Кафедральный собор Кенингсберга

Красивое здание Собора с картинки  мы увидели издалека, поэтому легко нашли дорогу на остров Канта. Именно на нем находится Кафедральный Собор Кенигсберга. Лет сто назад на этом острове проживало 20 тысяч человек в небольших домах с узкими улочками шириной от 60 см. К сожалению война и время не пощадило этих домов и на острове осталась целой одна постройка- величественный Кафедральный Собор в готическом стиле из красно- желтого кирпича с узкими и длинными окнами, стремящимися ввысь. В правой части Собора возвышается круглая башня с часами и куполом в виде остроконечной шляпы волшебника, с флюгером в виде русалки.  Крест венчает собор в центральной его части. Флюгер служил проходящим кораблям ориентиром направления ветра.
Нас встретил бой часов на башне. Цифра 2 на циферблате сделана в виде буквы Z.
Динь – дон, дон, дон,
Динь – дон, дон, дон, - Часы отбивали одиннадцать часов.
Высокие чёрные ворота открыты, мы вошли  внутрь, там ещё двери, далее небольшой коридор со скульптурами двух медведей и три высокие двери. Левая дверь в православную часовню иконы Божьей Матери  Нерушимая стена, зашли внутрь. Мозаичная икона Божьей Матери и Пантелеймона Целителя во всю стену, свечи, другие иконы. Места в часовне не немного. Мы с подругой Аней стоим и не можем сдвинуться с места, тепло и хорошо стало внутри, именно внутри нас самих. Идём дальше, в правую дверь.
Лютеранская часовня. Очень приветливая и улыбчивая женщина рассказала о том, что мы находимся под башней с часами и это единственное место храма, где не менялась крыша и стропильная система.   После пожара в войну все убранство храма и крыша выгорели. В этой часовне нет икон, лишь большая алтарная картина, переданная в дар немецким художником несколько лет назад, огромный крест, круглый подсвечник из железных прутьев и массивной свечой внутри,  стулья для прихожан. Здесь мы заметили красивые цветные витражи в окнах, на которых изображены великие магистры тевтонского ордена, король Аттокар Богемский, магистр Альбрехт. В стенах часовни мы увидели маленькие полукруглые чёрные двери, похожие на вход в подземелье, но служитель церкви сказала, что теперь это шкафы. Приятное чувство окрылённости не покидало нас и в этой часовне.
         Проходим в центральные двери , в вестибюль, поворачиваем налево и оказываемся непосредственно в Соборе. Высокие своды Собора и вытянутые витражи устремляют наш взгляд вверх. Ранее на стенах были фрески, теперь белая штукатурка.
  Справа пара стеллажей. Посмертный слепок – маска Канта, его портрет, изображение его дома, который не сохранился до наших времён.. Экскурсовод рассказывает про жизнь философа:
- Кант был долгожителем своего времени, дожил до 80 лет, ученые считают – этому способствовал жесткий распорядок дня, вставал он в 5 утра, ложился в 22 часа, кушал один раз в день и непременно в компании друзей, не менее 3 х человек и не более 9 ти человек, чтобы беседа не превращалась в несколько диалогов, прогулка в одно и то же время, местные жители сверяли по нему Часы. Кант был профессором Альбертины и поэтому покоится в профессорской усыпальнице у храма.
 Продвигаемся дальше по левой части храма. Слева  ниша, внизу этой ниши за кованными воротами Баптистерий, помещение для крещения,  большая каменная купель для крещения Чаша Олафа, перенесённая из более старого Кафедрального Собора , то есть ей около тысячи лет. Вверху ниши - место для певчих Собора, украшено бронзовыми статуэтками по перилам. И необыкновенной красоты цветные витражи с библейскими сюжетами. Многие прихожане были неграмотны и могли иллюстрировать службу изображениями на витражах и фресках, не сохранившихся до наших времён.
Проходим мимо массивных деревянных скамеек и идём в алтарь через сцену.
Алтарь полон эпитафий – массивных плит со скульптурами и надписями. Это надгробия.  За ними урны с прахом знатных прихожан.
Храм возведён в 1380 году, затем достраивался. А в 1525 году последний Великий Магистр Тевтонского Ордена Альбрехт превращает орденское государство Пруссия в герцогство и сам его возглавляет. Пруссия становится первым протестантским государством в Европе, а Кафедральный Собор – главным лютеранским храмом герцогства.
За более, чем 700 летний период существования Собора в нем нашли покой более сотни прихожан.   В центральной части алтаря большая эпитафия самого магистра Альбрехта, размер усыпальницы 11 метров в высоту и 12,5 метров в ширину, содержит повествование жизни герцога, а сам он изображён молящимся на коленях. Эпитафии Двух его жён,  справа эпитафия княжеской литовской  четы Анны и Богуслава  Радзивиллов. Более ста захоронений найдено в Храме. Большинство эпитафий разрушено или разграблено, часть восславлены по фотографиям.

Альбрехт основал университет Альбертина, сейчас это университет имени Канта. Получается, что это старейшее высшее учебное заведение в России. Ему 460 лет. Собор в то время стал университетской церковью, в одной из его башен располагалась университетская Валеннродтская библиотека, насчитывающая 10 тысяч книг и рукописей. В зале Собора читал лекции Кант. Собор имел «профессорскую усыпальницу», последним в которой в 1804 году похоронен профессор университета Иммануил  Кант. В отличие от эпитафий, которые находились внутри Собора,  могила Канта расположена на улице, у северной стены Собора. Хотя в 1924 году останки профессора были перенесены в храм, однако на месте первоначального захоронения соорудили колоннаду Stoa Kantiana,  в простонародье – могила Канта. Там же есть могилы других профессоров университета, причём зачастую урны с их прахом замуровывали в окна, поэтому часть окон Собора закрыты погребальными плитами с надписями.

Выйдя из алтаря обратно в зал Собора, мы увидели небольшой орган у алтаря и огромный орган над центральным входом в Собор. Орган недавно отреставрирован немецкой фирмой, а наши краснодеревщики восстановили скульптуры и резьбу вокруг органа. Потребовалось 4,5 миллиона долларов на восстановление этого инструмента.
Наконец, мы нашли место в центре зала, начался концерт. Органист Юсупов, имя не запомнила. Зазвучал орган. Бах. Звук разливался по залу и захватывал всех сидящих на массивных чёрных деревянных скамьях со спинками. Звук лился с потолка, со стен. Мурашки побежали по коже. А когда одновременно с большим органом зазвучал малый, они связаны оптоволокном, то я поплыла от наслаждения, музыка уже играла где-то внутри меня. Мы не заметили, как пролетел час и концерт подошёл к концу. Очень не хотелось уходить из Собора.
При выходе увидели памятные доски, говорящие о том, что в этом соборе учился целый год  органному мастерству Эрнест Теодор Амадей Гофман, выступал Вагнер.
К сожалению, мы не посетили музей Канта, расположенный в Соборе, по причине ремонта. Однако, и без музея мы с Аней вышли в состоянии изменённого сознания.
По возможности, советуем посетить это поистине удивительное место.


Рецензии