Нас воспитали в любви к Европе

Анатолий Гринблат

Нас воспитывали с любовью к европейским странам

Мы знали истории, литературу и искусство, а также и своеобразный быт больших стран Европы. И это несмотря на то, что в Европу мы не ездили. Но мы ощущали атмосферу каждой страны и увлекались ими. Нынешнее состояние Европы нас чрезвычайно огорчает. Старый Свет неуклонно теряет свои национальные особенности и ведёт себя очень неумно и не самостоятельно.
Великолепный поступок совершила французская чета из городка Флоренсак Мишилин и Жан-Клод Магэ, передав родителям молодого офицера героически погибшего в Сирии Александра Прохоренко семейные награды предков в первую мировую войну (орден Почётного легиона и Военный крест). Это всколыхнуло мои добрые отношения к Франции и французам.
Росли мы на произведениях отца и сына Дюма и Жуль Верна, Дрюона и Сент-Экзюпери, а потом Гюго, Золя, Стендаля и Бальзака и многих других. Поэтому знали её историю, культуру и быт и увлекались ею.
Вообще у России и Франции всегда были близкие  отношения, несмотря на периодические конфронтации (Наполеон, Севастополь и пр.). В первую мировую войну мы спасали Францию, послав туда Экспедиционный корпус.
Русская аристократия общалась на французском, детей учили французские гувернёры, а в России служили видные деятели-французы. Россияне привозили из Франции многие различные идеи в политике, культуре и моде.
На немецкой литературе мы тоже учились у Гёте и Гейне, Шиллера, братьев Гримм, а позже у Ремарка, братьев Манн, Фейхтвангера, Бёлля и много др.
Русский престол занимали немецкие принцессы, а немцы массово эмигрировали в Россию, занимали для жизни целые районы на Украине, в Одессе был немецкий район Люздорф, в Поволжье немецкая автономия со столицей г. Энгельс, на Урале и в Сибири. В Оренбужье, находясь на испытаниях  техники, пришлось бывать в немецком ухоженном совхозе. История присутствия немцев в России уходит в века. Вспомним о немецкой слободе в Москве, где Пётр I проводил свои юные годы, оттачивая свои будущие замыслы. А Петербург был во многом немецким, так Васильевский остров был почти немецким с лютеранскими церквями, кладбищами, магазинами, аптеками и пр. И это несмотря на жестокие войны, у нас были тесные отношения и взаимные дела.
А непревзойдённая Италия, страна древней истории, зодчества, художества и ваяния, страна музыки и пения. Нам тоже досталась частичка её архитектуры и скульптуры. Наши художники и певцы регулярно ездили в Италию на обучение и стажировку. А у нас итальянцы приживались, находя широкое поле для творчества. Так что Италию трудно отнять из нашей души.
Англия нас тоже всегда привлекала своим укладом, несколько отличным от остальной Европы в силу своего островного положения и своей истории. С наших сцен не сходят произведения Шекспира, Б. Шоу, Теккерея и др. Мы увлекаемся Байроном, Майн Ридом, Свифтом, Шелли, Диккенсом и Голсуорси.
Эти и другие страны Европы, некогда могущественные и самобытные, были колониальными державами со своим национальным лицом, бытом и культурой, превратились в вассалов. Она постепенно превращается в однообразную снивелированную массу, в которой стираются национальные черты. Каждая страна отличалась своим характерным укладом, типом и психологией. Очень печально как на похоронах наблюдать закат когда-то блестящей Европы. Как говорят, что разум оставил Европу.


Рецензии