Словарик театральных слов

ОТЫГРАТЬ -  1.точно и к месту ответить на придумку партнёра. Поддержать и развить импровизацию во время спектакля или на репетиции. Напр. – актёр говорит слова, не указанные в тексте роли, а партнёр отвечает на них к месту и точно. 2.Своими действиями поддержать игру партнёра. Напр. –  Мари бьёт туфелькой Мышиного Короля и тот падает мёртвым. Актриса бьёт так, чтобы не причинить актёру вреда, но по видимости бьёт сильно, размахивается. Актёр, исполняющий роль Мышиного Короля должен отыграть – изобразить, что удар для него смертелен – покачнуться, может быть завопить, закружиться, всячески показать силу и смертельность удара, чтобы это поняли зрители. 3. Если что-то случается на сцене, чего не должно быть, не растеряться и продолжать игру, включив новое обстоятельство. Напр. – артистка, играющая роль горничной,  случайно роняет принесённую чашку чая, а артистка, играющая роль госпожи, ругает её за это. Хотя по действию горничная ронять чашку не должна. Или погас свет – откомментировать это. Умение  хорошо отыграть – редкий дар.

НАИГРАТЬ, НАИГРЫШ - преувеличенная эмоция.

ПРИДУМКА –   импровизация.

СПЕКТАКЛЬ СЫГРАН -  означает, что артисты хорошо взаимодействуют между собой, естественный темп, зрители хорошо принимают такой вариант.

ПОДАЧА -  смысловое и эмоциональное наполнение произносимого текста. Как монолога, так и короткой реплики.

РЕПЕТИРОВАТЬ В ОЧЕРЕДЬ – то есть быть запасным, на случай болезни или отсутствия главного исполнителя. Либо когда одну роль в спектакле играет то один, то другой артист. Есть роли, где невозможна замена. С уходом артиста, спектакль убирают (снимают) из репертуара театра.

ЗТМ  - затемнение. Когда во время действия или в перерыве между действиями на сцене полностью убирают свет.

ЧИТКА ПЬЕСЫ – первые репетиции. Когда пьесу читают по ролям, сидя за столом.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕКТАКЛЬ -  обычно при форс-мажоре, вводят актёра в сыгранный спектакль, актёра который не репетировал роль. Заменяя того, кто не может играть.

ОРГАНИЧНОСТЬ -  естественность, правдивость поведения на сцене или в кадре.

РИСУНОК РОЛИ – то, как выглядит герой внешне, его привычки, манера смотреть, говорить, походка и т. д.

ОПРАВДАТЬ -  додумать биографию  героя и действие пьесы, не написанные автором пьесы, таким образом, чтобы поступки и реакции персонажа были естественны и логичны, даже если в действии пьесы логика отсутствует.

ОПРАВДАТЬ РОЛЬ -  полюбить и понять своего героя, найти полное оправдание для его любых поступков, для этого возможно додумывание его биографии,  случаи из детства героя, не указанные автором.

ВОЙТИ В ОБРАЗ – Играть роль.
 
ВЫЙТИ ИЗ ОБРАЗА -  Стать тем, кем был до вхождения в образ. Подробнее см.  К. Станиславский и М. Чехов.

СДЕЛАТЬ ЭПОХУ –  способность быть органичным в костюме, парике другого века. Уметь убедить в этом всех, кто видит. Способность носить костюм, платье соответствующей эпохи, когда одежда не мешает, не сковывает движений, какой бы непривычной она не была.

ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ ОБРАЗА, НЕ В ОБРАЗЕ –   прерванная игра.

«ВЫГОРОДКА» - декорация на сцене.

«СИДЕТЬ НА ТЕКСТЕ» -  если на сцене мало действия, не раскрыты характеры, не обозначены события.

СОСТОЯНИЕ – эмоциональный настрой роли для данного отрывка роли в спектакле или в фильме.

ОЗВУЧИВАНИЕ – запись звука в студии и наложение на изображение.

ЖИВОЙ ЗВУК – когда запись звука происходит одновременно с записью изображения и так идёт в фильм.

ПЕРЕОЗВУЧИТЬ - когда роль одного актёра озвучена голосом другого актёра.

КУРАЖ – артистизм, вдохновение, удача. Когда особенно удаётся роль. Обаяние артиста.

ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – умение артиста передать своё состояние зрителям и повести за собой партнёров.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ -  способность артиста убедить зрителей в достоверности событий и характера героя спектакля или фильма. Даже если события фантастичны, зрители верят, допускают: «я сам не видел, но так быть могло.»

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – способность артиста дать эмоцию именно столько, сколько нужно в данный момент игры роли. Не больше и не меньше.

ТОЧНОСТЬ – способность артиста понять и передать эмоциональное состояние героя вместе с событийным рядом действия спектакля в соответствии с логикой его поведения

ПАРНАЯ СЦЕНА -  сцена, в которой заняты только два артиста или артистки

«Я ВЫХОЖУ СПРАВА ИЛИ СЛЕВА…» - по традиции слева (от зрителя) на сцену выходят положительные герои, справа отрицательные.

«СТРОИТЬ МИЗАНСЦЕНЫ», «ХОДИТЬ НОЖКАМИ» -  искать логику передвижений героев, движения и жест

«ЗАДУМКА» - мысль, идея, замысел.

«ЗАЖАТЫЙ» - когда артист скован в движениях, неловок на сцене.

РЯЖЕНЫЙ -  когда костюм на артисте выглядит не естественно, нелепо и смешно.

ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ – положительный персонаж, отличается высоким ростом и привлекательной внешностью, приятным голосом. Совершает только хорошие поступки. Чацкий, Гамлет, Алёнушка, Герда,  Золушка, Принц, Ромео, Джульетта и тп.

ХАРАКТЕРНАЯ РОЛЬ -  такая роль в которой  красивая внешность и рост – это не главное. Характерными называют и отрицательные роли, но не обязательно. Пеппи Длинный Чулок, Маленькая Разбойница, Шут ( «Король Лир») и тп.

ЛЯП, НАКЛАДКА, НЕСТЫКОВКА – ошибка.


Рецензии