Знание надмевает, а любовь назидает

«АНАЛИЗ СЛОВ АПОСТОЛА ПАВЛА В 1 КОР.8:1 «..ЗНАНИЕ НАДМЕВАЕТ, А ЛЮБОВЬ НАЗИДАЕТ»

ВВЕДЕНИЕ

«знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1).

Очень часто, читая Библию без должного анализа, люди запоминают какой-то стих, и впоследствии, им руководствуются. Но подобный метод может быть опасен, если нет вникания в то, что написано в контексте данного стиха, главы, книги и самой Библии. Каждый из нас делает выводы, но они могут быть ошибочными. Каждая ошибка опасна, по той причине, что она уводит нас от истины, а значит и Бога. Иисус сказал, что Он: «... путь и истина и жизнь» (Ин.14:6) В Нём нет и не может быть ошибок. Истина и заблуждение находятся на разных полюсах.

Но, к сожалению, именно так часто и происходит. Многие читают стих в 1.Кор.8:1  и приходят к выводу, что учиться не обязательно, поскольку «знание надмевает».  В подтверждение к этому, они приводят и другой стих:  «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья» (Матф.23:8) [1].  По их мнению, если один брат начинает учить другого, то он как бы этим действием ставит себя выше другого. А значит,  чтобы не было превозношения учителя над учеником, то лучше не учиться. Поместная церковь - это не только часть Божьей структуры, но и социальной. Часто опыт, который мы приобрели в социальном мире, без библейского понимания, мы пытаемся применить в церкви.

Второе, по их мнению, знание, пришедшее от учителей или из книг - не совершенно, оно может навредить. Ведь нет совершенных людей, а значит, каждый может навязать вместо знания - ошибку.

Те, кто так рассуждает не против знания, как такового, поскольку они понимают, что есть знание от Бога, но они против знания, которое приходит от брата. Они рассуждают таким образом: «Я принял в свою жизнь Бога, и Он живёт во мне. Он хочет общаться со мной лично. Бог любит меня. Он против каких либо посредников между мной и Им. А если это так, то Он против каких-либо учителей, навязывающих мне свои собственные мысли». Таким образом, христиане остаются в неведении. Их собственная гордость мешает воспринимать учителей, о которых говорится в послании к Ефессянам 4:11. Если это так, то как можно освободиться от такой надменности и что подразумевал Апостол Павел, когда писал, что «знание надмевает, а любовь назидает». Эти и многие другие вопросы нам предстоит раскрыть в данной работе, используя исторический анализ, а так же используя контекст данного стиха.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


«Коринф, главный город области Ахаии, на юге Греции, был населен в эпоху появления христианства многочисленными колонистами, большею частью римскими отщепенцами. Было тут и не мало греков и евреев. Когда Апостол Павел, во время своего второго апостольского путешествия, прибыл в Коринф, здесь насчитывалось около 700 т. жителей - около 200 т. свободных граждан и около 500 т. рабов. Таким усилением населенности Коринф был обязан своему благоприятному географическому положению» [5].

Коринф был большим городом, даже по современным меркам.

«По обычаю своему, Апостол Павел начал в Коринфе проповедовать Евангелие коринфским иудеям. В синагоге иудейской, он знал это,  должны были оказаться в и прозелиты из разных классов коринфского общества, которые могли стать его слушателями. Так что проповедь в синагоге служила «мостом» для перехода проповеднику Евангелия в языческое общество. Понимая это хорошо, Апостол Павел осознавал и всю трудность выступления пред столь требовательными слушателями, каковы были в то время коринфяне, и он трепетал за успех своего дела (1Кор.2:1), особенно в виду того неуспеха, какой он только что испытал в Афинах.

По удалении Апостола Павла из Коринфа в Ефес, в Коринфской Церкви появились разделения. Когда в Коринф прибыл александрийский учитель Аполлос, то его проповедь повела за собою образование особой партии среди коринфских христиан - именно партии Аполлоса. Эта партия составилась главным образом из иудеев, которых Аполлос сумел привлечь к Церкви христианской своим толкованием Ветхого Завета, в котором он отыскивал наиболее разительные доказательства того, что Иисус был действительно Мессией (Деян гл.18). К этой партии примкнуло и немало из образованных язычников, которым не нравилась простая проповедь Апостола Павла, и которые восприняли от Аполлоса христианство не столько сердцем, сколько умом.

Кроме Аполлосовой, в Коринфе появилась партия Петровых или Кифиных.

Понятно далее, что обращенные Павлом в христианство коринфяне стояли за своего учителя и образовали также особую партию Павловых приверженцев, которые хотели верить только тому, чему учил Павел, и отрицательно относились к авторитетам Аполлоса и Петра. Наконец, явились среди коринфских христиан и такие, которые отвергали всякие апостольские авторитеты и держались только единого главы - Христа. Они как бы не хотели признавать никакого посредника между собою и Христом, хотели зависеть только от Него одного. - Таким образом образовались в Коринфской Церкви четыре партии - Аполлосовых, Петровых, Павловых и Христовых.

Но этого мало. В жизни Коринфских христиан стали обнаруживаться и другие нежелательные явления. Когда улеглись первые сильные впечатления, произведенные на Коринфян проповедью Апостола Павла, призывавшего их всецело обновить свою греховную жизнь, коринфские христиане стали довольно легко относиться к строгим требованиям евангельской морали. Неправильно понимая учение апостола о свободе христианина (6:12; 10:23)» [5]. Как мы видим, общие взаимоотношения отдельных христиан групп в Коринфе были сложные.

В такой обстановке Апостол Павел в своём письме поднимает вопрос об идоложертвенной пище.

«Дело в том, что обычно греки и римляне худшие части жертвенных животных сжигали в процессе жертвоприношений, а лучшие части съедали на пиршествах по этому случаю. Если жертвоприношения совершались в связи с какими-то городскими или государственными событиями, то оставшееся мясо обычно продавали на рынке. Кориифяне были, по-видимому, озабочены следующим: а) можно ли им покупать и употреблять в пищу мясо жертвенных животных; б) можно ли верующим есть такое мясо, будучи у кого-то в гостях; в) можно ли им присутствовать на языческих жертвоприношениях и, наряду с другими, принимать участие в последующих пиршествах в тех или иных храмах. Павел говорит по каждому из этих вопросов» [6].

«Такие вопросы волновали Коринфскую церковь по следующим причинам: их волновали дальнейшие взаимоотношения с согражданами-язычниками. С одной стороны они не могли прервать с ними всякие семейные и дружественные отношения - это было и не в интересах Евангелия. С другой, - поддерживая эти отношения, христиане подвергались разного рода искушениям и могли оказаться неверными христианским началам жизни» [5].

Как ранее говорилось, среди принявших Христа, как своего Господа и Спасителя, были иудеи. Они знали, что ещё Ною было известно о чистых и нечистых животных. «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;» (Быт.7:1,2) [1]. Это же знание иуде получили от Моисея  (Втор.14:1-21; Лев.11:1-47). Они знали повеление Господа сказанное им: «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;» (Исх.34:15) [1]. Нарушение этого повеления, привело в дальнейшем иудейский народ к большой беде: «и приглашали они (жители Ситтима - Моавитяне) народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» (Чис.25:2) [1]. Такие жертвоприношения часто приносились богам плодородия, и как правило, они заканчивались свободными сексуальными отношениями. Израильтяне, таким образом, вкушая нечистую пищу, впадали в блуд, что привело Бога в ярость (стих 11).


ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ


2.1 «Надмевает»

Контекст. В 1Кор.8:1 написано: «знание надмевает, а любовь назидает»

Касается ли это утверждение непосредственно знания? Если это так, то нам предстоит ответить ещё на ряд вопросов: о каком роде идёт знании и куда или к кому оно направлено? Чтобы правильно найти ответ, нам полезно посмотреть на значение слова “знание”, которое употребляется в данном стихе. И второе, нам следует обратить наше внимание на ближайший текст к этому стиху.

«Итак, в 1Кор 8:1 Апостол дважды употребляет слово «знание»: «мы все имеем знание. Но знание надмевает...». Здесь используется дважды одно и то же греческое слово «гносис», которое переводится как «знание, познание, понимание, разумение». Это же слово «гносис» использует и апостол Пётр в 2Пет 1:5-8, где он об этом говорит дважды. Первый раз мы встречаем это слово в стихе 5, когда он говорит, что в вере необходимо показать добродетель, а в добродетели рассудительность. Этим словом «рассудительность» переведено то самое греческое слово «гносис», значение которого нам уже известно из рассмотрения слов Павла в 1Кор 8:1. Это знание в 1Кор 8:1 как раз и есть та рассудительность, о которой говорит апостол Пётр в 2Пет 1:5.

Второй раз слово «гносис» апостол Пётр использует в 2Пет 1:8, но уже с приставкой «эпи», т.е. в стихе 8 используется греческое слово «эпигносис», которое переводится как «полное знание». Итак, в стихе 5 написано слово «знание», а в стихе 8 слово «познание» (полное знание).

Следует обратить наше внимание на то, что апостол Пётр в своём 2-ом Послании совершенно определённо и однозначно пишет, что христиане должны показать в добродетели именно это знание из 1Кор 8:1» [7].

Тем не менее, перед словом “знание” Апостол Павлел ставит глагол «надмевает». Апостол же Пётр в своём послание говорит, что «знание» - это следствие нашей веры в старании добродетельной жизни. Эта рассудительность, через воздержание, терпение, благочестие ведёт нас к братской и Божьей любви. Если это так, то несёт ли греческое слово «гносис» нечто такое, чего христиане должны избегать? Должен ли читатель Библии, отталкиваясь от вырванного текста из 1Кор.8:1 избегать знания, поскольку оно может «надмевать»? Конечно же, нет. Из вышесказанного вытекает вывод, что само по себе знание не может надмевать или возноситься над чем или кем бы то ни было.

По мнению автора данной работы, слово «надмевает» скорее относится к человеку, а не к самому знанию. Читая послания, мы видим, что Апостолы обращаются к читателю. И уже от читателя зависит, примет ли он это послание или нет, примет ли он то знание, которое хотят передать Апостолы или нет. Если же примут, то будут ли они использовать его в повседневной жизни или нет. Если будут, то с каким чувством и каким намерением они будут его использовать: будут ли они руководствоваться им, чтобы показать свою любовь и послушание к Богу, восхваляя Бога не только в разуме, но и в сердце и в крепости своей или нет. К сожалению, многие люди имеют Божье знание, информированы, но поступают по своему. О таких Иисус говорил: «итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3) [1] .


2.2 Проблема стиха

Проблема стиха скорее не в том, что само по себе знание может возвысить кого-то, а в том, для чего человек может использовать или же игнорировать полученное знание. Направляет ли он знания для превозношения себя над другими, давая дурной пример или же прославляет им Бога, так же давая пример. Ошибка или правильное понимание может увлечь тысячи людей.

Делая литературный анализ части стиха 1.Кор.8:1, можно поставить вопрос: почему же знание надмевает? Надмевает ли оно от того, что некоторые христиане из иудеев в Коринфе, ставили себя выше тех христиан, которые не имели знания о идоложертвенных явствах? Если ответ на этот вопрос утвердителен, то Апостол Павел не написал бы строкой выше, что «все знают». В этом плане, все были равны, все были информированы.  Если это так, то как может один человек превознестись над другим? Никак.

Может быть, одна часть христиан осуждала другую, которая была вынуждена по каким-то причинам покупать жертвенное мясо по более низкой цене? В осуждении есть определённая гордость, превозношение. Апостол Иоанн в своём первом послании пишет, что гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (гл.2 ст 16). Как раз в такой ситуации Апостол Павел применяет слово «надмевает» к слову «знаие».  Не было теологического спора в данной ситуации. Вопрос стоял следующим образом: есть ли явства или нет. Поэтому превозношение могли иметь либо  христианские иудеи над христианами язычниками, которые ходили в гости к своим друзьям и там ели идоложертвенное, либо состоятельные христиане над теми, кто не мог позволить себе купить мясо по дорогой цене и в следствии чего, были вынуждены покупать идоложертвенное по более низкой.

Но Бог смотрит на мир совершенно другими глазами. Апостол Павел ранее спрашивал христиан в Коринфе: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие» (1Кор.1:20) [1]? Задача, которую Бог поставил перед своими учениками была прежде всего в проповеди Евангелия. Погибающий во грехе мир должен был узнать о любви Христа. Ввиду чего, Бог убирает преграды в употреблении нечистой пиши, описанные в Книге Деяний в 10 главе, для того, чтобы миссионеры могли беспрепятственно благовествовать не испытывая страха, что они могут прикоснуться к нечистому. Ведение, описанное в 10 главе, было так же символом того, что Бог очистил, через пожертвование Собой и язычников, а это значило, что они стали в Его глазах чистыми, через принятие Евангелия.

Знание, по мнению Бога, не должно превозноситься в человеке и тем самым удалять человека от Него, но должно служить к объединению с Ним.


2.3. Анализ развития мысли

Понимая, что часть христиан в Коринфе, ошибочно понимают цель знания о идоложертвенной пищи, он пишет им: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2) [1]. Другими словами, он говорит им, что ваше превозношение над другими, делает ваше знание о идоложертвенных явствах не таким, каким оно должно быть. Так же он заботится о совести тех, кто знал, что пища могла быть идоложертвенной, но тем не менее употреблял её. Чтобы прояснить ясность, Апостол пишет, что:

1.) «Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4) [1]. А это значит, что никто не может быть выше другого, через принятие или неприятие пищи. Пища не приближает, так же не удаляет нас от Бога. Как сказал Христос: «еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека» (Матф.15:17) [1], а значит, надо беречь чистоту нашего сердца, чистоту наших мыслей, характера.

2.) «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1Кор.8:7) [1]. По-видимому, часть христиан, из язычников, признавало идолов как что-то значащее. Или же, часть христиан, посещая своих друзей, которые поклонялись идолам, была свидетелем жертвоприношения этим истуканам, а потом, оставалась на застолье. Беседы в кругу близких людей за хорошим обедом, располагает собеседников к взаимному обмену информацией. Поскольку вкушали идоложертвенное, то разговоры шли о тех богах, коим была принесена жертва. В таких случаях, человек, как у нас говорят, не твёрдо стоящий в учении и веры, мог легко соблазниться ложными идеями. Даже в наше время, в век информации, человек с лёгкостью может верить и поклоняться Будде, Кришне, Аллаху, Иисусу Христу и инопланетянам одновременно. Такое течение мы знаем как Нью-Эйдж. Таким образом, новообращённый христианин, считая идола за божество, приобщаясь к нему в беседе и размышлениях, осквернялся им. Апостол Павел старается уберечь от такого общения Коринфскую церковь. Такой плохой пример, как употребление идоложертвенного, мог повредить не только тому, кто делал так, но и тем, кто брал пример с них. Поэтому Апостол продолжает: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1Кор.8:10-11) [1]. Здесь уже может быть другой вариант. Человек знает, что идол ничто, с лёгкостью идёт на капище, садится за стол, нисколько не беспокоясь о том, что ему это как-то может навредить. Но таким образом, будучи примером, он может послужить соблазном для слабого в вере христианина. О таком соблазне Павел пишет в следующих стихах: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13) [1].


2.4. «Любовь назидает»

Любовь Божья учит нас отношениям с Ним и между людьми. Иисус Христос любит нас настолько сильно, что Он отдал за нас свою жизнь и готов общаться с нами всю вечность. Поэтому, существует другой перевод слова «назидает». Греческое слово «назидает», которое перевели в Библии в 1Кор.1:8, можно рассмотреть, как «строит, сооружать, созидать».

Несмотря на то, что человек своим непослушанием разрушил связь с Богом, впустив в свою жизнь грех, Бог всё же верил, что он вновь облечётся в Его праведность и святость. Он дал нам шанс, очистив нас кровью Своего Сына. Справедливость была удовлетворена. Иисус добровольно заплатил за наш грех. Он предлагает каждому из нас вновь возобновить, потерянные Адамом и Евой, отношения. Он протянул к нам Свою руку, дал нам наставления. Иисус живёт в нас. И ему важно, что бы мы все дошли до Него, чтобы мы с мудростью использовали на этом пути всё то, что Он нам даёт, включая и знание.

«Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» 1Кор.8:3[1] - пишет Апостол Павел в своём письме. Божье знание созидает, строит, бережёт. Это человек, порой использует знание во вред себе, если не направляет его к Богу. Уже сам по себе, неверный выбранный вектор, является промахом, грехом. Наша цель познания - вечные, любящие отношения с Творцом.

Разум - великий дар, данный нам Господом. И именно наша ответственность - развивать его и наблюдать за тем, как мы пользуемся этим разумом.

В послании Колосянам 2:6 мы читаем: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу...» [1]. Младенца или неутвержденного в вере человека очень легко сбить с правильного пути, он всему верит, не проводя анализ полученной информации.

«Павел в письме к Тимофею предостерегал его: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» [1]. Мы можем вынести массу уроков из этого короткого места. Во-первых, каждому из нас дан дар от Господа, и наша задача заботиться о нем. В чем может быть выражена эта забота? Конечно же, в постоянном развитии наших способностей и талантов, приобретении необходимых знаний, совершенствовании полученных навыков. Также сопоставление себя и того образа, который Христос открывает нам в Писании, через глубокое исследование Библии. И это исследование себя и Слова Божьего должно носить систематический характер. Результатом этой работы будет очевидный для всех успех. Такой стиль жизни поможет нам остаться на пути спасения и оказать влияние на окружающих нас людей.

В Библии часто можно увидеть призыв к познанию Бога. В Евангелии от Иоанна написано: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Знание обозначает здесь что-то гораздо большее, чем просто понимание. Знать здесь означает соединиться с этим знанием. И познание является не только духовным переживанием. Оно охватывает всю нашу душу и носит интеллектуальный, волевой и нравственный характер. Интеллектуальный - знание истины о Боге, Его Слова. Волевой - осознанное повиновение истине и поклонение Богу. Нравственный - следование Божьему закону справедливости и любви.

Знание является неотъемлемой частью нашего духовного роста, нашего познания Бога, раскрытия нашего потенциала и самореализации» [8].

 «Она (мудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притчи 3:18) [1]. Хочу пожелать каждому из нас быть открытыми к Божьей истине, научиться хранить ее в сердце и позволить ей преобразить нас в Божий образ. Иметь ум Христов, приобретать знание и ценить те уроки, которые преподает нам Господь» [8].

Задача учёбы, которое и даёт нам знание, состоит в том, чтобы привести нас ко Христу и сделать похожими на Него. «Подражайте мне, как я подражаю Христу»,- говорил Апостол Павел (1Кор.4:16) [1]. Христос учил своих учеников. Для простоты понимания, он рассказывал притчи, приводил жизненные примеры. В своих проповедях Он открывал волю Небесного Отца. Иисусу не нравилось формальное подчинение закону. Такое «послушание» закону вело к тому, что один превозносился над другим в молитве, в поведении, в жизни. Соблюдение закона без любви, в гордости, было направлено непосредственно на человека. Этот грех был наследием Адама и Евы. Вкушая плод познания добра и зла, они думали о себе, а не о том, что говорил им ранее Бог. Бог решил внести Свою поправку в такое знание.


ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ


Как видим, в 8 главе Послания Коринфской церкви есть 2 главные мысли: рассуждение о знание и о идоложертвенном. Эти 2 пункта переплетаются между собой. Можно сказать, что Апостол учит нас практическому применению знания о идоложертвенной пищи. Он учит нас о разумном применении благодати и знания. Благодати, потому что Бог поставил нас выше закона и таким образом, иудеи были допущены до общения с язычниками. И знание, как руководство нашего поведения в определённой ситуации. Так же Апостол Павел вскрыл внутренний пласт человека, его душу, показав, как знание может повлиять на чувства и характер.

Если же знание было направлено на соблюдения закона без любви, оно надмевало в душах людей. Через такое знание, как и через формальное соблюдения закона, люди познают грех. Внешне, может быть, было всё правильно, но гордость уводило человека от Бога. Бог противится гордым. Другая причина, которая мешала человеку приблизиться к Богу – равнодушие к жизни ближнего. Для людей, имеющих знание, и подающих соблазн другим, не твёрдо стоящим в вере, невозможно войти в присутствие Господа.

В 10 главе, в 7 стихе, Апостол вновь обращается к этому вопросу: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» [1]. Мы часто допускаем в свою жизнь различные соблазны. Но часто ли мы задумываемся, что невинное общение с нечестивыми на собрании, может совратить наш путь (Пс.1:1). По какой причине мог человек оказаться на пиру, где ели идоложертвенное? Возможно по той, что кто-то показал пример, показывая своё знание о том, что идол – ничто, но в то же самое время, не заботясь о том, что он выступал соблазном своему брату или сестре по вере.

Поэтому Апостол Павел и спрашивает далее: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:19-21) [1]. Как мы видим, в таком общении, не идол может нам навредить, но бесовское учение. Вот от этого ложного знания, автор письма к Коринфянам, пытался нас уберечь. Ведь о чём или о ком на таких пиршествах говорили? По всей вероятности, о идолах. По это причине, Апостол далее даёт нам пояснение и совет: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:25-28) [1]. Есть без исследования, значит не вести при принятии пищи никаких разговоров о идолах. Этот совет полезен по двум причинам: не быть соблазном для других, и чтобы избежать конфликта со своей стороны с владельцем дома. От того Апостол и говорит о том, чтобы мы сберегли свою совесть, но в то же самое время вновь напоминает нам, о том, что всё Господне и те животные, которые были убиты во время принесения их в жертву идолам.

Другое качество знания, о котором говорит апостол – это знание в любви или продиктованное любовью, можно так же сказать о знании показывающее и ведущее к Любви. Если ранее говорилось о знании, которое могло надмевать, то Божья любовь говорит о том, что Бог так любит людей, что отдаёт Сына Своего нам и вместе с Ним, отдаёт всё то, что наполняет землю. Само знание о том, что Бог заплатил за наш грех, никак не превозносит нас над другими людьми, но смиряет нас. Бог показывает, что все наши намерения и поступки должны быть продиктованы любовью.  Нам полеезно отдавать себе отчёт, как наше поведение и образ жизни может повлиять на других. Например, пить нам вино или нет, а если пить то с кем, и когда, и как часто. Позволительно ли пить с теми, кто равнодушен к этому напитку или же с теми, кто смотрит на это отрицательно, или же с теми, кто был в реабилитационном лагере. Несомненно, наше решение должно исходить из любви к Богу и вести к Нему а не из того знания, что глоток вина на праздник, никак не может нам навредить. Апостол Павел говорит, что горе тем, через которых приходит соблазн. Грех может быть не в том, что человек выпил 50 грамм вина раз в год, но в том, что мы могли подтолкнуть человека к дурной привычке. Так же и с идоложертвенной пищей. Всё принадлежит Богу, все животные и идол не имеет ничего. Но что бы не быть соблазном для других и не дать повода к размышлению о том, что идол значит что-то, Павел советует воздержаться от идоложертвенного. Он заботится в любви о совести немощных братьев и сестёр в Коринфской церкви. Любовь, вот что было главным для Апостола: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8) [1].

Знание надмевает, но любовь назидает, то есть учит. Учёба не может быть без знания и практики.


ВАЖНОСТЬ УЧЁБЫ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА


Когда речь идёт о учёбе, то нам следует понимать о какой учёбе говорится и к какому знанию устремлено наше внимание. Стремимся ли учащийся к академическому знанию или теологическому. Если к академическому, то что это ему даёт в области информации, положения и практического применения. Получает ли он знания для того, чтобы быть просто образованными человеком, или же для того, чтобы иметь высокое положение в обществе и таким образом иметь материальные, финансовые и социальные блага – один вопрос. Другой, направляет ли он это знание на то, чтобы прославить Бога, рассказывая неверующим или сомневающимся, как Он велик и как чудны дела Его. И третий вопрос, использует ли учащийся полученные знания для отстаивания точки зрения противоположной Богу, например  материалистический взгляд на мир, без Творца.

Как человек будет использовать знание, зависит от того, кто в нём и кому он служит.

По мнению автора данной работы, освободиться от надменности путём отвержения знания невозможно. Мало того, именно невежество уводит нас от Бога в пропасть смерти.

В познании Бога, самих себя и природы нет и не может быть остановок. Если человек остановимся в познании, то он может оказаться в заблуждении. Без стремления к учёбы, люди неверно понимают такие вопросы, как вера и дела, благодать и закон, свобода во Христе и служение. Пренебрежение этих вопросов и многих других, уже в первом веке привело некоторых христиан к делам Николаитов, дела и учение которых были противны Богу (Откр.2:6). Чем меньше наше стремление к знанию, тем в большей опасности находится человек от заблуждения. Чем больше христианин стремимся к познанию, тем более горит в нём любовь Христова. Божье знание открывает нам бесконечное стремление к познанию. И чем больше христианин устремлён к познанию, тем больше ему откроется от Бога. Нам надо учиться, размышлять, и полученные знания применять в жизни. Конца в этом процессе нет.

По-видимому, часть людей в Коринфенской церкви думали, что они имеют знание и в этом знании что-то достигли, но на самом деле, как показывает Апостол в действительности, не имели его в том виде, какое оно должно было быть. У них было поверхностное знание о предмете благодати и идоложертвенной пищи. Их претензии о том, что они имели знание, принимаются апостолом Павлом и дополняются им. Именно поэтому Павел говорит, что все имеют знание о идоложертвенной пищей, а затем идёт наставление и объяснение, то есть процесс учёбы и осмысления сказанного. Павлу пришлось использовать то, знание, которое было доступно всем, чтобы правильно ответить на их вопросы.

Суть наставления Коринфской церкви выявлял главный принцип Павла: любовь больше, чем знание (гл.13). Но если любовь больше знания, то это никак не говорит о том, что знания не нужны.

Нужно учиться, чтобы приобретать знания и мудрость, потому что сам Бог хочет, чтобы Его народ учился. В Книге Притч написано: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;» (Прит.8:10) [1]. Если каждый из нас уделяет достаточное время для того, чтобы обеспечить свои семьи материально, то тем более, ещё больше мы должны уделять времени на познания учения от Господа.

Признак того, что Бог нас любит находится прежде всего в том, что нам открыто Им о жертве Иисуса Христа (1Кор.8:3). Признак же того, что в наших сердцах есть любовь к Богу, находится в том, что приняв Его как Спасителя, в нас есть стремление к познанию Его. Христиане призваны вникать в учение и применять это учение в своей повседневной жизни.

Апостол Павел пишет: «не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» Кол.1:9 [1].

Истинная мудрость заключается в удалении от зла и в хождении путями Божьими.

Но не все хотят учиться, постигая Библейское знание. Очень много людей читают Библию для того, чтобы найти в ней противоречия. Можно сказать, что они информированы, а значит, имеют определённое знание. Но для чего? Не для того ли, чтобы показать свою значимость. Они обращаются с Библией, как с равной. Можно подумать, что у них есть право критиковать и толковать Её, как им угодно. Такой случай уже был описан в Библии, когда дьявол искушал Христа (Лук.4). Он цитировал Псалмы, вырывая часть текста из контекста. Иисус же отвечал тем, что было написано во Второзаконии. Таким образом, для читающего Библию, есть хороший пример, как часть знания может навредить. Так же есть пример, как избежать этого – стремиться к полному познанию Библии и Бога.

«Незрелость препятствует толкованию Писания. По мере развития и освоения основных принципов, у людей появляется способность научиться еще большему»  (2, С.18).

«доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» Прит.1:22 [1].

Что касается сомневающихся в стремлении учиться, то многие, не вникая в учение и в себя, полагают, что знание превозносится, а поэтому глубоких знаний в Боге не нужно. Нужно лишь признать свою греховность и поверить, что Иисус – Сын Божий.

С таким поверхностным и легкомысленным подходом к учению они «приходят в церковь в поисках умственного стимула. Они смотрят на учителей как на духовных увеселителей, забывая о том, что целью изучения Библии является христианская жизнь, а не только христианское мировоззрение, забывая, что вера без дел тщетна. Таким же образом тщетны и, в конечном счете, безжизненны всякие наставления, неспособные произвести любовь, милость, служение и христианское общение» (2, С.170). Как правило, такие люди с лёгкостью оставляют одно собрание и переходят в другое. А когда они слышат, что мусульмане, буддисты и прочие верующие не христиане Царства Божьего не наследуют, то сильно удивляются. По их мнению, все мы верим в одного милостивого Бога, Который спасёт всех, поскольку Он отдал Свою жизнь за всех.

Не вникая в учение, человек становится поверхностным, увлекаемый чужими учениями. Для такого христианина, традиции могут заменить постановления Божьи от того они поклоняются изображениям, верят в чудодейственную силу «святых мощей», а не в исцеляющего Христа.

При вопросе о том кто такой Иисус Христос говорят просто, - «Сын Божий». Но если спросить был ли Он человеком или Богом, уже затрудняются ответить.

«Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит.12:1) [1].

Исключительной чертой христиан является то, что они последователи Христа и Его учения. И чем больше люди считаем себя христианами, тем больше они должны вникать во всё то, чему учил Иисус Христос своих последователей.

Главное преимущество верующего - правильное восприятие им Библии. Слово Боже способно обновить наш дух и наш разум. Оно помогает нам сформировать совершенно новый образ жизни. Он не просто соприкасается с ней, ожидая открыть для себя новые горизонты, новые миры мысли, которые, быть может, ворвутся бурей и изменят его. Он подчиняется Ее авторитету, придерживаясь убеждения, что Она и есть истинное Слово полновластного Бога, которого он любит. Христиане обладают преимуществом, поскольку их большая приверженность Библии может побудить их к более продолжительной и кропотливой работе над текстом. Но все же преимущество христиан заключается не столько в их работе над текстом, как в работе Бога над ними, в то время как они преклоняются перед текстом» (2, С.16).

«дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» Прит.9:9 [1].

Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их.... Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина в Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего» (Еф. 4:17-18, 20-23) [1].

В этом месте Бог выносит серьезный приговор невежеству (или незнанию): именно оно отчуждает нас от жизни Божьей. Дети Божьи призваны к обновлению ума, которое невозможно без учёбы и обновлённых знаний.

Библия призывает нас к росту, чтобы «мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...» (Еф.4:14-15) [1].


ПРИМЕНЕНИЕ


В Библии можно прочитать примеры, как в разные времена иудеи относились к идоложертвенной пище. В Ветхом Завете не двусмысленно сказано, чтобы иудеи не принимали никакой идоложертвенной пищи. Не всегда израильский народ слушал постановления Бога. Но есть яркий пример, когда отказ от такой пищи привел героя повествования к высокому положению. Этим Библейским героем был Даниил. Отказ от осквернённой пищи от царского стола послужило тому, что Бог благоволил Даниилу и расположил сердца Евнухов (Дан.1:3-9). Впоследствии у Даниила было много испытаний, но это был первым и самым важным. Важным, по той причине, что Даниил был бдителен к словам Господа. Пища, которую ему предлагали, была отличной и она не могла навредить телу Даниилу, но она могла погубить душу, через непослушание Богу. И в тот момент, когда ему и его друзьям, вроде бы как ничего не угрожало, но даже наоборот, было расположение царя Навуходоносора, Даниил думал о Боге и Его Завете. Если бы Даниил вкусил пищу, то возможно и не было бы «Книги Даниила» и всего того, что описано в ней.

Бог был с Даниилом. Он открывал ему сны царя. И когда Даниил объяснял сны царю, он не хвалился знанием, хотя оно было у него и вроде бы как это знание шло от него, поскольку он говорил своими устами, но Он прославлял знанием Бога (Дан.2:27-28). Даниил прожил достойную жизнь человека и служителя.

Новый Завет ввёл новые коррективы. Перед апостолами была поставлена задача Иисусом Христом - нести Евангелие по всей земле (Лук.24:47). Естественно, проблема принятия идоложертвенной пищи встала перед евангелистами. В книге Деяний, мы читаем, как через видение Петру Бог решает эту проблему. Забота о еде уходит на второй план перед задачей Евангелия. В послании к Коринфянам, Павел рекомендует воздержаться от идоложертвенного по причине силы соблазна для немощных христиан. Служители Христовы призваны беречь тех, кому проповедовали благую весть. Знание того, что идол - ничто, по мнению Павла, не должно навредить тем христианам, которые считали, что идол или бесы как то могут навредить им. Чтобы осмыслить сказанное Иисусом ранее в пророчестве, что если кто выпьет смертоносное, то ему ничего не будет (Мар.16:18), нужно время, проведённое в учёбе.

Вопрос об идоложертвенной пищи стоит и в наше время.

Например, в 2010 году Православная церковь оказалась в такой ситуации: планировалось провести благотворительную акцию "Дети-ангелы", которая должна была пройти в зале церковных соборов главного православного собора России. Участие в нем должен был принять благотворительный фонд "Пища жизни", учредителем которой был "Центр обществ сознания Кришны в России". Они были намерены на этой акции раздавать детям яблоки и мандарины. Зная, что та еда, которую будут раздавать детям кришнаиты, - прасад, то есть идоложертвенная пища, руководители акции запретили им это делать на территории храма [9].

«Человек тогда докажет, что он усвоил какое-либо понятие, когда он сможет применить его в новых ситуациях, особенно в ситуациях из собственной жизни» (2, С.15).

У автора данной работы была такая жизненная ситуация.

Ещё до принятия христианства, он общался с лицами, которые проповедовали учение «Живой Этики». Основатели этого учения Елена и Николай Рерих. Свои взгляды этого учения они описали в книгах «Агни Йога». Елена Рерих положительно относилась к методу «автоматического письма» и по её убеждениям, данные книги были написаны, через неё мудрецами шамбалы. Их учение радикально отличается от христианского взгляда. Они верят, что лучезарный Люцифер принёс на землю знание, пострадав, таким образом, от Библейского Бога, как в мифе про Прометея. По их мнению Библейский Бог хотел, чтобы первые люди жили в невежестве, от того Он им запретил вкушать плод от дерева познания добра и зла.

Так же они верят, что Иисус – это человек, на которого сошёл Дух Христа, то есть Иисус и Христос – это две отдельные личности. Иисус пришёл на землю, чтобы воскресить дух людей от спячки, дав людям знание о том, кто они есть – Дети Божьи.

Так вот, одна из его знакомых, которая придерживалась данного учения, пригласила его на день рождения, куда пришли руководители «Учения Живой Этики» в Симферополе.

По своей обычной традиции, они прочитали молитву направленную великой божественной мудрости, чтобы она освятила их встречу и ту пищу, что была на столе.

Автор данной работы, на тот момент уже читал Библию, читал он так же и книгу Откровения, где Господь говорит с упрёком во 2 главе в 14 и 20 стихах о тех, кто придерживался учения Ваалама и подобно Валаку ел идоложертвенное. Поэтому, когда все встали в молитве, он сидел молча и когда все стали кушать – отказался от общего застолья. Данное поведение, естественно создало напряжённую обстановку. Гости не спрашивали, почему он так делает, но, тем не менее, краем глаза наблюдали. Через какое то время, они начали говорить о том, что они являются обладателями знания, которого мир недостоин и что они особая 7 по количеству расса людей, которые будут управлять миром, когда земля перейдёт в 4 измерение.

Автор данной работы не выдержал всего этого разговора и, встав, сказал, что мы не можем ничем хвастаться, никаким знанием о каких-либо рассах и под-рассах и что знание само по себе, нас не может спасти. Нас спасает Христос и Его пролитая кровь за нас. Их это возмутило. Они сказали: «что ты нам рассказываешь о какой-то крови. Библейский Бог-Отец не имеет любви, Он жесток и по Его воли в Ветхом Завете было пролито много крови. Многие города были уничтожены. Он не пощадил даже детей и скот». На что Он им ответил, что без жертвы Христа и без принятия Его искупления, их ждёт ад, а не 7 расса в 4 измерении.

Некоторые из гостей стали возмущаться таким заявлением, потом некоторые сказали, что им лучше уйти. В общем, вечер был почти испорчен.

Правильно ли поступил автор данной работы? Конечно, на тот период времени, ему казалось, что он сделал всё правильно: другим богам не молился, идоложертвенное не ел, рассказал о Христе. А то, что гости остались разочарованы, то «ну что же, так получилось».

Теперь, через промежуток стольких лет, можно по-другому взглянуть на данную ситуацию. Во-первых, нужно ли было вообще идти на этот день рождения, или лучше было бы вежливо отказаться? А может быть, надо было спросить об этом у Бога? И если при получении положительного ответа, надо было бы помолиться, да к тому же попросить молитвенной поддержки у других христиан. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию при чтении молитвы другим богам, может быть, стоило лучше опоздать? А потом извиниться за опоздание?!

Ну хорошо, не молился, что уже насторожило присутствующих, может быть стоило принять пищу, это хоть как-то разрядило бы обстановку. Ведь мы знаем, что «идол – ничто, и всё Господне». А что до стиха в книге Откровения во 2 главе, так там написано, что Бог «имеет немного против», а значит, Он покроет этот грех, через проповедь Евангелия. К тому же там высказывается притензия Бога к тем, кто учил, что можно было есть идоложертвенное. По видимому, те, кто учил этому, не учитывали слабости немощных христиан и тем самым привносили разделение, поскольку упоминается дух Иезавели. Мог ли руководствоваться такими рассуждениями автор данной работы? Конечно. Но считается ли пища осквернённой идолом (Дн.15:20), когда над ней читалась молитва, или же она осквернена непосредственно, когда над животным читалась молитва перед самым убиением? А если мы приняли Христа, то может быть, пища освещается нашей молитвой?

Хотя на том дне рождении не было других христиан и не было соблазна, но могло ли быть такое, что там были те, кто в будущем станут христианами? А значит, косвенно, но пример всё же был бы, если бы пища была принята.

Много вопросов. Над каждым из них надо размышлять.

А во время проповеди Евангелия, не стоило ли лучше придерживаться плана Святого Духа, который пришёл в этот мир, чтобы обличить мир о грехе и о правде и о суде (Иоан.16:8). Ведь люди не примут Христа, пока их совесть спит. Она просыпается, когда Дух Святой обличает, и тогда, люди признав свой грех, начинают понимать, что нуждаются в Помощниках: в Иисусе Христе и в Святом Духе. Без понимания и осмысления греха, люди воспринимают слова о Крови Христа, как рассказ о фильме ужасов. Мусульмане, например, не могут допустить такой мысли, что Бог позволил казнить Пророка Иисуса. Но что бы понять грех, мы должны знать качества Бога и Его требования к нам.

Исходя из заданных выше вопросов, автор данной работы, конечно же поступил бы сейчас иначе, чем тогда, несколько лет назад.

Но однозначных ответов и рекомендаций нет. Каждое время и каждую ситуацию мы должны рассматривать индивидуально.

Ведь, то, что описал автор данной работы – лишь один эпизод. А может ли быть такое, что женщина в мусульманской семье поверила Христу, а её муж постоянно проживая в сельской местности, прежде чем зарезать животное читает Аллаху молитву, а потом читает молитву при принятии пищу. Тогда оскверняется ли эта женщина? Или через неё освещается муж?

Как бы там не было, мы должны строить личные отношения с Богом, обращаясь к Нему в молитве. Нам надо общаться со своими братьями и сёстрами в вере, а так же читать Библию и размышлять над прочитанным, снова и снова.  Нам всем надо учиться. Школа, институт – всего лишь временные ступени на пути познания. Нам надо привыкнуть к мысли, что процесс обучения – бесконечен. В учёбе, мы познаём волю Бога, Его характер, Его взгляды, требования, пожелания, Его любовь.

«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет.2:20,21) [1].

Апостолы были учениками Христа. Они учились у Него и даже тогда, когда им не было открыто, что Иисус – Бог, они пошли за ним, оставив всё, что у них было. Их жизнь была направлена к Нему и для Него. В служении другим, они показывали любовь к Нему.

Апостол Павел сказал, что будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1Кор.9:22) [1]. Не занимаясь образованием, читая эти строки, можем ли мы сказать, что с не имеющими знания, мы были, как не имеющие и говорили в простоте, а с имеющими, как имеющие, что бы приобрести их для Христа? Нам надо учиться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Библия - это Книга Книг. Люди тратят огромное количество времени на изучение науки, они пытаются быть осведомлёнными в действующих законах природы и общества. Никто не будет оспаривать того, что общество нуждается в профессионалах «своего дела». Никто не захочет сесть в машину к  водителю, который купил себе права; или лечиться у доктора, который в университете прогуливал уроки. Довериться таким людям в практике опасно для жизни. Но помогут ли им всё эти знания перед лицом Господа, если свой труд они не посвящали Богу, если не искали Его Лица? Нет.

Но данный пример касался лишь тела человека. Иисус же говорил о том, чтобы мы боялись не тех, кто может убить наше тело, но тех, кто может повредить нашей душе (Матф.10:28). Своей душе мы можем навредить по двум причинам: не приняв Христа и не приняв Его учения. То есть, когда мы находимся в обольщении какого-то заблуждения, то мы рискуем своим спасением.

Те, кто называет себя «христианином» должны относиться к Библии со всей ответственностью, поскольку в Ней  Бог высказывает нам свое мнение. Если рассуждая о докторах и водителях, нам совершенно ясно насколько это важно для нашего тела, то ещё более важно, нам изучать Библию, поскольку это касается нашей души. Человек уделяет много сил и времени для того, чтобы состояться, как равноправный член общества. Для поднятия квалификации в отрасли своей профессии каждый из нас учится учимся. Несомненно, гораздо больше,  нам следует выделять время, для того, чтобы изучать Библию. Библия требует изучения, не только для того что бы знать Её, но для того, чтобы руководствоваться Ею.

Библейское знание не может надмевать, оно ведёт нас к Богу, открывая Его во всей полноте.  Поэтому, Библейские учителя, только слуги, поставленные Богом, на нашем жизненном пути. Они призваны помогать нам, читать Библию для того, что бы не заблудились.

БИБЛИОГРАФИЯ

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Украинское библейское общество. Киев 1997.

Дэниел. М. Дориани. Постигая смысл Писания. «Коллоквиум». Черкассы-2006, 318 с.

Гордон Д. Как читать Библию и видеть всю её целостность / Фи Дуглас Стюарт. Издательство «Логос». Ровно,199 с.

Джим Уилхойт. Эффективное преподавание Библии / Леланд Райкен. «Принт Хауз». Ровно, 244 с.

Лопухин. Толковая Библия Лопухина (1Кор). Доступен из: http://www.bible.in.ua/underl/Lop/l.htm#64;000

Автор неизвестен. Толкование Библии. Доступен из:

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/1-korinfyanam/08/

Автор неизвестен. Истинное познание Бога. Доступен из:


Татьяна Муравьева. Знание: надмевает или назидает? Доступен из:

http://www.jesuschurch.by/cjc192.html

"Интерфакс-Религия". "Пищу жизни" изгнали из храма Христа Спасителя. Доступен из:

http://www.newsru.com/religy/23nov2010/sacrificed_to_idols.html


Рецензии