Artes liberales. Музыка и гармония
Как показывает практика общения, люди имеют колоссальные проблемы с навыками логической аргументации и умением вести диспут. А тогда это должны были уметь даже школяры. Музыка была фактически основой гуманитарных наук, оставаясь в рамках наук математически точных.
Боэций (Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius, 480–524) — латинский Аристотель, "последний римлянин", древнеримский философ, теолог, поэт, математик, государственный деятель, сыграл огромную роль в формировании основ свободных искусств и наук (artes liberales), переводе на латинский язык древнегреческих трактатов великих учёных и создании собственных учебников, построении новой системы образования.
Поскольку изначально знали искусства лишь благородные и свободные люди, то искусства также получили название artes ingenuae или artes liberales, благородные или свободные искусства. В то время искусства (artes) трактовались как симбиоз науки и искусства. Т.е. как искусства, которые опираются на строгий научный фундамент.
Семь свободных искусств — это (1) грамматика, (2) диалектика, (3) риторика (trivium, тривиум); (4) арифметика, (5) геометрия, (6) музыка и (7) астрономия (квадривиум, quadrivium).
1. Грамматика являла собой основание познания, включала изучение алфавита (произношение и написание), частей речи, а также обучала толкованию содержания и форм литературных произведений.
2. Диалектика (логика) содержала изложение системы категорий Аристотеля, давала наставления в искусстве построения доказательств, ведении диспута, сообщала сведения формально-логического характера.
3. Риторика учила словесности в её практическом применении, искусству красноречия, составлению стихов и прозы, включала элементы права.
4. Арифметика была наукой о числовых началах, лежащих в основе мира, пропорциях, определяющих мировую гармонию и все её проявления, включала аллегорические толкования чисел и пропорций.
5. Геометрия излагала, как правило, "Начала" Евклида, а также основы географии, иногда медицины, химии, минералогии.
6. Музыка (как наука о времени) представляла собой сложный теоретический предмет, весьма далёкий от реального музицирования. Она во многом сближалась с арифметикой, особенно в тех аспектах, которые касались интерпретации мировой гармонии.
7. Астрономия давала представление о строении неба, часто не отличалась от астрологии.
Изучение семи свободных искусств должно было подводить к восприятию высшей мудрости — философии, а в средние века — теологии. Своими корнями семичастный канон уходил в философию Платона.
Боэция высоко почитал Данте Алигьери. Не случайно в его энциклопедии средневекового миросозерцания "Божественной комедии" в числе праведников, украшающих рай, названы два выдающихся деятеля того периода Боэций и Бенедикт Нурсийский. Первый — как мудрец, воплотивший в себе высочайшие нравственные достоинства, второй — как носитель идеала христианства, его высочайших, по мысли великого флорентийца, истин.
Именно Боэцием было завершено формальное разделение системы семи свободных искусств на две ступени, соответствующие двум уровням образования — тривиуму и квадривиуму. Именно с Боэция начинается прочное бытование в средневековой школьной традиции термина "квадривиум". Музыка изучалась как математическая дисциплина квадривиума, где числовая основа преобладает, и на её примере может быть показана "первичная сила чисел".
Среди руководств по наукам квадривиума последними были написаны его "Le institutione musica" ("Наставления в музыке", между 500 и 507 гг. н.э.). Трактат о музыке состоял из пяти книг, из которых четыре сохранились полностью, а пятая — частично. Музыка в понимании Боэция — это не искусство, а наука, причём наука теоретическая, которая сводится к основанию своему — науке о числе.
Один из важнейших разделов музыкально-теоретической системы Боэция — его философия гармонии (музыки). По Боэцию, именно Бог дал миру гармонию, чтобы "совершенные части слились в совершенное творение". Единство — непременное условие гармонии. Боэций пишет: "Всё, слагающееся из противоположностей, объединяется и сочетается некоей гармонией. Ибо гармония есть единение многого и согласие разногласного".
Мировая гармония отражается в устройстве человека и в музыке, которая есть её звуковое проявление. Отсюда знаменитая доктрина Боэция о трёх музыках:
1. Музыка мира, мировая музыка — Musica Mundana;
2. Музыка человека, человеческая музыка — Musica Humana;
3. Музыка инструмента, инструментальная музыка — Musica Instrumentalis.
Мировая музыка (harmonia mundi) — гармония мира, Вселенной, она является прообразом для остальных видов музыки или гармонии.
Человеческая музыка — это многообразная гармония в человеке, в человеческом теле, в человеческой жизни и деятельности, гармония души и тела.
Инструментальная музыка понимается как собственно звучащая, производимая человеческим искусством, будь то вокальная или инструментальная в современном смысле.
Учение Боэция о трёх музыках имеет связь с ещё одной триадой понятий: harmonia, concordia, consonantia. Это три реализации божественной гармонии.
1. Harmonia — гармония (красота) божественных сущностей.
2. Concordia — красота одушевлённого мира, согласие в одушевлённых вещах.
3. Consonantia — гармония, вошедшая в звуки, музыкальная гармония в нашем смысле.
Знаменитый итальянский теоретик музыки, педагог и композитор Джозеффо Царлино (Gioseffo Zarlino, 1517–1590), автор важнейшего трактата "Le istitutioni harmoniche" ("Установления гармонии"), по мнению крупнейшего музыкального теоретика современности Юрия Николаевича Холопова (1932–2003), был последним, кто имел в виду единство музыкальной и всеобщей гармонии, видел жизнь музыки как воплощение обобщающей закономерности мировой гармонии в живую ткань музыкальных организмов.
Начиная с Нового времени (примерно с 1640 г.), рационализация музыкальной теории, особенно в эпоху Просвещения, повлекла за собой нарушение равновесия между духовным содержанием и звуковой, физической стороной музыки в пользу последней. Музыкальная наука стала интересоваться исключительно "телом" музыки. Но тогда "выхолащивается сама наука о музыке, лишаясь того живородящего начала, которое, находясь за пределами физического звучания, тем не менее входит в него и одухотворяет звуковые формы".
Быть может, настало время вернуться к истокам позабытых учений о гармонии и к более глубокому пониманию истинной роли Музыки…
Свидетельство о публикации №218120100082