Путешествие за солнцем к Черному морю. Часть 8-ая

  Или «Осторожно мошенники!»

Глава 1-ая

   Черноморское побережье, к счастью каждого из нас, готово принять в любое время года и предоставить к услугам отдыхающих главные свои ценности – это яркое южное солнце, располагающий, согретый солнцем теплый, освежающий морской воздух и ласкающие, нежные прикосновения морской воды. Приближение встречи с морем опьяняет нас так, что в какой-то момент мы теряем бдительность, контроль над ситуацией и готовы довериться в этот момент любому человеку, повстречавшемуся на нашем пути к долгожданному Черному морю, тем более после изнурительной, долгой работы. И самое смешное в этой ситуации, что в конечном пункте нашего ожидания нас ждут не только все красоты жизни, но и те, кто с нетерпением ожидает нас, готовится к этой встрече, чтобы, как ни странно, поживиться за наш счет. То есть не за счет предоставления нам, честным труженикам, какой-либо услуги, а обманным, мошенническим способом, одурманив наше уставшее сознание, выманить из нашего кармана всё то, что вы копили целый год, отказывая себе даже в самом необходимом – в еде.

Чтобы как-то оградить моего читателя от подобных людей, желающих, жаждущих поживиться за счет отдыхающих, я решил в своём цикле «Путешествие за солнцем к Черному морю» описать случай, который произошел со мной в первый день моего пребывания на отдыхе, и который чуть не привел меня к неприятным последствиям.

    Устроившись в номере гостиницы, позавтракав в курортной столовой, я решил разузнать, где находится место у моря, т. е. та территория, которая принадлежит санаторию «Известия». Я был в хорошем расположении духа, у меня было отличное настроение от одной только мысли, что осталось каких-то десять, пятнадцать минут от места, где я расположусь у берега моря, потом войду в его воды и наконец-то буду купаться и купаться, и получая от всего этого массу удовольствия. В этот момент я представлял в своём воображении, как я лягу на свой законный лежак и буду греться в лучах этого самого южного солнца, о котором мечтал целый год.


   Следуя принципу: «Язык до Киева доведет», я, после выхода из столовой, подошел к стоящему на площадке человеку, чуть помоложе меня и внушающему, на первый взгляд, доверие.   

  - Извините, — сказал я, — вы не подскажите мне, как пройти к морю, к расположению нашего пляжа, принадлежащего санаторию «Известия».

К моему удивлению, незнакомец, услышав моё обращение к нему, как-то даже обрадовался тому, что «золотая рыбка» в это очередное утро выхода его на «рыбалку» сама клюнула на его крючок, даже без наживки. К чему приведет меня моя доверчивость к людям, в знакомстве с незнакомыми людьми, да еще в малоизвестном мне городе, я пока не догадывался. Незнакомец же спешно заговорил со мной, боясь, что «золотая рыбка» сейчас сорвется с крючка.

- Я вот тоже собрался на пляж. Могу вам с пребольшим удовольствием показать, где он находится. Только вот надо дождаться одного моего знакомого, после чего мы можем пойти.

  Обрадованный тем, что мой новый знакомый наконец-то покажет место расположения нашего пляжа, и одурманенный обстоятельством, что скоро исполнятся мои мечты, я вообще стал терять бдительность и стал потихоньку отдавать себя в распоряжение первого встречного человека в совершенно незнакомом мне городе. Единственное, что немного сдерживало меня, так это моё подсознание, которое с недоверием отнеслось к моему новому знакомому, согласившемуся показать мне дорогу к морю. Что я мог сделать в этот момент? Так, согласиться ждать его друга, поэтому я тут же выпалил:

- «Я не тороплюсь, могу подождать вместе с вами».

Сергей, который уже представился, посмотрев для вида по сторонам, тут же сказал:
- «Наверное, мы не дождемся с вами моего друга. Лучше пойдемте и не будем терять время».
Мы двинулись в путь. В какой-то момент я заметил в себе два противоречивых чувства, возникшие в моей душе и сознании. Душа радовалась приближения новых физических и душевных ощущений от моря и солнца, а подсознание вызывало тревогу от нового незнакомца, который, как подсказывало оно, заслуживает недоверия.


   Я, обрадованный тем, что наконец-то мы пошли к морю, тоже представился.
- Алексей, - громко произнес я и протянул Сергею руку, чтобы отметить рукопожатием наше знакомство. Сергей тоже, необыкновенно обрадованный, что рыбка клюнула, тоже, разразившись в улыбке, протянул мне руку, и мы, наконец-то, по-дружески пожали наши руки.

   Наш путь к морю пролегал через множество ларьков. Тут и там отдыхающим предлагали различные фрукты, арбузы, дыни, одежду, зонтики, лежаки, сланцы и много всякой всячины. Первое, что я заметил, цены на абрикосы в разных местах были разные. В самом начале нашего пути, в одном из магазинчиков, они стоили 150 рублей, а чуть поодаль те же самые фрукты можно было приобрести за девяносто. Выводы может сделать каждый сам: или сразу покупать один килограмм любимых фруктов, потратив одну сумму, или купить позже, чуть ли не два килограмма за меньшую цену.



Я в какой-то момент был так увлечен рассматриванием товаров, лежащих на прилавках, что не замечал, чем занимается Сергей. Он же все время кому-то названивал и беседовал по телефону и только иногда отрывал меня от рассматривания всего того, что лежало на прилавках. Не замечал я и людей, которые по одному присоединялись к нашей компании. Они не подходили к нам близко, а шли недалеко от нас, наблюдая за нами, и в первую очередь, как я понял потом, за мной и изучали меня.

   - Ты откуда? – спросил в какой-то момент меня Сергей, отвлекая от рассматривания магнитиков с изображением города Сочи.

- Я из Башкирии, – ответил ему, не подозревая в этом подвоха, – а ты?

- А я из Кемерово. – ответил Сергей и отошел от меня, собираясь кому-то позвонить. И было заметно, что он не хотел, чтобы я слышал, о чем он говорит со своим собеседником.
А говорил он ему о выведанной у меня информации, откуда я. Ведь только что я сам рассказал ему, что родом я из Башкирии. Именно эта информация станет поводом появления рядом с нами моего земляка, который будет мне рассказывать о районах моей республики, чтобы расположить меня к себе и быть в далекой от моей родины Сочи в доску своим.

  - Вы, кстати, в каком корпусе остановились? – задал мне Сергей очередной вопрос, подойдя опять ко мне.

- Я? В шестом. А ты? – тут же поинтересовался я, продолжая выкладывать достоверную информацию о себе, ничего не подозревая.

- А я в пятом, – убедительно ответил Сергей. И начал рассказывать историю о себе, которая с каждым его словом стала выбивать из моего подсознания тень сомнения.
- Мы тут с отцом уже четвертый год приезжаем. После аварии на шахте его всего переломало. Теперь мы частенько приезжаем сюда, на грязи, подлечиться, – Сергей говорил так убедительно, что те подозрения, о которых так упорно говорило мне моё подсознание, начинали рассеиваться.

    Мы продолжали свой путь к морю. Пока мы шли, я рассматривал товары, которые лежали на прилавках. В какой-то момент, спокойно относившийся к моему интересу к товарам на прилавках, попутчик начал нервничать. И в один момент он взял меня за руку, и мы свернули в узкий проулок, в конце которого я увидел высотную гостиницу. Поняв, что мы идем не прямиком к морю, я спросил Сергея:
- А разве море в той стороне?
- Нет! - твердо ответил Сергей. Сейчас мы зайдем в одну забегаловку. Мы вчера с друзьями хорошо посидели. Надо бы пропустить вина стаканчик, другой. Да, кстати, ты не пьешь? – неожиданно перевел разговор Сергей на мое отношение к спиртному, явно зондируя меня...
- Нет! - уверенно ответил я. - Я не только не пью, но и не курю. Неожиданный вопрос Сергея о моём отношении к алкоголю опять раззадорил успокаивающееся подозрение в моём подсознании.


Рецензии
Черноморское побережье предлагает яркое солнце, морской воздух и воду.
Отдыхающие могут столкнуться с мошенниками, которые хотят поживиться за их счет.
Автор описывает случай, когда он доверился незнакомцу, который показал ему дорогу к морю.
Незнакомец оказался мошенником, который пытался выманить у автора деньги.
Автор предупреждает о необходимости быть бдительным и не доверять незнакомым людям.

Аркадий Шакшин   04.09.2024 05:02     Заявить о нарушении
Путешествие за солнцем к Черному морю.

Опасности на Черноморском побережье
Черноморское побережье привлекает туристов, но может стать местом для мошенников.
Автор делится своим опытом, как он чуть не стал жертвой мошенников.

Встреча с мошенником
Автор ищет информацию о пляже санатория "Известия" и встречает Сергея, который предлагает показать дорогу.
Сергей обещает показать дорогу к морю, но предлагает подождать его друга.

Сомнения и доверие
Автор испытывает противоречивые чувства, но соглашается ждать друга Сергея.
Сергей и автор представляются друг другу, но автор замечает, что Сергей ведет себя подозрительно.

Обман и его последствия
Сергей ведет автора через ларьки, где цены на фрукты различаются.
Автор замечает, что Сергей разговаривает по телефону и не обращает внимания на окружающих.
Сергей пытается узнать о происхождении автора, чтобы создать видимость родства.

Обман и его последствия
Сергей ведет автора в гостиницу, утверждая, что море находится в другом месте.
Автор отказывается от предложения выпить, что вызывает подозрения у Сергея.
Автор осознает, что его обманули, и решает быть более бдительным в будущем.

Аркадий Шакшин   25.09.2024 06:16   Заявить о нарушении
Рецензия на часть 8-ю повести «Путешествие за солнцем к Черному морю»
Подзаголовок: «Или „Осторожно мошенники!“» (Глава 1-ая)

Если предыдущие главы о казачке Марине были гимном доверию и подлинному человеческому теплу, то восьмая часть повести Аркадия Шакшина совершает резкий, почти драматический поворот. Перед нами больше не лирический дневник путешественника, а напряженное, детективно окрашенное исследование уязвимости. Автор переключается с поэзии дороги на суровую прозу выживания в курортной зоне, превращая повесть в психологический этюд о доверчивости, граничащей с самообманом.

1. От идиллии к тревоге: контраст как художественный прием. Начало главы, с его риторическим обращением к читателю о «ярком южном солнце» и «нежных прикосновениях морской воды», — это ироничная приманка. Автор сознательно воссоздает тот самый «одурманенный» настрой, в котором находится его герой-рассказчик Алексей. Этот лирический тон быстро сменяется настороженностью: «нас ждут не только все красоты жизни, но и те, кто... готовится... поживиться за наш счет». Таким образом, путь к морю становится путем в ловушку, а долгожданный отдых оборачивается проверкой на бдительность. Резкий контраст с историей о гостеприимной Марине подчеркивает главную мысль: на дороге можно встретить как спасение, так и угрозу, и граница между ними на первых порах невидима.

2. Анатомия доверчивости: психология жертвы. Шакшин мастерски, почти клинично, описывает процесс заманивания в ловушку. Алексей — не наивный простак, а уставший, эмоционально истощенный человек, чье критическое мышление отключено жаждой скорейшего достижения цели («осталось каких-то десять, пятнадцать минут... буду купаться и купаться»). Его внутренний конфликт — душа, «радовавшаяся приближению моря», против подсознания, «вызывавшего тревогу», — составляет нерв главы. Каждая уступка мошеннику Сергею (согласие подождать, откровенные ответы о месте жительства и номере корпуса) психологически мотивирована: это цена, которую герой готов заплатить за иллюзию помощи и дружеского участия. В этом Шакшин продолжает традицию русской классической литературы, внимательной к социально-психологическим типажам и ситуациям, где человек испытывается бытом и окружением.

3. Образ мошенника: техника обмана. Сергей выписан не как картинный злодей, а как профессионал своего темного ремесла. Его методы — это точный расчет на психологию уставшего курортника:

Создание ложной общности: «Я вот тоже собрался на пляж».

Манипулятивная легенда: история про отца-шахтера, приехавшего «на грязи, подлечиться», эксплуатирует сочувствие.

Контроль над вниманием жертвы: он то отвлекает Алексея от рассматривания товаров, то уводит в сторону от маршрута.

Работа в группе: появление «людей, которые... присоединялись к нашей компании» и готовящегося «земляка» указывает на отлаженную схему.

Особенно сильна сцена, где Сергей, «взяв меня за руку», сворачивает в узкий проулок. Этот физический контакт — момент перехода от потенциальной опасности к прямой угрозе, символ потери контроля.

4. Мастерство детали и нарастающей тревоги. Стиль повествования в этой главе меняется. Появляется кинематографическая острота: короткие, рубленые реплики диалогов, внимание к жестам («посмотрев для вида по сторонам», «разразившись в улыбке»), звукам («все время кому-то названивал»). Пространство перестает быть нейтральным: ларьки с разными ценами на абрикосы (метафора обмана), узкий проулок, «забегаловка» — все работает на создание чувства дискомфорта и ловушки. Вопрос Сергея об отношении к алкоголю — финальный, проверочный сигнал тревоги, который уже не может игнорировать даже загипнотизированный мечтой герой.

Итог: Путешествие как испытание. Восьмая часть, оставаясь открытой (глава обозначена как «1-ая»), выполняет важнейшую роль в структуре повести. Она усложняет ее оптимистическую картину, напоминая, что путь к «солнцу» чреват не только приятными встречами, но и испытаниями на зрелость и здравомыслие. Аркадий Шакшин, которого критика иногда ставит в один ряд с писателями-«бытописателями», тонко исследует здесь не быт, а пограничную ситуацию, в которой сходится усталость, эйфория и циничный расчет. Эта глава — необходимая «прививка» от идеализма, возвращающая путешествие из сферы романтической мечты в реальный, неоднозначный и требующию осмотрительности мир. История, начавшаяся как предостерегающий рассказ, превращается в напряженный урок выживания, где главный трофей — не морской загар, а сохраненная бдительность.

Аркадий Шакшин   16.12.2025 18:23   Заявить о нарушении