Старче

Годы жизни не остановить, но память детства остаётся навсегда. Мой друг детства Володя Старцев запомнился мне на всю жизнь. И лишь его трагическая смерть в детстве прервала нашу детскую дужбу. Он был не  много старше меня и моих друзей, но его морщинистое , не по возрасту лицо, стало поводом для клички-"старче".

 В детские годы мы все имели какие-то клички. Зачем мы их давали друг другу, и чем руководствовались при этом, я и сейчас не смогу объяснить. На свои клички мы отзывались и на друзей никогда не обижались. Уж видно такова была наша ребячья природа. Старче-Володя был нашим предводителем во всех начинаниях. Он с матерью жил в землянке, вблизи ремонтных мастерских РТЭМ. Его мать работала сторожем в  мастерских. Взяв ключ от замков, Володя водил нас на экскурсию по цехам, рссказывая нам про узлы машин и тракторов, лежащих на верстаках. При этом всегда напоминая нам, что трогать детали не надо, так как это может затянуть ремонт. Техники в совхозе было не так уж и много и мы всегда его слушали. Хотя иногда, гуляя среди стоявшей на улице уже не ремонтируемой сельхозтехники, были не прочь прихватить старую сетку от веялки или комбайна, чтобы потом приспособить её для рыбной ловли.

 Собрав группу ребят в несколько человек, он вёл нас на пруд, расположенный в трёх километрах от деревни. Сколько было детской радости, когда мы бродили вдоль берега пруда, любуясь кристально чистым льдом, который оттаяв у берега, открывал чистую воду. На Пасху наш поход был особенно интересным и содержательным. В низинах, затопленных водой на деревьях и высоком кустарнике сороки и вороны вили гнёзда, откладывали яйца. Вот они-то и привлекали нас в первую очередь.

 Кто-нибудь из нашей команды лез за яйцами, и взбирался на дерево, рискуя сорваться в любую минуту. Рассерженные вороны и сороки, "возмущённые" разорением их гнёзд, тщетно пытались своим криком отпугнуть нас от гнёзд, но это им не удавалось. Уже через несколько минут мы рассматривали в шапке принесённые яйца, радуясь очередному грабежу. Набрав таким, порой рискованным способом яиц, мы варили их в ведре, здесь же в лесу на ближайшей оттаявшей поляне.

А потом по братски делили их. Находившись за день, мы проглатывали их, как сейчас не проглатываем деликатесы. А потом начиналось самое интересное, игра в лапту. Разделившись на команды, мы били по мячу лаптой, ловили его и бегали по ещё холодной  мокрой траве, мелькая голыми пятками.  Заканчивался наш детский праздник купанием в пруду.

 Начиналась считалка и кому-то выпадало "счасте первому греть воду", то бишь лезть голому в ледяную воду под одобрительные возгласы друзей. Чистой воды у берега было не более двух метров, а дальше сплошное поле, уже начавшегося подтаивать под весннним солнцем, льда. Отказаться было нельзя. Отказника могли запросто под общееулюканье раздеть и взяв за руки и ноги бросить с берега в ледяную воду. Но обычно последний сам лез, потому что знал, за ним в воду последуют сверстники. Володя был всегда с нами на равных, хотя был несколько старше нас, и в воду лез вслед за нами. Иногда показывая пример, лез первым. Удивительно, что  несмотря на холодную ледяную воду, никто из ребят  не простывал. О насморке мы тогда не знали.

 Прошло время, мы учились в разных классах. Кто-то уехал в другой район, город.  Володя с матерью перебрался в другой населённый пункт-вторую ферму совхоза расположенной в десяти километрах от Петровска- нашей деревни. Однажды под вечер я и мои друзья узнали страшную новость, наш друг Володя трагически погиб.

 Это вызвало глубокую печаль и недоумение, как могло это произойти. На следующий день должны были состояться его похороны и мы единогласно решили проститься со своим другом. Целой оравой мы пешком отправились в его деревню. Снег уже начал таять. Огромные лужи мы обходили стороной, но иногда не заметив под снегом яму, проваливались чуть ли не до колен и молча мокрые и продрогшие шли дальше. Шли долго. Время подходило к обеду, когда мы увидели первые дома. Нас уже ждали его родные. Один из местных ребят повёл нас к месту гибели нашего лруга. Он погиб под обрушевшейся ригой,когда выгонял быка из под навеса риги.

 Огромный слой снега,накопившийся за зиму на крыше стал подтаивать и крыша под его тяжестью не выдержала и обрушилась, накрыв собой нашего друга. Его откопали через несколько часов. Мы молча стояли и с болью в сердце смотрели на небольшое углубление, где он был откопан. Это была первая смерть,с которой нам детям, пришлось встретиться в те годы.

 Но в этот день его ещё не привезли из района и нам не удалось с ним проститься. Нам нужно было на следующий день идти в школу. Домой мы возвращались уже ночью, сожалея что больше никогда не сможем увидеть нашего друга "старче".


Рецензии