирост населения?
122. – От рождаемости и смертности.
123. – Каков прирост населения Земли в 90-х годах? (абсолютный ежегодный)
124. – 80 млн человек в год.
125. – Что означает фраза, что прирост населения Земли составляет 80 млн в год?
126. – Что людей становится на 80 млн человек в год больше.
127. – На сколько человек увеличивалась численность населения Земли ежегодно в 90-х годах ХХ века?
128. – На 80 миллионов человек каждый год.
Типы прироста населения
129. – Как называется прирост населения, при котором рождается больше, чем умирает?
130. – Положительный прирост населения.
131. – Как называется прирост населения, при котором рождается меньше, чем умирает?
132. – Отрицательный прирост населения.
133. – При положительном приросте численность населения растёт или убывает?
134. – Растёт.
(Так как положительный прирост означает, что людей рождается больше, чем умирает).
135. – При отрицательном приросте численность населения растёт или снижается?
136. – Снижается.
Так как отрицательный прирост получается, когда умирает больше людей, чем рождается.
137. – Назовите типы прироста населения.
138. – Положительный и отрицательный.
139. – Какой тип прироста на Земле в целом?
140. – Положительный.
141. – Положительный прирост – это хорошо или плохо?
142. – Это хорошо, если нет перенаселения,
а если оно есть, то создаёт риск перенаселения,
голода, войн и истощения территории.
143. – Отрицательный прирост – это хорошо или плохо?
144. – Это плохо, если население слишком маленькое.
Но если есть перенаселение,
то отрицательный прирост – это хорошо,
так как даёт шанс избежать голода, войн и истощения территории с падением её ёмкости
(способности прокормить так же много людей, как до перенаселения и истощения).
145. – В каких условиях какой прирост лучше?
146. – До перенаселения – положительный, а при перенаселении – отрицательный.
147. – Какой прирост лучше при перенаселении?
148. – Отрицательный.
149. – Нужен ли положительный прирост при перенаселении?
150. – Нет.
151. – Какой прирост желателен при дефиците населения?
152. – Положительный.
153. – Сколько детей может родить каждая женщина, чтобы не было положительного прироста при перенаселении?
154. – Двоих детей.
155. – Какое число детей на одну женщину даёт отрицательный прирост?
156. – Менее двух детей.
157. – Какое число детей на одну женщину даёт положительный прирост?
158. – Более двух.
159. – Назовите оптимальный способ достижения цели рождения женщинами только двух детей.
160. – Контрацепция.
161. – Для Земли при перенаселении какой прирост нужен?
162. – Отрицательный.
163. – Приведите примеры стран с отрицательным приростом.
164. – Страны Европы.
165. – Есть ли на Земле перенаселение?
166. – Есть, учитывая употребление мяса и снижаемую этим ёмкость территории.
167. – Как можно было бы увеличить ёмкость территории Земли, не меняя численность населения?
168. – Перейти на вегетарианство всем человечеством.
169. – Возможен ли переход на вегетарианство для большинства населения?
170. – Вряд ли.
171. – Почему люди не могут стать вегетарианцами?
172. – Не хотят отказываться от мяса.
173. – Было бы на Земле перенаселение при населении 7 млрд человек, если бы все были вегетарианцами?
174. – Пищи хватало бы.
Хотя осталась бы проблема избыточного сжигания топлива и парникового эффекта.
Депопуляция
175. – Как называется снижение численности населения из-за снижения рождаемости?
176. – Депопуляция.
177. – Как называется прирост, при котором может произойти депопуляция?
178. – Отрицательный прирост.
179. – Депопуляция – это хорошо или плохо?
180. – Плохо, если население исчезает.
Но при перенаселении сокращение рождаемости и численности населения до нормальных размеров (то есть в рамках ёмкости территории) – единственный способ избежать голода, войн и истощения территории.
Однако сокращение населения до ёмкости территории – это далеко не вымирание популяции.
181. – В каких странах есть риск депопуляции при сохранении отрицательного прироста?
182. – В странах Европы и в России.
183. – Есть ли риск вымирания населения Азии, Африки, США?
184. – Нет.
Зависимость развития страны от населения
185. – Что является производительной силой общества?
186. – Люди, участвующие в труде.
187. – Кто является потребителем создаваемых благ?
188. – Население, люди.
189. – Влияет ли численность населения на развитие страны?
190. – Да.
191. – Какие страны наиболее развитые – с большим населением или небольшим?
192. – С небольшим.
193. – Как население способствует развитию страны?
194. – Труд населения создаёт те вещи и объекты, которые делают страны развитой.
195. – Может ли избыток населения затруднять развитие страны?
196. – Да.
197. – Почему перенаселение не помогает развитию страны?
198. – Потому что перенаселение приводит к истощению территории, после которого развивать территорию сложно или невозможно.
199. – Верно ли утверждение, что чем больше население – тем лучше для развития страны?
200. – Нет.
201. – Какое население помогает развитию страны – грамотное или неграмотное, трудолюбивое или ленивое?
202. – Грамотное и трудолюбивое.
203. – Что лучше для развития страны – увеличить численность населения или численность образованных граждан?
204. – И то, и другое. (Если нет перенаселения).
205. – За счёт чего страна может развиваться, если увеличивать численность населения нет смысла или вредно из-за перенаселения?
206. – За счёт повышения образованности населения и развития технологий.
207. – Почему образованное население выгоднее для развития государства?
208. – Потому что образованные люди способны выполнять более сложную работу (оператор АЭС, например, или технолог и т.д.), создавать и обслуживать автоматы и роботы.
Рождаемость
209. – Что такое рождаемость?
210. – Это число детей, рождённых за год.
211. – Зависит ли рождаемость от условий жизни и отношений в обществе?
212. – Да.
213. – Могут ли плохие условия жизни (голод, война) снизить рождаемость?
214. – Да.
215. – В каком году ВОВ была минимальная рождаемость в России?
216. – В 1943 году.
217. – Почему через 25 и 50 лет после 1943-го года были годы сниженной рождаемости? (1968 и 1993 годы).
218. – Потому что в эти годы детей рожали люди, рождённые в 1943 году на спаде рождаемости. Или их дети.
219. – Кто рожает больше детей – образованные люди или малообразованные?
220. – Малообразованные.
221. – Может ли повышение уровня образования людей и сроков обучения детей снизить рождаемость?
222. – Да.
223. – Для каких стран характерна низкая рождаемость?
224. – Для развитых.
225. – Для каких стран характерна высокая рождаемость?
226. – Для развивающихся.
227. – Какая рождаемость в развитых странах?
228. – Низкая.
229. – Какая рождаемость в развивающихся странах?
230. – Высокая.
231. – Бывает ли высокая рождаемость при плохих условиях жизни (войны, голод)?
232. – Да. (Но обычно вместе с высокой смертностью).
233. – Почему люди рожают много детей в плохих условиях?
234. – … (Самостоятельно размышлять.)
Смертность
235. – Что такое смертность?
236. – Это число умерших людей за год.
237. – Зависит ли смертность от питания людей?
238. – Да.
239. – Повышает ли смертность при голоде?
240. – Да.
241. – Переедание повышает или снижает смертность?
242. – Повышает. Переедающие люди умирают чаще и раньше (из-за хронических заболеваний, ожирения и т.д.).
243. – Повышается ли смертность при антисанитарии?
244. – Да.
245. – Снижается ли смертность при соблюдении санитарных норм?
246. – Да.
247. – Приведите примеры болезней, от которых умирают при загрязнении водоёмов канализационными стоками или отсутствием канализации.
248. – Холера, дизентерия.
249. – Зависит ли смертность от уровня и наличия здравоохранения?
250. – Да.
251. – Назовите главный фактор, влияющий на здоровье и смертность.
252. – Собственный образ жизни.
253. – Приведите примеры привычек, которые сокращают продолжительность жизни.
254. – Курение, употребление алкоголя, малоподвижность, переедание, уныние, тоскливое настроение.
255. – Как проще всего снизить смертность?
256. – Не переедать, много ходить, находить поводы для радости, тренировать способность радоваться.
257. – Назовите причины, по которым войны сокращают население.
258. – Убийство людей на фронтах, голод, болезни, снижение числа потенциальных родителей.
259. – Перечислите причины, из-за которых в развивающихся странах смертность выше, чем в развитых. (А продолжительность жизни короче).
260. – Войны, конфликты, несоблюдение санитарных норм, вредные производства и загрязнение среды, вредные привычки, голод, низкий уровень медицины, недостаточный уровень неграмотности, высокий уровень преступности.
261. – Назовите причины, из-за которых в развитых странах смертность ниже, чем в развивающихся, а продолжительность жизни дольше.
262. – Высокий уровень здравоохранения и образования, ведение здорового образа жизни, стремление снизить загрязнения среды, сытость.
Типы воспроизводства населения
263. – Чем отличаются два типа воспроизводства?
264. – Размерами рождаемости и смертности и в итоге – изменениями численности населения.
265. – Назовите тип воспроизводства населения, при котором рождаемость и смертность низкие. (И прирост как следствие).
266. – Первый тип воспроизводства.
267. – Как назвали тип воспроизводства населения, при котором рождаемость очень высокая, а смертность низкая?
268. – Второй тип воспроизводства населения.
269. – Как меняется численность населения при первом типе населения?
270. – Не растёт, или растёт не быстро, или снижается.
271. – Какие приросты дают медленный рост численности населения?
272. – Низкий (растёт медленно), нулевой (не растёт) или отрицательный (снижается).
273. – Как называется снижение численности населения или медленный рост численности?
274. – Депопуляция.
275. – Чем демографический кризис отличается от депопуляции?
276. – Демографическим кризисом считают даже медленное увеличение численности, а депопуляция – это только снижение численности.
Демографический взрыв тоже относят к демографическим кризисам.
277. – Как меняется численность населения при втором типе воспроизводства?
278. – Растёт быстрыми темпами.
279. – Как называется резкий взрывной рост численности населения?
280. – Демографический взрыв.
281. – Для каких стран характерен первый тип воспроизводства, низкая рождаемость и низкий прирост?
282. – Для развитых.
283. – Для каких стран характерен второй тип воспроизводства населения, высокая рождаемость и высокий прирост?
284. – Для развивающихся.
285. – Почему в развитых странах доля пожилых людей выше, чем в развивающихся и чем доля молодёжи?
286. – Потому что выше продолжительность жизни и меньше рождаемость (реже рожают детей).
287. – Назовите развитые страны с первым типом воспроизводства и низкой рождаемостью, в которых прирост положительный и достаточно значительный.
288. – США, Канада, Австралия. Прирост – 5 человек на 1000 жителей.
289. – Какое число детей в семьях обеспечивает прирост в США?
290. – По 2-3 ребёнка на женщину (в среднем).
291. – Какой прирост в США и Австралии?
292. – Положительный, хоть и небольшой.
293. – Растёт ли население США и Канады?
294. – Да.
295. – Как называется прирост, при котором численность населения не меняется, не растёт и не снижается?
296. – Нулевой прирост.
297. – Приведите примеры стран с нулевым приростом.
298. – Страны Европы: Дания, Польша и т.д.
299. – Есть ли демографический кризис в странах с нулевым приростом?
300. – Да. Из-за риска перехода нулевого в отрицательный.
301. – Что больше при нулевом приросте – рождаемость или смертность?
302. – При нулевом приросте рождаемость и смертность примерно одинаковые.
303. – Какой получается прирост, если рождается меньше людей, чем умирает?
304. – Отрицательный.
305. – Как меняется численность населения при отрицательном приросте?
306. – Снижается. (Депопуляция).
307. – Приведите примеры стран с отрицательным приростом.
308. – Россия, Украина.
309. – Какое число стран Европы имеет отрицательный - прирост?
310. – 15.
311. – Какой прирост в России и Украине?
312. – Отрицательный.
313. – Назовите причину отрицательного прироста в России.
314. – Экономический кризис 90-х годов.
315. – В какой период истории произошёл переход от многодетной (5-10 детей) модели семьи в России к малодетной (1-2)?
316. – Во времена СССР.
317. – Назовите причины снижения смертности в развивающихся странах в ХХ веке.
318. – Улучшение здравоохранения, санитарии, вакцинация, снижение эпидемий.
319. – Назовите причины высокой рождаемости в развивающихся странах.
320. – Древние традиции ранних браков и многодетных семей,
- страх остаться без помощи детей в старости,
- нужда в помощниках в тяжёлом труде по хозяйству,
- преобладание сельского населения,
- низкий уровень образования.
Стр 60
321.
Часть 4 – Главная мысль темы:
Чтобы выжить, человечеству нужно:
1) не потреблять и не производить лишних вещей и пищи,
2) совершенствовать технологии (с целью не отравлять среду)
3) и рожать не более двух детей на одну женщину с целью избежать перенаселения.
Иначе – массовая гибель людей –
всего человечества или миллиардов.
Но. –
Стремясь избежать перенаселения, нужно не перестараться.
Не нужно создавать дефицит населения.
Рождение двух детей каждой женщиной вполне допустимо.
А рождение каждой женщиной хотя бы одного ребёнка очень желательно.
И тем более недопустимо сокращение численности населения
за счёт повышения смертности, болезней, войн, сокращения продолжительности жизни и т.п.
Раскрытие этой главной мысли (об опасности перенаселения) начнём с объяснения этого вопроса:
Почему перенаселение опасно?
Почему перенаселение создаёт угрозу массовой гибели людей?
Потому что большое количество людей приводит к тому, что:
люди истощают свои источники пищи.
Это истощение источников пищи (океана и почв) приводит к тому,
что люди не могут произвести нужное им количество пищи.
А без нужного количества пищи люди погибают от голода.
И чем меньше еды – тем больше людей погибает от голода.
Подробнее про то же самое:
Чем больше людей – тем больше для них нужно:
- пищи и
- вещей,
- тепла для обогрева и т.д.
Откуда у нас пища?
10% пищи нам даёт океан (рыба и другие продукты моря),
а 90% пищи мы производим благодаря сельскому хозяйству (далее – с/х):
земледелию, выращиванию на полях пшеницы, скотоводству и т.д..
Как у нас дела с рыбой? Хорошо ли? Достаточно ли рыбы?
Может ли нас прокормить океан?
Нет, дело с рыбой плохо:
рыбы становится меньше.
Подробнее про проблемы с рыбой:
Люди стали вылавливать так много рыбы за прошедшие полвека,
что количество рыбы в океанах снизилось.
И оно не восстановится, пока вылов не уменьшится.
А разве он может уменьшиться, раз людям нужна пища?
Люди не идут на уменьшение лова даже ради того,
чтобы восстановилось количество рыбы для самих же людей.
Потому что рыба нужно сегодня, а восстановилось бы количество рыбы только через несколько лет.
Как у нас дела с с/х?
Может, нас спасёт от голода с/х?
Нет, и в с/х тоже не всё хорошо, есть большие проблемы и опасности.
Из-за дефицита почв и разрушения почв (эрозии).
Подробнее про проблемы в с/х:
В с/х люди так интенсивно использовали поля и пастбища,
что многие из них превратились в пустыни, разрушились, потеряли плодородие.
Причём исправить это крайне сложно или невозможно за достаточно БЫСТРЫЙ срок.
Мы может не успеть спасти почвы (и тем самым самих себя) –
тем более что многие этим и не занимаются.
Если не снизить нагрузку на поля и пастбища
и не позаботиться об их плодородии
(не сократить площади полей, не засевать их реже и т.д.),
то разрушение почв станет настолько сильным,
что люди не смогут выращивать нужное количество пищи.
А значит, возникнет угроза голода. Массового.
?
Может быть, нас спасёт повышение урожайности?
Но она и так почти предельная –
повысить урожайность ещё больше вряд ли возможно.
?
Может быть, нас спасут от голода новые поля?
Можно же распахать те земли, которые сейчас не распаханы?
Нет.
И новые поля нам тоже взять негде.
Потому что почти всё, что можно было сделать полями, давно превращено в поля.
Резерв почв есть только в Африке и Латинской Америке.
Ради полей вырублена даже часть лесов (75%, три четверти прежних),
хотя урожайность таких полей часто быстро теряется.
Может быть, людей спасёт от голода вырубка оставшихся лесов?
И новые поля на месте этих вырубленных лесов?
Нет. Вырубка лесов не спасёт от голода, а ускорит голод.
Потому что поля на месте вырубленных лесов часто быстро теряют плодородие.
Кроме того, без лесов быстрее разрушатся даже прежние поля,
потому что верхние слои почвы развеются ветрами и смоются ручьями
(а леса защищают поля от смывания и сдувания, задерживая и воду, и ветер, то есть препятствуя эрозии и водной, и ветровой).
Где есть места, которые можно превратить в поля (распахать) без опасности проблем?
В Африке и Латинской Америке есть некоторое количество таких земель.
Но земли Африки нужны самим африканцам.
Их самих в Африке около миллиарда человек, причём многие голодают.
Так что другим людям вряд ли можно рассчитывать, что их спасут от голода новые поля Африки.
Перенаселение опасно только из-за риска голода из-за истощения пищевых ресурсов
или ещё по каким-то причинам?
Кроме риска голода, перенаселение создаёт угрозу массовой гибели
из-за эпидемий инфекционных заболеваний.
А также из-за риска войн за почвы и другие ресурсы.
А также из-за риска отравления воды и воздуха отходами промышленных предприятий и т.д.
А также из-за быстрого расхода топлива ради обогрева и т.д.
Ещё раз кратко ответ на вопрос:
Почему перенаселение создаёт угрозу массовой гибели людей?
Потому что опасны такие последствия перенаселения, как:
- войны за ресурсы,
- эпидемии,
- голод,
- отравление воды и воздуха;
- истощение почв,
а затем вымирание (оставшегося после войн) человечества
в отравленной и разорённой им самим пустыне
на месте бывшей плодородной планеты.
Вопрос:
А если люди не станут воевать за ресурсы,
а поделят все ресурсы поровну?
Тогда перенаселение не привело бы к массовой гибели людей?
Тогда пищи хватило бы на всех?
Даже если бы люди были бы такими добрыми, что не стали бы воевать за ресурсы
(или выгонять других людей с плодородных земель,
воровать пищу чужую пищу или отбирать пищу и т.д.) –
всё равно при определённом количестве людей пищи на всех хватать не может.
При каком именно количестве пищи начинает не хватать – зависит от способов производства пищи.
В настоящее время достигнут предел производства пищи,
причём нынешнего количества пищи уже не хватает на всех людей.
А если изобретатели смогут изобрести такие новые
способы производства пищи, что пищи хватит на всех?
Тогда угрозы голодной смерти не будет?
Теоретически пищу можно делать из нефти и природного газа.
(Из одних органических молекул можно делать другие,
из метана можно делать крахмал, жиры и белки и т.д.).
И можно даже добиться приемлемого качества и вкуса такой пищи.
Но вряд ли есть люди, которые хотят питаться пищей из нефти
вместо обычной пищи, выращенной на полях и т.д.
А если люди согласятся есть пищу из нефти, чтобы выжить –
тогда перенаселение не будет грозить массовой гибелью людей?
Будет.
Перенаселение создаёт угрозу смерти людей из-за эпидемий.
А в условиях, когда нет карантина между разными странами,
эпидемии могли бы охватывать всю планету или континенты, то есть превращаться в пан-демии.
Даже в условиях развитой медицины и науки.
Потому что создание лекарств требует времени.
И даже если учёные смогут сделать вакцины и лекарства –
ко времени появления лекарств уже успеют погибнуть миллионы людей или миллиарды.
Таким образом, перенаселение создаёт угрозу массовой гибели людей.
Вряд ли люди хотят массовой гибели.
Вряд ли гибель людей должна допускаться разумными и гуманными существами, какими люди себя считают вполне по праву.
А чтобы не допустить гибели людей из-за перенаселения –
нужно всего лишь не допускать перенаселения,
ограничивая рождаемость двумя детьми на одну женщину.
На этом текст про главную мысль параграфа закончен.
Теперь повторение уже сказанного в ответе на
вопрос про обеспечение новых миллиардов:
Можем ли мы прокормить новые миллиарды,
когда их станет 10 или 12, как это прогнозируется?
1. Обеспечить хотя бы пищей будущие 10 или 12 млрд людей, когда они родятся, будет крайне сложно.
Эти новые миллиарды, когда они родятся –
потенциально нищие и голодающие.
2. Даже если бы все люди согласились поделить всю пищу планеты поровну и постарались производить максимум пищи –
всё равно пищи людям не хватило бы, люди погибали бы от голода.
3. Потому что количество пищи, которое можно произвести на Земле,
ограничено количеством земли,
на которой можно выращивать пищу.
А также количеством пищи, которую может произвести океан.
4. Уловы рыбы в океане давно максимально возможные –
более того, избыточный вылов (перевылов) уже привёл
к снижению количества рыбы в океанах.
И оно уже не вырастет, пока люди не снизят объёмы лова.
5. С/х тоже не может давать пищи больше, чем уже даёт.
Наоборот, есть риск, что скоро с/х уже не сможет
давать даже столько пищи, сколько даёт сейчас:
- из-за отравления почв
- и разрушения почв,
вызванного стремлением получить максимум урожая сегодня, не думая об урожае детей и внуков.
6. Почти все земли, на которых можно производить пищу, давно распаханы
(некоторый резерв почв есть только в Африке),
а урожайность давно достигла возможного предела.
7. Более того, интенсивность с/х давно такая,
что это угрожает снижением урожайности и плодородия почв,
многие из которых подвержены эрозии.
8. Но люди жаждут не только пищи – они требуют ещё и множества вещей.
Производство вещей требует расхода топлива, металлов, нефти и т.д.
Все эти ресурсы тоже не бесконечны, их запасы и доступность ограничены.
И есть большой риск, что люди постараются отнять нужное себе у других людей, развязывая войны за ресурсы.
Нам трудно обеспечить даже современные 7 млрд людей.
В итоге миллиарды людей и не обеспечены даже пищей.
Около 1 млрд людей голодают так, что умирают от голода.
Около половины людей голодают так, что недоедание приводит к болезням.
Сейчас обеспечены пищей и всем необходимым для современной жизни
только около 1 млрд людей из семи,
а остальные голодают и живут в нищете.
При этом у нас и нет возможности обеспечить этих остальных даже пищей,
так как нет возможности намного увеличить производство пищи:
почти нет нераспаханных земель
(кроме некоторого количества в Африке),
а распахано больше, чем можно было распахивать.
Многие земли распаханы на месте уничтоженных лесов.
Причём это оказалось бессмысленным,
так как такие почвы быстро теряют плодородие и превращаются в пустыни.
Они могут давать урожай 2-3 года, но не 10 и не 50 лет.
Из-за вырубок лесов под пашни
на суше осталось всего 7% лесов из прежних 30%,
что ускоряет разрушение распаханных полей
и грозит сокращением размеров полей
(а значит и уменьшением производства пищи, и увеличением числа умирающих от голода).
Если мы вырубим оставшиеся 7% лесов
ради увеличения площади полей, посевов и урожая,
то это всё равно не решит проблему голода –
наоборот, это только усилит проблему,
так как без лесов почвы быстро разрушаются –
в итоге без лесов и полей не будет,
выращивать пищу будет негде,
а океан не прокормит всех, так как даёт только 10% от всей пищи людей.
Если мы ещё больше увеличим производство вещей и сжигание топлива, то ещё больше отравим воду, почвы и воздух.
Свидетельство о публикации №218112900957