Про жизнь

ПРО ЖИЗНЬ.

   1984- й год.
Я перешла на третий курс Архангельского сельскохозяйственного техникума, когда мне, семнадцатилетней студентке бухгалтерского отделения, на летних каникулах профсоюзный комитет выделил путёвку в санаторий города Старая Русса, что в Новгородской области.
   Там, в подростковом отделении, собрались ребята из разных мест: Ленинграда, Вологды, Новгорода и ещё не помню уже откуда.
Всё было отлично: заботливые воспитатели, питание, процедуры, двухместные палаты, экскурсии, культурная программа и непременные ежевечерние дискотеки.
   На самую первую я пошла с соседкой по палате, вологжанкой Таней Смышляевой, особо не рассчитывая на внимание парней, ввиду моего немаленького роста: 167 плюс неизменные 10 сантиметров каблуков, итого 177, а это уже внушительная цифра.
  Но, удивительное дело, почти сразу меня пригласил на "тихий" танец худощавый, черноволосый, весёлый парень в кедах, и я едва доставала ему до уха! Семнадцатилетний Саша приехал из Гатчины.
   С тех пор каждый санаторный день мы были неразлучны от обеда до отбоя.
   И даже уезжать из санатория решили на одном поезде, через Ленинград: я на Север, а он в Гатчину после того, как покажет мне город и Петергоф.
   А потом были письма...
И как- то резко переписка оборвалась. Я уехала на три месяца на практику, думая, что спишемся потом, когда вернусь. А когда вернулась- была защита диплома, выпускной, и я уехала в один из районов области по распределению.
Вообщем, как говорят, кто хочет- ищет пути. А кто не хочет- ищет причины ...
   Так случилось по жизни, что адреса мне пришлось менять более десяти раз: был и Крымский адрес, и разные Архангельские. А один переезд равносилен пожару. И лет прошло более тридцати.
Но, как память о чистых отношениях, у меня сохранились два Сашиных письма.
На них календарные штемпели 1984 года.

    "Здравствуй, Олечка!
     Ты подумала, что я не хотел тебе писать, но прошло всего 23 дня, как мы с тобой расстались, но я уже так истосковался по тебе.
      Ты знаешь, что не любил писать письма, и не  люблю, но молчать нет сил. Я не буду распространяться о погоде и здоровье.
      Как приехал домой- места не находил, и сейчас не могу найти, когда остаюсь один. С ребятами не так тоскую.
Сейчас я работаю на заводе помощником литейщика. Работа вредная, но молоко дают. Оля, я не могу писать, не хватает мысли, извини.
       Фотографию пришлю, когда отрастут волосы- слишком хорошо я их опалил на заводе с правой стороны,    чуть ли не до корня.
        Оля, напиши, не передумала ли ты приехать на 7- 8-е ноября? Я дни считаю. Только не передумай. Оля, ты дала номер телефона, напиши мне, как тебе позвонить, я позвоню.
         До свидания.
         Олечка моя милая."

         ***
         " Здравствуй, Оля.
     Я виноват, что так долго не писал тебе, я не люблю писать письма. И, может быть, ещё долго не собрался бы написать тебе письмо, но сейчас я в Старой Руссе и только вернулся с улицы.
     Я обошёл весь санаторий, мне есть что вспомнить.
Стоял на мосту, где я тебя первый раз поцеловал, и не мог уйти с него.
     Здесь, в Руссе, я нашёл что- то большее в своей жизни- я нашёл тебя. Ты мне не друг, ты что- то большее. Я не могу это об'яснить - может, это и называется любовь, но я не знаю.
      Очень трудно писать, в голову лезут разные мысли и руки дрожат. Ольга, может мы с тобой никогда и не увидимся, но я хочу сказать, что у меня были подружки, но не от одной так не болела душа.
Следующей осенью я ухожу в Армию и незачем просить тебя ждать меня, ты вольна выбирать. Но, если я приду через четыре или три года и у тебя ничего ни с кем не будет, не гони меня, прошу тебя очень.
Сейчас в этом письме много ошибок, и многое ты можешь не понять. Но прошу, пойми, что я люблю тебя.
          До свидания.
           Саша. 29.11.84."

В год нашего пятидесятилетнего юбилея (мы одного возраста, я старше на два месяца) мы нашли друг друга в социальных сетях. Я написала первой:
- Привет! Помнишь меня? Или забыл?

- Привет!
  Я нашёл фотографию твою. Как хороша была жизнь.
  Расскажи, как живёшь.

- Насчет "забыл?"- не. Хорошее не забывается.

- У меня дочь, 26 лет. Холост 6 лет. По жизни- три войны,
   остальное литейка. Пенсия в августе. Рыбалка. Есть
   друг, чем горжусь.

   На самом деле, войны в его жизни было четыре:
срочная в Афганистане, два контракта в Чечне и, как следствие, в России период войны с алкогольной зависимостью. Он победил.
И рассказывать о них не хочет. Так, вкратце.

- Пехота моё кредо.
   Вообще- встреча, сопровождение и проводы когда тройки, когда четвёрки спецов.

- Кто такие?
   Как сказать... Люди, которые могут всё. "Альфа" против них- дети. Но силы и у них не безконечны. Вот эвакуация- это моё было. Что за речкой***, что на двух чеченских.

- И... ваще, видела, каких щук я ловлю? Это намного интересней. Рыбу я с другом ловлю, а вот по грибы и ягоды- в одиночку. Лес оттягивает нервы. Ходишь, думы думаешь. Вышел- легко на душе.

       Последний раз мы переписывались в прошлом году.
Он так и не полюбил писать письма.
        А у меня много дел.
Но, вопреки войнам и жизненным передрягам, тридцать четыре года он хранит мою фотографию.
        А я его письма.
***Афган


Рецензии