Встречи после разлук

               

Продолжение рассказа « Любовь и таблица умножения»

Людмила отчетливо понимала: семейная жизнь не удалась. Она осознала, что совершила ошибку, поторопившись выйти замуж на пике эмоционального шока. Тем не менее, надо было жить, развод лишь добавил бы проблем, да и консервативно настроенные родители и  родственники не одобряли этот вариант. Все считали, что «стерпится – слюбится». Однако терпеть становилось все труднее, а о любви речи не шло вообще.  Виталий становился все более далеким и уже только смеялся в ответ на обвинения в изменах. Этих измен было несчетное количество, но для семьи он делал все, что нужно было делать мужчине по его разумению.  Он, пользуясь своей должностью, доставал «по блату» продукты, рыбачил, солил рыбу, охотился, и дома всегда было в достатке продуктов во времена всеобщего дефицита. Родители Люды тоже снабжали семью дочери плодами своего домашнего хозяйства, делали дорогие подарки дочери, внучкам. Материально семья жила в полном благополучии, но Люда считала, что не это главное, а любовь и хорошие отношения с мужем. Но этого главного не получалось добиться. Воспитательному процессу Виталий никак не поддавался. Он был неисправим, к такому выводу со временем пришла Людмила.
Своих попыток исправить мужа жена не оставляла, но все они сводились к выговорам, упрекам, сравнением с другими семьями, где мужья казались идеальными, и «воспитательные беседы» ни к чему не приводили, кроме взаимного раздражения, обвинений и ссор.
Тем временем, подрастали дочки, Людмила перешла работать из районо в редакцию районной газеты на должность ответственного секретаря. И здесь она быстро освоилась, писала интересные заметки, репортажи, статьи. Ее ценили и уважали коллегии, в районе она была на виду.
Вернусь немного назад. Я еще работала в школе и должна была пройти курсы повышения квалификации в Новосибирске в Доме учителя. Это было летом. На учебе оказались еще несколько моих однокурсников, и мы радовались встрече, много времени проводили вместе после занятий. Две недели пролетели незаметно и в последний день мы решили отметить нашу встречу, договорившись собраться в условленном месте, а потом решить: куда пойти и чем заняться. В это время в городе оказался Валерий, у него были какие-то дела по работе. Он тогда
работал в районной газете в соседнем районном центре, недалеко от того, где жили мы с Людмилой. Как оказалось, и Люда была в эти дни в Новосибирске. Мы с ней увиделись, и я ей рассказала, что собираемся встретиться, пригласила и ее, сказав, что Валерий здесь, тоже придет на встречу.  Людмила согласилась и на следующий день в назначенное время наша компания была на месте вся, кроме Люды. Довольно долго мы ее ожидали, пока не стало понятно: она не придет. Настроение изменилось не в лучшую сторону, думаю, не у одной меня. Валерий вскоре стал прощаться, ссылаясь на необходимость успеть к поезду, а оставшиеся участники зашли в скверик у дома, где мужская часть компании опустошила 0,7 литра вина за встречу. Разговор не клеился, откровенности не было, одни поверхностные повествования о том, кто, где работает, что с жильем, с детьми.  Мой поезд тоже вскоре отходил и я попрощалась. Как оказалось, надолго. Увиделась со своими однокурсниками только через много лет…
Возвратившись с курсов, я спрашивала Людмилу, почему она не пришла. Ответ ее мне показался отговоркой: плохо себя чувствовала, но я не стала докапываться до правды, я ее и так знала…
…Прошли годы. Я давно уехала и жила в горняцком поселке, изменив свою жизнь, сменив профессию, но наша связь с Людмилой не оборвалась. Когда я с мужем приезжала к его родителям, мы несколько раз встречались с Людмилой, созванивались, она делилась со мной тем, что происходило в ее семье. К сожалению, новости были по-прежнему не радостные.
В отношениях между ней и Виталием разверзлась пропасть. Он завел себе подругу в соседнем райцентре и открыто жил на две семьи. Хотя, семьей они с Людмилой являлись лишь формально. Их связывала младшая дочь и прописка. Никакой близости не было, Люда и Виталий жили в одной квартире, но в разных комнатах. Как я поняла, Людмила настаивала, чтобы Виталий уезжал к своей подруге, но пока он работал, такой шаг его не устраивал. Да и вообще, он не собирался уезжать, ему нравилось жить так, как он жил. Но бесконечно такое существование продолжаться не могло. И «разрулить» ситуацию смог отец Людмилы. К зятю у него было самое враждебное отношение. Еще бы! Они с женой всю жизнь помогали дочери, а значит, и ему, приобрели машину, на которой зятек теперь ездил по женщинам, испортив окончательно и бесповоротно жизнь любимой дочке! Скандалы в семье, грубость зятя, откровенное издевательское отношение к нему, ветерану, заслуженному и уважаемому в районе человеку и к дочери, не могли пройти бесследно. Когда умерла мать Людмилы, у отца обнаружилась онкология, а годы были преклонные. Дочери Людмилы и Виталия уехали из родного дома, у них были свои семьи, и Люда забрала отца к себе. Ему нужен был уход и присмотр. Это еще больше обострило обстановку в доме. Теперь появилось третье действующее лицо в семейных «разборках» и это добавило им «перца», эмоции зашкаливали. В ход пошли угрозы. Однажды в разгар очередной сцены нервы старого человека сдали, и он сгоряча сказал зятю: «Если не уедешь и не оставишь нас в покое, то я тебе ночью голову отрублю! Мне все равно, жить осталось чуть-чуть, да и не посадят меня из-за тебя».
Конечно, это было просто желание припугнуть зятька, но он и впрямь испугался за свою жизнь и через некоторое время уехал к своей новой второй половине.
Людмила и Виталий развелись официально. Но самое интересное, что после развода их отношения стали гораздо лучше. Виталий приезжал в село, заходил к Людмиле, помогал оплачивать учебу в институте младшей дочери. Людмила вздохнула спокойно после многих лет напряжения и безрадостности, хотя ее не оставляло равнодушной и оскорбляло положение разведенной женщины.
Зато новые повороты и интересные события в ее жизни не заставили себя долго ждать.
Впрочем, они начались еще до развода и, возможно, ускорили его.
Я упоминала, что Людмила и Валерий стали давно коллегами, работая в соседних районных газетах. К моменту, когда Люда стала свободной женщиной, Валерий много лет был главным редактором газеты и не последним человеком в своем районе. В молодости, после разрыва с Людмилой он помирился со своей первой любовью, женился на ней, у них родилась дочь, 
но счастье было зыбким и непродолжительным. Наверное, не зря говорят, что изменивший один раз, изменит и во второй, и, что все возвращается к нам по принципу бумеранга. Валерию в истинности этих двух утверждений пришлось убедиться в полной мере. Жена от него ушла к другому мужчине, и он испытал все чувства, связанные с этим состоянием отверженности, унижения, бессилия. Правда, что-то у супруги с новой любовью не сладилось, и она запросилась опять в семью со слезами и мольбами о прощении. Ради дочери Виталий не стал ее отталкивать, решил сохранить семью, но простить вторую измену не смог. Отчуждение росло и после замужества дочери супружеские отношения свелись к проживанию в одном доме, брак стал формальностью. Разводиться не было ни желания, ни смысла. Дочь приезжала к родителям, видимость семьи создавала Виталию имидж серьезного человека и добропорядочного семьянина. Жена не работала и жила при муже. Все были в выигрыше.
В областном центре проводились совещания, различные мероприятия, где должны были присутствовать руководители средств массовой информации, в том числе и районных газет.
Валерий по долгу службы бывал на них постоянно. Бывала и Людмила, потому что ей приходилось замещать главного редактора, когда он был в отпуске и, как ответственному секретарю редакции газеты. Сама судьба свела их с Валерием на этих мероприятиях, там она не могла избежать встреч с ним. Пришлось общаться, делать вид, что прошлые неприятности забыты, что она искренне простила его. По мере участившихся встреч, все больше откровенности было в рассказах Валерия о событиях его жизни. Он попросил прощения у Люды за свой давний поступок и рассказывал ей, как вернулось к нему зло, причиненное им когда-то ей. Не знаю, лечит ли время, но раскаяние и сетования на неудавшуюся семейную жизнь, растопили лед в сердце Людмилы. Она теперь сочувствовала Валерию, и ее обида постепенно превращалась в искреннее дружеское желание утешить и помочь.
Встречи стали для них - отдушиной, они стали созваниваться, рассказывать друг другу обо всем, причем, их возобновившиеся отношения были лишены плотской окраски. Это была нежная дружба, и Людмила находила в этой дружбе то, что не могла получить в семейной жизни. Общие воспоминания, одинаковое образование, общие интересы, общая работа… все это сделало их почти родными людьми.
Я узнала об их сближении позже, и была рада за Людмилу, хотя поведение Валерия, по-прежнему, вызывало у меня большие вопросы. Не верила я, что он изменился. Казалось мне, что он красуется перед Людмилой, не желая оставаться в ее памяти подлецом, тем более, круг общения у них был общий и ему надо было стараться выглядеть в глазах коллег как можно лучше во всех отношениях. Дружба с однокурсницей, забота о ней, теплые отношения с ней добавляли  ему шарма, как мужчине. Возможно, я была не права.
Но Валерий не заслонил Людмиле белый свет, как в молодости. Она спокойно относилась к дружбе с ним, желаний чего-то большего и иллюзий на этот счет она не испытывала.  Думаю, ей было достаточно того, что Валерий стал, в какой-то мере, зависим от нее. Ему теперь постоянно хотелось с ней поговорить, обсудить свои дела, поделиться радостью, но особенно она была нужна ему для того, чтобы снять с души тяжесть семейных неурядиц. Она была «подушкой», в которую можно поплакаться. Наверное, Людмиле нравилось такое положение дел, нравилось осознавать свою значимость для человека, который когда-то пренебрег ее чувствами, а теперь нуждается в ее поддержке, оказавшись у разбитого семейного корыта.
               
Не знаю, строил ли Валерий далеко идущие планы, скорее всего – нет, но если бы и строил, им не суждено было осуществиться, потому что в жизни Людмилы неожиданно появился заинтересовавший ее человек.
Они встретились на вокзале в Новосибирске, ожидали один поезд, чтобы ехать до своей станции.
Раньше были знакомы, потому что жили в одном районе, а по работе Людмила ездила во все населенные пункты, знакомилась со многими людьми, особенно с руководителями предприятий, хозяйств, главными специалистами.
Николай, так звали мужчину, работал директором предприятия, расположенного в приозерном колхозе, где ловили ценную породу рыб, обрабатывали и отправляли в торговые сети. Начинались смутные времена, когда модно стало старых и опытных руководителей сживать с должностей в угоду определенной группе лиц, желающих нажиться любым способом. Николай не пошел против совести и не поддался на уговоры совершать махинации, получать неучтенную выручку и делиться ей с вышестоящим начальством.  Снять его никак не получалось, он не был пьяницей, работал добросовестно. Но при желании всегда можно очернить человека. А тут стоял вопрос о прибыли, так что судьба Николая была решена. Против него сфабриковали «дело», как раз о тех махинациях, от которых он отказался. Все прошло у зачинщиков гладко, состоялся суд, Николая приговорили к нескольким годам лишения свободы. Правда восторжествовала лишь после нескольких лет, проведенных в заключении, где он совсем подорвал свое и ранее больное сердце.
Николай вышел на свободу, добившись пересмотра дела и реабилитации. Но чего ему это стоило?! Он остался без работы, жилья, семьи. Жена ушла от него. На таком фоне произошла встреча Николая и Людмилы. В ожидании поезда, они разговорились, так началось их сближение.
Однажды мне Людмила по телефону задала вопрос, как я считаю, стоит ли ей выходить замуж. Я была в растерянности, но дала совет не вестись на сладкие обещания и жить спокойно одной после всех пережитых треволнений, чтобы вновь не испытать разочарование. Ведь в нашем возрасте трудно рассчитывать на бескорыстность и порядочность ухажера. Возможно, он просто хочет использовать женщину в своих целях. Можно сильно обжечься и это будет еще больнее, чем в молодости, когда еще все впереди, несмотря на первую неудачу в любви.
Тогда она мне рассказала о своей встрече с Николаем, завязавшейся дружбе и теплых отношениях. Николай предлагал ей жить вместе. Людмиле нравилось то, что они с ним понимали друг друга, многое пережили и одинаково смотрели на жизнь, их взгляды на происходящий в стране беспредел совпадали, и образ жизни им нравился одинаковый: тихий, сельский быт привлекал и ее, и Николая.   
Одиночество давало о себе знать и, как оказалось, Людмила не готова была к одиночеству.
Вскоре она сменила место жительства на село в другом районе области. Дочь помогла ей купить квартиру в двухкомнатном коттедже. Место было живописное, село располагалось на берегу Обского водохранилища, там же протекала река, вокруг были леса. Людмила всегда была из числа заядлых грибников, любила собирать клубнику.               
Готовила на зиму множество закусок, салатов, солений, варений. На новом месте для нее было раздолье. Оказалось, что и Николай – грибник, охотник и рыболов. Это еще больше их сблизило. Людмила решилась на новую попытку построить семью. Мы с ней переписывались, созванивались, и я была в курсе перемен в ее жизни.
Не все шло гладко. Старшей дочери не понравилось решение матери, их отношения надолго испортились. Но жизнь продолжалась. Людмила была довольна супругом. Они завели небольшое хозяйство, работали в огороде. Вокруг дома радовали глаз цветы, их обилие создавало впечатление тихого райского уголка на земле. Именно о жизни в таком местечке, где можно выращивать овощи, ягоды, разводить птицу, животных, всегда мечтала Людмила. Наконец, ее желания исполнились. Жаль, ее собственное здоровье, и здоровье Николая не радовало. Она страдала от перепадов давления, у него прогрессировала болезнь сердца. Но они были вместе, им нравилась новая жизнь и была надежда, что есть запас времени, еще не закончилось их песня…
Однажды летом после нашего очередного визита в деревню к родителям мужа, мы решили заехать к Людмиле и Николаю, повидаться.
Эта встреча до сих пор отчетливо хранится в моей памяти. Встретили нас радушно. Муж с Николаем были знакомы и быстро нашли темы для разговора. Мы с Людмилой вспоминали институтскую пору, рассказывали о жизни, не обошлось и без разговора о Валерии. Как раз тут она мне рассказала историю их отношений в последние годы, до ее повторного замужества.
Людмила была довольна своей жизнью, Николаем, хотя и заметила, что характер у него сложный.
Но ведь этого следовало ожидать после всех испытаний, выпавших на его долю. Она с пониманием относилась к этому и умело сглаживала острые углы в общении.
Казалось, все наладилось, и дочь изменила отношение к Николаю, стала уважительной и прекратила критику в адрес матери…
Я несколько раз в год звонила Людмиле, она звонила мне, и мы были в курсе основных событий в жизни друг друга. 
Вспомнили и о Виталии. Мне интересно было узнать, как он поживает, общаются ли они с Людмилой. Виталий устроился хорошо, жена в нем души не чаяла, боялась, чтобы он не вернулся к Людмиле, и делала все, чтобы его удержать. А он вел себя по-прежнему, как свободный мужчина. Пропадал на рыбалке, охоте, забавлялся с женщинами. Жена терпела все.
«Она его действительно любит или дело в чем-то другом?» - спросила я у Люды.
«Возможно и то, и другое» - ответила Людмила. По ее словам выходило, что Виталий получал солидную пенсию, как милицейский служащий. Сумма пенсии была настолько больше, чем пенсия Людмилы, что мы долго смеялись: «Вот тебе и таблица умножения! Вот тебе и твое высшее образование!» - говорила я Людмиле…
Как-то случилось, что мы долго не разговаривали, все не получалось позвонить, но у меня росло внутренне беспокойство от этого. Я часто думала о Людмиле, на душе было тревожно без видимых причин.
               
Наконец, я не выдержала и позвонила Людмиле. Моя тревога была не напрасной. Николая в ту весну не стало. Сердце…все произошло очень быстро, Людмила осталась снова одна…
Дочери заботились о ней, помогали пережить еще одну катастрофу в судьбе.
Но главной поддержкой оказался…Валерий! Он вновь стал окружать Людмилу вниманием,
звонил, они подолгу разговаривали. Он даже в гости к ней заехал, после одного из совещаний в Новосибирске, сделав порядочный круг, чтобы поздравить с днем рождения, с букетом цветов. После этого в деревне заговорили, что приезжал жених, сватался к Людмиле. 
Затем он заезжал за ней и возил на юбилей газеты в село, где Люда работала. На это мероприятие приехали коллеги из районных газет соседних районов. А Валерий еще работал и тоже был
приглашен. Людмилу он привез и доставил обратно домой. Это было осенью. Их отношения набирали обороты …
В новогодние праздники я позвонила Людмиле, чтобы поздравить ее и услышала шокирующую новость. Валерий стал плохо себя чувствовать, решил обследоваться в областной больнице. После всех процедур стало ясно, что у него онкология четвертой степени, не подлежащая лечению…
Он прожил до лета. Держался, звонил Людмиле, говорил всегда бодрым и оптимистичным тоном, не позволяя жаловаться на болезнь и ухудшающееся самочувствие. Ему хотелось слышать ее голос…
Похоронен он был в родной деревне, как и завещал. Шли дожди, дороги развезло, провожали его в последний путь лишь ближайшие родственники…
…Потрясение было неописуемым. Людмила потеряла того, кто был ей дорог, несмотря на крутые виражи в их отношениях…
В разговорах со мной она все чаще стала говорить, что было неправильно с ее стороны так поддаться чувству обиды, излишней гордости, выйти замуж, чтобы уязвить изменника…
С уходом из жизни Валерия она была опустошена, ее не покидало ощущение, что закончилась целая эпоха и она, как женщина, пришла к финишу, что ничего личного у нее теперь не предвидится, жизнь обесцветилась и потеряла свою привлекательность…
Но вдруг стал все чаще звонить Виталий, поздравлять с праздниками, днем рождения, интересоваться здоровьем, проситься в гости…и не только…
Будет ли продолжение, зависит не от меня.




   
 


Рецензии
Какие крутые повороты судьбы прошла Людмила. Как бабушка моя говорила: жизнь прожить - не поле перейти. То, что судьба дарила Людмиле, не долго думая и отбирала.
Спасибо Татьяна, за продолжение. Буду ждать следующего...

Анастасия Панасюк   02.04.2021 04:20     Заявить о нарушении
Анастасия, спасибо за добрые слова отзыва! Испытаний на женскую долю приходится вдоволь. Однако, как говорится: то, что нас не ломает - делает сильнее. Многим из нас ломаться не позволяет ответственность за близких, поэтому, не остается ничего другого, как только становиться сильнее. С улыбкой и признательностью за внимание!

Татьяна Седых   02.04.2021 15:05   Заявить о нарушении