Русский Крест. Глава 20. 2 этап Гражданской войны

Русский Крест.

Глава 20.2-й этап ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.СОБЫТИЯ НА ЮГЕ.


В ноябре 1918 года Германия признала своё поражение, и во французском городе Компьен было подписано мирное соглашение, с очень тяжёлыми условиями для немцев.
По секретному протоколу к этому соглашению, территории России, занятые войсками Германии, должны были быть заменены на военный контингент Антанты. На Украине и в Белоруссии немцы поставили у власти свои, марионеточные правительства. Однако, странам Согласия, удалось заменить немцев лишь в Одессе и Севастополе. На прочих же территориях, включая Прибалтику, большевики, договорившись с Германией (вот и подтверждается суть обвинений правительства Ленина в соблюдении германских интересов), соответственно поставили у власти свои правительства, провозгласив «народную» Советскую власть.
В январе 1919 года донской атаман Краснов в очередной раз предпринял атаку на Царицын. Но большевики не только успешно противостояли наступлению казаков, но и смогли разбить их по всему фронту.
Не получая более поддержки от немцев, не будучи защищёнными и добровольцами Деникина, казаки бросали оружие, массово дезертировали и разбредались по своим хуторам.
Но пришедшие на Дон войска красных тут же устроили им настоящий террор, официально именовавшийся «политикой расказачивания».
И тогда, в марте 1919 года, донцы подняли восстание против ига большевизма по многим станицам, и свергли только что установленную Советскую власть.
Но казакам, особенно в Верхнедонском округе, пришлось нелегко, пока они не получили поддержки Донской армии.
К тому времени Деникин подчинил себе войска Дона, отстранив от руководства прогермански настроенного атамана Краснова, а также – казачество Кубани и Северного Кавказа. Добровольческая армия теперь контролировала и Черноморские порты, через которые, наконец-то, была получена помощь от стран Антанты в виде оружия, боеприпасов и снаряжения. Но Антона Ивановича заставили признать территориальные потери России в виде части Украины, Белоруссии, пришлось также признать и независимость Польши, Финляндии и части Прибалтики. Так сказать, вынудили с этим согласиться в обмен на помощь.
Весной 1919 года начался второй, самый тяжёлый этап Гражданской войны.
Войскам белых армий Антанта отводила основную роль в борьбе с большевиками, а армиям Польши, Финляндии и Прибалтики – вспомогательную.
Возросшая численно и укреплённая технически, Добровольческая армия освободила от власти Советов Харьков, Екатеринослав, Александровск, Крым, и вышла на оперативный простор для дальнейшего наступления.
Это произошло к началу июня. А 17 июня Деникин официально признал адмирала Колчака Верховным правителем России и Верховным Главнокомандующим.
Красные бросили клич: «Все на борьбу с Деникиным!», так как его войска, на данный момент, представляли явную угрозу в стратегическом движении к Центру России и захвату Москвы. Советы стали готовить силы для контрнаступления на Юге страны. Узнав об этом, генерал Деникин бросил конный корпус генерала Мамонтова в длительный двухмесячный рейд по тылам Красной Армии. Это позволило дезорганизовать действия большевиков и отсрочить их активные действия.
Тем временем, Добровольческая армия повела успешное наступление, заняв Николаев, Одессу, Киев, Курск, Воронеж и Орёл.
Советы находились на грани катастрофы. Они приступили к созданию подпольных комитетов и приготовились к эвакуации правительства Ленина в Вологду.
Но в этот самый момент соглашатели-большевики сумели договориться с атаманом Махно, и тот предпринял рейд в направлении Таганрога, чем сумел отвлечь на себя крупные соединения Белой армии. Тогда красные смогли предпринять контрнаступление, прорвавшись к Ростову и Новороссийску. Советы создали Юго-Восточный фронт, который возглавил командарм Тухачевский.
Но Деникин не собирался уступать инициативу большевикам. Соотношение сил тогда было почти одинаковым: 50 тысяч красных против 46 тысяч белых. И Добрармия сумела остановить продвижение большевиков, намереваясь взять Ростов и Новороссийск.
Штаб Деникина разработал так называемую «Московскую директиву». В июне-июле войска Добровольческой армии на Украине продвинулись достаточно успешно, взяв Никополь. На Юге России они овладели Камышином. А вот на Тамбовско-Саратовском направлении бои шли с переменным успехом.
Думается, что причина здесь кроется в том, что красные постоянно получали пополнения людьми и боеприпасами, согласно призыва большевиков: «Все на борьбу с Деникиным!»
А вот войска добровольцев получали пополнение намного медленнее. В какой-то мере, этому мешала деятельность разного рода «атаманов» и «батек» в тылу. Для борьбы с ними часто приходилось снимать с фронта воинские части. Большевики-подпольщики же старались разжечь именно пламя самостийности и партизанщины на территории, занятой Добрармией.
Все эти их помощники, включая Махно, получали в это время щедрые посулы от большевистских провокаторов. Да только впоследствии, когда красные стали их репрессировать, преследовать и уничтожать, многие из атаманов горько пожалели о своём содействии Советам. Но уже было слишком поздно.
Учитывая тот факт, что на Украине наступление пошло успешно, а на Средней Волге – крайне медленно, Деникин скорректировал план «Московской директивы». Он решил наступать с юго-запада на северо-восток, стараясь спрямить линию фронта, сомкнуться с польскими войсками, продолжая неуклонное движение на Москву.
Кавказская армия отбила натиск красных на Царицын, и к концу августа неумолимо пошла вперёд. В это время Донская армия переправилась через Дон и потеснила большевиков к Хопру.
С середины сентября выпрямленная линия Добрармии представляла собой такое направление: Днепр-Брянск-Орёл-Елец. Отсюда Деникин планировал вести концентрическое наступление на Москву.
Период с 12 по 14 сентября был особенно успешным. Взяты Сумы, Обоянь, Старый Оскол, Курск.
Красные отовсюду стремительно бежали. Казалось, что их армия практически разгромлена, и краха большевизма на Юге России уже не остановить. Польская армия дошла до реки Березина. С Украины красных теснил гетман Пилсудский.
Но в октябре-ноябре обстановка во многом изменилась.
Одной из причин, как мы уже сказали, были рейды по тылам белых различных атаманов, в том числе и Махно, добившихся соглашения с красными, кои наобещали тем всё, что только можно было наобещать.
Также важным фактором явилась абсолютная негибкость Деникина как политика. Он был крайне порядочным человеком, и не мог кривить душой, раздавая пустые посулы налево и направо, подобно жидо-коммунистам.
Потому, когда в вопросе с Польшей и Украиной речь зашла о последующем провозглашении их независимости, Антон Иванович отказался обсуждать это. В его понятии, как и многих офицеров Белой армии, Великая Россия должна быть «единой и неделимой».
А посему, поляки и украинцы прислушались к мнению большевистских вождей, которые оказались весьма щедры на обещания. И Деникин лишился, тем самым, поддержки потенциальных союзников в тот решающий момент.
В результате этого, красные усилили свои армии после проведённой мобилизации, включая молодёжь и добровольцев из Прибалтики, Венгрии и Китая, доведя численность войск до 62 тысяч штыков и сабель. Добрармия же смогла им противопоставить лишь около 22 тысяч.
И наступление большевиков, начатое 12 октября 1919 года на Орловско-Курском направлении, обратило вспять армию Деникина. А, начиная с конца октября, войска Красной Армии Южного фронта, под командованием Егорова, в ходе ожесточённых боёв, нанесли поражение частям Добровольческой армии, и та начала своё отступление, длившееся до начала зимы. В ходе наступления большевики вернули себе Харьков, Киев и Донбасс.
Фактически же, началом поражения армии Деникина было взятие красными Воронежа 14 октября 1919 года. А после боёв под Касторной, 25 ноября, конные корпуса Шкуро и Мамонтова оказались разбиты, и Добрармия стала откатываться неуклонно назад.
Красной армии удалось вытеснить добровольцев по всему Югу. И буквально к марту 1920 года армия Деникина, а вернее её остатки (около 3,5 тысяч человек), сумела переправиться в Крым.
Это получилось в результате несогласованных действий красных командармов, Тухачевского и Будённого, так и благодаря упорным арьергардным боям корпуса генерала Слащёва, в результате чего хотя бы часть армии смогли сохранить.
После того, как армии Деникина в 1919 году был нанесён ряд крупных поражений, командующий Добровольческой армией счёл необходимым сложить с себя полномочия, возложив их бремя на генерала Врангеля.
Сам же Антон Иванович с семьёй эмигрировал из России, сочтя бесполезность борьбы с Советами на данном этапе.


Рецензии