Оборотни в волчьих краях

Про то, что в старые времена существовали оборотни, да и сейчас порой их можно встретить, в частности, в Костромской области, слышали многие. Благодаря фантастическим произведениям, фильмам ужасов и компьютерным играм есть и представление, что они из себя представляют.

С древних времен

Вера в оборотней была огромной и в средневековой Руси, и в России XVIII–XIX веков. Сохранились легенды, вводящие мотив этого явления в те или иные исторические события.

Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «малою птицей-пташицей» и другими животными.

Есть и другое летописное свидетельство: «Когда царем на Руси был Иван Васильевич Грозный, он решил уничтожить колдунов и ведьм. Навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям со строгим караулом, чтоб не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются.

Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах. Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. Все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели, обманули царя в глаза».

Кто во что горазд

В конце XIX века известный собиратель русского фольклора Николай Иваницкий писал: «Случаи обращения людей в животных и в деревья до сих пор считаются у русского народа вполне возможными и нередкими. Лягушки повсюду признаются обращенными людьми, во многих местах и медведи. Всего же чаще люди обращаются в волков».
В то же время, еще в XIX веке, костромской писатель и этнограф Сергей Максимов в своей работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» отмечал, что «даже в северных лесных трущобах, считающихся колыбелью всяких суеверий, миф об оборотнях не вылился в законченную форму. Оборотни здесь – существа временные, а не постоянные, являющиеся таковыми на ту лишь пору, когда требуют различные обстоятельства (например, желание отомстить и даже подшутить).

В таких случаях оборотнями «скидываются на время» сами колдуны. Здесь «оборачивают» некрещённых младенцев, девушек, лишивших себя жизни - в настоящих оборотней и в русалок. Сами колдуны обращаются в таковых же после смерти, в тех случаях, «если колдун продал свою душу черту». Избавить его можно лишь в том случае, если перед смертью перерезать ему на ногах сгибательные пяточные сухожилия. Тогда он уже теряет возможность ходить или шататься по земле».

В Костромской губернии был записан мифологический рассказ о том, как несколько мужиков шли ночью около озера и увидали в воде девушку, нагую по грудь; она попросила у них нательный крест, чтобы выйти из озера, и объяснила: «Двадцать пять лет я в озере, проклятая отцом; а если не дадите мне креста, я опять уйду в озеро на двадцать пять лет». Мужики не дали креста, и сразу же она всколыхала озеро так, что земля задрожала, а они упали от испуга.

«Перекинуться» - запросто

Поверья и мифологические рассказы об этом широко бытуют и по сию пору.
Жительница Иванова рассказала о встрече с оборотнем в Костромской области. Эта история широко представлена на эзотерических сайтах. Так вот, в то время Ирина Говоркова была ещё школьницей и проводила каникулы у бабушки в деревне. В этой же деревне жила одна старушка по имени Таисия.

Крепкая для своих преклонных лет, точное число которых не знал никто, она бодро гоняла своих коз на пастбище и обратно, справлялась по дому так, «что в деревне и молодым то не всем под силу. С ней-то и повстречалась Ирина на лугу. Девочка ехала на велосипеде, но на мокрой траве не сумела вовремя затормозить и чуть не врезалась в Таисию.

Тут старушка стала вести себя довольно странно: сделав круг вокруг девочки, она странно оскалилась. Лицо её словно покрылось серой шерстью, вытянулось, и между губами показались клыки. Это продолжалось совсем короткое время, но Ирина успела испугаться. Через мгновение лицо Таисии было прежним. Старушка посмотрела на Ирину и велела все скорее забыть - якобы никто ей не поверит.

Действительно, Ирина бабушка приписала всю историю богатому детскому воображению. Хотя злые языки утверждали, что видели, как Таисия вечером уходит на речку, возвращается в облике чёрного кабана, а живет уже больше ста лет. Словом, считали ее ведьмой, способной менять свой облик. Конечно, где уж столетней бабке угнаться за своими козами, другое дело, если перекинуться в волка или собаку...

Где быль живет и небыль

Про ведьм, умеющих оборачиваться, люди говорили, что они иногда превращаются в копны сена. Часто в старину, снимая шкуру с медведицы, находили там бабу в сарафане.

Сохранились рассказы старых людей, записанные в Костромской и соседних губерниях: «Шел мужик по дороге и увидел летящий ему навстречу вихрь. Мужик кинул в вихрь топор - он вонзился как в дерево и улетел. Пришел мужик ночевать в чужой дом - а там хозяин больной лежит; дети говорят: «Наш батька секирой поранился». Глядь мужик под лавку - а там его топор.

«У нас в деревне бабка оборачивалась свиньей и по ночам так бегала. Мы однажды шли с гулянки, смотрим - бежит - огромная. Мы на забор залезли, а она снизу - давай рылом подкапывать...»

«Девки наши пошли к одной колдовке, чтобы она научила их. А она из них только одну и выбрала. Посадила ее в комнату пустую - и говорит:
- Ты, дева, ничего не бойся. - И вышла.

Вдруг дверь открывается, входит медведь. Подошел к ней и стал ее гладить. Она сидит, молчит. Ушел медведь. Потом волк вошёл. И выть начал. Она вся обомлела, но молчит. Только волк ушел, гадюка заползает. Стала вокруг ее шеи обвиваться. Ну, девка-то та не выдержала и давай кричать. Гадюка-то и уползла быстренько. Только уползла она, а тут эта старуха входит. Говорит ей:
- Дура ты, девонька, это я была, - и выгнала ее.

Куда они уходят

Многое из того, что известно об оборотнях, кажется фантастикой. И в самом деле, невероятно, чтобы человек мог физически (причем, мгновенно) трансформироваться в какое-либо другое существо. Но нет дыма без огня; информация, повторяющаяся повсеместно, не может не иметь в своей основе хоть какого-либо рационального зерна.

Часто встречаются рассказы о том, как люди становятся невидимыми. В Костромской области  к женщине однажды зашел на ночлег незнакомый старик. В благодарность за приют он излечил женщину от серьезной болезни. Простившись, старик вышел за ворота, прошел пару шагов, и исчез, растворился в воздухе. Несмотря на давность событий, рассказчица несколько раз повторила эту историю исследователям и даже заставила их выйти на крыльцо, дабы показать, в каком месте этот старик исчез.

А вот история, в которой присутствует не только невидимость, но и уход в некое «иное» пространство.

«Была девкой... Парень у соседей был. Все черемку брали, и он захотел пойти. Мать не пускает, а он просится. Ну и мать с простой души:
- Да веди тебя леший! - И ушел, а тут его и день нету, и второй нету. На третий день нашли котелок на пне. На другой год попадает навстречу дяде и говорит:
- Дай закурить, у меня табаку нету,- а потом кисет оставил и говорит,- ты купишь ещё, а у меня денег нет. Передай привет матери.
Мать и обедню в церкви отслужила. И у пня отслужила.
Опять попал какому-то мужику навстречу;
- Пускай мать молока поставит на полку.
Утром крынка перевернута, значит, съел. Опять попал навстречу... А тут брат женится, вот ему и говорят;
- Свадьба у вас скоро.
А он:
- Вот и попляшем. Только пусть мать стакан водки поставит на брус.
И на свадьбе не столько на молодых глядели, сколько на стакан. Глядят: стакан опрокинутый, а его и не видали.
На третий день встретился:
- Передайте,- говорит,- матери привет, а я теперь отсюда уезжаю за большие горы.

Может ли действительно человек превращаться в других животных или это выдумки людей с больным воображением? Некоторые из специалистов-парапсихологов считают, что превращение как таковое, это, конечно, миф, а все дело в сильнейшем гипнозе, которым обладали и обладают некоторые уникумы, которых у нас издавна принято называть колдунами и ведьмами.

Будто бы в силу своего подлого характера и чтобы в очередной раз подчеркнуть превосходство над обычными людьми, они, мол, и применяют время от времени свои гипнотические способности, заставляя других видеть в них зверя. Так ли это на самом деле или нет – никто не берется. Даже современные ведьмы и колдуны об этом молчат.


Рецензии