буддиззм и небудиззм. религии как формы наукоискус

буддиззм и небудиззм. религии как формы ..наукоискусства

//

религия как форма ..науки
(жисни бытия),
а библия - как форма соотв.
..искусства (литературного)

=суть культурологическое,
философско-психологическое
творчество.


--
буддизм настаивает на состоянии ..`наивности девственности` сознания - медитации.

(почти) без участия интеллектуальных аппаратов - философий,психологий,культурологий и пр..

интуиция, бессознательное - это в приоритете; открытость, вакуум в голове - вот это да ..

это динамика, это гибкость, ..это практика

энергия жисни, свобода.

--
для религии христианства необходима материальная культура = иконы, образА, церкви, культы,
обряды, ритуалы ..

если `верующий` молится безыдейно - только лишь буквально некоей соотв. `дощечке` с образом некоего святого - это есть форма идолопоклонства ("не создай себе кумира"). эффективность его молитв равна пожалуй нулю.

однако, если иной истинно старающийся познать - себя и мир, и природу, и дух и бога - видит в иконе воплощение, образ - символически образно-идейный (возможно даже порою несколько идеализированный и романтизированный - на то он и икона) лик некоего святого или духа и бога - в одном или нескольких (множестве) лице.

чтобы молиться коллективно не достаточно представлять абстрактно образ в голове, нужна материальная культура : храм, икона.

и в буддизме есть соотв. символы, ритуалы. только он призывает не привязываться к ним, а лишь иметь их в виду.

в христианстве - религиозные культы - каноничны (конечны,безусловны).

буддиззм говорит о гибкости, даже условности и иллюзорности - видимого материального мира; отрицая всё и, одновремённо ..присоединяясь ко всему сущему. дуализм: через принятие - к ..простоте.

христианство может показаться на фоне буддизма - более консервативной и даже костной религией.

буддизм старается практиковать усмирение психической энергии человека через медитацию и созерцание.

христианство - смирение и ..дисциплина - как почти что самоцель, без некиих поэтических соотв. созерцательных романтических мотивов (какие собств. проповедуются//открываются  в буддиззме соотв..)

спекуляций на почве христианства немало;
довольно много попыток манипуляций и диктата - под прикрытием её;
христианство - более социализированное (да и соотв. (как следствие -) ..коммерциализированное, увы);
а это попахивает знаете ли ..сектанством уже (и, не в лучшем соотв. свете - смысле слова);
христианство в конце концов - ..политично (и это не может не настораживать, т.к. где власть - там, как правило мало свобод соотв. - по определению, увы. на то она и власть - чтобы контролировать, манипулировать - в своих само собою целях - чаще не особо справедливых порядочных благородных гуманных и т.д.,увы).

есть над чем призадуматься; но разделять и, соображать - `что где почём` тоже надо; разобраться;
в христианстве же много канонов, догм - ..хороших. просто избирательно как и всегда надобно подходить к энтому деликатному довольно-таки делу, теме: разделять и управляться; `мешать, но не взбалтывать`.
ведь ежели взбалмошно перемешать - взболтать - сбаломутить = эт энтропия, хаос тобишь; муть.
разделяя - перебирая - сортируя просеивая - отделяя - анализируя: "вершки ли от корешков" или "мух от котлет" и т.д. = мы получаем некый упорядоченный вид - ясность - порядок - пускай хотя б и временный. эт признак пожалуй некоей зрелости мудрости скорее всего. так можно созидать красоту. интеллект - сила, несомненно.
древние античность и не только - одарили этим аналитическим даром цивилизации человеческие.  возникли художественно-религиозно - психологически-философские мифологические системы;  образы действия, мыслечувств;
образы бога, духа, божеств, духов. мировоззренческие модели развились во всей красоте и полноте синтеза искусств, быта и др. сфер жисни человека.

такое отвлечение получилось конечно, но оно не должно помешать теме связи и несвязи религий востока и запада.
и возвращаясь к этой `точке сборки` продолжу нить:

восточная (в частности буддийская) религиозная концепция не настаивает ни на чём, кроме пожалуй практики самоей собственно ..`сидения в позе лотоса` - созерцания - медитации. или точнее сказать самая чистая её философья -
интерпретация её - самые истинные, суверенные её постулаты (- ..советы - назидания - рекомендации дружеские);
знания, веды сакральные. интуитивно такая искренность не может не подкупить; такая свобода, такая отрешённость от материального - блаженность, забытье. образ монаха - ребёнка - простака; несколько даже как бы опьянённого,
в состоянии незнания, аффекта, отрешённости - но как не парадоксально - открытости максимальноей миру, новому опыту , экспериментам, гибкость сознания - из-за пустоты его в т.ч.; главный вектор - подсознательное, интуитивное начало в человеческоей природе соотв: `инстинкты -да, осознанность - тоже. ни хорошо ни плохо - а по-разному`.
..всё есть хорошо. всё есть ..спокойствие; баланс, гармонья, равновесие - духа, души, тела. гармония их соотв.
гармонья внутри, гармония - снаружи.

счастье - есть спокойствие и свобода (у пушкина похожий референс в каком то стихе соотв. и у достоевского есть высказывание что счастье человечье - в его же руках - здесь и сейчас - субъективно -абстрактно эфемерно -и
реально абсолютно - одновремённо). состояние настроение. другого как бы и нету. это следствие. причины - в человеке самоем соотв. внутри [- более управляемый и контролируемый (в идеале, при определённом должном уровне практики, опыта самоосознания, самоосознанности)]; а то что снаружи - приложится; редко удаётся полностью проконтролить эту сферу; представляется возможным лишь гибкое вариативное ..восприятие объективной внешней реальности как некоей формы игры - с ошибками, исправлениями (- опытом в конечном счёте). мир очень вариативен; и это требует такого же поведения
и от человека соотв.: сначала в голове,душе ; затем в практике, жизни, опыте. собственно буддизм поддерживает эту идею многогранности мира и игры человека по её правилам - айкидо - присоединения (и так достигать условно победы,непроигрыша).
    
буддизм как будто чище и непосредственнее, искреннее; ..незаинтересованнее в использовании человека в своих целях. так он вызывает к себе доверие. хочется проникнуться в его веды. симпатия возникла, интерес. знания эти точно не должны особо помешать. они призывают ко всему светлому и доброму, ничего не прося взамен (кроме пожалуй ..саморазвития, самодисциплины. а ценность практики мне и самому очевидна и понятна.). таким образом вполне вяжется моя мировоззренческая философия и концепция буддизма.

что же касается некиих вопросов практики участия символов в процессе веры и верований, то я понимаю роль и назначение их в соотв. сферах . при этом склоняюсь к некоему компромиссному подходу: символ, икона - не самоцель, но и средство и художественной эстетической выразительности и, главное - умозрительный способ удерживать и апеллировать довольно абстрактными эфемерными, точнее метафизическими/алхимическими понятиями которые увидеть и т.д. - органами осязания - не представляется возможным человеку; соотв.
он может только додумывать, представлять - догадываться и, собственно верить в высшие силы. для этого нужен визуальный наглядный образ.
если мы не видим атомы, это ж не означает что их нету. просто нашим органам чувств не доступны эти тонкие материи,миры. также и с богом, духом - не видим, но он есть. а как его описать - это дело как раз и представляется всем заинтересованным лицам, будь то учённый художник поэт и т.п.. церковь изобразила их по-своему канонизированному впоследствии представлению. исторически так сложилось что устоялись определённые образА - иконы - возведённые и преобредшие соотв. статус святых и канонических ликов и артефактов. это одновременно и произведение искусства (эстетическая составляющая) и, узаконенные эмблемы, воплощения идей христианства в материальной культуре - с целью соотв. почитания, боготворения, восхваления, благоговения, лелеяния и др. слов выражения таких мотивов как уважение
и любовь (истинная, в хорошем правильном случае); а также и некоей формы и ..преклонения (но без ярого фанатизма: "не создай себе кумира").


в буддизме как раз таки из будды не делается кумира. он равен своим ученикам. `первый среди равных`. весьма можно сказать демократичный подход. так что буддизм - более неформален чем то же христианство к примеру. и это не может меня не подкупить (- нематериально естественно).
буддиззм - религия творческого человека. т.к. манифестируется свобода всяческая. а художник & поэт - есть стремление к разнообразию, свободе.

при этом ничто не мешает мне верить и в иисуса; любить икону и т.д..

жаль что распад византии в том числе связан и с тем, что она разбилась раскололась на два противоборствующих враждебных лагеря в то самое время:
с одной стороны - иконопоклонники, с другой же - иконоборцы. первые - за `визуальное` христианство; вторые - представители азиатской - абстрактной,
неиконной формы религии, без материальных визуальных образов  бога соотв. найти компромисс им не удалось: одни твёрдо убеждены что визуальный
образ - панацея, другие - что материальное воплощение и поклонение некоей `разрисованноей дощечке` - это ни что иное как ..идолопоклонничество, даже
может и фетишизм (культ вещи - соотв. элемент язычества). Если понимать буквально, может так и есть. Но адекватный верующий адепт - отдаёт себе
отчёт что икона - (лишь) опосредственность - опосредованного же общения, взаимодействия - с духами, святыми, богами. Ведь некий минимум атрибутики,
символов религиозных - достаточных и необходимых - есть пожалуй и у тех же мусульман и буддистов. талисманы, обереги и пр. фетиши - существуют
и вне официальных религиозных форм.  вообще религия - вечная форма верования и веры человека. какую б доктрину и концепцию она ни имела. есть
у каждого человека - своя. и атеизм - тож форма её. без веры нет человека. это его сущность. а вера - религия, оформленная или не очень; более
личная субъективная или общественная коллективная. так что ничего страшного нету в визуализации образОв некиих святых. равно как и нету нарушений
веры - в отсутствии оных, как например в исламе или буддизме. абстрактное и конкретное: ни хорошо, ни плохо; разное, такое как есть и всё тут.
гармония - вот решение, панацея, спасение.

в каждой религии есть стремление к ней (гармонии) - разными словами, метафорами - описывается изображается. но суть то одна едина. а споры выгодны
лишь тем кто использует религию в своих меркантильных злых целях. так что если разобраться по-честному - все религии за добро. просто технологически,
структурно композиционно по-разному построены выстроены их концепции. кому какая ближе соотв. по: менталитету, темпераменту, характеру и т.д. и т.п..            


мне близок буддизм.
хотя христианство глубоко изучать не представлялось возможности, и то что мало-мальски известно знакомо - не вызывает отторжения как минимум, а порою
совсем даже наоборот. просто для меня (порою) эстетика, свобода - в приоритете. а в христианстве (насколько мне известно) - морально-нравственная составляющая - этическая - довлеющая, несколько ограничивающая свободы личности творческоей. так что полностью принять его (и, ..подчиниться) - не особо и всегда - так то просто и получается.
а буддизм предполагает творчество, ..жизнетворчество. и говорит об этом прямо и сразу. это мне по душе.
в христианстве - да, это тоже есть, но увы, не так интуитивно просто и близко: не таким языком ..художественным, поэтическим что ли - в том числе; не такими мыслечувствами, примерами и пр. ..моментами деталями - наглядными и понятными; чтобы сразу и, ..`прямо в кровь, в кость`, что называется.

так что и религия это тож форма ..искусства. и каждому своё соотв; на вкус и цвет, и слух и запах т.пп..

полиискусство - включающее в себя соотв. многие (если не абсолютно все) его виды: изобразительные, выразительные, синтезированные.

хотя в первую очередь по назначению (и даже может и собств. целями изначальными самоего происхождения) (- утилитарно-прагматическому, синкретическому), - ..назидательно-воспитательноей функции, и чуть ли не юридически-правовому порою статусу всякоей религии (как некоей формы ..социализации) - то можно расценить и, как вид ..гуманитарной науки соотв.
(социальной); имеющей свои: структуру, систему, логику, терминологию.

при этом если христианство - канонический вид такой гуманитарии; то буддизм - некый (формат) ..`живой журнал`.
христианство - как бы консервативно, фундаментально, традиционно (в хорошем, широком соотв. смысле слова). а буддизм - ..пишется и по сей день; интерпретируется и дополняется постоянно, и в режиме реального времени; `открытая книга` с открытым финалом; ..бесконечная книга.
[при этом буддизм, кстати говоря, на минуточку - считается древнейшею формою
мировой религии соотв., вот так вот].

по-моему, такая его философия и концепция - наиболее близка к некоему ..божественному субстрату, континууму, субстанции, материи - бесконечной,
неиссякаемой. поэтому и актуальна всегда.

а христианство сильнО своею правильностию - традиционноей - то что слагали наши славные предки соотв.
и в общем-то разрабатывали, создавали весьма мудрые зрелые, сильные и красивые вещи; - в том числе собственно и религии, как отражение
мировоззрения [в купе соотв. всех гуманитарных наук, и главным образом: философии, психологии, ..культурологии (- пусть и последние две довольно молоды и оформились-то особо не так уж и давно, но элементы и идеи, относящиеся сейчас формально соотв. к ним - витали и, оформлялись-таки уже давным давно (и, просто относились соотв. к разряду той же философии, когда был период некоего ..`философскоего синкретизма` - `универсальных абстрактных` (науки)/теорий - вплоть до античных времён и даже собственно и, средневековья наверняка, ..когда подключились новые `современные` формы религии - христианство и ислам)]. 
синкретизм -> {наука+искусство+религия}. и последняя - религия - была в общем-то самой формально ..сакральноей и, значит доминирующей,
важной; собств. призванной организовывать образовывать - порядок в обществе; на чём и строится жизнь народа, социальной группы. некый фундамент, как
и культурология - как наука, призванная изучать процессы, связанные с жизнедеятельностию человека. а религия можно сказать в том числе и на основании материалов исследований ..культурологии - призвано соотв. сформулировать, резюмировать - самые важные постулаты - руководство по ..праведной правильной (хорошей счастливой) жизни среди соплеменников, собратьев, сограждан. этот кодекс составить и сделать некоей настольной книгою;  максимально сжатым, лаконичным и, доступным для понимания - ..практическим руководством по каждодневной жизни - честноей [как перед самим собою, так и перед окружающими и, что пожалуй в некоторых религиях - собств. на первом даже месте скорее всего, - собств. перед самоим !Богом (-..даже хотя бы, чтобы в тот же некый судный день - предстать пред судом небесным - в благовидном пристойном, почти что непорочном исповедальном, готовым к искупленью - `чистом` некоем виде (и, отчего будет соотв. зависеть жиснь
уже собств. иная, некая вечная соотв..)].
такой вот некый `кодекс жисни праведной` - .."домострой" - в максимально широченном смысле данного, изначально как бы довольно-таки бытового всё же понятия.

так что какие-то аспекты - базовые фундаментальные - "домостроевские" - актуальны даже и сегодня. и ими пожалуй можно с успехом пользоваться во все времена.
так и библия. это же не инструкция к новой модели телефона например, которая деактуализируется через полгода.
ведь принципы там заложенные, отражённые - относятся и касаются человека; суть которого пожалуй особо-то и не изменилась как минимум за последние тыщ 40 лет.
так что быть ей - (пост.античною) классикою - ..жанров науко-искусства - синкретизма, - ..этико-культурным, философско-нравственным - таки кодексом человека (в основном по поведению в семье и обществе, а в целом и общем - взаимодействия со всем органическим миром и искусственной природою тоже; короче `кодекс взаимодействия, жизни`).


у библии соотв. как у письменного (литературного) произведения есть и форма, а главное само собою - содержание.
я не очень часто прикладывался к ней. поэтому критик из меня тут не выйдет.
из скромных обрывков отрывков могу лишь доложить что форма не самая простая, а содержание - действительно разящее и, мудростию и благочестием. текст концентрированный идеями, мыслями; язык в общем-то непростой.

вообще-то надо ещё как-нибудь сделать пару-тройку подходов к библии, авось и раскроется её красота в полной мере.
а пока надо было б от оценок категоричных воздерживаться, но я кажется так и делал, старался по крайней мере, а иначе - уже поздно, что сделано то сделано. как есть.
 


вот как то да так.


Рецензии