Повесть о тех кто защищал Ленинград

      
Повесть
о  тех,   кто  пережил блокаду  Ленинграда.
               
Мой рассказ  посвящается  тем, кто  в самые тяжелые дни  окруженные  со  всех  сторон  фашистскими  войсками   жители   города - Героя   не  сдались.  Они  сопротивлялись, пережили  многочисленные невзгоды. Городе – Герое, испытаниях  защитников  города – Героя   Ленинграда, всему миру был показан фильм кинорежиссера, кинодокументалиста  Иосифа Нолыша. В фильме  ведется рассказ  о  истории семьи  Наспер  Любы и ее мамы,  других защитниках  Ленинграда, переживших блокаду. Кинодокументалист  Иолыш в    трех фильмах показывает  несгибаемый характер ленинградцев, их любовь к родному городу Петербургу, который был основан по инициативе и личном участии царя  России     Петра  – 1.      Автор Иолыш рассказывает о   беззаветной  преданности  Ленинградцев к  государству, одним из основателей  был  В. И. Ленин, возглавивший Великую  Октябрьскую  социалистическую  революцию. Моя повесть основывается на беседах  с участниками,  защищавших  блокадный  город,  изучении  исторических документов.
Германия как государство  создавалась  издавна   в результате борьбы   с  цивилизованным  Римом,  а также   войнами   между  германскими   племенами. Племена  германские    являются   представителями индоевропейской языковой группы. Германцы, как народ , сформирован на севере   Реки  Эльба  и  до  Скандинавии. Предками древних германцев являются   датчане,  шведы, норвежцы. Германия как единое государство  образовалось   в  V1- V111-  веках.  Германские  племена  объединились в Германский союз. В Союзе преобладали феодальные порядки. Союз  Германских племен с самого  начала своего существования  вел  войны с  соседними  государствами  с целью  захвата   прилегающих территорий. Порядки феодальные господствующие в союзе тормозили   развитие , Реформы  Наполеона  влияли  на общественные отношения  в Союзе, результатом являлось недовольство  крестьян, которые брали пример  с реформ, проводимых  Наполеоном. Реформы  Наполеона влияли на общественные отношения  в Германии и  крестьяне  часто восставали. Восстания  крестьян  продолжались  вплоть  до  конца войны с Наполеоном. Наполеон, Император  Франции   вел борьбу  с  устоями   феодализма.  Он оказывал помощь зарождавшейся буржуазии и опирался на нее.    Его правление  продолжалось   с   1799  по  1815   годы.   Руководители, чиновники  Германии защищали  интересы феодалов. Германия организовывала  союзы    с рядом прилегающих  государств. С целью победы в войне с  Францией.  Франция, в процессе войн, захватывала  новые территории, привлекала,  на свою сторону, другие государства. Народы   Германии вели  освободительную  войну с  Французским   господством.      
          Война  между   Германией  и  Францией    приобрела    мировой   характер. Эта   было    первая    мировая   война,  она  выражала   интересы новых  общественных  отношений,  которые  создавались    при   рождении   буржуазии.      Германия,  продолжая  войну  с революционной Францией, сумела в решающей битве  одержать победу  над  армией  Наполеона.  Пруссия  играла  главную роль  в  окончательной победе   над    Наполеоном.   Бисмарк  являлся   руководителем   Пруссии  и   возглавлял  вместе   с     юнкерами    Германии военными  действиями.  18  января 1871   года   в   Версальском     Дворце,  была   подписана    капитуляция   Франции.    Бисмарку      к власти придти  помогли  буржуа, юнкера, банкиры.  Он, начиная войну,  обещал  нарождавшейся  буржуазии  появлением новых  рынков сбыта произведенных товаров. Германия под руководством  Бисмарка, захватывала   территории  находящиеся    вблизи. В  результате  войн в центре Европы появилось  государство,  стремящееся   к  захватам.   Германия, как государство, которой руководил Бисмарк,  пришла к власти,   когда мир был  разделен между Англией  и Францией.  Бисмарк,   его   юнкера , обладавшие  силой,  прямо заявляли в необходимости  и для Германии » место  под   солнцем».  Войны,  затеваемые     Бисмарком ,  беспокоили Англию, владевшую колониями по всему миру.  По определению  В. И. Ленина   государства, ставшие  на    путь захватов  новых территорий, передел  мира вступили на путь развития  империализма.    Ими   стали       Англия,    Германия,   Франция,    в  определенной  степени,  Россия.    Капиталисты   ведущих   государств    мира,  вступившие на путь  империализма, вели интенсивную    подготовку    к    войне    за        передел    мира.  Зачинщиком  войны, наиболее заинтересованной , являлась, в первую очередь, Германия. Империалистические государства,        организовывали  союзы   с   другими   странами.  Союзниками  Германии  стали  Австро -  Венгрия,   Болгария, Османская    империя,   а  во  главе    другого  союза   являлись   Англия,   Франция   и   Россия. Россия, не была  подготовлена   к    войне, ибо  недавно   перешла   в  стадию империалистического    развития. На территории Российского государства существовали  еще  феодальные порядки. Буржуазия ,как класс , властвовала   в Петербурге, Москве Нижнем Новгороде, где строились новые заводы, развивалась промышленность. Буржуазия, властвующая в парламенте, требовала от  Бисмарка предоставления новых рынков сбыта продукции, товаров предприятиях, возглавляемых  ими. Парламентарии германского  Кнессета Бисмарк знали о   слабости  и  не  подготовленности к войне России. Они обратили   взгляды на  слабую  Россию. Их целью  стала   захват    ряда  территорий, которыми владела  Россия, как то  Польша, районов Прибалтики. Правительство государства Германии    вынуждала  Россию  вступить в   войну  против   Германии.   Правительство    Англии, вместе с тем, хорошо  помнило, как  народ  России смог победить Наполеона, знало   также и  о  большой   территории  занимаемой   Россией и возможности  России не только ослабить Германию и ее союзников, но  и  помочь  победить.
           1913 год  стал  началом  мировой  империалистической  войны.  На  войну были призваны  граждане,  достигшие восемнадцати летнего   возраста.  Царь, его  семья  показывали лично   примеры  патриотизма,  и  призывала народы России  в необходимости воевать и одержать победу. На  войну,   из-за  любви к  матушке  России, пошел и  сын  Якова   Рояка,  Ерухам  Рояк.  Сын младший - Залка, как  и  многие, не хотел принимать участие  в   войне. Тысячи  граждан различных  воюющих  государств, не  желавшие принимать участие в войне   эмигрировали  в  США, страну,  распложенную за  океаном, вдали от войны.   Соединенные  штаты  Америки с целью разбогатеть  поставляли  воюющим государствам и их союзникам все необходимое для ведения войны  и на   поставках   богатели.  Ерухам  Рояк, патриот  России, принимал  участие в войне. Он  был тяжело ранен,   лежал в госпитале, и   уволен  с  пулей в  легком   и  Георгиевским крестом.  Он после увольнения из  армии  поехал  в  город Баку, чтобы  повидаться  с любимым  старшим  братом Григорием. Брат  Гриша Рояк еще перед войной выехал в  Баку. Он   устроился  бухгалтером    в   Черном городе, где  управляющий  нефти промыслами  с  радостью    поженил   его    на    одной   из  четырех  не фото –гигиеничных   сестер.
         Первая   мировая ,  империалистическая  во йна окончилась 28-го   июня  1918   года  подписанием мирного   договора в Вер-сале.   В   итоге  войны были   ликвидированы  четыре   империи.   Германская,   Российская,  Австро. – Венгерская  и  Османская.  Последние   были  также    разделены.   Первая  мировая,    империалистическая война  дала   возможность   США  получить огромные  прибыли,  в том  числе  до     40%    мировых  запасов  золота.   Япония, в  результате  войны  с Россией, сумела  уничтожить основные   силы  флота  России, размещенного   на юге   полуострова  Кореи,  и  тем самым  усилила  свои  позиции   на   Тихом   океане   и   Дальнем  Востоке.  В   результате   Япония    начала   вытеснять  своих   конкурентов - С Ш А   и    Китай.  Война империалистическая , затеянная Германией была    самая    кровопролитная      из   всех войн,  проходивших  ранее. В войне было   много   убитых,  искалеченных.  Россия   потеряла    10  млн.  военных,    погибших   на   войне, около  20  млн. раненных и около  50 миллионов  мирных жителей, пострадавших из- за войны.       По   договору,   подписанному, в   Версале   и  ряда   других   соглашений  и  договоров  Россия потеряла  около   десяти  процентов   территории.  У    нее   отторгли  часть  Белоруссии, Прибалтийские государства,   Польшу,  часть  Приднестровья, Западную   часть   Украины, Финляндию,   Граница  проходила  по  западной  Двине , в сторону    Двинска. Германия  обязана  была  платить  огромные  репарации,  содержать  армию  в  пределах   внутренней    необходимости. Она  лишалась  захваченных   территорий ранее. Вот чем закончилась,  в первую очередь, авантюра  затеянная  Германией.  В Германии   наступил  острый  кризис.  недовольство   правительством.
        Парламент  Германии собравшейся в результате выборов   в 1933 голу  привел к  власти    национал  социалистическую партию во главе которой  был Адольф Гитлер.  Его позиции укрепились, когда  кайзер  Германии  Вильгельм отказался от  руководства государством...  Гитлер,  возглавлявший  партию, его соратники,  стали  объяснять  народу Германии, о том, что виноватыми  в  поражении,  тяжелом положения  немецкого народа являются евреи. Национал- социалисты   стали устраивать погромы, сжигать на кострах книги, газеты, журналы в которых упоминались  евреи. Многие  знатные  евреи  вынуждены были  выехать за границу. В  Германии была  создана  политическая  полиция  гестапо,  ее  члены    вели охоту за инока мыслящими, многих арестовывали. Антисемит, Юлиус Штрейхер, главный редактор  журнала  «штурмовик»,  выступал  с призывами к геноциду евреев.  В издаваемом  им  журнале содержался призыв к борьбе с коммунистами, и уничтожении  евреев, виновников  тяжелого положения  в котором  находятся  немцы..журнал Штрехера читал Гитлер, людоедские  высказыва-
ния прочитанные  немцами оболванивали многие массы корен-    ного населения Германии и особенно молодых немцев вступивших в партию  Гитлера, такие организации  как  Гестапо, начавших служить в отрядах штурмовиков , армии,  организации для молодежи Гитлер Юнгенд. В начале войны  Германии с Советским Союзом  в город  Поречье, Беларусь, зашел отряд        немцев. Он остановился на отдых во дворе школы.                Офицер молодой    командовавший отрядом ,   сразу спросил у любопытствующих жителей   « есть   ли   у Вас евреи». Жители ответили «да». Они привели завуча, только приехавшего из го-. рода Полоцка, после окончания  педагогического  училища. Офицер  отдал приказание сопровождающим Бендеровцам – националистам,   соорудить  на воротах  школы перекладину, натянуть веревку с петлей, поставить табуретку и когда процедура   была  выполнена, табуретка была   выбита   из   ног   приведенного молодого еврея – завуча школы. Так был повешен  молодой учитель математики,  еврей  Галеркин Исаак. Мать  Исаака, родная сестра  бабушки Рахили, Соня  Галеркина, вышла  на шум  во дворе, стала плакать и кричать на идешь. Ее подвели к   повешенному   сыну и застрелили у ног своего чада, приехавшего учить детишек. Ненависть к евреям, воспитывалась     Адольфом Гитлером и  его  подвижниками в немцах, им помогала  часть поляков, ненавидящая  советскую власть, сторонники националиста Бендеры. Когда  вешали  Исаака и расстреливали его маму  офицер и его команда  пели и хлопали в ладошки, как будто  изловили и убивали крысу.  Очевидно  журнал « Штурмовик», главный редактор,  добились  цели, и не зря  трибунал в  Нюрнберге вынес  решение о  казни  Юлиуса  Штрейхера. 
                Россия  не подписала  договор в Версале.  В  России  и Германии, как  и во всем мире,  усилилось  революционное  движение.  Царь  России  Николай    отказался  от   престола.  Возглавить   власть отказался  и  родной брат  Михаил.  В   революционной России было создано временное правительство   во главе с   А. Ф Керенским,  однако он   не смог  удержаться  у власти. Керенский А.Ф. бежал  из  Петербурга  в  дальнейшем жил  в  США. К   власти   пришло    правительство, партии большевиков, которую возглавил Ленин  В. И     В городе Петербурге,  затем  в г. Москве  и  во   всей   России   произошла Великая Октябрьская социалистическая резолюция. После смерти, в 1924 году,  Ленина В.И  руководителем    партии  и, советского государства стал И.В. Сталин. Он был  избран еще в 1923 году секретарем   партии   по предложению  В.И Ленина в  противовес Л.Троцкому еще с 1922 года.  В период  руководства   государством и партией И.В. Сталина были приняты ряд законов, в том числе закон о передаче больших домов ЖАКТУ.      С   принятием  этого закона у  матери одиннадцати  детей  Рахили, с трудом построенный дом,  был  передан   ЖАКТУ.  Рахиль  получила  квартиру  для  дочки Гени  с мужем  и    2-х    детей.  Остальные дети  уехали  в  город Ленинград.   Сын  Зяма   поступил   на  высшие    курсы   по    подготовке  бухгалтеров, зоны лесов города. Ленинграда и области. Мама Рахиль вскоре получила радостное письмо. Что  ее сын  Зяма, женился  на студентке медицинского института, проживавшей   ранее   в городе  Лепеле. Им  дали комнату на 6 этаже   по   улице Пионерской.   Внизу  работала  булочная. . Дочь    Соня  вскоре  переехала   в  Ленинград   и   устроилась на завод   «Красный треугольник»,ее приняли на работу в цех по производству  голошей.   Дочка  Муся, в возрасте  одиннадцати лет была  отдана   замуж  за  Арона  Письманника - 12 лет.  Старшая  Дочка  Рахили  Лея -  Елизавета  Григорьевна,  после учебы в университете  и  получение специальности  фармацевта   вышла замуж за Рояка  Ерухима  и проживала в Бешенковичах, около Витебска. Она  родила  сына. Отец  рано   умер, когда мне  исполнилось  шесть   месяцев. Мама  без   документов   поехала  в Полоцк,  где устроилась  на работу в аптеку. Нам, по просьбе бабушки  Рахили , в  ее  квартире,  выделили комнатку в 12 кв. метров. Мы жили по одной из главных улиц  города Полоцка,   !ул. Карла  Маркса 13. На этой улице располагалось городское Управление НКВД. Дворец офицеров, парк Горького, вал, который называли Наполеоновским, а  настоящее   время  его  называют   валом  Грозного. Дом имеет то преимущество, что находился против городской водонапорной башни. В доме, ранее принадлежащем  бабушки, одну  из  квартир  занимал  комендант города Редьков Владимир Иосифович.  Прекрасный  человек. Он жил один, так как жена осталась в Польше. В середине  дома  квартиру  занимал  доктор  Лумберг – обрусевший  немец. Его  сыновья проживали   городе Ленинграде. Доктора неоднократно  арестовывали, затем опускали. Рядом с квартирой Лумберга, проживала семья  Куликова И.И,  он  являлся      одним из инструкторов полоцкого  горкома партии.  В период репрессий  Куликов был посажен в тюрьму и сидел в Москве – Бубутырке, затем освобожден  и назначен директором строительного техникума.  Куликов ,сосед по дому, уговорил меня поступить в  возглавляемый  им техникум.  Я  сдал вступительные  экзамены ,поступил и и учился  на первом курсе в нем до  конца года.   Случайно,  в бане,   меня   увидел  директор  школы Бобровский  Иван Трофимович,  в  которой я раньше обучался.  Он  уговорил возвратиться в школу. Мне приходилось видеть, как  работали органы НКВД.  По  ночам  появлялись на квартиры, в которых  проживали  командиры   и  арестовывали  их. По навету был арестован  родственник,   сестры  моей мамы тети  Муси - Беленький безграмотный сапожник.  Хорошо помню,  как Германия договорилась с  СССР,  и разделили Польшу.   По договору с Германией  Прибалтика  передавалась  Советскому Союзу. Я  видел, как  служивших в польской армии  офицеров, увозили в неизвестном направлении на  автомашинах. Помню, как евреи города Полоцка принимали  сбежавших от фашистов  евреев,  жителей Варшавы, помогали им устроиться. Некоторые  из них были коммунистами. Многие прибывшие владели различными специальностями. С началом  летних каникул в традиции была поездка к дедушке  Якову  в Бешенковичи. По дороге, в г. Витебске, заезжали к его родному брату. Маму и меня принимали   как самых родных. Мы жили  бедно. Помню, как зимой мерзли по дороге в школу. Обувь была мне тесна. 0дежду сшили в мастерской  военные портные по просьбе   дяди Арона Писманника, мужа Муси. Он работал парикмахером в тринадцатом  стрелковом полку и много раз брал меня в полк покушать полковой гречневой каши. Дядя Арон сумел купить дорогой велосипед  и  этим гордился,  часто брал меня, сажал     на перекладину  и  увозил к  нему на работу, чтобы накормить.  В 1934 году умер мой родной дедушка Яков, его оплакивали многие.  Пальто, отставшее от  деда, мне прислали в Полоцк. Оно во многих местах было изъедено молью. Мне перешили, его с запасом и  я   с , удовольствием ,его носил несколько  лет.
          В   небольшом   по   численности  населения    пограничном   городе,  каким   был  г. Полоцк,  видно  и слышно  многое.  В конце февраля 1941 года  были   мобилизованы  многие  работники    райкома   партии.  Сосед   Куликов, директор   строительного техникума, надел военную форму и был направлен в войска. В конце мая в Полоцк из города Гомеля  приехала   родная  сестра Илюши, мужа сестры  моей мамы, Фейгина Галя с  мужем Завьяловом  Николаем.  Он окончил  военное политическое училище и был направлен  в  Брест для  продолжения службы.   
         21 июня 1941 года    меня и двоюродную сестру  Лизу Письманник  отправляли в Ленинград на каникулы.  На вокзале было много  провожающих, Работники станции  четко выполняли свои обязанности. Поезд  прибыл  по расписанию  к 12  утра на Витебский вокзал. С приездом  в Ленинград нас   встречал  родной  брат  моей  мамы   Зяма   и   родственник   Арона, его двоюродный брат  Аркадий.   На вокзале возле репродукторов  мы увидели большую толпу. Народ слушал выступление Председателя Совета Министров СССР В. М. Молотова. Он говорил, что фашистская  Германия  внезапно и вероломно напала на  СССР . и  объявила нам  войну.  Самолеты   вермахта  бомбили ряд больших городов  нашей  страны  Севастополь   Минск,   В  Бресте  ведутся   тяжелые   бои пограничников  с наступающими  фашистами, бои ведутся и с передовыми частями красной армии  на юге. и  на других участках нашей границы. После окончания выступления В.М. Молотова в городе Ленинграде прозвучал сигнал тревоги. Началась мобилизация в войска  и народное ополчение города.  Зяма  Эльман  один из первых подал заявление о вступлении в народное ополчение.   Комиссия,  отбиравшая   вступающих в народное ополчение, не дала согласие  зачислить  Зяму  из за многочисленных болезней. Зяма проявил настойчивость, не зря он являлся главным бухгалтером  зоны лесов  Ленинграда и области.  Соломон Григорьевич  Эльман  был зачислен в народное ополчение города  Ленинграда.
          Нападение  на СССР  Гитлер и  командование  фашисткой армии готовили давно. План носил название  Барбаросса.              При разработке плана нападения на  наше государство  Германия  вела тайные переговоры с Англией   и ее союзниками  с целью  привлечь их на свою сторону  к войне с СССР. Закулисная деятельность Гитлера привела к уничтожению фактически командного состава  Красной армии. Расстреляны были маршалы Тухачевский, Блюхер, Егоров, многие командиры полков, батальонов. Гитлер  сумел договориться с  СССР о разделе Польши, передаче Прибалтийских государств. Подготовлен  был полк, а затем дивизия диверсантов,  Они  должна  была действовать  для организации   паники среди жителей приграничных районов. Национал социалисты, с целью уничтожения  коммунистического, рабочего движения в Германии  посадили в тюрьмы и специальные лагеря.   Выдающегося    деятеля  рабочего класса Эрнеста Тельмана, любимца рабочих  Гамбурга также арестовали. Он многие годы  сидел в застенках гестапо и в конце войны был расстрелян.
   .     Союзник Германии  руководитель Финляндии генерал Маннергейм  в 1939 году зимой начал  войну с СССР.  Война привела к значительным   потерям,    она  проходила в период суровых, небывалых для того времени, морозов. « кукушки» - финские стрелки, посаженные на деревья,  легко убивали  одетых в полушубки  командиров и рядовых красноармейцев. Одежда, слабо обогревала  участников войны,  было  много  обмороженных. Финляндия, в результате героизма  воинов  Красной армии, поддержки  народов   СССР,  вынуждена была отступить и оставить территории  близко подходящие к городу Ленинграду.
           22 июня 1941года войска фашистской Германии,  по   сработанному плану  Гитлером и его  военным командованием,  начали войну. План предусматривал наступление по трем направлениям: Группа « Север» в направление Ленинграда. группа  «центр» в направлении Белоруссии  и Москву. Группа  «Юг»  в направлении   Краснодара, Баку, Грозного  главных нефтяных районах. Взятие  Москвы должно было произойти после падения  Ленинграда.  В ходе  наступления  немецкая  армия  обязана была  ликвидировать  основные базы   Балтийского флота, вывести из строя  военную промышленность  города и области. Взятие Ленинграда считалось  одной из основных  стратегических задач. Гитлер считал Ленинград колыбелью  большевизма, городом в котором произошла  Великая Октябрьская социалистическая революция, и требовал  полностью  уничтожить  город и его жителей.
          Против прибалтийского особого  военного округа  наступали 42  дивизии,   в том числе 7 танковых,6 моторизированных, общей численностью  725 тысяч солдат и офицеров.  Плотность боевых порядков  была в 2 раза  больше чем  в других  группах наступающих войск.  На других  фронтах.   На северных подступах  к Ленинграду   Финляндия  участвовала  в  войне на стороне  Германии.   Финское командование  сосредоточило   21 дивизию  и 3 бригады общей сложностью 325 тысяч  человек.  4 тысячи орудий и минометов всех калибров.  С   воздуха   их поддерживали 5-й воздушный флот  Германии –  307  самолетов. Гитлер,  сосредоточив огромные силы, намеривался  захватить  Ленинград через 14днейКомандовать армией,   было   поручено генерал  фельдмаршалу Фон Леебу.   Генерал фельдмаршал  Фон  Лееб,  в приказе по  армии,   требовал достичь  Ленинграда за 9  дней.  В  ходе наступления  выяснилось, что  группа  Север не сможет выполнить  задание ввиду сильного сопротивления  противника.  Командование  Красной арии  докладывало в ставку, что советские части  сражались как львы.  Генерал - фельдмаршал  Лееб записал  в журнале боевых действий, что   « дивизии  потеряли свои лучшие силы». Они потеряли свыше 2-х тысяч офицеров, 56 700 солдат.  Наступающие возможности  в значительной части фашистов уменьшились.
Для защиты Ленинграда было сформировано: 10   стрелковых дивизий, 15 отдельных  пулеметно артиллерийских   батальонов. ,7 партизанских полков и несколько маршевых батальонов
 
 Гитлер  вынужден  был  отдать приказ  об  овладении городом Ленинградом путем окружения  и изнурительной  варварской блокады. На подступах к Ленинграду  Красная армия оказывала  героическое сопротивление, города, населенные пункты  превращались  в узлы  сопротивления. Такими были   Великие  Луки. Псков, Дно, Чудово, Мга  и  многие другие.
 
 10 сентября  фашистская авиация  разбомбила деревянные Бадаевские склады, в которых хранились большие запасы с продовольствием. Пожар продолжался около пяти часов. На  разбомбленном   складе  хранилось много сахара.  Во  время  тушения сахар растаял и начал течь  Запах  сгоревшей  сладости  чувствовали  жители  Ленинграда.  Многие   бежали  в район растекания  и вылизывали  попавшую  патоку.  Со второго  июля  с целью  прекращения поставок продовольствия противник стал бомбить ежедневно железные дороги,  подходившие к городу.  27 августа связь города  через железные  дороги была прервана.       Многие  населенные  пункты,  окружающие  город  Ленинград  были захвачены  фашистами, в том числе Петергоф,  царское село, 1 5 августа  противник  взял Новгород. 20 августа – Чудово, Затем Мгу.   Единственным путем сообщения являлся  маршрут   через Ладожское озеро,
 
но и  он находился  в пределах обстрела  артиллерии, и авиации фашистов. На озере  действовали военно-морские силы противника.  Попытки восстановления сухопутной связи  в   районе    Синявском  -   Шлисербургского  выступа   оказались  не   удачными. На Невском пяточке  погибло  около  50 тысяч  советских солдат и офицеров. Среди защитников города  на Невском пяточке  принимали участие  сыны и дочери,  представляющие  многие народы  Советского Союза,  среди них  приходилось мне, автору повести, знать и беседовать с  Хаимом  Исаковым и Нурмухамедовым  Абдувахидом.   Они   принимали участие в рукопашных схватах  с фашистами,  были  ранены.  Эти воины – герои, сильные духом, здоровьем,   после излечения в госпитале   и окончании войны приехали в родной Узбекистан.  Нурмухамедов  являлся коллегой по работе, руководил детским домом  номер 6. Его, скромного,  умного, принципиального    уважали  и ценили воспитатели и воспитанники,   друзья и товарищи  по работе.  Руководство ГУНО Ташкента   неоднократно  отмечали детски дом как лучший в городе. Таким знают,  помнят, уважают    и ценят   бывшего  Старшину  Исакова Хаима защитника  Ленинграда, героя. Его сын Гриша Исаков  проявляет  постоянную  заботу о  пенсионере  родном дедушке Хаиме. Хаим Исаков после окончания войны  и    приезда  в родной  Узбекистан   стал работать в бухгалтерии. Его уважали и любили сослуживицы. Руководство учреждения  неоднократно награждала  Хаима Исакова почетными грамотами, объявляла благодарности в приказах. Хаим Исаков в  настоящее время    на пенсии.       
   Корабли Балтийского  флота в конце августа 1941  покинули Талин  и  прибыли  на защиту  Ленинграда.  Город Ленинград оказался  окруженным. Немцы находились, в 7 километрах от города и 16  километрах от Зимнего дворца.  Завод имени   Кирова С.М.ни на минуту не прекращал работу  и выпускал  необходимую фронту продукцию,  в том числе наладил производство  новых    видов танков. Блокаду  Ленинграда вели  финские и испанские войска. Военно-морские силы Италии, а  также добровольцы  Африки и Европы. В начале блокады   в городе  не  имелось достаточного количества  продуктов и   топлива.  Встал трамвай, троллейбусы. Было много умерших. Трупы  валялись  на улицах. Были сильные морозы.
 
 Перед жителями города   Ленинграда  встала проблема  борьбы с голодом.  Штаб обороны Ленинграда ввел  с 17июля 1941 года  продовольственные карточки.    
 
Ввиду   тяжелого положении, блокады  города уже  восьмого сентября   нормы   выдачи продуктов были снижены, кто работал, получал 250 грамм хлеба, военные, пожарники участники истребительных отрядов, получали  300 грамм хлеба , дети и не работающие  получали 125 грамм хлеба, в ноябре начался настоящий голод. Для обогащения хлеба  добавляли в муку опилки сосны, целлюлозу, обойный клей, жмых, ветви березы и дикорастущих трав.
 
16  февраля  впервые   было выдано конское мясо.  Каждый день  умирали   4000   человек. Декабрь  и январь были особенно   холодными, выпало много снега, мороз  доходил до 40 градусов.   Каждый день умирало  6-7 тысяч человек.     Многие пили касторку, ели вазелин, обойный клей.  Суп  готовили из  кусков  кожаной обуви. Студень    из столярного клея. Хлеб иногда получали с перебоям, приходилось выстаивать на 40  градусном морозе в очереди по несколько часов, чтобы  хлеб получить    Морозы, которых не было более  ста лет, заставляли  ленинградцев  использовать для обогрева  свою мебель и даже разрушать  оставшиеся деревянные дома. К примеру,  Ревека и ее дочь  Любочка вынуждены были на время перейти к Соне, родной сестре Зямы, проживавшей в деревянном доме на улице  Роза Люксембург. Она недавно вышла замуж за Михайлова Сергея, служившего ранее на одном из крейсеров   на дальнем востоке.  Михайлов  часто вспоминал крейсер Варяг, пел знаменитую песню. Он был призван в Красную армию. В оставшемся деревянном доме осталась его сестра  Михайлова Вера. Деревянный  дом стал предметом обогрева, куда и направились  Наспер Ревека и Любочка. Это происходило, когда в самые сильные морозы Ревеке необходимо было идти на работу  в аптеку расположенную   рядом с местожительством  Сони Михайловой.    В городе осталось 400 000 детей.  Школы, детские сады были закрыты.  Забота о  детях прибавляло силы  защитникам   Ленинграда, их берегли. Были открыты новые детские дома. В  дни  праздников работники  культуры   давали концерты.  Для детей, города     организовывались праздничные обеды. Они состояли из кусочка хлеба,  супа  изготовленного на дрожжах,  киселя  и  котлетки из крупы. Дети  также принимали участие в защите города. Многие   подростки взбирались на крыши домов, куда фашисты забрасывали    зажигательные  снаряды, и их тушили. В результате такой «работы» ряд из них  даже слепли. После окончание войны более пятнадцати тысяч  детей  были награждены медалями  «За оборону Ленинграда». Любочке,   приходилось не раз тушить пожары  на крыше и даже  в своей квартире.   Ревека с дочкой Любочкой,  после  ухода в ополчение  мужа  Зямы, решили остаться в Ленинграде и продолжать жить на  шестом этаже   в своей квартире на улице Пионерской в доме 28 кв. 23. В многоквартирном   доме  остались   две    семьи, остальные жители  дома   уехали из Ленинграда во время первой эвакуации  Ревека с дочкой Любой, и  в квартире  пониже мать с  двумя дочерьми. Кстати  в тяжелые дни  голода  появились    люди занимавшиеся людоедством. Соседка   Ревеки  и Любы по дому  заперла своих дочерей  в отдельную комнату, а затем съела. Об этом  узнали в милиции,  ее  арестовали.     В доме, многоквартирном, на Пионерской  осталось одна  семья,  которая решила  бороться с голодом, морозами ждать победы над фашистами  и ожидать    прихода  мужа и отца Зямы.
  Ревека ежедневно в дни блокады уходила на работу в аптеку на Петроградскую    сторонку Она работала в  центральной  аптеке на Сучане,  Ей  приходилось, дежурить по ночам  и очень часто, она  брала   дочку Любочку  к  себе на работу в аптеку.
 
Однажды когда  фашисты неистова, бомбили город,  а  Люба оставалась дома, Ревека  побежала узнать, что с дочкой. В то время один из снарядов упал в ванной комнате, а Ревека  находилась на кухне. В дни наступления  холодов   привезли печку - буржуйку. Поместили ее  на кухне, вывели трубу  в   дымоход  и согревались принесенными  ветками, найденными  досками, палками, а также ломали свою мебель. Люба, в   пятилетнем  возрасте,  имела прекрасный слух и  голос, ей за    участие   в детском хоре   подарили  детскую скрипку и куклу. Во  время  попадания зажигательного  снаряда  сгорела  полностью  все находящееся в комнате, скрипка и кукла стались не вередимыми, во время голода  ее продали за полкило хлеба. Люба принимала участие в детском хоре. Многие  школы  во время блокады   становились госпиталями. Люба   часто приходила в госпиталя и помогала  раненым.  Она убирала  постели   тех, кто лежал, мыла полы,  тяжело раненные, обслуживающий персонал   с удовольствием слушали   в исполнении  Любочки любимые  песни. и просили ее приходить,  с радостью, ждали ее .           В семь лет  Любу  отдали учиться в среднюю школу. Талант, полученный  от родителей, дал возможность не только учиться отлично, но  и  с любовью  увлекаться   математикой. Люба,  обучаясь   в  школе, занималась   во Дворце  пионеров города Ленинграда. Поступила в хоровой кружок и одновременно  в кружок  решений математических  задач,  которыми руководил  известный  математик Перельман. Задачи,  которые давал   Перельман,  были очень интересны, Люба с увлечением их решала и записывала  каждую задачу.  Она собрала  около  восьмисот их решений. Учитель  уважал  ученицу,  увлекал ее  к исследовательской  работе, вырабатывал  любовь к математике как  науке.  Люба после окончания средней школы  на отлично, по всем предметам,  хотела поступить в Ленинградский государственный Университет но, несмотря на данные,  в Университет ее не  приняли, пришлось   поступить в  институт имени Герцена на  математический факультет.  Ее  приняли  без  проблем.  Люба, как и раньше, училась  очень хорошо, сдавала все экзамены и зачеты  своевременно  и  на  отлично. После успешного  окончания    института имени   Герцена, как  бывало в то время, Любу  послали  на работу учителем математики в районную школу, расположенную близко от Ленинграда. Она каждую субботу и воскресенье могла  приехать, чтобы повидаться с мамой.  В школе  нахватало учителя  физики. Директор  школы  попросил Любовь  Зиновьевну преподавать  физику  и одновременно стать демонстратором на уроках других предметов. Руководство, педагогический коллектив школы, ученики  с уважением  относились  к учительнице.  Время шло.  Люба решила подать документы в  аспирантуру. Она хорошо  знала   языки, русский, немецкий и математику, получила хорошую характеристику  с  места   работы  и на приемных   экзаменах  все предметы сдала на отлично.  В то время  когда Любе пришлось сдавать  и поступать  в   аспирантуру,  ей,  еврейке, пришлось   переживать  довольно трудные времена. После сдачи экзаменов комиссия предложила будущей аспирантке  заниматься на отделении  разработки методики преподавания математики в школе. Она с удовольствием приняла  такое предложение. Аспирантке  Любовь  Зиновьевне   было трудно  оставаться в районной школе,   пришлось   оставить  работу в районе и  наряду  с занятиями  в аспирантуре,  работать в одной из средних школ города Ленинграда. В самое тяжелое время  для  народов страны, после убийства С.М. Кирова  Люба вышла  замуж.  У нее  родились  двое детей, Изольда и Левочка.  Ее  фамилией стала  Наспер Л.З, изменился и адрес проживания. Семья поручила  квартиру  из 3-х комнатушек,  в которой  в прежние времена проживали   бывшие слуги царя и его чиновников на улице Моховой 14. недалеко от  центра  всемирно известного Ленинградского цирка, Дома Ленинградской торговли,- Д,Л,Т., Невского проспекта. Квартира, в которой проживала семья, с годами расширилась, ввиду смерти   проживавшей соседки,  зато пришлось бороться  с  частыми «гостями»  крысами. Прошло много лет,  Люба закончила аспирантуру  и одновременно выступала в хоре, ее  обладательницу   приятным   голосом   часто   приглашали выступать  на радио города.  Любу влекла  методика   преподавания  математики, в старших классах  школы   Прекрасно владея  логикой объяснения  темы,  ей приходилось выступать в школах   крупных городов, столицах всех союзных республик СССР. Педагогические коллективы школ    часто обращалась в институт усовершенствования учителей города Ленинграда  с просьбой прислать  Наспер Любу для прочтения  лекций по методике  изучения математики учащимися школы.    Статьи Любовь Зиновьевны  неоднократно  печатались во всесоюзном  журнале «математика  в  шкале».  В   годы  работы  в  Городском    Институте  Усовершенствования учителей города Ленинграда, окончившая аспирантуру, обладавшая  разносторонними знаниями,  опытом Люба познакомилась  со многими известными  музыкантами, поэтами, художниками,  учеными, ее портрет   установили на стенде «лучшие учителя  города Ленинграда». Она накопила  большой материал  необходимый для защиты  диссертации  кандидата  педагогических наук. Время шло, выросли  дети.  Лева  поехал в  Германию,  стал  дамским мастером. Дочка   Изольда вышла замуж, фамилией ее стало  Егорова. Изольда родила дочь Галлу.   У  Галлы    родились двое прекрасных детей. Изольда  и ее  дочь  Галла, пошли  стопами родителей. Изольда стала главным бухгалтером  в кампании по перевозке   экскурсантов на Фонтанке и Неве, Галлу приняли  на работу главным бухгалтером одной из успешных кампаний  связанной  с  иностранными  фирмами. Материалом накопленным.  Любой   и  дававший  ей  возможность  защитить   диссертацию, стать  кандидатом  педагогических наук  воспользовалась подруга  Любы.  Антисемитизм  стал  процветать  во  многих сторонах,   в том  числе  и  в образовании, широко действовало  телефонное право.  Товарищ -  господин Ельцин разрешил тем, кто хотел, присваивать себе национальность, многие таким предложением         воспользовались.                В такой обстановке Люба, как и многие,  решила   выехать  из   страны  и  проживать в  восточной Германии. Вышедшая замуж  дочка Изольда- Егорова  в прекрасных  взаимоотношениях со своей мамой, родственниками, часто приезжает повидаться  с    мамой, в Германию, рассказывает о ее жизни в Ленинграде, проявляет  беспокойство о здоровье мамы - Любы. Чувство   любви,  уважения,  выработанные и  унаследованные  в семье,  сохраняются  в семьях. Любочка переехавшая в Германию   поступила на языковые курсы, прекрасно  овладела  немецким языком  и обходится  по всем вопросам без переводчика. Наоборот, при приезде родственников, знакомых Люба  становится переводчиком и, даже, экскурсоводом, при посещении  гостей,    музеев, достопримечательностей,   в  Германии  и соседних с нею  государствах   Люба, проживая в настоящее время в Германии, является активным  членом  общества репатриантов из  стран СНГ, России, Ленинграда- Петербурга. В помещении,   выделенном  для  деятельности  общества   на  стенде  изготовленным.  Любой,  собрано   пятьдесят   биографий  лауреатов     премии Нобеля :  Марка Шагала,  Бориса  Пастернак, Фаины Раневской  и других. Любочка  является  активным  членом  музыкального коллектива  общества  репатриантов, хор в котором она выступает, с теплотой  слушают  многие  члены общества  и гости. Люба не забывает своего призвания  заниматься  математикой.  Ученики, подготовленные  Любой для участия    в  олимпиаде   в  Берлине занимали неоднократно первые места.  Она поддерживает связи  не только с родственниками и родными, но  и сотрудниками, друзьями,  оставшимися в  Петербурге, некоторые из подруг, хорошо знакомых,  бывая в Германии, находят приют у Любы. Люба, кстати, прекрасная кулинарка, любительница угощать и дарить подарки, организовывать поездки по памятным местам. За небольшое время проживания в Германии  Любочка побывала в Америке, Канаде, Израиле, Австрии, Чехии, В праздничные дни   ей несколько раз присылал именные поздравления Президент России В. В. Путин. Ей часто пишут письма и присылают поздравления бывшие ученики. Внук  Любы  стал прекрасным программистом в одой из американской фирме, и фирма выделила ему квартиру в Москве. Старший внук  проживает в Германии, часто приезжает к бабушке  Любе, интересуется ее здоровьем, помогает при необходимости. Любу часто  приглашают побывать в немецких семьях, в беседах с некоторыми  из  их она рассказывает о пережитых днях  блокады  в городе Ленинграде
.Пожелаем Любе здоровье и творческих успехов в Германии.
Георгий Рояк,   28 -2018,  Израиль, Беэр Шева










               


Рецензии