Ван Гоги Рецензия на к ф

Лучший фильм из всего списка. Отличная работа оператора, режиссёра, актёров.

История современности наднациональная, о взаимоотношениях отца и сына, которые, каждый по-своему, борется со своим недугом. Сын пытается расстаться с  собственной жизнью из-за иголки в своём черепе (боясь умереть в любой момент), с помощью которой (по рассказу отца) его пыталась убить мать при рождении, а отец, наоборот, пытается удержать жизнь, хватаясь за привычный стиль, разрушающейся от прогрессирующего Альцгеймера. Отец - дирижёр с мировым именем, 79 лет, обожаемый женщинами, музыкантами и публикой, живёт в роскошном особняке в Риге,  сын — никому не известный художник, 53 лет, у которого нет ни признания, ни личной жизни, ни собственного места в судьбе других людей, прозябающего в маленькой творческой квартире в Израиле.

Вместе с постоянной переполюсовкой добра и зла с отца на сына и с сына на отца, зритель получает ответы на важнейшие вопросы: приходит ли смерть во время? нужно ли одиночество, для нахождения своего места в жизни? должно ли творчество принадлежать не только художнику, но и другим? есть ли общий язык разных поколений?

Замечательные сюжетные повороты, через воспоминания сына, которые даны в сценах общения молодого отца с маленьким сыном, помогают провести параллель между ситуацией, когда отец нуждается в поддержке сына, и обвинения сына к отцу: «ты бросал меня всегда!», возвращаются бумерангом от отца к сыну: «ты бросаешь меня, когда я прошу помощи!» Некоторые находки (диалог на пляже - «Жертвоприношение» Тарковского, счёт шагов на прогулке в Риге - «Танцующая в темноте» фон Триера), достойно продолжают традицию всемирного наследия кино.

Вывод: сын понимает, что он полнейшая копия своего отца, но в закрытом, завязанном виде (это обозначено жанром, в котором творит сын — плетение из верёвок фигур) творчество, которым живёт художник, оно должно принадлежать людям. Обретя мир с отцом, прощая его, и теряя в тот момент, когда он так теперь нуждается в нём (в начале картины, он избегает общения с отцом и, пожалуй, ненавидит его), главный герой начинает ценить жизнь, которая была ему не нужна (освобождается от спутанных верёвок судьбы). Отец его называет Птицин, так звала его мачеха, первая женщина после жены у отца. Птицин, находит в себе силы, и поднимается в небо, открыв школу для очень старых и больных людей, которым очень нравится вырезать объемные картины из дерева с изображением старого мужчины. Картины, которыми увлёкся в последний год жизни дедушка его женщины, которая так и не стала ему женой. Есть элемент еврейского начала всему, что добавляет вкус притчи «О блудном сыне».


Рецензии