Занято или Живучая подворотня

   В стародавние времена, которые моя память сохраняет порой в мельчайших деталях, лексика была порождением тогдашнего быта. Слова и словосочетания, смысл которых, казалось бы, сегодня понятен любому ребёнку, в тогдашнем историческом контексте имели принципиально иное значение. К примеру, простые слова "место занято!".
   Представьте себе нашу страну 70-100 лет тому назад. Трудно, но попытайтесь: гигантская территория тотального отсутствия центрального водоснабжения-отопления-канализации-прочего сервиса в "социалистических" городах не первого ряда государственной значимости. Вода - вёдрами из речки, колодца, из ближайшей кочегарки; тепло - от печного отопления, отправление естественных потребностей - в деревянных будочках над смрадом выгребных ям.
   Трагикомический эпизод про деревянные будочки (типа "сортиры МЭ и ЖО") я описал в рассказе из печального опыта композитора Александра Михайловича Гуревича, выронившего в такую яму партитуру своего симфонического сочинения). При таких будочках восклицание "занято!" имело серьёзное служебное значение. В тотальном дефиците на всё, что жизненно важно, дефицит этих самых необходимых в повседневности сооружений в случае посягательства на его посещение неким страждущим типом сопровождался порой криком изнутри "ЗАНЯТО!"
   Но это не единственное, ради чего было в ходу названное слово. О, великий и могучий наш язык! Многозначность любого слова была такова, что одно только сочетание нескольких простых звуков часто охватывало всю гамму бытовых, социальных и даже политических процессов тогдашнего существования.
   Допустим, в поисках работы вы прочитали у входа на предприятие или в учреждение, да на любом заборе близ скопления народу объявление "требуются". И, направляясь по указанному адресу в отдел кадров, могли услышать в ответ на предложение своих рук, знаний и опыта, короткое "ЗАНЯТО!". Слово это освобождало чиновника от объяснений, давало право отказать нежелательному претенденту в его посягательствах на вакансию, отказать без указания причин. Коротко и ясно - от ворот поворот. Иди лесом, гадай себе - рылом не вышел, может, какой изъян в ФИО, а то - в первом отделе на тебя сигнал имеется. Занято! И вся недолга. 
   А в уличных межличностных столкновениях использование реплики, включающей это слово, приводило к обострению конфликта вплоть до кровавой драки. Если в споре, исчерпав все мыслимые аргументы, ваш оппонент выкрикивал "...чего голосишь,  твоим голосом только в сортире кричать "занято!", это означало, что драка назрела и вызов разрешить спор на кулачках брошен к вашим ногам...
   Век пролетел в процессах совершенствования наук и техник, в смене политических устройств и дипломатических умствований, в отношениях детей и взрослых, времён и пространств… И служебную функцию слова "занято" подхватили другие термины. Но, истины ради, уточним, что сохранились на просторах отдельных стран деревянные будочки с известным гласом изнутри "ЗАНЯТО!" при очереди из страждущих. А и потребность в лексике низкого стиля сохранилась. Чему действительность даёт множество примеров.
   Подворотня осталась в правах во всей её постыдной значимости и полноте употребляемости. От угрозы "мочить в сортире" до команды "смотреть мне в глаза", от стиля властвования над подведомственным населением до формы сношений за гранями периметра - прёт в новое тысячелетие культура пещерных отношений из давно прошедшей дикости бытия. А попытки выдавить из употребления дичь отживших форм и методов отвергаются неистребимым ЗАНЯТО!
   Контекст тотального невежества и социальной неустроенности кочует вместе с пресловутой лексикой подворотни. И её живучий глас нередко выставляется даже на высшем уровне в качестве последнего аргумента как призыв на кровавые кулачки.


Рецензии