О мировой стратификации

 Взаимодействия народов и стран в этом мире основано не на принципе равенства. Такова горькая реальность нашего мира.   Сегодня  в Буэнос-Айресе проходит встреча глав стран, образующих, так называемую группу 20. Группа образованна по принципу экономической значимости стран в современной мировой экономической системе. Здесь, конечно, можно возмущаться существующей практикой неравенства, призывать к равноправию, к равенству всех, невзирая на уровень развития того или иного народа или страны. Но, думаю, что трезвомыслящие люди понимают, что одними призывами неравенство, как одно из фундаментальных свойств человеческого мира, не устранить. Действительно, разве могут быть равными люди с разными способностями? Ведь более интеллектуально одаренный и более трудолюбивый, а также организованный человек, чаще всего будет приходить к результатам, позволяющему ему занимать более высокие позиции, чем человеку, обделенному данными качествами.

Конечно, к таким результатам можно приходить, как принято оговаривать в науке, – «при прочих равных условиях». То есть, более талантливые и трудолюбивые люди чаще всего добиваются и лучших результатов, даже если они находятся с менее талантливыми и менее мотивированными к интенсивной работе людьми  в одинаковых общественных условиях. В реальности ситуации бывают разные, но тем не менее более умные и более организованные, чаще всего оказываются в более выгодной ситуации. А те, кто чаще добивается  более лучших результатов, как правило, закрепляются и на более высокой общественной позиции.  Конечно, как уже отмечалось, реальные жизненные ситуации бывают разными, и они не всегда могут благоприятствовать  умным, образованным и трудолюбивым. Нередко менее образованные и менее трудолюбивые могут объединиться,  и  они захватив власть в организации или в стране,  могут установить  более выгодный для себя порядок. И в данном общественном порядке быть умным, образованным и трудолюбивым не означает, что ты можешь  автоматически рассчитывать на признание и достойное вознаграждение. Но жизнь так устроена, что и там, где во власти оказываются менее умные, менее образованные и менее трудолюбивые люди, через некоторое время во главе нее оказываются более умная и более организованная часть этого сообщества. Хотя, нередко, и не самая образованная.  Но всегда доминируют более организованные и более практичные.

Примерно также ранжируются  народы и страны в мировой табели о рангах. Отношения между ними никогда не были и не будут основаны на идеальных принципах, не будут воплощением  справедливости. Но, несмотря на все несовершенство человеческого мира, тем не менее на длинном отрезке времени, лидирующие позиции занимают те народы и страны, которые превосходят других по уровню интеллектуального  развития.  Конечно, в истории, особенно в древности, было немало случаев, когда некоторые народы и страны    подчиняли другие народы и страны силовым путем. Но на длинном отрезке исторического времени, мы видим, что вперед все равно выходят сообщества с более высоким уровнем интеллектуального, и, соответственно, технологического и экономического развития. Такие сообщества имеют способность успешно возрождаться или через военный реванш, или через культурное подчинение агрессора.

Изучение  списка стран группы 20  позволяет прийти к выводу – современный мир ранжирован по уровню технологического развития. А технологический уровень высок в тех странах, где высок и уровень развития  образования и науки. Также следует отметить, что технологические и экономические достижения не вырастают автоматически из уровня развития образования и науки. Устойчивость  и системность развитию технологии и экономики, придает лишь определенная институциональная структура общества. Какая институциональная структура благоприятствует развитию технологии и экономики? История свидетельствует, что наиболее благоприятной для развития технологии и экономики является децентрализованная или полицентрическая структура институтов. Именно такая институциональная структура присуща технологически и экономически развитым странам. В свою очередь, для стран, которые отстают технологически, что в современном мире ведет к неизбежному  экономическому отставанию, характерна жестко централизованная или иерархическая структура институтов. При этом сама логика формирования институтов зависит от интеллектуального уровня того или иного народа, прежде всего его элиты. В конечном счете, выясняется, что место в табели о рангах в современном мире зависит от уровня интеллектуального развития страны. Это подтверждает список стран, входящих в группу 20 государств современного мира. Его возглавляют страны, которые и лидируют по уровню развития образования и науки. А такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Турция, Индонезия, ЮАР, хотя и не являются центрами образования и науки мирового масштаба, тем не менее, они являются региональными лидерами в этих сферах. Лишь Саудовская Аравия входит в список, не имея особых достижений в развитии образования и науки, даже в региональном аспекте. Но Аравийское королевство входит в список, благодаря тому, что она крупнейший производитель нефти.

Половинчатое положение в списке ведущих экономик мира у России. Она в списке, благодаря тому, что все еще является довольно крупной экономикой и довольно образованной страной, сохранившей и некоторые научные школы, ряд которых также сохраняют и мировое значение. Но, к сожалению, все эти достижения являются заслугой советской системы. А в нынешней России эти достижения не только не приумножаются, но и все больше утрачиваются. А значит, в современном мире, место в табели о рангах у России будет ухудшаться. Будет ухудшаться, если  система приоритетов, определяющих развитие страны, не будет  выстроена на основе  ценностей образования и науки.


Рецензии
Почему достижения утрачиваются? Может, не все утрачиваются?
Надо было не отменять руководящую роль КПСС, тогда всё было бы хорошо и сейчас. Но то - "если бы да кабы"...

Карагачин   09.01.2019 04:35     Заявить о нарушении
Много что надо было не отменять или отменять по мере появление институциональной замены. Но не смогли, не хватило прагматизма, как у китайцев, а еще раньше у японцев. Они заимствовали новые институты и заменяли ими некоторые традиционные, но пр мере того, как новые могли их заместить. Поэтому они избежали разрывов и связанных с ними конфликтов.

Друг Народа   09.01.2019 06:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.