Стокгольм. Второй день. Часть 2

                ВТОРОЙ ДЕНЬ 23/11/2018

ПЛОЩАДЬ STORTORGET, НЕМЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, MARTEN TROTZIGS GRAND, Skeppsbron, король Густав III, Slottsbacken, КАРЛ XIV, ОЛАУС ПЕТРИ, КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.


Прошли 15 минут и оказались на главной площади у фонтана.

                ПЛОЩАДЬ STORTORGET

Сторторгет - главная площадь Старого города, столицы XV века. Сторторгет – означает Большая площадь, на самом деле, она очень маленькая!

Старая торговая площадь со средневековыми домами. Площадь образовалась еще в то время, когда возводились первые постройки Старого города, на самом высоком месте острова Стадсхольмен.

Площадь известна таким событием, как Стокгольмская кровавая баня, устроенная дворянам,обвинённым в ереси в 1520 году по приказу короля Кристиана II Датского на площади были казнены сразу около сотни человек.

В старину здесь сжигали ведьм. Большая часть домов на площади была построена в XVII–XVIII веках, но встречаются и более ранние постройки. Три дома говорят об истории средних веков, о торговле.

Площадь украшает большой фонтан. Массивный фонтан-колодец Well располагается на главной рыночной площади Стурторьет, спроектирован и изготовлен он был в XVIII веке Эриком Палмстедтом.

Сооружение фонтана в форме колокола украшено по периметру четырьмя маскаронами, от которых по трубкам стекает вода.

Одно из самых известных зданий на площади – здание Фондовой биржи. Это красивейшая постройка 1773–1776 годов, времен шведского короля Густава III. Сегодня в здании располагаются Академия наук Швеции, Нобелевская библиотека и Нобелевский музей.

На Стурторьет стоит Биржа работы Эрика Пальмстедта, в которой сейчас разместился небольшой музей Нобеля. Мы премией Нобеля и ее лауреатами не интересовались. На площади продают очень много сувениров.

Мы застали на территории Стурторьет ярмарку, где можно приобрести не только сладости и сувениры, но и изделия традиционных национальных ремесел. Это популярная рождественская ярмарка с соответствующей атрибутикой, с рождественской елкой и предновогодним настроением.

                НЕМЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Название «немецкая» церковь (Тюска Чуркан) получила из-за того, что в средние века этот квартал был населён в основном немцами. Церковь была освящена в честь Святой Гертруды Нивельской, которая является покровительницей путешественников и настоятельницей бенедиктинского монастыря Нивель в современной Бельгии. Ее шпиль сделан из кирпича и обшит медными листами. Он устремляется на высоту 86 метров.
Нынешняя двухнефная церковь была построена в период с 1638 по 1642 год. Раньше на её месте находилось здание гильдии, созданной немецкими торговцами. В конце XVI века было решено возвести на этом месте храм, который впоследствии стал первым немецким приходом за пределами Германии. Svartmangatan 16.

Не в пятницу (около 10 часов), ни субботу не попали во внутрь. В ноябре открыта только по воскресеньям. Трижды пытались это сделать, заходили во двор. На шпиле золотой петушок. На колокольне часы. Высокие витражные окна.

Красивая кованная ограда с позолоченными элементами. А на северных воротах, выходящих на Тюска Бринкен, появилась надпись: «Бойтесь Бога! Чтите короля!». Во дворе из кирпичей выложена спираль.

Довольно быстро нашли самую узкую улицу.

                MARTEN TROTZIGS GRAND

В 10-12 по местному времени квартал Trivia. Переулок Мортена Тротцига — самый узкий переулок в Стокгольме: его ширина составляет всего 90 сантиметров. Свое имя переулок получил в честь немецкого торговца Мортена Тротцига. Переулок Мортена Тротцига включает в себя лестницу из 36 ступенек, которые ведут с улочки Prastgatan вниз к Vasterlanggatan возле площади Jarntorget.

Ориентир справа детская площадка и скульптура юноша садящийся на коня. Памятник расположен наTyska Stallplan (1956). Исполнитель: Ivar Johnson. Гранитная скульптура, которая показывает голого заводчика, который чтобы сесть на коня уже вставил одну ногу в стремя.

Prastgatan 78. Дом Карла Ларссона (1853 — 1919). Интересна эта улица тем, что здесь родился и вырос самый известный художник Швеции — Карл Ларссон. Дом № 78 отмечен бронзовым барельефом, на котором изображен сам живописец.

                SKEPPSBRON

Потом по улицам: Sodra Benickebrinken kv. Venus, Osterlanggatan kv. Phoebus, Drakens Grand kv. Apollo вышли на набережную Skeppsbron. Было 10-25 по местному времени. Открылся прекрасный вид у ресторана французской кухни Mister French.

На набережной стояла большая елка на вершине, которой была перевернутая пятиконечная звезда. Дошли до Kajplats 105. Была заметная дымка. На ближайшем здании золотом написано Skeppsbron 16, kv Python.

                ТРЁХМАЧТОВЫЙ КОРАБЛЬ «AF CHAPMAN»

Корабль расположен в прекрасном месте и его трудно не заметить. Это не просто корабль, это молодёжный хостел. Корабль был построен в 1888 году в Дублине.

В 1947 году городские власти выкупили корабль, а с 1949 года «af Chapman» является молодёжным хостелом и местом встречи путешественников со всего света. Хостел очень удобно расположен: в близи от него находится музей Стокгольма, рестораны и другие интересные места.

Просто сев на паром до Дьюргардена вы легко сможете попасть в музей под открытым небом «Skansen», в концертный зал и парк развлечений «Gr;naLund».


                король Густав III

Затем дошли до памятника короля Густава III. На набережной Шеппсброн недалеко от Королевского дворца возвышается величественная статуя морского офицера с наброшенной на плечи королевской мантией.

В одной руке у офицера – меч, в другой – ветвь оливы, как символ примирения. Это памятник одному из блестящих правителей Швеции – королю Густаву III. Годы его правления (1772-1792), прошли для монархии под знаком реформ и просветительства.

Именно тогда были основаны знаменитая Шведская Академия наук (именно она в настоящее время присуждает Нобелевские премии), Королевские оперный и драматический театры. В 1792 году король был убит выстрелом в спину на бал-маскараде в Королевской опере.

                Slottsbacken

Поднялись по Дворцовому спуску. Затем пошли вдоль королевского дворца по улице Slottsbacken (Слоттсбакен улица торжеств). Часовой у входа во дворец стояла симпатичная девушка. В руках у нее автомат с примкнутым штыком. В 10-40 мы вошли мимо нее в холл часовни.

С двух сторон от входа четыре статуи похищения женщин. "Похищение Елены Парисом" и "Похищение сабинянки", "Похищение Психеи Зефиром" и "Похищение Прозерпины Плутоном".
               
                КАРЛ XIV

Подошли к памятнику Карла XIV. В настоящее время идет масштабная реконструкция площади Карла XIV, в связи с чем, памятник временно установили около Королевского дворца на ул. Слоттсбакен. Памятник королю Карлу XIV Юхану - основателю династии Бернадотов. Памятник Бернадоту был создан уже через 6 лет после смерти короля.

                Обелиск

Прямо напротив Королевского Дворца на улице Slottsbacken с 1800 года стоит 22-метровый Обелиск (сейчас он находится на реставрации). Обелиск создан из нескольких блоков гранитной породы, добытой в одном месте и заканчивается наверху пирамидальным шпилем, называемым pyramidion.

22-метровый гранитный обелиск был спроектирован Луи Жаном Деспресом, главным архитектором того времени, по заказу Густава III, который хотел продемонстрировать свою благодарность буржуазии за бдительность во время русской войны 1788-1909 годов.
                ОЛАУС ПЕТРИ

Подошли к кафедральному собору. Прямо перед ним стоит памятник Олаусу Петри (1493 — 1552) — деятель шведской Реформации и писатель. Сын-кузнеца Олоф Перссон родился в 1493 году. Вместе со своим братом Ларсом (Лаврентий Петри) он учился священнику в Уппсале, а затем в Виттенберге, где он находился под влиянием идей Мартина Лютера. Период исследования в Германии финансировался Густавом Васой.


Будучи священником, он активно проповедовал идеи Реформации, резко высказывался в отношении Католической церкви. Статуя самого Олауса Петри была установлена у восточной стены собора Святого Николая в XIX веке.

В октябре 1524 года он и его брат были отлучены от церкви по причине ереси, однако это не изменило взгляды Петри — ведь он имело сильного сторонника в лице короля Швеции.  В 1525 году он женился и впервые стал вести мессы на шведском языке.

Петри распространял новые идеи не только проповедями, но и книгами: был один из участников перевода на шведский язык Нового Завета (1526), издал книгу протестантских псалмов «Шведские песни» (1530), был автором исторического труда «Шведская хроника», составленная на основании древних источников.

В 1531 году Олаус Петри обосновал переход от латыни к шведскому языку, в богослужении. Олаус Петри, «Мэстер Олоф», был церковным лидером в церкви 1543 - 1552 годов.

В 1531 году, не без влияния братьев Петри, король провозгласил Швецию лютеранской страной. В этом же году Петри занял пост королевского канцлера, на котором прослужил до 1533 года. В 1539 году принял сан священника.

В 1542 году Петри стал инспектором стокгольмских школ, а в 1543 — дьяконом в церкви Святого Николая в Стокгольме, в котором он был похоронен после смерти.

Вплотную подошли к собору Святого Николая, но нас в него не пустили. Было 10-45 по местному времени.

                КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Стокгольмский собор Сторчуркан. Собор Святого Николая. Кафедральный собор святого Николая - это замечательное место! Снаружи довольно неказистый.

Рекомендую обязательно найти время на посещение собора. В храме находится оригинал статуи Георгия с драконом 1489 года, громадный подсвечник высотой 3,7 метра 15 века, картина "Последний суд", серебряный алтарь, королевские места, кафедра, орган, картина "Ложное солнце".

Стокгольмский собор или Собор святого Николая, называется наиболее значимым храмом Стокгольма. Он располагается в Гамла Стан – Старом городе Стокгольма.

История храма начинается в 13 веке – на этом месте стояла небольшая церковь, построенная основателем города Ярлом Биргером. Немного позднее на ее месте выстроили базилику святого Николая.

Ранее у храма был фасад в готическом стиле, позже его снесли и выстроили новый, в стиле барокко. В 18 веке к церкви Сторчуркан пристроили колокольню высотой 66 метров. В храме находятся знаменитые произведения искусства – картина «Страшный суд», скульптура 1489 года «Святой Георгий со змеем».

Собор святого Николая является местом коронаций и свадеб шведских монархов. Здесь по-прежнему каждое воскресенье проходят службы, храм открыт по воскресеньям для всех желающих. Тронгзунд, 1.

На северном портале изображены св. Олаф и «Поклонение волхвов», на южном – св. Лаврентий в окружении пророков и святых. Оба боковых портала появились еще в XIV веке.

Западный портал, «новостройка» XIX века, украшен статуей Эрика IX – национального святого Швеции. Его, по преданию, убил на ступенях церкви датский принц. У южной стороны собора установлено несколько рунических камней, которые были найдены в ходе реставрации под полом церкви.

Внутреннее убранство трехнефной базилики с мощным 27-метровым сводом выглядит скромно. Центральная часть собора называется королевским сводом, так как здесь с 1441 по 1719 год шведские короли произносили коронационную клятву перед тем, как их короновал епископ.

Сводчатая капелла хора, ранее капелла Девы Марии, превращена в мавзолей Густава Васа, который похоронен здесь вместе со своими двумя протестантскими женами (всего у него было три жены).

Надгробный памятник в стиле ренессанс, выполненный в 1590 году в Голландии из каррарского мрамора, повторяет форму роскошного катафалка, в котором перевозили их тела в Упсалу из Стокгольма, где они покоились до тех пор. Капелла Васа в XIX веке была украшена семью фресками, изображавшими эпизоды из жизни короля.

В соседней капелле похоронены святой Эрик (который никогда не был канонизирован) и отец святой Биргитты. Следующая капелла посвящена Эрику XIV, убитому Стеном Стуре и его сыновьями, а в третьей нашла последнее пристанище жена Йохана III, полька Катарина Ягеллон.

В бывшей капелле Андреаса в южной части хора похоронен канцлер и друг Густава II Адольфа Аксель Оксеншерна (Axel Oxenstierna). Это была наивысшая честь, которой его мог посмертно удостоить король. Интересны консоли на колоннах хора, изображающие пороки и добродетели.

Церковную кафедру в стиле барокко спроектировал Никодемус Тессин-младший. Простой каменный стол служит алтарем, над ним висит современное распятие из серебра и граненого хрусталя, выполненное в 1976 году Бертилом Бергреном.

В южном приделе, ближе к главному порталу, похоронен мистик Эмануэль Сведенборг. Эпитафия на северо-западной колонне центрального нефа напоминает о Карле Линнее.

Впервые эта церковь была упомянута в 1279 году рыцарем Юханом Карлссоном, который в своём завещании даровал «Стокгольмской большой церкви» одну марку серебра.

Церковь Св. Николая была местом коронации шведских королей. Последней была коронация Оскара II, которая состоялась здесь в 1873 году.

Здание собора - образец шведской неоготической архитектуры. Во внутренней архитектуре использованы элементы кирпичной готики. Один из шедевров - средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона.

Здесь хранится копия картины «Ложное солнце», выполненная в 1632 г. Оригинал картины, созданный в 1535 году и представляющий собой самое старое изображение Стокгольма, был утрачен. Tra ngsund 1.

Церковь Святого Николая (швед. Sankt Nikolai kyrka, а также швед. Storkyrkan — Большая церковь) — кафедральный собор Стокгольма (с 1942 года), старейшая церковь исторического центра Стокгольма.

Здание образец неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней архитектуре собора. Расположенный рядом с Королевским дворцом, собор выходит восточным фасадом на Королевскую площадь, одновременно замыкая с запада улицу Слоттсбаккен. Улицы Стурчуркубринкен, Челларгренд и Тренгсунд проходят к северу и к западу от здания.

Первоначально здание использовалось как церковь прихода Святого Николая, однако со временем она стала сперва главной церковью острова Стадсхольмен, затем — исторического района «Старый город», а в конечном итоге в 1942 году, стала кафедральным собором.

Колокольня церкви построена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в жёлтый и белый цвета. Первоначальная конструкция здания восходит к XIII веку, однако внешний вид здания был существенно изменён в стиле барокко около 1740 года архитектором Юханом Эбергардом Карлбергом.

Среди художественных шедевров, находящихся в соборе, средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона, авторство которой приписывается Бернту Нотке (1489). Статуя с одной стороны являлась памятником сражения при Брункеберге (1471), с другой — служила реликварием мощей святого Георгия и двух других святых.

В церкви также находится копия 1632 г. с утраченного оригинала самого старого изображения Стокгольма, картины «Vadersolstavlan» («Ложное солнце», 1535). Картина была создана по поручению учёного и реформатора Олауса Петри. На ней изображён паргелий, который в старину рассматривался как предзнаменование.

Паргелий (ложное солнце) — один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне Солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере.

Мы пошли в воскресенье (25.11.2018) в кафедральный собор, в который нас не пускали в будние дни.


Рецензии
Заметила, что приезжая в чужой город, всегда ведут на экскурсию в местную церковь... :)
Спасибо за познавательную статью!

Валентина Лысич   05.02.2019 08:53     Заявить о нарушении
Мы выбирали путь сами. Нас церкви и кирхи интересуют.
Вам всего доброго!

Григорий Аванесов   05.02.2019 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.