Легенда об укротителе - 5

                Глава 19

  Александр еще раз проверил надежность запоров, затем проинструктировал рабочих. Особого беспокойства не было: в его отсутствие звери оставались под неусыпным присмотром Самсона. Из-за полученной травмы плеча, полученной от своих подшефных, отяжелевший и заметно постаревший Самсон, все реже выходил на манеж, однако по-прежнему оставался в строю, и мог при случае подстраховать своего молодого коллегу.   
  Переодевшись в гражданское платье, Александр покинул здание цирка. По улице неторопливо прогуливались прохожие и среди них молодые люди – дамочки со своими кавалерами и мамаши с малолетними детьми. Некоторые экзальтивные дамочки при встрече с известным укротителем бросались прямо к нему с целью заполучить автограф, а некоторые, наиболее отчаянные, писали письма, назначая свидание. Чтобы не привлекать к себе столь пристального внимания Александр окинул взглядом улицу в надежде снять попутный транспорт. Он уже собирался остановить пролетку, когда послышались крики и укротитель увидел бегущего молодого человека, за которым гналось двое вооруженных людей в кожанках. Еще немного и несчастный окажется во власти чекистов. На какое-то мгновение Александру показалось, что он где-то видел этого человека. «Впрочем, это не важно, сейчас несчастному необходима помощь!» - решил укротитель. Пробегая мимо, незнакомец на секунду задержался, взгляд его был красноречив: мне нужна помощь!
  - Беги в здание цирка! – не колеблясь, подсказал Александр.
   Из последних сил беглец бросился к спасительным дверям. Уже через минуту вооруженные люди подбежали к укротителю. Один из них уже занес руку для удара, но в последний момент, словно бы натолкнувшись на невидимую преграду, резко остановился, при этом его револьвер выпал из рук. Воля второго чекиста была также моментально сломлена: он как безумец бешенно вращал глазами, словно бы лишился рассудка.
  - Спокойно, ничего не произошло. - И уже через мгновение укротитель добавил: - Ну, вот, а сейчас взяли оружие и удалились.
  Бесприкословно подчинившись воле странного молодого человека, чекисты убрались восвояси. Александр поторопился вслед за скрывшимся молодым человеком.
  - Вы в безопасности, ничего не бойтесь. Кто вы и что с вами случилось? – заботливо поинтересовался Александр.
  - Спасибо! Я никогда не забуду этого! Мой отец!.. Он арестован, как сочувствующий монархическому режиму. Я не сдержался и назвал комиссаров врагами России.
 - Напрасно вы это сделали, молодой человек. Его Высокопревосходительства уже нет, а страной управляют большевики. И все-таки, как вас зовут?
  - Я, Никольский Эдуард Васильевич, студент третьего курса медицинского института. Теперь меня выгонят из учебного заведения. Отец, Боже мой, что с ним будет?
  - Возвращаться домой вам не стоит - опасно. Что я могу предложить? Пока отсидитесь в цирке. Я дам вам ключи от своего кабинета, в мое отсутствие туда никто не сунется. Через несколько дней я вернусь из Ейска и мы решим, что с вами делать. Вода, фрукты и немного еды имеется, так что продержитесь. По нужде выходить незаметно и желательно в ночное время.
   - А как же мой отец?
  - По приезде я постараюсь выяснить и помочь вам в этом вопросе.
  - Боже, как я благодарен вам!
  - Не спешите благодарить.
  Только сейчас Александр понял, что его так поразило в облике этого молодого человека. Еще раз, взглянув на Никольского, он воскликнул:
 - Боже, мы выглядим как братья - одно лицо! Даже ваши манеры и походка отдаленно напоминают меня самого. Нет, наша встреча не случайность.
  Никольский лишь виновато улыбнулся: он благодарен тот самый счастливый случай, который позволил ему ускользнуть из под носа ищеек и избежать ареста.
   
                ГЛАВА 20

  Воспользовавшись поездом, а затем и конкой, Александр к концу следующего дня добрался до родного Ейска. Несмотря на размоловку с родителем, встреча сына и отца была по-родственному теплой. Александра ждали еще в начале лета, ко дню его рождения, а потому окончательно истосковавшись за сыном и братом, заметно поседевший Иван Павлович и сестра Катя, готовы были задушить его в своих объятиях.
  - Ну, как ты, сынок? Не разочаровался? – казалось, что отец смирился с выбором сына.
  - Все в порядке, папа! Как ты, как здоровье?
   И Александр еще крепче прижал к себе сестренку.
  - Помаленьку сынок, помаленьку. Читали мы про твои успехи. Отрадно все это, Саша, меня даже поздравили, но счастлив ли ты по-настоящему?
  Александр внимательно посмотрел в глаза отцу: «Похоже, он не сердится на меня, но как постарел за это время, осунулся».
 - Папа, то, что я здесь с вами, уже говорит о многом, а мое положение позволяет мне беспрепятственно ездить по стране. Скажи отец, ты обращался к врачу? Что-то мне не нравиться, как ты выглядишь.
  - Не беспокойся, сынок, просто устал.
 - Я помогаю папочке, вот только тебя нам, Саша, очень сильно не хватает, - с некоторым упреком сказала сестра. - Ты стал таким знаменитым, солидным! 
   И Катерина крепко поцеловала брата в щеку.
  И тут в залу вошла прислуга, чтобы сообщить о визите Благоева.
  - Сашенька, сынок! Наконец то! – И Федор Трофимыч распростер свои объятия, чтобы покрепче прижать к груди Александра. У старика даже пробилась слеза, и он  поспешил смахнуть ее ладонью. Затем достал носовой платок и громко высморкался. – Господи, ну рассказывай, рассказывай, все и по порядку.
   Беседа затянулась до позднего вечера: ужинать уже садились всей компанией. Вскоре подошли  Юрик Оганесович, Зинаида Степановна с мужем и заметно похорошевшей Лидочкой, которая буквально не сводила глаз с Александра. Девушка была одета в легкое сиреневое платье с кружевной шалью на плечах, что делала ее взрослее и серьезнее. Не было только Глеба, который, продолжая учебу на высших офицерских курсах, совершал учебное плавание на одном из военных кораблей тихоокеанской эскадры. Как водится, помянули Елизавету Вячеславну.
 - Восемь лет минуло, восемь, - начал было Карамзян, и к горлу старого вояки подступил ком. - Но, вот, собравшись духом, он произнес: - Царство небесное тебе, наша Елизавета Вячеславна...
   Затем все внимание перешло к Александру. Он едва успевал отвечать на многочисленные вопросы. Наконец Благоев поинтересовался:
 - Скажи, Саша, только честно, как ты себя чувствуешь? Головокружений, неприятных ощущений в области сердца не испытываешь?
  - Нет, ничего такого не было, конечно устаю в конце рабочей недели. Тогда я стараюсь больше отдыхать: в это время мой контакт с питомцами сводится к минимуму.
  - Сашенька, ведь это так опасно входить в клетку с разъяренными хищниками. Вы каждый раз подвергаете свою жизнь опасности.
  - Любезная Зинаида Степановна, я рискую не более чем какой-нибудь ветеринар или кузнец, готовый подковать лошадь. Кроме того у меня есть надежные помощники, которые всегда на чеку. Слушайте, а не пойти ли нам всем  вместе, как прежде, на яр? – неожиданно предложил Александр.
 - А что, хорошая идея, - поддержал Благоев. – Но прежде предлагаю еще раз выпить за встречу. – И когда вино было налито в бокалы, он добавил: - Дай Бог, не последняя!               
  По-особому вела себя кузина, и теперь, когда приехал тот, кого она так ждала все эти долгие месяцы, девушка едва сдерживала себя. Выбрав момент, когда гости и хозяева увлеклись разговором, Лида попросила Александра на ауденцию в другую комнату. Девушка заметно волновалась, но все-же попыталась вызвать друга детства на откровение: увы, попытка была безуспешной - сердце укротителя уже давно и бесповоротно было отдано любимому делу. Единственное, что пришлось по сердцу безнадежно влюбленной девушке, и смягчило то разочарование, которое она испытала при встрече, словно брошенный им как бы ненароком, комплимент:
  - Ты, Лидочка, не иначе как английская королева, нет, пожалуй лучше!..
 
                Глава 21
 
  Время, отпущенное для свидания в родном Ейске,  пролетело быстро, и Александр в условленный срок был в Иркутске. Едва он добрался до места, как работники цирка предупредили, чтобы он срочно зашел к Чистопольскому. Но прежде, чем отправиться к управляющему, Александр направился в свой кабинет, где, как известно, скрывался опальный студент. Александр открыл дверь и с явным облегчением вздохнул – Никольский  был на месте.
  - Славо Богу, вы вернулись! – обрадовался студент – Я уже подумал, что вы забыли про меня.
  - Успокойтесь, вашей жизни пока ничто не угрожает. Сейчас мне срочно надо показаться управляющему на глаза, так что потерпите еще немного.   
  Чистопольский принял укротителя, как всегда с распростертыми объятиями. Правда, в этот раз он был серьезнее обычного.
 - Садитесь Александр. Я думаю, нам есть о чем поговорить.
 - Я весь внимание, уважаемый Оскар Сидорович, - произнес укротитель, всматриваясь в лицо управляющего.
 - Александр Иванович, вы знаете, как я к вам отношусь, - начал осторожно Чистопольский и его маленькие с небольшим прищуром глазки, неожиданно заморгали.
   Александру было известно, что родословная Оскара Сидоровича весьма пестрая: что в его жилах течет польская, еврейская и белорусская кровь; что коллеги меж собой прозвали его старым, добрым лисом, а потому относились к нему с некоторой иронией.
  - Я внимательно слушаю вас, – как можно спокойнее ответил укротитель.
   В это время управляющий посмотрел Александру прямо в глаза, и тот понял, что Чистопольскому кое-что стало известно.
  - На следующий день, после того, как вы отбыли, ко мне без приглашения нагрянули люди из ЧК. Вели себя дерзко, задавали какие-то дурацкие вопросы, а потом, угрожая, спросили про студента Никольского, которому мы, якобы, помогли скрыться в неизвестном направлении. Саша, при вашем таланте и  способностях, вам ничего не стоило одурачить этих ищеек. Но, я прошу вас, Бога ради, не берите на душу этот грех, зачем нам эти неприятности? Эти чекисты все равно не успокоются, это страшные люди и если захотят, то перевернут все верх дном, но своего добьются, - произнес Чистопольский, и на лбу его выступила испарина. 
   «Значит, они не помнят меня, но догадываются, где надо искать концы!» - сделал вывод Александр, и как можно спокойнее произнес:
  - Оскар Сидорович, причем тут мы? Это их проблемы, пускай ищут где угодно, но помогать им в этом деле я не буду. Если это все, разрешите приступить к своим обязанностям, скоро гастроли!
 - Саша, я Вам всегда доверял вам, более того, относился и отношусь, как к родному сыну. И мне хотелось бы, чтобы наши отношения и впредь оставались безоблачными. – И Чистопольский с надеждой посмотрел на укротителя. - Идите, Бог с вами.
   Александр поторопился к Никольскому. В это время у него уже зрел план дальнейших действий.

                Глава 22

  Подготовка к переезду заняла у цирковой труппы несколько дней. Как никогда ранее, активное участие в этом хлопотном деле, принял директор цирка – Андрей Васильевич Негодуйко. Этот толстенький и уже немолодой мужичишка маленького роста, краснощекий и амбициозный, с взрывным и столь же отходчивым характером, одетый в старомодные клетчатые брюки и сорочку, поверх которой красовался» жилет горчишного цвета, на ногах несоразмерно большие ботинки с поднятыми носами. В отличие от управляющего, Негодуйко бесконечно суетился, все время давал распоряжения, которые часто отменял. Одним словом этот забавный индивидуум создавал в труппе некий хаос. Артисты, зная характер шефа, тут же соглашались, но поступали при этом по-своему. Конечно, предстоящие гастроли были особенными, и каждый понимал ту меру ответственности, которая ложилась на весь коллектив.
  После визита людей в кожанках, страсти вокруг исчезнувшего неведомо куда студента поутихли, и можно было снимать осаду. Но Александр понимал, что это не так, и вероятнее всего за ними будет установлена слежка, а потому излишняя осторожность не помешает.
 
  Тем временем, студент медицинского института, Эдуард Васильевич Никольский, по инициативе укротителя скрывался на квартире у  ветеринарного врача - Бориса Мифодиевича Конюхова, доброго и отзывчего старика, умевшего находить общий язык со всеми. Как известно, нареканий или подозрений со стороны властей к нему не было, тем не менее, Александр за эти несколько дней, пока цирковая труппа готовилась к переезду, появился у Конюхова только однажды... Позвонив в колокольчик на дверях, Александр беспрепятственно прошел внутрь помещения. На стенах просторного кабинета висело несколько картин: это были репродукции русских художников-передвижников и среди них примечательная картина знаменитого Шишкина - «Дорога во ржи». У стенки расположился внушительный дубовый стол с зеленой лампой, бронзовыми канделябрами, фарфоровой статуэткой поднявшейся на дыбы лошади и письменными принадлежностями. Громоздкий старый диван, обшитый черным дермантином, стоял впритык к стене, как раз напротив окон; рядом книжный шкаф с многочисленными справочниками, а также парочка гипсовых бюстов известных греческих мыслителей. Подле самого окна к потолку была подвешена просторная клетка с канарейками, в углу кабинета на низком столике с изогнутыми ножками находился небольшой аквариум с рыбками, и это не считая нескольких кошек и собак, которых Александр встретил во дворе.
 - Здравствуйте уважаемый Борис Мифодиевич! Как успехи, здоровье? Надеюсь ваши питомцы в полном здравии?
 Ветеринар так же приветливо поздоровался с укротителем, подмигнув при этом.
 - Здравствуйте, любезный Александр Иванович! Питомцы в полном здравии, да и я, дорогой мой, чувствую себя неплохо. Предлагаю почаевничать, а заодно обсудим текущие дела, - спокойно произнес ветеринар, подмигнув при этом. Минуя коридор, на пути в гостиную, он заговорчески кивнул головой, указав в сторону подпольного погребка. - Все надежно, продукт не испортился.
   Спустившись с ветеринаром в погребок, Александр обратил внимание на довольно просторное помещение, с характерным  запахом: здесь хранились овощи и фрукты. Посреди помещения был расположен небольшой колодец.
  - Еще батюшка в свою бытность занимался продажей и хранением сухофруктов, овощей, напитков и тому подобное.
  - А колодец зачем? – поинтересовался Александр.
 - Для сохранности продукта помимо вентиляции необходимо некоторое количество влаги.
   Только Александр хотел поинтересоваться, где же прячется его опальный студент, как ветеринар снова хитро подмигнул, указав на колодец:
  - Идемте сюда!
   Подойдя к краю колодца, Александр заглянул в него.
  - Ничего не обнаружили? – поинтересовался ветеринар.
 - Обнаружил отстствие воды, вернее - там ее совсем немного.
 - А еще? – настойчиво допытывался ветеринар и не успел Александр, как следует удивиться, как ветеринар произнес: - Эдуард Васильевич, голубчик, появитесь на свет божий!   
   В это время внизу что-то зашуршало, затем у самого дна колодца с боку отвалилась небольшая округлая крышка, невидимая сверху, и к великому изумлению Александра появился сам Никольский. Не смотря на уставший и взъерошенный вид последнего, укротитель узнал своего двойника. Внешнее сходство было просто поразительным, и ветеринар не преминул заметить:   
 - Нет, как видно судьба-провидица не случайно свела вас.
   Александр тут же дал оценку тайнику, похвалив ветеринара:
 - Выгодное приспособленнице!   
   После того, как несколько осунувшийся Никольский предстал на глаза укротителю и между ними состоялся разговор, ветеринар предложил взвесить все «За» и «Против». Наконец было принято окончательное решение и «близнецы» еще раз пожав друг другу руки, расстались до означеного срока. Перед тем, как расстаться, они коротко пообщались:
 - Вот так, дорогой мой, прежде мой батюшка спасал людей от царской охранки, а теперь я спасаю их от Советов! Не знаю, может мне зачтется «Там», что еще одну невинную душу от произвола спас.   
 - Спасибо за все, Борис Мифодиевич! Когда ехал к вам, заметил слежку. Наверняка дожидаются снаружи. Поэтому Эдуарда придется переодеть в женское платье, и в условный час вывезем в более безопасное место.
 - Ваша воля, Александр Иванович, всегда к вашим услугам. При случае передавайте привет Благоеву и своему батюшке. Честь имею.
   Распрощавшись с ветеринаром, Александр подозвал извозчика, который и доставил его в здание цирка.

               

                ПЕРВЫЕ БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ
               
                Глава 23

   Гастроли Иркутского цирка по городам Сибири, как и ожидалось, проходили с неизменным успехом. Труппа, насчитывающая не менее тридцати разножанровых артистов, с самого начала была обречена на успех. Газеты  пестрели яркими заголовками: «Аншлаг, который побил все рекорды!.. Искандер - повелитель тигров и ЕГО единственное интервью!.. Иркутские звезды впервые в столице Сибири!.. Искандер в объятиях пантеры!» и т.д. За спиной остались Красноярск, Омск, Новосибирск и Тобольск. Намечались выступления в Екатеринбурге, в Москве и Санкт-Петербурге.
  Прибыв в Екатеринбург и устроившись на месте, Оскар Сидорович Чистопольский попросил Александра задержаться для разговора.
 - Александр Иванович, я выполнил вашу просьбу, без каких либо претензий, взяв вашего знакомого в качестве рабочего. Теперь скажите мне откровенно, этот  студент случайно не замешан в каком-нибудь политическом деле? Кстати, те документы, что он мне предоставил, не убедили меня - это какая-то филькина грамота. Конечно, я никому ни слова, но... поверьте, Саша, я старый опытный лис и, как говорят, не одну собаку съел, но когда эти люди с каменными лицами бесцеремонно ворвались в мой кабинет, я сильно испугался. Даже сейчас, спустя недели я истытываю животный страх при одной только мысли, что они где-то рядом. Еще они спрашивали про Вас, Александр Иванович не играйте с огнем!
 - Оскар Сидорович, дорогой, я ручаюсь за этого молодого человека, что он не замешан ни в каких делах. Просто он мне симпатичен. В конце концов, хочется помочь человеку заработать на хлеб, а потом у него выявился недюжинный талант в цирковом искусстве. Без него мне будет сложно, я уже кое-что в этом плане придумал, вы же сами, дорогой Оскар Сидорович, уговорили меня кода-то прийти к вам.
  - Бог  с вами, Александр, только что-то на простого работягу этот субъект не похож. Нутром чувствую, вы мне не договариваете, может, он Ваш родственник? Вы так похожи! 
  - Нет, просто случайное сходство. Клянусь вам Оскар Сидорович, что этот человек нас не подведет.
  - Хочется верить. Да, кстати, мне с большим трудом удалось сделать новые документы: теперь, он никакой не Никольский, а Игнатов Виталий Арсентьевич. Так будет спокойнее всем... Как устроились Александр Иванович? – уже более дружелюбно поинтересовался управляющий.
 - Спасибо, хорошо. От манежа до гостиницы сущие пустяки, но мне, если честно, привычнее ночевать с моими питомцами под куполом цирка. А за Никольского, то есть Игнатова, огромное спасибо. Отныне я ваш должник.
   
   Любимое дело, которому посвятил себя Александр Иванович Измайлов, целиком и полностью овладело молодым укротителем, и теперь «Искандер» обдумывал новую программу, которая бы повысила интерес зрителей к выступлению.
   Гастроли на арене Екатеринбургского цирка, как и предполагалось, имели грандиозный успех. Впервые специалисты и пресса отметили «космический успех» сибирской труппы. Заговорили о вероятных гастролях Иркутского цирка за границей и Чистопольский, с особым удовлетворением потирая руки, рисовал перспективы на будущее. Переезд в Москву, а затем в северную столицу России – Петроград, (так стали величать город Петра при большевиках) только усилил это впечатление и толпы почитателей неизменно сопровождали артистов при их появлении вне арены. Сотрудникам цирка – сторожам и рабочим, приходилось защитить артистов от ярых поклонников, но и это не всегда помогало. Для ведущих артистов цирка петроградские власти вынуждены были выделить специальную охрану с вооруженными людьми, а также парочку автомобилей.
  Как выяснилось, уже вскоре отца Никольского отпустили. После освобождения старик выглядел уставшим и разбитым, тем не менее, получив от сына весточку, обрадовался, что в некоторой степени смягчило боль расставания...
   
   В этот февральский, заснеженный день, уставший Александр, распорядившись касательно питомцев, покинул здание цирка. На выходе укротителя ждала машина с водителем, которая должна были доставить его в гостиницу. Но не успел Александр занять место в авто, как его остановил человек в штатском.
   -  Александр Иванович, прошу вас проехать со мной.
   -  Кто вы и зачем я вам понадобился?
 - Все узнаете позже, - равнодушно ответил таинственный гражданин с бесцветными глазами и широкими, азиатскими скулами.
  -  А если я не подчинюсь? – возразил укротитель.
 -  Я бы не советовал вам этого делать, - самоуверенно произнес незнакомец.
 - Не много ли вы на себя берете, мистер «Незнакомец»? Во-первых я чертовски устал и хочу спать, кроме того я голоден, как собака. Да вы знаете, кто перед вами стоит? – с раздражением произнес Александр.
  - Александр Иванович, - спасовал незнакомец. – Это не займет много времени. Мы проедем, тут неподалеку, где вам зададут всего несколько вопросов, и если вы пожелаете, я доставлю вас назад на своем транспорте, в гостиницу. А зовут меня Николай Владимирович Незнамов, я являюсь уполномоченным ОГПУ.
 - Так бы и сказали сразу, а то угрожать начали. Ладно, черт с вами, - согласился укротитель. – Едемте скорей!
   Александр понимал, чем может обернуться для него эта беседа, но в тоже время верил в свою неуязвимость, кроме того в нем взыграло мальчишеское самолюбие: «Мы еще посмотрим кто кого», и он решительно направился в авто с чекистом.
   Уже не первый раз Александр замечал, как за ним следят люди в штатском. То, что это были чекисты, у него не вызывало сомнения и скорое появление одного из них немного огорчило укротителя: «Ну, вот, теперь начнется слежка и всякая сопутствующая мерзость, терпеть не могу этих типов!» Александр понимал, что смог применить свои недюженные способности и защитить себя, но надолго ли этого хватило? Можно бороться с отдельными людьми, наконец, с группой, но как бороться с системой, где карательные органы стоят во главе государства?
   
 Подъехав к небольшому двухэтажному дому с решетчатыми окнами и черепичной крышей, Александр и сопровождающий его чекист покинули авто, направившись к массивным входным дверям этого здания. Поднявшись по деревянной лестнице на второй этаж, сопровождающий постучал в кабинет, на дверях которого было написано: «ОТДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ», и далее - «Литас Франц Иосифович».
 - А, наш знаменитый укротитель тигров! Прошу садится. Может быть, чаю или кофе? – угодливо попрветствовал рыжебородый неопределенного возраста мужчина с маленькими въедливыми глазами и короткой щеткой волос. Подхватив укротителя под локоть, он усадил гостя на стул. Сам же занял место в жестком кресле за столом напротив.
 - Вы свободны пока, Яков Владимирович, - напомнил старший широкоскулому сотруднику, сопровождавшему укротителя. Затем, взяв в руки перо начал что-то быстро записывать на листке бумаги.
   «Что-то темнит этот чекист, - подумал Александр, внимательно изучая лицо этого субъекта. – Интересно, зачем он меня сюда пригласил, не чай же пить?» И когда пауза слишком затянулась, Александр напомнил:
 - Давайте сразу к делу.
  - Ну что же, воля ваша, Александр Иванович. Стало быть, Александр Иванович, за границу собираетесь? Вы, кажется, не слушаете меня?
 - Напротив, очень внимательно, - сухо ответил Александр.
  - Так вот, зная ваши нечеловеческие способности, я хотел бы предложить вам поработать на нас. Естественно мы в долгу не останемся.
  - Это вы не по адресу обратились! – резко ответил Александр. – Укротитель в роли доносчика? Что у вас еще там для меня припасено?
   Рыжебородый, не ожидая столь категоричного ответа, выкатив глаза, даже привстал из-за стола. Но через минуту, взяв себя в руки, опустился в кресло.
 - Подумайте еще раз, Александр Иванович, какие перспективы открываются перед Вами. В конце концов, Вы же не какой-нибудь буржуа, хотя должен заметить, Ваш батюшка и покойная матушка далеко не пролетарии.
  - Оставьте моих родителей в покое.
  - Полноте Александр Иванович, полноте. Я прекрасно осведомлен, что Елизавета Вячеславна скончалась восемь лет тому, что Ваш родитель чувствует себя далеко не лучшим образом, что...
  «И это им известно, свиньи! Ох, с каким бы наслаждением я всадил этому типу между глаз! Бьюсь об заклад, что его поганые руки по локоть в крови», - подумал укротитель, но сдержавшись, произнес:
 - Я горжусь своими родными, своей Отчизной, но знайте, никогда не пойду на сделку с совестью. Считаю наш разговор оконченным! – решительно произнес Александр и встал из-за стола.
   Неожиданно распахнулась дверь, и в кабинет быстро вошел Незнамов, удерживая руку на кобуре с револьвером.
  - Я вас, кажется, не приглашал, немедленно покиньте кабинет! – с раздраженем бросил Литас и когда тот покинул кабинет, чекист продолжил: - Александр Иванович, подумайте хорошо, не спешите принимать решение. Не забывайте, что ваша жизнь, жизнь ваших близких...
  - Если хоть один волос упадет с головы моих родных, я найду способ посчитаться с вами!
  - Весьма сожалею, - процедил рыжебородый, вспыхнув колючими маленькими глазами. – В таком случае вы свободны, и попрошу - никому о нашем разговоре. В ваших же интересах.
               
                Глава 24
 
  Покинув здание ОГПУ, Александр некоторое время пребывал в сильном возбуждении. Нет, он не испытывал страха перед этими людьми, но угроза, прозвучавшая в адрес его родных, заставила поволноваться. В это время, входная дверь ненавистного учреждения распахнулась, и на пороге показался Незнамов.
  - Отвезти на место? – осклабился чекист.
  - Обойдусь.
  И укротитель решительно направился в сторону почтампа. Взади, на расстоянии пятидесяти шагов от него, неотступно следовало два человека в штатском.
   «С каким бы желанием я отдал бы этих тварей на растерзание тиграм! - подумал Александр и тут же, уже вслух, добавил: – Мы еще посмотрим, кто кого!»
   
  Добравшись до переговорного пункта, Александр попросил телефонистку соединить его с Ейском. Прождав более часа, он так и не смог этого сделать. «Давать телеграмму, но разве это решит проблему? Здесь надо поступить иначе, - предположил укротитель, и в это время ему пришла оригинальная мысль: а чем черт не шутит!» Александр едва не столкнулся со своим водителем, который заподозрив худое, бросился за укротителем вдогонку.
  - Все в порядке, Тимофей! Едем к заместителю наркома просвещения, товарищу... Впрочем, давай к самому председателю петроградского ОГПУ. Говорят, смелость города берет! Надо бы укротить этого латыша, пока он дров не наломал.
   Добравшись до места, Александр попросил водителя никуда не уезжать. На проходной, представившись дежурному офицеру, укротитель попросил ауденции с председателем.
  - Встреча согласована?
  - Нет, по личному.
  - Хорошо, ждите.
   Прошло несколько томительных минут ожидания, когда дежурный, связавшись с главным по телефону, сообщил:
  - Пожалуйста, Александр Иванович, проходите. Вторая дверь по коридору налево. Игорь Васильевич готов принять вас.
   Постучавшись в широкую двустворчатую дверь, обитую дермантином, укротитель услышал глухой голос:
  - Войдите.
   За широким дубовым столом,  подле окна, сидел уже немолодой, немного усталый на вид человек, за спиной которого висел портрет главного чекиста страны Советов с характерной козлинной бородкой и холодными проницательными глазами. Александру сразу бросилось выдержанная манера принимавшего его чекиста, широкий лоб, обрамленный густыми с заметной проседью волосами, светлыми с небольшим прищуром глазами, носом с горбинкой и широкими скулами. Стоило Александру переступить порог, как чекист демонстративно встал и направился навстречу укротителю.
 - Добро пожаловать, Александр Иванович! Рад видеть вас у себя! Пожалуйста, присаживайтесь. Сейчас нам принесут чай с бутербродами. Вы любите с сыром или ветчиной? А может вам предложить что-нибудь сладенькое?  А, пускай принесут все сразу!
   И тут же, нажав на кнопку,
 - Я хотел обратиться к вам, Игорь Васильевич, с одной просьбой.
 - Голубчик, я догадываюсь, о чем вы хотите меня просить. И все-таки, дайте прежде выразить свое восхищение перед мастерством человека, который ежедневно подвергает свою жизнь опасности в борьбе стакими злобными хищниками! – И загдядывая укротителю в глаза, продолжил: - Как это у вас, Александр Иванович, здорово получается! Кровожадные хищники бесконечно преданы вам! И если быть откровенным до конца, я завидую, да что там, я преклоняюсь перед вашим могучим талантом! Вы, Александр Иванович, наверное, колдун?
   И хотя в словах главного чекиста не было ничего предосудительного, Александр заметил, как сузились глаза у него, как мгновенно изменилось выражение лица, сделавшись через секунды коварным и подозрительным.
   Укротитель решил действовать напрямик, без какого-либо вступления:
  - Игорь Васильевич, сегодня ваш коллега угрожал мне, точнее моей семье.
  - Неслыханная дерзость! Не сомневайтесь, я накажу его. Подобное поведение дескредитирует всю нашу организацию. Хотя с другой стороны... Знаете ли, уважаемый, Александр Иванович, вы еще очень молоды, а этот Литас уже успел повоевать и неплохо.
   - И сколько же душ на счету этого «добродетеля»?
 - Всякая борьба не мыслима без жертв, - безопелеционно отчеканил чекист. - Ну что ж, я допускаю, что Литас был излишне жесток, зато он честно выполнил долг.
 - Нам трудно будет понять друг друга, ведь его жертвами были простые русские люди, наши с вами соотечественники. Да и долг мы понимаем по-разному.
 - Не всегда простые, хотя и русские, как вы успели заметить. Среди них немало опасных преступников и контреволюционеров. Впрочем, где-то вы и правы, Александр Иванович. Но я все-таки не советовал вам вольнодумствовать на эту тему. Последствия могут быть самые непредсказуемые и тут я уже ничем не смогу вам помочь.
 - Спасибо за откровенность. Так я могу надеятся на то, что моего батюшку и сестренку не тронут?
 - Слово чекиста! Но я хотел бы попросить вас об одном пустячке. 
   Александр внимательно посмотрел в широкое лицо председателя ОГПУ. Ему показалось, что тот смеется над ним: «Не иначе, как предложит сотрудничество».
  - И этот пустячок называется...
 - Ну, что вы, Александр Иванович! Всего лишь контромарка на ваше представление.
   Несколько опешив, Александр произнес:
 - Конечно, лучшие места для вас и вашей супруги. Управляющий сегодня же пришлет вам приглашение.
 - Ну, вот мы и договорились! А сейчас полноценный завтрак или, как говорят на западе, лянч! И никаких возражений!
   
   После посещения Петроградского ОГПУ, где Александр познакомился с самим Арбузовым – грозой всех контреволюционеров, беспрепятственно добрался до гостиницы. Разговор с председателем произвел на него двоякое впечатление: с одной стороны чекист обещал свое покровительство и даже дружбу, а с другой, возникала какая-то внешняя зависимость, а это совсем не входило в планы укротителя. И даже предстоящие заграничные гастроли, которые сулили ему всеобщее признание и даже славу, могут быть «испорчены» присутствием этих субъектов. «Неужели придется расстаться с личной свободой?» - размышлял Александр и на лбу его незаметно появлялись первые глубокие морщинки.
   
                Глава 25
 
  Уже тронулся лед на Неве и на сером, неприветливом балтийском небе все чаще светило солнце. Город Петра постепенно освобождался от ноздреватого, застаревшего снега и зимней стужи. Уже слышна была весенняя капель и озорное теньканье синиц. Повеселели лица прохожих и особенно у молодых: их глаза светились по-особому - влюбленно. Суровая зима 1924 года неохотно уступала место неумолимо наступавшей весне.
   В этот мартовский день Александр получил письмо от отца из родного Ейска. Разорвав конверт, Александр с жадностью пробежал глазами по строчкам:
  «Дорогой Саша, вот уже четыре месяца с тех пор, как мы получили от тебя последнее письмо. Кажется, прошла целая вечность, с тех пор как ты уехал. Если не ошибаюсь, в мае будет полтора года. Катенька, скоро ей исполнится одиннадцать, прилежная и умная девочка, очень скучает и часто интересуется: когда, наконец, приедет старший брат? Ты бы, дорогой Саша, как-нибудь заехал в наш провинциальный, Богом забытый Ейск, чтобы поговорить о делах. В письме обо всем не напишешь. Кузина часто спрашивает про тебя. Она хорошая, добрая девушка, но насколько я понимаю, не очень довольна своей судьбой. Федор Трофимович последнее время болеет. Стал тучным и малоподвижным. Часто вспоминает вашу вылазку в тайгу. Как не стыдно Саша, что ты скрыл это от меня... Карамзян, старый храбрый вояка, еще держится. По утрам, как Суворов, обливается холодной водой и делает гимнастические упражнения. Нашу гимназию преобразовали в народное училище, сохранив за мной прежнюю должность. В классах стало больше детей из простонародья. Дома без особых изменений, правда, со старой прислугой пришлось расстаться. Калугины помогают мне по хозяйству. Вообщем, вниманием я не обделен. Да, чуть не забыл! Пришло письмо от Глеба с Владивостока. Похоже, он добился своей цели и скоро отправиться на военном корабле в кругосветку. Интересуется твоими делами и надеется на то, что вы в недалеком будущем снова встретитесь.
   Наслышаны и начитаны о твоих успехах, сынок, и все же, это мое личное мнение, при твоих способностях, ты  мог бы стать хорошим адвокатом или даже судьей. А со временем и губернатором края или, как сейчас говорят, народным комиссаром, председателем. Но ты выбрал, на мой взгляд, скользкую дорожку. Работа укротителя слишком опасна и непредсказуема. Но, впрочем, тебе решать. Дорогой сынок, извини своего старого, вечно брюзжащего father за эти нравоучения. Главное, чтобы ты оставался добрым, внимательным человеком, таким, каким мы тебя знали до сих пор. Береги себя.
               
                Искренне любящие тебя, отец и Катюша.
               
                Ейск. Февраль 1924 г

   Прочитав письмо, Александр задумался: «Пожалуй, батюшка, мы теперь не скоро обнимемся. Жизнь непредсказуема и скоротечна, а мне нужно успеть сделать главное...»
   
  Александр спустился в фойе гостиницы, чтобы встретиться с управляющим, который с минуты на минуту должен был появиться здесь. Чистопольский в этот момент вел переговоры с одной артелью, взявшейся выполнить срочный заказ, а именно – изготовить прочные клетки для транспортировки животных. Предстоящие гастроли за границей, требовали тщательной подготовки и поэтому все сотрудники цирка во всеоружии взялись за дело. Времени до начала гастролей оставалось совсем немного.
   ...Подле журнального столика Александр увидел Лику Журавлеву – воздушную гимнастку, маленькую и улыбчивую девушку с точеной, словно у балерины, фигурой и упрямым, совсем не женским характером. Завидев Александра, Лика приветливо заулыбалась.
 - Ну, вот, Александр, наконец, ты обратил на меня внимание. А то все такой серьезный и неприступный, - проворковала девушка.
 - Последнее время много работы. Ты же знаешь, Лика...
  - Оставь все заботы на Чистопольского, кажется, он за все отвечает, - напирала девушка. - А как ты смотришь насчет совместного ужина в одном прелестном ресторанчике?
   - Может, перенесем это на другое время?
  - Я уже заказала нам места и потом - некрасиво отказывать девушке. Кроме того, ты уже мне когда-то обещал.
   Александр внимательно посмотрел на это маленькое и настойчивое создание: светлые волнистые волосы, синий омут небольших красивых глаз, маленький аккуратный носик и эти полуоткрытые пухлые губы располагали, притягивали...
  - Ну, так как?
  - Ладно, только я сначала свяжусь с управляющим.   
  Переговорив с Чистопольским, Александр собирался направиться на свидание. Но прежде, он забежал в цветочный магазин, чтобы купить букетик фиалок.
   
                Глава 26

  Преодолев бюрократические препоны и собрав все необходимые документы, цирковая труппа во главе с неугомонным Оскаром Сидоровичем, вышла на финишную прямую – все было собрано и находилось в надлежащем виде, оставались считанные дни до отъезда. Александр со своим двойником и неизменным помощником, Эдуардом Никольским, а ныне Виталием Игнатовым, проверяли запоры на клетках. Кормление и уход за животными в этот раз были возложены на Самсона. Гастроли начинались через четыре дня в соседней Финляндии, страной с которой у России не было взаимных претензий. Далее путь лежал в Стокгольм, куда посредством парома, должна была перевезена вся цирковая труппа. По условиям контракта оговаривалось многомесячное турне в столицах и крупных городах Европы. Не смотря на сложность политической и экономической обстановки, артистам Иркутского цирка не чинили препятствий: в это сложное время золотовалютные поступления в казну молодой Советской республики, были как никогда кстати. Кроме всего прочего, успешное участие цирковой труппы за рубежом, поднимало авторитет страны Советов.
   
   Буквально за день до отъезда Чистопольский вызвал Александра к себе в кабинет. Был он, как никогда, взволнован; его раскрасневшееся лицо и бегающие глазки говорили, что случилось нечто из рода вон выходящее. Поминутно Оскар Сидорович вытирал со лба пот и, наконец, сильно заикаясь, вымолвил:
  - Александр Иванович, наша поездка под вопросом.
  - Что случилось Оскар Сидорович?
 -  Сегодня ко мне вновь приходили ЭТИ ЛЮДИ, задавали провокационные вопросы и даже угрожали. Ой, Саша, как мне все это не нравится.
 - Полноте Оскар Сидорович, вы, как всегда преувеличиваете!
  - Мне бы вашу уверенность. Если турне сорвется, я этого не переживу. И потом, у нас заключен контракт с Европой. Это же международный скандал! Да я по миру пойду и это в лучшем случае, - сокрушаясь, произнес управляющий.
  - А в худшем? 
 - Шутить изволите, Александр Иванович, в худшем меня просто расстреляют.
 Александр задумался: «Значит, они решили основательно взяться за нас, а точнее... за меня. Ну, что же, коль судьбе угодно, я пойду до конца и выясню, что им надо». - И тут же, положив руку на плечо управляещему, произнес:
 - Оскар Сидорович, думаю, вам не следует волноваться. Я все улажу.
 - Вы? – как-то недоверчиво переспросил Чистопольский. – С ними невозможно договариваться, любезный Александр Иванович. Это не под силу даже вам, впрочем... я буду молиться за вас!
   
  Уже через час Александр сидел в кабинете у Арбузова. Окна небольшой, но светлой комнаты были обращены на Иссакиевский собор. Обстановка более чем скромная: шкаф с документацией и книгами, несгораемый сейф, два стола приставленных друг к другу литерой «Т», письменные принадлежности, настольные часы в малахитофвой оправе с позолоченным ободком и портрет главного чекиста на стене за спиной Арбузова.
 - Александр Иванович, как вы понимаете, успех ваших обширных гастролей во многом зависит и от вас.
  - Давайте на чистоту! – предложил укротитель.
 - Что ж, я только приветствую такое решение, - согласился чекист. Итак, завтра в полдень, с Финского вокзала ваша цирковая труппа отправляется эшелоном в Хельсинки. Насколько я осведомлен, с погрузкой животных и инвентарем проблем не будет, впрочем, как и со всем остальным. Теперь о главном.
   И укротитель увидел, как сузились глаза чекиста. Сейчас он был похож на хищника перед прыжком, и это сходство поразило Александра. И когда напряжение, достигло своей кульминации, Арбузов вновь заговорил:
 - Итак, Александр Иванович, вам поручается дело государственной важности. То о чем мы будем говорить, останется между нами. Более того, вы дадите подписку о неразглашении. Я понимаю ваше состояние и внутренний протест, потеря личной свободы и все такое прочее, но это нужно не только нам. Ведь вы патриот и не хотите, чтобы наша Родина подверглась еще большей атаке со стороны враждебных служб?.. Подумайте хорошо, Александр Иванович, вы сильный человек с необыкновенными способностями, так помогите же нам. Впрочем, вы вольны в своем выборе и я даю вам немного времени - подумайте, но только здесь и сейчас вы примите окончательное решение и скажите «Да» или «Нет».
 - Сотрудничать с вами... Если речь идет о какой-нибудь диверсии или подлости я сразу отказываюсь, - спокойно ответил укротитель.
 - Могу заверить вас, что это чисто оборонительная акция. Вот видите, я вполне доверяю вам, и слегка приоткрыл занавес. Итак, я жду...
   Александр напряженно замолчал. Установилась редкая тишина. Казалось, даже время остановило свой бесконечный бег. И в тот момент, когда Арбузов собирался повторить свой вопрос, укротитель тихо произнес:
  - Я могу вас просить об одном одолжении?
  - Разумеется Александр Иванович! Я весь внимание.
 - Мои родные, а также друзья... Они будут в безопасности и с их головы, никогда, ни при каких обстоятельствах не упадет ни один волос?
  - Клянусь вам своей честью: мы будем защищать вас и ваших близких.
  - Говорите, – негромко произнес укротитель.
 - Насколько я понимаю, вы приняли решение,  следовательно, с этой минуты  наш договор вступает в силу. Сейчас я свяжусь с человеком, который поставит перед вами задачу. Теперь вы должны подписаться здесь, скрепив документ своей подписью. Вот здесь, пожалуйста...
   Итак, с этой минуты, Александр Иванович, вы являетесь агентом нашей структуры и будете выполнять задание чрезвычайной важности. Как вы понимаете,  назад пути нет. Более того, скажу откровенно: это задание сопряжено с риском для жизни, но я верю в вас, в ваш талант и преданность. До того, как вы покините Советскую Россию, необходимо ознакомиться с некоторыми документами и пройти инстуктаж. Да, и еще! (Арбузов подошел к сейфу, и извлек из него небольшой пистолет). – Всякое может случиться, возьмите. Как говорится: береженого Бог бережет. 


                Продолжение следует  http://proza.ru/2018/12/02/1437
 
            


Рецензии
Обилие персонажей и круговорот исторических событий, на фоне которых судьба главного героя имеет значение большее, чем жизнь отдельного человека, заставляет меня читать неспеша, с перерывами. Возвращаясь после к повествованию, воспринимаешь предыдущие главы в широком масштабе времени жизни всей страны. У Вас получается в биографию одного человека и его семьи вписать целую историческую эпоху. Нелёгкий, но благородный труд, Александр.

Валерий Могильницкий   07.01.2023 17:36     Заявить о нарушении
Спасибо за труд, за оценку. Вам, ВалериЙ, пожелаю только добра. С уважением

Александр Грунский   08.01.2023 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.