Дом колдуна

     Девяностые годы прошлого века. Работала я тогда в старинном здании Москвы петровских времён. Здесь располагались некоторые кафедры и учебные лаборатории нашего вуза.

     Про этот дом с 18 столетия ходили разные легенды. Одна из них относится к советскому периоду. Будто бы на субботнике женская часть коллектива взялась за окна и успешно отмыла их от уличной копоти, накопившейся за год. Почему-то в тот раз завхоз решил обойти здание снаружи и с удивлением заметил грязное окно. Вернулся внутрь, внимательно осмотрел всё крыло, но не нашёл немытого окна. Вышел на улицу – вот оно. Так обнаружили потайную комнату, замурованную давным-давно.

     В этом корпусе я постоянно попадала впросак: то ломилась в заколоченную дверь, то садилась на сломанный стул, то блуждала по длинным, кривым коридорам, теряясь в старинной планировке. Видимо, не зря его хозяина считали колдуном. Он владел секретами химии и физики, любил удивлять приглашённых гостей катанием на льду в летнюю пору, потому что умел за ночь превращать пруд в своей усадьбе в каток.

     Про него много разных небылиц сочиняли, но доподлинно известно, что был он сподвижником Петра Первого и звали «колдуна и чернокнижника» Яков Брюс.

     Его огромный каменный особняк со стенами метровой толщины, возведённый по собственноручному проекту хозяина, построили недалеко от Лефортово, и здание включало все передовые достижения той эпохи.

     Но прошли века, и теперь старинный дом стал памятником архитектуры и требовал особого внимания и больших затрат, а изношенные коммуникации постоянно выходили из строя. Однако такими средствами университет не располагал в то время.

     Девяностые годы оказались тяжёлыми для государственных вузов, в том числе и нашего: из-за скудного финансирования сотрудники получали символическую зарплату, за долги в институтах отключали телефоны, отопление и прочее. А потому  учащиеся сидели в холодных аудиториях в верхней одежде, согревая пальцы дыханием, а преподаватели держали марку, работали у доски в пиджаках или жакетиках.

     Я тогда - начинающий лектор и робкий новичок на благородном поприще подготовки специалистов с высшим образованием. Меня распирало от гордости: мне поручили не только вести курсовое проектирование, но даже читать лекции! Вот какое доверие оказала кафедра молодой неопытной преподавательнице!

     Такая огромная ответственность давила, и чувствовала я себя очень неуверенно, но старалась вовсю, с энтузиазмом и переменным успехом осваивала азы увлекательной профессии и трудной дисциплины. Конечно, мне и в голову не приходило роптать или жаловаться на различные неудобства.

     Вскоре я научилась приезжать на работу за полчаса до звонка, чтобы успеть отдышаться с дороги, настроиться на рабочий лад, справиться с волнением, отыскать нужную аудиторию, проверить стул, мел, подготовить доску.

     В тот промозглый ноябрьский день с мокрым снегом и сырым ветром я тоже приехала заранее, чтобы, не дай Бог, не опоздать на занятия.

     Какой самый страшный сон любого преподавателя? Что заставляет несчастного просыпаться в холодном поту? Только одно - что он, жертва непредвиденных и неудачных обстоятельств, фатально задерживается, а студенты, прождав 10-15 минут, разбегаются, не забыв «стукнуть» в диспетчерскую и позвонить в ректорат, обрушивая на бедолагу лавину неприятностей.

     Привычка приходить за полчаса до назначенного времени потом насмехалась надо мной, когда я упрямо являлась на свидание заметно раньше кавалера и не могла себе объяснить, зачем это делаю.

    ...Прозвенел дребезжащий звонок, возвещая начало занятия. Удивительно: я одна, никого больше нет. Неужели перепутала аудиторию? Проверила - всё правильно, никакой ошибки. Тогда где же мои студенты? Увы, на каждую лекцию кто-нибудь опаздывает, но в тот злополучный день вообще никто не пришёл. В чём дело?

     Я прождала пять, а потом десять минут, надеясь, что ребята засиделись в буфете или едут из другого корпуса и коллективно задерживаются.

     Пролетело ещё десять минут – то же самое. Я принялась лихорадочно вспоминать, что особенного приключилось в прошлый раз, чем я сумела обидеть или обозлить всех настолько, что мне дружно устроили бойкот. Тревога росла, однако ничего страшного не вспоминалось. Что случилось?

     Но вдруг – о чудо! – в дверях возник запыхавшийся студент:

- Извините, я не ходил на лекции, работаю, не успеваю на занятия. Начал ваш курсовой проект, можно проконсультироваться?

     Схватилась за опоздавшего, как утопающий за соломинку:

- Конечно, давайте посмотрим, какие у вас вопросы.

     В большой пустой «поточной» аудитории стоял ужасный холод. Парень в тёплой куртке, а я пальто дисциплинированно оставила в гардеробе, у меня зуб на зуб не попадал. Вопросов у студента оказалось много, прозанимались мы всю пару до звонка. Но только вдвоём, больше никто так и не появился. Ну вот, наконец, перемена.

     Совершенно окоченевшая, я выползла в холодный коридор и на негнущихся замёрзших ногах спустилась по старинной лестнице в диспетчерскую доложить о своём позоре: ко мне на лекцию не явился целый поток, несколько учебных групп! Не оправдала доверия, не справилась с работой... Мучительно стыдно.

     Меня колотила дрожь то ли от холода, то ли от предчувствия предстоящих неприятностей. Начнутся вопросы, разбирательства, объяснительные, докладные... За ними последует выговор. Ужасная перспектива, а куда деваться?

     Подошла к диспетчерской – она закрыта. Где сотрудники? Ушли на обед?

     На двери белел листок. Прочитала объявление: «Сегодня по техническим причинам (в связи с поломкой отопления) занятия на дневном и вечернем отделениях отменяются».


Рецензии
Интересный сценарный ход.Разгадка только в самом конце.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.12.2022 09:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий Николаевич!

Елена Бетнер   09.12.2022 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.