Тайны Джордано Бруно

«Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
С этого доноса, для Джордано Бруно началась долгая дорога к бессмертию...

Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno) - урождённый Филиппо Бруно, прозвище «Бруно Ноланец», родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика, где постригся в монахи и получил имя Джордано, а в 1572 году становится католическим священником.
В 1575 году, во время пребывания в монастыре св. Доминика, Джордано навлёк на себя подозрения в чтении запрещенных книг, кроме того, он убирал из кельи иконы и оставлял лишь распятие. Начальство начало расследование его деятельности. Чтобы избежать наказания, Бруно переезжал с места на место, наконец, добрался до Швейцарии, где стал кальвинистом. В 1579 году он поступает в Женевский университет, однако его вновь преследует обвинение в ереси — уже со стороны кальвинистов. Затем следуют французский и английский период жизни Бруно. В Лондоне, он издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности, вселенной и мирах».

В 1591 году Джордано Бруно принял приглашение богатого венецианского аристократа Джованни Мочениго обучить его мнемотехнике (искусству памяти) и переехал в Венецию. Однако вскоре Мочениго направил в инквизицию донос на Бруно.
Философ был арестован и заключён в тюрьму. Число и характер ересей, в которых подозревался Джордано Бруно, были так велики, что венецианская инквизиция не смогла провести процесс над ним. Рим потребовал от Венеции выдать Бруно для суда. В римских тюрьмах Джордано Бруно провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои убеждения ошибкой.
9 февраля 1600 года инквизиционный трибунал признал Бруно «не раскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишен священнического сана и отлучен от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, рекомендуя подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало - сжечь живым.
В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть!».
По решению светского суда, 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту и привязали к столбу железной цепью. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай».
Все произведения Джордано Бруно были занесены в католический Индекс запрещённых книг и находились в нём... до 1948 года!!!

Еретик.

Основные ереси, в которых обвинялся Джордано Бруно:
-сомнения относительно пресуществления и непорочности зачатия Девы Марии,
-критический подход к трактованию Троицы;
-утверждения о бесконечности вселенной и множестве миров;
-Бог и Вселенная одно и то же бытие;
-вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог;
-Вселенная построена из монад - простых, неразложимых элементов всего существующего; монады не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа — особая монада; Бог — монада монад;
-отсутствие материальных небесных сфер;
-безграничность Вселенной;
-звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты;
-существование неизвестных в то время планет в Солнечной системе.
Бруно полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела - земля, вода, огонь, воздух и эфир), предположил возможность жизни на других планетах.

В Ватикане корчились от ярости, читая «ереси» Джордано Бруно. Папа делал все возможное, чтобы схватить и осудить еретика. Но сделать это было непросто. Джордано Бруно поддерживал дружественные отношения с королями Франции Генрихом III и Генрихом IV, британской королевой Елизаветой I, императором Священной Римской империи Рудольфом II и многими другими европейскими «властителями». Книги Бруно печатались в лучших типографиях.
Но Джордано Бруно прославился вовсе не трудами по космологии, а великолепной памятью. Он развивал мнемонику (искусство памяти), которая была тогда модной у интеллектуалов. Джордано помнил наизусть сотни книг, начиная от Священного писания и заканчивая алхимическими трактатами. Искусству запоминания он научил Генриха III и Елизавету I, которая даже позволила Джордано заходить в свои покои в любое время, без доклада.

24 мая 1592 года венецианские инквизиторы арестовали Джордано Бруно по доносу богатого венецианца Джованни Мочениго.
История эта  банальна. Бруно подрядился за большое вознаграждение обучить Мочениго искусству памяти. Однако венецианец оказался туповат и обучению не поддавался. Бруно, который иногда перебирал в своей прямолинейности, объявил ученику, что тот безнадежен и он прекращает обучение. Мочениго попытался уговорить Бруно остаться, но тот оказался непреклонным. Тогда ученик-неудачник написал донос в местную инквизицию, в котором  утверждал, что его наставник попирал католические догматы, рассуждал о «бесконечных мирах» и называл себя представителем «новой философии».
В те времена, доносы инквизиции о попрании догматов церкви были самыми распространенными способами «сделать гадость» соседу, конкуренту, личному врагу. Инквизиция рассматривала все доносы, хотя многие из них не доходили до суда.

На первых же допросах,  Джордано Бруно отмел все обвинения в ереси и поделился со следователями своими взглядами на устройство Вселенной, которыми развивал труды Коперника. Идеи Коперника не были еще запрещены, и Бруно посчитал, что никаких поводов для его ареста не было.
Джордано вел себя с инквизиторами весьма заносчиво. И следователи решили подольше подержать «гордеца», чтобы за это время «накопать» на него компромат. Но тут пришел запрос из Рима с требованием «этапировать» еретика в Вечный город. Венецианский прокуратор Контарини настаивал на том, что Джордано Бруно должен остаться в Венеции. Прокурор говорил, что Бруно - один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, обладает необычайными познаниями и создал замечательное учение. Но так как оно направлено против церкви, отпускать его нельзя. Тем не менее, Ватикан добился своего и Бруно отправили «этапом» в Рим. 

Джордано Бруно провёл под следствием восемь лет. Это рекорд для судопроизводства инквизиции! Для ведения следствия было привлечено девять кардиналов! Тем не менее, все девять инквизиторов не смогли подобрать слова к описанию «еретических» деяний монаха-доминиканца.
В приговоре фактически не было обвинительного заключения. Там было написано: «Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в её руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели». 
Несмотря на запрет инквизиции, книги Бруно свободно продавались в Риме и других итальянских городах до 1609 года.

Кто сгорел на костре?

До нас дошло единственное письменное свидетельство казни Джордано Бруно, написанное Каспаром Шоппе, который присутствовал при сожжении «еретика. Шоппе написал письмо своему товарищу, в котором рассказал, что «еретик» принял смерть спокойно: «Не раскаявшись в своих грехах, Бруно отправился в вымышленные им миры рассказать, что делают римляне с богохульниками».
Интересно, откуда Шоппе взял, что ересь Джордано Бруно заключается в его взгляде на Вселенную – в приговоре об этом ничего не было сказано!
Шоппе указал в своём письме к другу еще одну интересную деталь – Джордано Бруно возвели на костер с кляпом во рту, что было не в традициях инквизиторских казней. Наоборот, организаторы казней ожидали, что в последние минуты казнимый начнет раскаиваться. Даже такой интеллектуал и полемист, как Бруно, не смог бы за несколько минут до сожжения убедить неграмотную толпу в ложности религиозных постулатов.
Есть версия, что казнили не Джордано Бруно - именно для этого и нужен был кляп, потому что палачи опасались, что приговоренный вдруг выкрикнет: «Я не Джордано Бруно!»...
Странной была не только казнь. Странным был процесс и очень странным - текст приговора: "Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществляется в тело и т.д. Эти положения были предъявлены тебе 18 января 1599 года в конгрегации прелатов, заседавшей в святой службе... И затем, 4 февраля 1599 года, было постановлено снова предъявить тебе указанные восемь положений...".
Однако, "восемь положений" не указаны в тексте приговора. Речь идет лишь о доносе Мочениго. Нет ни слова об основаниях для вынесения приговора, если не считать выражения "тягчайшие заблуждения и ереси" и "упорство и непреклонность", которые на основания для смертного приговора «не тянут».
Утверждения историков, что Джордано Бруно был казнен как последователь системы Коперника, не соответствуют истине. Бруно был сожжен в 1600 году, а труды Коперника внесены в индекс запрещенных книг только в 1616-м.
Одна из версий гласит, что Джордано Бруно пострадал за свое учение о бесконечности вселенной и миров». Инквизиция много раз опрашивала свидетелей, использовала сокамерников Бруно в качестве доносчиков, дотошно допрашивала самого Джордано. Для приговора по поводу распространения учения о множественности миров было достаточно было только двух положений ("сформулировал" и "распространял"). Но "еретических положений", послуживших для осуждения Бруно, было восемь. Куда делись оставшиеся шесть? И почему тезис о множественности миров не был внесен в текст приговора?
Протокол третьего венецианского допроса Бруно от 2 июня 1592 года: "...в этой вселенной я предполагаю универсальное провидение, в силу которого все существующее живет, развивается, движется и достигает своего совершенства. Я толкую его двумя способами. Первый способ – сравнение с душой в теле: она – вся во всем и вся в каждой любой части. Это, как я называю, есть природа, тень и след божества. Другой способ толкования – непостижимый образ, посредством которого бог, по сущности своей присутствию и могуществу, существует во всем и над всем не как часть, не как душа, но необъяснимым образом".
Джордано не был христианином:
"Спрошенный: Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, единую в существе, но различающуюся по ипостасям, согласно тому, чему учит и во что верует католическая церковь?
Ответил: Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа..."
При чтении этих протоколов создается впечатление, что Бруно откровенно издевался над инквизицией. Но процесс вели далеко не дураки, и можно предположить, что за подобные намеки Бруно обвинили, помимо всего прочего, в серьезном отклонении от учения господствующей церкви.
Из доноса Джованни Мочениго следовало, что Бруно "говорил... что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они – ослы". Инквизиторов заинтересовал этот пункт доноса Мочениго:
"Спрошенный: Высказывался ли с осуждением о католических монахах, в особенности порицая за то, что имеют доходы?
Ответил: Я не только никоим образом не осуждал церковников за что бы то ни было, в частности за то, что они имеют доходы, но, напротив, я осуждал за то, что монахи вынуждены нищенствовать, когда не имеют доходов. Я был крайне поражен, когда наблюдал во Франции, как некоторые священники выходят на улицу с раскрытым требником и просят милостыни".
По сути, это очередное издевательство Бруно над следователями. В те времена, редкий монах зарабатывал себе на жизнь трудом. Основным своим занятием монахи почитали попрошайничать на улицах, что в общем-то приносило им неплохие доходы.

Путь Джордано Бруно на костер  длился восемь лет – ровно столько не оглашенных публично пунктов обвинения было положено в основу приговора, подписанного генеральными инквизиторами.

17 февраля 1600 года на Кампо дей Фьори в Риме был "сожжен живым преступник брат доминиканец Ноланец... упорнейший еретик", человек, который 400 лет назад знал, что Космос бесконечен, а религия – опиум для народа.
Однажды, у папы Иоанна Павла II спросили, почему до сих пор не реабилитирован Бруно?
Папа ответил: «Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим».


Рецензии