Переход из Энергетики в Общепит

           Переход из Энергетики в Общепит (из огня – да в полымя).
 

                Оглавление.
1. Переход в общепит (страшно, но надо).
2. Приход в АПООП и переадресация в кафе.
3. Кафе «Волжские зори».
4. Мои первые торговые «блины».
5. И наступил для нас коммунизм.
6. Вам надо доучиться.


                1. Переход в общепит (страшно, но надо).

   Осенью 1979 года я принял решение уходить с Куйбышевской ТЭЦ, где я пять лет проработал в должности зам начальника электроцеха. Всего в Энергетике я отработал 10 лет с 1970 по 1980 год, а перед этим ещё 6 лет отучился в Московском энергетическом институте (почти на красный диплом). Первые годы работы в Энергетике я описал в предыдущих рассказах: «Крещение в электрики» и «На передовых предприятиях энергетики». Работа на Куйбышевской ТЭЦ - это очень серьёзный этап в моей жизни и он будет позже описан в отдельном рассказе, хотя сам уход с ТЭЦ уже описан в рассказе «Уход с ТЭЦ «по-аглицки».

   Причин для ухода из Энергетики было в основном две. Первая - это застопорилось моё карьерное продвижение из-за отказа в приёме в партию (КПСС) якобы из-за моей польской биографии. Вторая – это нехватка заработков моего и жены на пропитание семьи. Я на ТЭЦ зарабатывал реальных (чистых)160 рублей в месяц, а жена в ОДУ ЭСВ – реальных (чистых) 120 рублей в месяц. Этих денег нам едва хватало на питание.
 
   Со снабжением в Куйбышеве было весьма плохо, продуктов недоставало и они были низкого качества, и те изредка «выбрасывали» в открытую торговлю. Хорошие продукты надо было «доставать по блату». Блат в Куйбышеве мы за пять лет завести не успели, поэтому за натуральными продуктами приходилось ездить на рынок. В итоге к концу месяца у нас оставался резерв не более 5 рублей, на который мы с женой раз в месяц позволяли себе сходить в Куйбышевский драматический театр или покупали новую долгоиграющую пластинку за 3-80 (хоть какое-то приобщение к культуре). Семья явно недоедала, жена была худая, как стерлядь, дочки периодически болели, у меня самого врачи обнаружили язву.

   Я долго думал, куда мне пойти работать, чтобы обеспечить нормальное пропитание и нормальную жизнь своей семье. Я был очень уверен в своих силах и был сильно мотивирован в поисках лучшей жизни. В конце концов, я решил, что надо переходить работать в общепит (кушать-то всем хочется три раза в день). Принять такое неординарное решение было сложно морально и профессионально – это означало для меня полную профессиональную переквалификацию (а мне уже было 33 года), плюс на торговлю и общепит все технические работники смотрели весьма косо. Но ведь люди там работают, зарабатывают неплохо и живут гораздо лучше нас – технарей.

   К тому же был убедительный пример: мой сосед и бывший коллега по работе на ТЭЦ около года назад перешёл работать экспедитором в службу снабжения Куйбышевского треста ресторанов и стал жить значительно лучше. Мы у него периодически покупали дефицитные продукты: колбасу, сыр и т.п.  С его помощью я посетил отдел кадров этого треста и получил от них предложение на работу в трёх вариантах: мастером в службу главного инженера, экспедитором в службу снабжения или администратором в какой-либо ресторан города. Я взял неделю на обдумывание.
 
   В субботу я поехал в Тольятти к матери забирать нашу младшую дочь. Слово за словом – и мы пришли к теме моего ухода с ТЭЦ и возможного перехода в общепит. Мою мать очень испугал мой возможный переход в торговлю и она предложила проконсультироваться на эту тему с её знакомой директрисой из Тольяттинского треста столовых и ресторанов. Эта директриса предложила мне приехать к ним в офис. Там меня не просто проконсультировали, а после нескольких вопросов о мотивах моего возможного перехода в общепит, сразу  предложили конкретную хорошую должность – зам главного инженера по энергетике и нормальный оклад в 170 рублей, плюс 40% премии (плюс по субботам продпаёк). Я принял это предложение и занялся обменом своей Куйбышевской квартиры на Тольяттинскую.
 
   В декабре 1979 года мне удалось завершить обмен квартиры и в январе 1980 года мы всей семьёй переехали, точнее, вернулись в Тольятти. Моя семья была очень рада этому. До работы на Куйбышевской ТЭЦ мы прожили в Тольятти с 1970 года по 1975 год. Тольятти всем нам нравился значительно больше чем Куйбышев. Тольятти, а особенно Автозаводский район, это был новый красивый современный город. В Тольятти было гораздо удобнее жить, плюс там у нас по-прежнему оставалось много друзей, в том числе ещё со школы. И там жили мои родители.
          

                2. Приход в «АПООП» и переадресация в кафе.
   
    С начала января 1980 года я начал работать в «Тольяттинском тресте столовых и ресторанов № 2» (ТТСР-2) и успешно проработал в разных его предприятиях и структурах до января 1990 года.
   
   После ввода в 1980 году в работу новой мощной производственной единицы – «Фабрики Заготовочной» и присоединения её к ТТСР-2, его (трест) переименовали в «Автозаводское Производственное Объединение Общественного Питания» («АПООП»).  «АПООП» объединял все открытые (общедоступные) столовые, кафе и рестораны, располагавшиеся в Автозаводском районе г. Тольятти, Фабрику Заготовочную и все склады и базы бывшего ТТСР-2 на всей территории города Тольятти и его пригородов. Складов и баз было порядка 10-ти.

   В старой части города Тольятти функционировал ещё с 50-ых годов «Тольяттинский трест столовых и ресторанов» (ТТСР). В 1967 году с началом строительства Волжского автозавода в составе ТТСР организовали Управление общественного питания Автозаводского района, которое затем было преобразовано в Тольяттинский трест столовых и ресторанов №2, а Тольяттинский трест столовых и ресторанов (ТТСР) стал «ТТСР-1» (Тольяттинский трест столовых и ресторанов №1).
 
   В Автозаводском районе города Тольятти было ещё одно родственное предприятие – «Комбинат Общественного Питания ВАЗа» («КОП ВАЗа»). КОП ВАЗа объединял все столовые, кафе и рестораны, расположенные на закрытых объектах ВАЗа (в том числе и «итальянская» гостиница с рестораном «Жигули»), плюс все их склады и базы по всей территории города Тольятти и его пригородов. Товарооборот «КОП ВАЗа» был в 10 раз больше чем в ТТСР-2, соответственно, их складские мощности были в 10 раз больше наших. Складские мощности «КОП ВАЗа» базировались в основном в нескольких фундаментальных многоэтажных зданиях рядом с товарной станцией Тольятти. В этих же зданиях наш ТТСР-2 арендовал, как правило, десятую часть площадей.
 
   «АПООП», точнее тогда ещё «ТТСР-2», формировался с 1967 года, когда началось строительство ВАЗа. В это время вокруг ВАЗа интенсивно формировалась стройиндустрия и возводились жилые кварталы Автозаводского района города Тольятти. Везде нужны были столовые. Хотя в самом Автозаводском районе по генеральному плану должны были строиться и кафе и рестораны, но в первую очередь, конечно, строились столовые и в первейшую очередь - при стройорганизациях.  Поэтому во «Втором тресте столовых и ресторанов» сперва образовалась сеть рабочих столовых на производственных объектах (кроме ВАЗовских) и сеть общедоступных столовых в городских кварталах Автозаводского района, а потом постепенно стали появляться кафе и рестораны.
 
   Когда осенью 1979 года я начал обговаривать свой переход на работу в Тольяттинский трест столовых и ресторанов №2, то сначала разговор шёл о должности заместителя главного инженера треста по энергетике. В тот момент со мной побеседовали  генеральный директор треста Иванова Екатерина Андреевна и главный инженер треста Овчинников Юрий Николаевич. Обсудили характер будущей работы, оклад 170 рублей, премию до 60%, доплаты и примерную дату выхода на работу. Мне дали два месяца на обмен квартиры и на переезд из Куйбышева в Тольятти. Так оно и вышло. Мне удалось за два месяца утрясти все проблемы по увольнению с прежнего места работы – с Куйбышевской ТЭЦ и даже удалось получить разрешение на обмен своей ведомственной ТЭЦовской квартиры в Куйбышеве  на Тольяттинскую общегородскую. Обмен квартиры я завершил в декабре.
 
   Сразу после Нового 1980 года я пришёл в отдел кадров Треста. В Тресте был единый отдел кадров, начальником которого был Бартош Владислав Викторович, ему тогда было 40 лет. Официально он значился заместителем генерального директора по кадрам (он же оказался и парторгом треста). Когда я утром 5-го января 1980 года пришёл к нему с трудовой книжкой, он сказал, что надо ещё раз переговорить с гендиректором треста с Ивановой Екатериной Андреевной. Я, конечно, заволновался.
 
   Зашли с Бартошем к Ивановой, она сразу вызвала главного инженера Овчинникова Ю.Н. Втроём они стали меня убеждать, что, учитывая мой опыт работы по приёму в эксплуатацию электро-технического оборудования, они предлагают мне больший оклад (180 рублей вместо 170)  и просят выйти на работу в качестве заместителя директора в строящееся предприятие – кафе «Волжские зори» (точнее Комбинат общественного питания №3). Иванова сказала, что с директором кафе с Зайцевой Александрой Ивановной этот вопрос уже согласован. К тому же Иванова Е.А. успокоила меня тем, что должность заместителя главного инженера треста по энергетике за мной резервируется и, если у меня в течение года  возникнет сильное желание уйти из кафе, то меня переведут назад в службу главного инженера. Это меня успокоило и я дал согласие. Оформили меня заместителем директора кафе «Волжские зори», я подписался под приказом и Бартош В.В. сразу отвёз меня в кафе и представил руководству кафе и персоналу.
 

                3. Кафе «Волжские зори».
 
   Директором этого кафе с начала его строительства была Зайцева Александра Ивановна – женщина 52-х лет, не высокая, примерно 160см, приятной наружности, спокойная и деловая. Ей, как она говорила, очень был нужен помощник, особенно по приёмке и вводу в работу оборудования, но  она надеялась, что ей дадут кого-то с опытом работы в общепите. Мой переход из энергетики в общепит она явно не одобряла и тратить своё время на моё обучение не собиралась. Она кратко изложила свой подход ко мне: «Назвался груздем – полезай в кузов».

   В первые два - три дня я знакомился с персоналом, с подразделениями предприятия, с оборудованием и одновременно проходил медкомиссию. Комбинат питания №3 фактически состоял из двух кафе: кафе 1-ой наценочной категории (это фактически ресторан) «Волжские зори», оно уже год как работало, достраивалось только помещение рюмочной, и отдельно стоящее, точнее удалённое на три километра, кафе 2-ой наценочной категории «Волгарь», которое третий год находилось на капремонте и реконструкции.  Основные проблемы по вводу оборудования были именно в «Волгаре».
 
   Директриса КОП-3 Зайцева А.И. свозила меня в это кафе «Волгарь», показала бригаду ремонтников из 3-х человек, которые неспешно приколачивали доски к стенам. Всё здесь было завалено строительными материалами и мусором. Зайцева сказала, что Трест требует до Нового года ввести это предприятие в строй, но денег больше не дают, а значит, быстро завершить ремонт не получится.  После Нового года, похоже, нам обоим по выговору влепят.

               
                4. Мои первые торговые «блины».
 
   В субботу с Тольяттинского пивзавода в кафе «Волжские зори» пришла машина с бутылочным пивом, 140 металлических ящиков (сетка) по 20 бутылок в каждом. Директриса кафе Зайцева А.И. велела мне организовать выгрузку и продажу этого пива. Призвала барменшу Галину, двух грузчиков и велела мне проконтролировать весь процесс от выгрузки до сдачи денег в кассу. Правды ради надо сказать, что фактически организовала весь процесс барменша Галина. Весь фокус, точнее проблема была в том, что выгрузили всё пиво на тротуаре метрах в трёх от дверей кафе и основной задачей было – не дать стащить пиво.  Цена 24 коп за бутылку. Не смотря на то, что в Тольятти был построен свой пивкомбинат, пиво всё равно было в дефиците. Образовалось две очереди. Женщины брали у Галины по 2 – 5 бутылок, один грузчик ей подавал ящики поближе к столу. А мы со вторым грузчиком отпускали пиво в основном мужчинам, которые брали сразу ящиками. Я получал деньги за ящик, а грузчик уже выдавал ящик пива. Я боялся, что бы кто-нибудь из моих прежних знакомых не увидел меня за этим торговым процессом. Всю машину мы продали  «влёт», за час и деньги сдали в кассу без убытка. Об успешном завершении торговли доложили директрисе, она удивилась, переспросила у барменши, правда, что ли, без убытка сторговали или Галина просто закрыла недостачу Жемповского из своего кармана. Галина сказала, что сторговали «ноль в ноль» (без убытка и без прибыли). А мне директриса сказала: «Ну, ладно, хорошо, что первый блин не комом».

   Зато второй «блин» получился большим комом. Следующим испытанием была поездка на мясокомбинат за мясом. Я думаю, что Зайцева А.И. решила действовать «ударным методом» - давала мне задания как «удар боксёра»: выдержу – ну живи и работай, не выдержу – катись, туда тебе и дорога. Дали мне машину УАЗик (фургон грузоподъёмностью в одну тонну) и водителя Виктора.  Мясокомбинат был на другом конце города километрах в двадцати. Вся поездка отняла практически весь день. По накладной мне выписали мясо говядину первого, второго и третьего сорта пропорционально килограмм по триста. Когда я гордый привёз это мясо в кафе и стали его разгружать на склад, то завскладом Нина Михайловна Авдеева вдруг заохала: оказалось, что вся машина загружена мясом третьего сорта. У меня всё отпало…

   Завскладом Авдеева Н.М. срочно позвала заведующую производством Валентину Михайловну Харламову, обе поохали, Валентина Михайловна быстро прикинула и сказала, что тут на 600 рублей убытка, эту сумму закрыть практически невозможно. Видимо, поглядев на выражение моего лица, они не стали устраивать скандал, директрисе Зайцевой А.И. тоже звонить не стали, что-то меж собой пошушукались, потом позвали лоточницу Валентину Абрамовну Кадошкину и велели нам с грузчиками загрузить всё мясо назад в машину и завтра рано утром отвезти назад на мясокомбинат. Сказали, что командовать возвратом будет лоточница Кадошкина Валентина, она на мясокомбинат ездила часто, а мне велели - смотреть и у нее учиться.
 
   Эту ночь я почти не спал, переживал. На следующий день в 7:30 утра я на своей машине подъехал к проходной мясокомбината. Через 15 минут подъехали Виктор с Валентиной на машине с мясом. Валентина сказала: «Станислав Станиславович, заходите сразу за мной, но говорить буду я – Вы только слушайте». Валентина была полная женщина килограмм 120 весом, розовощёкая, активная, работавшая в любую погоду и на лотке рядом с кафе и экспедитором когда куда пошлют.
 
   В 8 часов утра нас запустили на мясокомбинат. Наша машина проехала к воротам отдела сбыта, точнее экспедиции, и мы прошли в конторку кладовщиц. Там сидели вчерашние кладовщицы и те же грузчики. И тут я увидел и услышал «русский народный цирк». Валентина громовым голосом (матом) поздоровалась со всеми, вынула мою вчерашнюю накладную и … русским народным языком им объяснила, как называется то, что они вчера сотворили и что они должны сделать сейчас, если не хотят, чтобы она пошла к директору мясокомбината или к главбуху. Кладовщицы тут же «отмазались», сказали, что это ребята (грузчики) всё попутали. Завскладом дала команду грузчикам загрузить всё согласно накладной. За двадцать минут грузчики со смехуёчками перегрузили нашу машину. Ты, говорят они мне, забудь, чему тебя учили в институте, настоящая школа жизни здесь. Запомни: пришёл в торговлю - не зевай и никому не доверяй - а то живо окажешься на нарах. Первую контрольную работу в общепите ты завалил – видишь, простая баба тебя из дерьма вытягивает. Да, крепко они меня проучили.
 
   Привезли мы это мясо в кафе, выгрузили и заведующая производством Валентина Михайловна нам с Валентиной Кадошкиной устроила маленький банкет по случаю удачного обмена мяса и моего благополучного «крещения». Она сказала: «Парень ты хороший, честный,  торговлей ещё не испорченный и жизнью не битый. Мы с Ниной Михайловной обсудили и решили: ты нам подходишь и мы тебя доучим». Вскоре из треста вернулась директриса Зайцева А.И., она слегка поворчала, что я двое суток машину за мясом гонял, но не стала мешать моему вливанию в коллектив.

 
                5. И наступил для нас коммунизм.

   Дальше пошло проще, я в основном контролировал ввод в работу разного оборудования: холодильные камеры на складе, новые пекарские шкафы на производстве, электро-мясорубки и т.п. – нормальная инженерная работа. Директриса постепенно втягивала меня и в снабженческо-торговые задачи. Я по её запискам ездил на мясокомбинат, на молокозавод, на пивзавод и т.д. Каждую субботу в конце рабочего дня (а мы – администрация ресторана - по субботам работали) завскладом выдавала продпаёк для семьи.

   На третий месяц я почувствовал, что для моей семьи наступил коммунизм – проблемы со снабжением и питанием для моей семьи исчезли. И тут я вспомнил, что Хрущёв ещё в 1963 году обещал Советскому народу, что в 1980 году советские люди будут жить при коммунизме, но в масштабах всей страны это не получилось,  а мне вот удалось это реализовать для отдельно взятой советской семьи – для моей семьи. У моей семьи теперь было и мясо, и масло, и сыр, и колбаса, а когда к 8-му марта я принёс домой клубнику в коробочке – жена расплакалась.

   Гораздо лучше на новой работе оказалось и с зарплатой. На ТЭЦ у меня как у заместителя начальника электроцеха был оклад 170 рублей, премия условно была в пределах 30 процентов, но фактически первые три года, пока ТЭЦ строилась, ИТР вообще премию не получали. А потом премия была как-то долями. С учетом подоходного налога я фактически в месяц получал  примерно 150 - 160 рублей. На новой работе (в общепите) мой оклад как заместителя директора кафе составлял 180 рублей. За выполнение плана платили ещё 40 процентов, за качество (отсутствие жалоб покупателей и за отсутствие отрицательных отзывов контролирующих органов)  – ещё 20 процентов, итого максимум был до 288 рублей без налогов. Сложность и ответственность работы на ТЭЦ и работы в кафе были несопоставимы. В отличие от ТЭЦ ночи теперь я стал спать спокойно и даже стал желать жену.

   Где-то в начале марта у меня произошёл интересный случай. В субботу, я, получив зарплату за февраль, после обеда поехал в магазин автозапчастей купить что-нибудь для моей «старушки» ВАЗ-2101. Там  у меня произошла неожиданная встреча с моим прежним коллегой - Казачковым Владимиром  Ивановичем (заместитель главного инженера Куйбышевской ТЭЦ). Он по служебным делам приезжал на ТЭЦ ВАЗа, а сейчас тоже в этом магазине присматривал себе запчасти. В Куйбышеве мы с ними жили в одном подъезде и изредка бывали в гостях друг у друга. Оба встрече обрадовались. Он стал спрашивать, где я, да что я, да как я. Я вкратце рассказал ему, как меня переубедили вместо заместителя главного инженера по энергетике пойти в заместители директора кафе, где я сейчас и работаю и хорошо зарабатываю. Назвал зарплату, он не поверил. Тогда я показал  ему свою расчётную ведомость за февраль – в ней значилось «к выдаче 268 рублей» – он опешил и сказал, что он меньше зарабатывает, хотя он заместитель главного инженера Куйбышевской ТЭЦ. Эта встреча, как потом выяснилось, помогла директору Куйбышевской ТЭЦ Ремезенцеву Б.Ф. поднять всему персоналу зарплату на 10%.


                6. Вам надо доучиться.

   В сентябре меня вызвали в трест и Бартош В.В. объявил, что я и заместитель директора ресторана «Лада» Лиханов Игорь Юрьевич направляются в Куйбышев в учебный комбинат Областного управления общественного питания на трёхмесячные курсы подготовки новых директоров предприятий общепита. Бартош В.В. пояснил, что директриса треста Иванова Е.А. сказала, что вам доучиться надо. Раз директриса сказала, что надо, значит пойдём учиться. Так я опять стал студентом, только с полной зарплатой.
 
   Мудрая директриса треста Иванова Е.А. устроила мне двойную учёбу: во-первых официально на курсах; а во-вторых, пока мы три месяца там учились и жили в одной комнате, Лиханов Игорь охотно делился со мной своим  опытом работы. Он уже более трёх лет работал заместителем директора ресторана «Лада» - главного ресторана не только нашего Треста, но и всего Тольятти. Учёбу я закончил на все пятёрки по всем дисциплинам.  Лиханов  меньше ходил на занятия, а значительно больше времени посвятил своему отдыху и соответственно отметки у него были похуже, но он был очень доволен подаренным ему «трёхмесячным отпуском».
 
   В конце декабря 1980 года я закончил трёхмесячную учёбу в Куйбышеве на курсах новых директоров предприятий общественного питания и под самый Новый год вышел на свою работу в Комбинат питания №3.  Директриса  КП-3 Зайцева Александра Ивановна попросила меня показать свидетельство об окончании курсов и была весьма удивлена, что там стояли одни пятёрки, в том числе и по кулинарии. Потом она сказала, что поскольку я теперь имею официальную «корочку»  директора предприятия общественного питания, то она поставит мне армянский коньяк, если я соглашусь взять кафе «Волгарь» под своё самостоятельное управление. Я сказал, что упираться не буду.
 
   На следующий день Зайцева А.И. поехала в Трест и внесла генеральному директору треста Ивановой Екатерине Андреевне соответствующее предложение. Через неделю нас обоих вызвали в Трест, там нам поставили условие: в строящемся ресторан-пивбаре «Волгарь» мы должны к 1-му мая ввести в работу основной зал пивбара на 100 посадочных  мест и тогда мы получим официальное согласие на разделение Комбината питания №3 на кафе «Волжские зори» и на ресторан-пивбар «Волгарь». Конечно, наша директриса Зайцева А.И. поднажала - и мы это сделали: с первого мая пивбар «Волгарь» начал работу. А ещё через месяц, с 1-го июня 1981 года, я официально стал директором ресторан-пивбара «Волгарь». Назначая меня на эту должность, Иванова Е.А. сказала: «Я вижу, тебе легко даётся учёба, я тебе рекомендую получить ещё профильное высшее образование в Куйбышевском филиале Заочного института советской торговли, тебе будет легче работать и продвигаться».  Я сказал: «Спасибо, я постараюсь этим летом последовать вашей рекомендации».
 
    В августе 1981 года я поступил в Заочный институт советской торговли в Куйбышевский филиал. Учился там я пять лет, практически всё сдавал на пятёрки. Диплом, правда,  меня не допустила защищать преподаватель по экономике Валентина Павловна – я отказался дать ей взятку. А в честь чего давать, если я сам всё писал, да и тема была чисто по нашему тресту (точнее по «АПООП»), мне ничьей помощи не надо было, все документы у меня были под руками, весь материал я знал, как свои пять пальцев. К этому времени я уже был заместителем генерального директора Объединения по снабжению и считал, что не к лицу в моей должности да при отличных отметках пачкаться взятками.
 
   В Куйбышевском филиале начался шум: отличник учёбы, да ещё и зам директора треста Жемповский не допущен к защите дипломной работы. В итоге к ним приехала разбираться из Москвы замзав кафедрой экономики головного отделения ВЗИСТа, пригасила меня в кабинет директора филиала, посмотрела мою работу и написала мне вызов на защиту в Москву, в головное отделение ВЗИСТа. Через месяц я защитил свою дипломную работу в Москве на пять баллов, меня даже пригласили в аспирантуру. Я вежливо пообещал подумать (но мне уже исполнилось  40 лет, чего там ловить). А преподавателя Валентину Павловну после этого попросили из института.
 
   Но это я перескочил через годы, вернёмся к лету 1981 года, когда меня назначили директором ресторан-пивбара «Волгарь». С этим назначением у  меня закончился  стартовый период работы в общепите и началась самостоятельная, ответственная и интересная работа на должности директора предприятия, но это уже другая история, она описана в рассказе «Мой ресторан-пивбар «Волгарь».
               
        Станислав Жемповский   01.12.2018.               
   


Рецензии