Жизненные откровения за40т. ЗАРЯ XI. Искусство

ЗАРЯ XI. ИСКУССТВО.

Лицом к лицу лица не увидать
Большое видится на расстоянье
Когда кипит морская гладь
Корабль в плачевном состояньи.
С.А. Есенин.

Одно из фундаментальных приобретений эволюции для человечества стала способность передавать накопленные за жизнь навыки поведения, знания, опыт в следующие поколения. Сначала при помощи жестов, затем речи, легенд, мифов, сказаний, далее благодаря письменности. Каждое новое поколение быстрее осваивала приобретенные модели через подражание, имитацию, среди них находились очень не многочисленные особенные люди, которые на основе накопленных знаний создавали нечто принципиально новое. Одни из них давали очередной толчок для развития человечества, помогающего сохранить и продлить собственную жизнь в неблагоприятных условиях среды и усложнить поведение для специализированного применения каждого человека в социальной группе. Сейчас этих людей мы называем учеными. Другие, остро чувствуя окружающую действительность, развивали способность выразить пережитые чувства с помощью материальных средств, получая удовольствия от созидания, делясь через творения чувствами  с другими – имя им художники. И для тех и  для других главной двигательная сила созидания была - огромное желание жить, любовь к жизни, их природа. 

Разум (мысль, память) и чувства (переживания) два основных способа восприятия окружающей действительности, по мере усложнения поведения и приобретения всё новых навыков, они синтезировались, породив разумные чувства и чувственный разум. Первый синтез стал наукой и избрал целью создания более благоприятных для проживания условий, беря у природы силу. Второй – стал искусством, его отличает подражание красоте природы, стремление создавать собственную красоту, для удовольствия и интереса самой жизни. Все достижения человечества в  науке и искусстве составили культуру человеческого общества – умение жить, быть человеком.

Семнадцать столетий нашей эры  наука и искусство развивались с одной скоростью. Цель, которую ставило перед ними человечество - сделать мир удобней, красивей и лучше. Наука упрощала добычу необходимых ресурсов, освобождая, тем самым, время для мысли и творчества. Искусство воспитывало у людей чувство прекрасного, давало надежду и желание жить, учило самим находить и чувствовать красоту в повседневности окружающего мира.

С восемнадцатого столетия искусство, ставившее цель воспитание жизнелюбия и вместе с ним человеколюбия стало не поспевать за развитием достижений научной мысли, и связанным с ним техническим прогрессом. В начале отставание было не столь заметным и поэтому не чувствовалось, тем более, что наука и просвещение первым делом разделалось с мифами и легендами, возвеличив человека, который дал искусству новую свободу и вдохновения. Однако с середины девятнадцатого века наука и техника начали наступление на территорию искусства. Первый удар пришёлся на живопись, которое, сначала, перешло на крик импрессионизма, а затем на провокацию абстракционизма. 19 декабря 1915 года демонстрация «Чёрного квадрата» в «красном углу» - это не открытие нового языка, а точка начала распада живописи. С этого момента этот вид искусства, сохранив свои идеалы, ушёл в театр, оперу, балет, скульптуру, архитектуру, декор, тем самым, придал им силы и продолжил их существование.

Техника продолжала облегчать жизнь человека, уменьшало долю физического труда, упрощало доступ к необходимым для жизни ресурсам. Искусство не в состоянии приноровиться к новым техническим условиям, с идеей любви к жизни, друг другу, казалось всё более анахроничной. Сытая часть человечества избрала удобство как главную цель собственного существования, выбрало потребление ресурсов в неограниченных размерах и направила на это всё высвободившееся благодаря техническим достижениям время. Свободный доступ к ресурсам новых слоёв населения культивировал реализацию других животных инстинктов: размножения и борьба за главенство. Следствием чего, последнее столетие стало рекордсменом в росте населения, несмотря на ужасы самоистребления в двух мировых и междоусобных войнах. Новый XX век дал планете Земля массы. 

Был период в XX веке - после окончания II-ой мировой войны, когда надежды на то, что столкнувшись с бездной, человечество теперь будет ценить жизнь, как никогда. Для многих стало очевидным, что все беды и несчастья - это не наказание сверху, а деятельность нас самих. Тогда все виды искусств почувствовали «второе дыхание» на этой волне. Оказалось, это лишь было затишье перед бурей. Искусство для масс упрощалось, время на их создание уменьшалось, признаком качественности произведения стала новизна, мастерство объявлялось ремесленничеством. Теперь искусство удовлетворяло нужды  растущего населения. Техника продолжила внедряться в сферы искусств, и их планомерно мертвить. Ослабли, примитизировались: живопись, ваяние и зодчество; литература утратила правду жизни.

Научная мысль достигла вершины в 1961 году – полётом человека в космос. К этому году произведения выявили новую тенденцию в развитии искусства: произошла смена лидеров в несении «разумного, доброго, вечного». Из слабеющих рук живописи, скульптуры, архитектуры и литературы огонь жизни был подхвачен ещё пока сильными: музыкой, оперой, балетом, поэзией (части литературы, оставшейся честной и верной идеалам), декоративно-прикладным мастерством, а так же молодыми видами искусств: кино и фотографией. Силы слишком не равны, темпы жизни техникой заданы были не мыслимые, поэтому у этих видов искусств побороться за человека удалось лишь три десятка следующих лет.

В 1991 году потерпела крах идея построить справедливое общество в отдельно взятой стране. После чего идея общества потребления приобрела планетарные масштабы. Мир покатился в мглу безвкусицы, фальши и пошлости. Вместо романа – комикс. Вместо музыки – звук. Вместо поэзии – текст. Вместо художественного фильма – сериал. Вместо театра – провокационное кривлянье. За десятилетия такой жизни стало ясно, что люди не хотят и не желают использовать время, высвободившееся благодаря техническому прогрессу, для творчества и мышления, их  фантазии хватило только на развлечение, поверхностные мысли и одноразовые чувства. Сейчас вместо искусства над Землёй натянут гигантский рекламный транспарант: «Больше – значит лучше; вещи приносят счастье, смена одной вещи на другую – путь к процветанию; Новое – значит красивое. Всё на продажу!». Любая реклама – ложь, это средство продать ненужный, бесполезный товар и убедить, что именно в этом заключается смысл существования, раковая опухоль культуры.

Наука, за эти годы тоже стала обслуживать массы, общество потребления, став её частью. Лишь десятая часть учёных остались верны поиску истины и одержимо преданы научному знанию. Все остальные имитируют научную деятельность и занимаются удовлетворением сиюминутных желаний. Из двух очей культуры одно погасло – искусство, второе наука - близоруко, постигать мир человечество прекратило, занявшись его потреблением всерьёз. Подобно тому, как утративший один глаз человек перестаёт определять расстояния,  мы перестаём видеть прошлое и будущее, мы не замечаем своего расчеловечивания, уязвимости природы, утраты ценности жизни. Исчез страх перед войной, следствием этого станет неизбежная расплата в очень не далёком будущем. Иллюзия вечности собственной жизни и незыблемости благополучия, неуважение к прошлому, техническое отупение - всё это только приближает негативный финал. Можем ли мы что-то сделать?

Как ни странно мы уже делаем. Искусство возрождалось из небытия, грязи и мусора всегда, это одно из его свойств. Когда неминуемая гибель для людей становилась очевидной, оставшиеся в живых, начинали неистово любить жизнь, и прославлять её в искусстве. Так жила Европа на протяжении тысячелетий, где её жители не испытывали иллюзий относительно далёкой смерти. Бесконечные войны всех со всеми, голод и болезни были очень убедительны. Возрождение из средневековья - прямое тому доказательство. В наши дни мусора и грязи хватает – это мнимое искусство или поскусство. Осталось лишь поставить жизнь на грань катастрофы. Вместе с тем, пока мы живы, в силах каждого из нас сохранить культурное наследие человечества, те произведения искусства, которые помогут в последствие подарить будущим поколениям надежду на воссоздание красоты. Для этого важно дать чёткие критерии, что считать искусством и что препятствует его становлению, развитию и  процветанию. 
Цель искусства - радость бытия. Произведение создаётся человеком, обладающим остротой восприятия, мастерством и талантом, чтобы творить. Он делает это  с любовью к жизни, получает удовольствие от процесса созидания, чувствует единение с природой, запечатлевая всё это в самом произведении.

Проживая собственную жизнь, мы каждый день делаем выбор, который отрезает все другие варианты. Чем дольше живём, тем очевидней и более предсказуемыми будут следующий шаг и наше будущее.  Это словно идти по дороге и на каждом перекрёстке избирать следующий путь для продолжения, все остальные дороги для нас становятся недоступными. Произведение искусства, вбирая в себя жизнь создателя показывает нам другие жизни, другие сценарии и расширяет, тем самым, нашу собственную жизнь, наши воспоминания, опыт. Поэтому к  этому творению нам хочется возвращаться многократно и встречаться с ним вновь и вновь.

Искусство отличается правдивостью, искренностью, живостью, не требует поясняющих прилагательных, ему достаточно временной отсылки (искусство первой половины ХVII, последней четверти XIX века). Не существует актуального, современного искусства - это лишь притворство и фальшь для прикрытия бездарности. Соприкосновение с подделкой рождает только одно чувство – чувство потерянного времени.

Произведение искусства не нуждается в толковании и в толкователях. Художник разговаривает своим произведением с нами. Если мы его не поняли, значит не доросли или совсем разные люди с творцом. «Красота в глазах смотрящего». Чтобы понять произведение художник и человек разговаривающий с его произведением должны быть близки по способностям, чувствам, мыслям. Все кто мнят себя толкователями - случайные люди. Необходимо искусство от этих персонажей. В первую очередь, это касается критиков. Критик высказывает мнение о художественном произведении с позиции как бы он создал это творение, если бы умел. Давать оценку вправе лишь признанный мастер в этом же виде искусства потому, что он сам творец.

Главный беспристрастный судья произведения искусства - это время. Вкус к красоте, гармонии воспитывается. В истории искусства есть временные границы, до которых произведения не извратят представления о красоте, а за которые может шагать лишь человек со сформированным вкусом, позволяющим отличить настоящее от фальши. Для живописи, архитектуры, скульптуры, литературы – это 1961 год. Для музыки, оперы, балета, театра, поэзии, кино, фотографии, декора – это 1991 год. 

Находить, сохранять, восстанавливать, описывать, систематизировать помогут искусствоведы - хранители объектов культурного наследия, теоретики искусства. Они могут быть полезны для констатации фактов, сбора, хранения, восстановления информации, и за это им честь и хвала. Оценка и толкование произведений функция, взятая искусствоведами на вооружение совершенно напрасно. Даже хвалебные оценки принижают роль художника. Повторюсь, лишь признанный мастер, практик может выказывать оценочное суждение.

Есть враги искусства, с которыми частным образом ничего решить нельзя. Они возникли на заре прошлого века – это аукционные дома, торгующие произведениями. Их стараниями искусство стало предметом для вложения денег, решающим задачу - купить подешевле, продать подороже. Дёшево можно купить всё новое, «непонятое».  Отсюда полчища критиков, которые толкуют произведения, надувая «пузыри», хваля одних и поливания грязью других. Мастер, долго обдумывающий и создающий произведение, ушёл в тень. Для массового потребителя «быстро», «недорого»,
«похоже» и «я об этом где-то слышал» - основные критерии для того, что бы ему понравится. Он ко всему привыкает, и, тем самым, учиться дурновкусию. Как следствие дилетанты правят балом. Если именем двадцатого века – было массы, век двадцать первый – век дилетантов. Аукционы - это порождение самой биологической из возможных систем – капиталистической. Современность показывает нежизнеспособность модели ничем неограниченного потребления, поэтому время довольно скоро само ликвидирует этот институт.

Для поддержки культуры важно ограничить научно-техническое развитие человечества до сфер  медицины (здравоохранения), сельского хозяйства, образования и обороны, убрав обслуживание удобства жизни. В рамках существующей системы общественных отношений - это задача нерешаема по мановению волшебной палочки, ход истории заставит поменять приоритеты. Мы проскочили ту остановку, когда технические устройства помогали нам становится умнее.  Уже полтора десятка лет идёт обратный процесс, люди перестают думать, полагаясь на то, что найдут всю нужную информацию в выносном мозге современных приборов. Отсутствие глубоких мыслей делает обладателя подобных устройств лишь футляром для него, собственный мозг очень быстро упрощается, а наверстать упущенное не получиться. Масштаб оболванивания очень серьёзный. Польза лишь одна – этими людьми легко манипулировать. Но есть и оборотная сторона этой пользы: «Необразованными людьми легко управлять, и ещё проще превратить в свирепых мятежников».

Человечество последние годы ищет расслабления, главная цель и мера успешности в жизни - это безделье. Значительность, важность индивида сегодня создаётся путём непрерывного говорения о пустяках. Многословие признак глупости. Чем больше человек говорит, тем меньше он думает. Пустая болтовня - это лишь имитация деятельности и культивирование собственного величия.

Искусство прославляет человека творца, не жалеющего себя для созидания, человека дела, вместо бездельника и болтуна. Оно призывает судить о человеке по делам и поступкам, а не по тому, кем он себе кажется. Художник говорит произведениями, которые рождают желания жить, потому что в них каждое мгновение - вечность. Каждый поможет искусству, если время, которое уходит на пустословие, потребление ненужного и развлечение, он потратит на изучение культурного наследия, воспитание в себе чувства прекрасного, осознание ценности своей жизни и жизни других, постигнет умение находить прекрасное в обыденном. Любовь к жизни и красота мира, чувство покоя, равновесия, мир внутри себя – тот дар, который преподнесёт произведение искусства в ответ на эту помощь. 


Рецензии