Словарик театральных слов
НАИГРАТЬ, НАИГРЫШ - преувеличенная эмоция.
ПРИДУМКА – импровизация.
СПЕКТАКЛЬ СЫГРАН - означает, что артисты хорошо взаимодействуют между собой, естественный темп, зрители хорошо принимают такой вариант.
ПОДАЧА - смысловое и эмоциональное наполнение произносимого текста. Как монолога, так и короткой реплики.
РЕПЕТИРОВАТЬ В ОЧЕРЕДЬ – то есть быть запасным, на случай болезни или отсутствия главного исполнителя. Либо когда одну роль в спектакле играет то один, то другой артист. Есть роли, где невозможна замена. С уходом артиста, спектакль убирают (снимают) из репертуара театра.
ЗТМ - затемнение. Когда во время действия или в перерыве между действиями на сцене полностью убирают свет.
ЧИТКА ПЬЕСЫ – первые репетиции. Когда пьесу читают по ролям, сидя за столом.
ВВЕДЕНИЕ В СПЕКТАКЛЬ - обычно при форс-мажоре, вводят актёра в сыгранный спектакль, актёра который не репетировал роль. Заменяя того, кто не может играть.
ОРГАНИЧНОСТЬ - естественность, правдивость поведения на сцене или в кадре.
РИСУНОК РОЛИ – то, как выглядит герой внешне, его привычки, манера смотреть, говорить, походка и т. д.
ОПРАВДАТЬ - додумать биографию героя и действие пьесы, не написанные автором пьесы, таким образом, чтобы поступки и реакции персонажа были естественны и логичны, даже если в действии пьесы логика отсутствует.
ОПРАВДАТЬ РОЛЬ - полюбить и понять своего героя, найти полное оправдание для его любых поступков, для этого возможно додумывание его биографии, случаи из детства героя, не указанные автором.
ВОЙТИ В ОБРАЗ – Играть роль.
ВЫЙТИ ИЗ ОБРАЗА - Стать тем, кем был до вхождения в образ. Подробнее см. К. Станиславский и М. Чехов.
СДЕЛАТЬ ЭПОХУ – способность быть органичным в костюме, парике другого века. Уметь убедить в этом всех, кто видит. Способность носить костюм, платье соответствующей эпохи, когда одежда не мешает, не сковывает движений, какой бы непривычной она не была.
ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ ОБРАЗА, НЕ В ОБРАЗЕ – прерванная игра.
«ВЫГОРОДКА» - декорация на сцене.
«СИДЕТЬ НА ТЕКСТЕ» - если на сцене мало действия, не раскрыты характеры, не обозначены события.
СОСТОЯНИЕ – эмоциональный настрой роли для данного отрывка роли в спектакле или в фильме.
ОЗВУЧИВАНИЕ – запись звука в студии и наложение на изображение.
ЖИВОЙ ЗВУК – когда запись звука происходит одновременно с записью изображения и так идёт в фильм.
ПЕРЕОЗВУЧИТЬ - когда роль одного актёра озвучена голосом другого актёра.
КУРАЖ – артистизм, вдохновение, удача. Когда особенно удаётся роль. Обаяние артиста.
ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – умение артиста передать своё состояние зрителям и повести за собой партнёров.
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - способность артиста убедить зрителей в достоверности событий и характера героя спектакля или фильма. Даже если события фантастичны, зрители верят, допускают: «я сам не видел, но так быть могло.»
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – способность артиста дать эмоцию именно столько, сколько нужно в данный момент игры роли. Не больше и не меньше.
ТОЧНОСТЬ – способность артиста понять и передать эмоциональное состояние героя вместе с событийным рядом действия спектакля в соответствии с логикой его поведения
ПАРНАЯ СЦЕНА - сцена, в которой заняты только два артиста или артистки
«Я ВЫХОЖУ СПРАВА ИЛИ СЛЕВА…» - по традиции слева (от зрителя) на сцену выходят положительные герои, справа отрицательные.
«СТРОИТЬ МИЗАНСЦЕНЫ», «ХОДИТЬ НОЖКАМИ» - искать логику передвижений героев, движения и жест
«ЗАДУМКА» - мысль, идея, замысел.
«ЗАЖАТЫЙ» - когда артист скован в движениях, неловок на сцене.
РЯЖЕНЫЙ - когда костюм на артисте выглядит не естественно, нелепо и смешно.
ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ – положительный персонаж, отличается высоким ростом и привлекательной внешностью, приятным голосом. Совершает только хорошие поступки. Чацкий, Гамлет, Алёнушка, Герда, Золушка, Принц, Ромео, Джульетта и тп.
ХАРАКТЕРНАЯ РОЛЬ - такая роль в которой красивая внешность и рост – это не главное. Характерными называют и отрицательные роли, но не обязательно. Пеппи Длинный Чулок, Маленькая Разбойница, Шут ( «Король Лир») и тп.
ЛЯП, НАКЛАДКА, НЕСТЫКОВКА – ошибка.
Свидетельство о публикации №218120100386