Парторг колхоза

Парторг колхоза «Правда»
В конце августа, в субботу, я дежурил в райкоме партии. В 9 часов пришел на работу первый секретарь райкома Солдатченков Владимир Васильевич, назначенный обкомом партии на место Фатьянова В.Н., которого забрали в Курск в обком на повышение.
Проработав уже год в нашем районе, Солдатченков за это время сменил около 60% руководителей колхозов и организаций. Тех, кого освободил, почти всех обеспечил другой работой, а некоторых председателей и жильем.   В своей практике он обращал большое внимание на молодежь, в первую очередь в колхозах, да и здесь, в районе. Много наших комсомольских активистов выдвинул на пост председателя. До меня он назначал Сидорова А.Ф., инструктора райкома, председателем в колхоз «Октябрь», Саввиди Ивана Федоровича, директора птицефабрики, председателем колхоза «Красный металлист», Кислова В.Д., первого секретаря райкома комсомола, председателем Калиновского колхоза 23 Партсъезда, Чеботарева Н.Г. – в колхоз имени Ленина. Михаила Анащенкова – директором маслозавода. Подошла очередь и до меня. И вот в этот субботний день вышел он из кабинета, поздоровался, закурил сигарету и говорит мне: «Знаешь, Саш, хватит тебе, наверное, детством заниматься, давай –ка мы пошлем тебя в колхоз председателем». Я, конечно. Опешил от этих слов и отвечаю, какой из меня председатель, ведь я в колхозе нигде не работал, знаком с этой работой  поверхностно – по тем командировкам, что направлял райком меня на сев, уборку, свеклы, уборку зерна, пахоту зяби, фермы. Он согласился с моими доводами и предложил пройти школу председателя. И тут у него созрел план: «Мы тебя направим к лучшему председателю с большим опытом работы – Захаренко Петру Ивановичу в колхоз «Правда» - парторгом. Или как тогда нас оформляли как заместитель председателя по культурно-массовой работе.
Я ответил, что подумаю, Он поинтересовался, есть ли у меня проблемы. Я рассказал ему об отсутствии жилья. «Хорошо, и я подумаю», - ответил он и ушел к себе в кабинет. А я стоял и думал, что вот и мой настал черед отправиться в село. В голову лезли разные мысли – справлюсь ли я парторгом, ведь народ в колхозе уже пожилой, а мне 24 года. Раздумья мои перебила группа женщин, пришедших к секретарю с каким-то вопросом. Я попросил их подождать, зашел в кабинет секретаря, рассказал про ходоков. Он велел позвать их. Когда я вышел, то увидел: женщины, углядев красивые дорожки, в коридоре сняли обувь и направились в кабинет без нее. Я оторопел, стал поперек дороги, вернул их назад и заставил обуться.
Пробыли они в кабинете недолго, но вышли довольные, поблагодарили меня: «Спасибо, сынок, что помог попасть к нему на прием».
Дома мы с Лидой обсудили предложение и. решив, что без колхоза не видать мне продвижения и главное квартиры, решили согласиться.
Утром по прямой связи Солдатченков пригласил меня зайти к нему в кабинет. Когда я зашел, он читал газету и, не поднимая головы, спросил: «Ну как?» Я ответил, что согласен работать парторгом. Он встал из-за стола, вышел ко мне, пожал руку и ответил: «Иди к председателю поселкового совета, бери ключи от новой двухкомнатной квартиры». Я побежал в сельсовет, председатель был на месте, отдал мне ключи, а документы потом сказал забрать. Я заскочил домой и вместе с женой мы пошли смотреть квартиру. Она располагалась в новом двухэтажном доме на первом этаже. Все еще было в краске, но тепло и уютно, и мы быстро начали осваивать эту квартиру. Вот так решались квартирные вопросы, без проволочек и обещаний, за один день вопрос был решен.
В начале сентября за мной заехал Чернышов Сергей Макарович, член бюро райкома партии, руководитель «Сельхозтехники», и мы отправились на партийное собрание в Сальное. Выборы прошли быстро, старого парторга Таланова потом назначили председателем сельсовета, ну а мне путь был открыт. На другой день вызвал меня к себе в кабинет Петр Иванович и спросил, на чем ездить собираюсь. Я попросил выделить мне какой-нибудь мотоцикл. Он ответил, что уже договорился с председателем райсоюза Обыденовым Владимиром Прохоровичем, и могу поехать забрать мотоцикл. Деньги велел взять в кассе. Привезли мы мотоцикл Иж-Планета, с люлькой, ветровым стеклом, за день ребята помогли мне собрать его и на третий день я уже ездил. До колхоза от Хомутовки – 12 км, и я ездил на мотоцикле домой и по колхозу.
Петр Иванович в то время был членом Облисполкома и часто уезжал в Курск на совещания. Порой я его не видел по 2-3 дня. В это время шла уборка картошки силами учащихся Хомутовской средней школы, уборка свеклы, пахота зяби, подготовка ферм к зимовке, скирдовка соломы и прочие колхозные работы. Петр Иванович закрепил меня за уборкой картошки. За неделю я познакомился со специалистами главного и среднего звена. Главным агрономом был Сергей Григорьевич Федин, отец пятерых детей, жена Мария Пименовна – учитель в школе, и они пригласили меня останавливаться иногда у них дома. Дети уже разъехались от них, и они остались вдвоем. Какие же чуткие, сердечные и милые были эти люди! В колхозе их все уважали. Сергей Григорьевич работал не покладая рук и в районе числился на хорошем счету. В 1952 году он работал заведующим сектора учета РК ВЛКСМ.  Руководил бригадой Доброго поля выпускник техникума Василий Чертушкин – тоже знающий и умеющий работать с людьми специалист.
На п.Посадке тоже был выпускник техникума Анатолий Бардаков. Бригадирами тракторных бригад были пожилой малограмотный, но умелый организатор и специалист Клыков И.М., которого мы впоследствии в 50 лет приняли в партию. Зоотехником была Мария Артюхова, которая во мне увидела своего помощника по животноводству, потому что Петр Иванович редко доходил до фермы. Познакомился я с директором школы Силаковым Анатолием, который был до школы- инструктором в райкоме партии.
Взяв под ответственность уборку картошки, я стал изучать работу школьников, их прибытие на работу и отъезд, их обед (сухой паек привозили с собой.). В итоге сделал вывод, что работу надо всю менять.  Познакомился с учителями, директора Климченко я знал по комсомолу, поговорил со школьниками, поинтересовался, хотят ли они побыстрее убрать картошку? Вразумительного ответа не получив. Решил взять все в свои руки. Во-первых, им начали готовить обед. Состоял он из двух яиц, двух булочек, кружки топленого молока, по желанию – чая. Это сразу сказалось на их работе. Дальше взял с экономистов нормы взрослых, уменьшил вдвое для детей и довел до сведения эти нормы учителей и самих детей. Рассказал также, что будем платить зарплату за нормы уборки картошки. Бригадир принимал их от класса, а учитель считала за учениками. В автохозяйстве договорился за тонну картошки для столовой, чтобы закрепили автобусы за школьниками –вовремя привозили их, и вовремя забирали с поля.
Об этой инициативе узнал Петр Иванович, похвалил и пообещал всяческую поддержку школе. Об этом узнал и Климченко, и раза три приезжал сам посмотреть на работу своих школьников. С такой организацией труда ребята стали справляться быстро. И вместо месяца мы убрали картошку за 15 дней. 2 октября на Дне учителя меня приняли почетным членом школы. А я привез конверты с подарками и ведомости с зарплатой. Дружба колхоза и школы еще больше укрепилась. Пригласили их  и на отчетное собрание, где вручали отдельным ученикам подарки и грамоты. 
Петр Иванович очень полюбил меня и Василия Чертушкина, и порой давал нам наряды по телефону из Курска.
Через месяц нашей с ним работы приезжает он как-то из Курска, оставляет нас с Василием вдвоем, сажает в машину и вывозит в посадку. И здесь, за стопкой, поведал нам, что уезжает в Курск председателем колхоза «Новая жизнь», где развито животноводство с огромными планами по овощам, заготовка овощей для больниц, санаториев, столовых и просто закупкой Облсоюзом всей валовки овощей. А выращивали в теплицах и в открытом грунте помидоры, огурцы, морковь, столовую свеклу и другую продукцию. Это мы узнали, потом, когда побывали с Чертушкиным у него в гостях.
И вот он уехал, проводили мы его достойно. И как-то сразу осиротели! Стало чего-то не хватать, сами проводим наряды, сами планируем. Из райкома поступило распоряжение возложить обязанности председателя колхоза на меня. Свою работу мы уже знали, вспахали все поля, поставили на зимовку скот, отсортировали зерно на семена, начали ремонтировать технику, то есть работы шли своим чередом, и вот через две недели к нам привезли на должность председателя колхоза Сычева Михаила Даниловича – нашего преподавателя по ботанике из техникума. И как потом он мне сказал – всю жизнь хотел быть председателем. На собрании его выбрали единогласно, и пробыл он в колхозе всего неделю, попав по болезни в больницу. Четыре месяца он провел в больнице. И перед посевной его попросили уволиться с работы, так как здоровье не позволяло ему работать в таком режиме. Народ просил райкомовских в председатели меня или Чертушкина. Но они ждали чего-то своего, и через пару недель привезли нам Василия Орлова, зоотехника из Дубовицы. Работал он до того у Сечкина Михаила Ивановича, но закалку его не взял, начал жестко относиться к людям, не понимал их, кричал и часто ругался матом. Народ его не взлюбил и зачастую жаловался  мне на его поведение. Долго он в колхозе не задержался и через год его сменил выпускник техникума Иван Егорович Баранов, зоотехник, который проработал в данном колхозе более 15 лет.
В декабре мы подвели итоги работы за год, планы были все выполнены, отметили передовиков, вручили им пакеты с деньгами и ценные подарки. В районе наши труды были замечены. Зима была снежной, часто заносило дороги, но мы успевали расчистить дороги и подвезти к фермам корм. В зимний период главная работа – на фермах. Доводили до доярок задания, разработали условия соревнования и выполнения заданий. Каждую неделю подводили итоги, за месяц – в конце каждого месяца с вручением денежных премий. Приближался Женский праздник 8 марта и райком закрепил из районного актива руководителей за  всеми фермами КРС, свиноферм и овцеферм, где работали женщины, ответственного , который был обязан прибыть в 6 часов утра на утреннюю дойку, поздравить женщин. От колхоза – подарки. А от закрепленных – шампанское. Так как дорога на Сальное и Доброе поле была забита снегом, все закрепленные пешком от Колячка пришли в Березовец на ферму к Евдокии Гагариной и здесь озвучили поздравления. Но шампанское я забрал, и днем по всем фермам на лошадях его развезли. По партийной линии вовремя проходили партийные и комсомольские собрания, вовремя проводили учебу в политкружке. Зима пролетела быстро. К весне подготовились хорошо, вовремя провели сев яровых, сделали подкормки озимых культур, сев сахарной и кормовой свеклы, картофеля. На 9 мая провели митинг в Колячке на Братской могиле, пригласив ветеранов войны. Выступил и я,  и председатель сельсовета Таланов. После 9 мая приступили к прополке свеклы. Я призвал к этому всех женщин, ездил к ним с медсестрой, возил лекарства, раз в неделю приглашал Автолавку – работники культуры проводили концерты прямо в поле, у посадки. Однажды Стабровский В.Т. – председатель народного контроля – привез лектора из обкома, который читал на лекции в разных местах.
В это год в наш район, именно в наш хутор Красный пахарь привезли первый груз-200 (гроб солдата, погибшего в Афганистане). Привезли военные, гроб вскрыть не дали, на похороны собрались четыре села, школа, военкомат, представители райкома комсомола: трагедия была большая и для родных, села и для района.
В хозяйстве было три фермы КРС. Это 1500 голов, 500 – дойное стадо. На одном из них из-за болезни ящура перебили весь скот. По другим фермам выбраковывали поменьше скота, и начали мы искать себе телочек и нашли у Петра Ивановича в «Новой жизни», оттуда и завезли голов 200. На Таборище (село) было свиноферма. На хуторе  «Посадка» - овцеферма. Всем хватало работы: трактористы, шоферы, слесари и другой люд трудился в колхозах. Пригласил я в колхоз инженером Горохова Ивана, бывшего начальника Автопредприятия. В конце августа в колхоз приехал первый секретарь РК КПСС Солдатченко В.В., посадил меня к себе в машину, повез по полям колхоза, а потом заявляет, что бюро РК КПСС рекомендует тебя председателем в колхоз. Мне ничего не оставалось делать, как дать согласие. Мне было всего 25 лет, и с колхозом «Правда» расставаться не хотелось: нравился мне местный народ, условия работы, специалисты высшего и среднего звена.  Я много узнал характеров механизаторов, водителей, звеньевых, заведующих ферм. Здесь я познакомился со многими руководителями соседних районов Брянской области, особенно сельхозтехники, лесхоза, Управления сельского хозяйства, и самого Севска, и других районов – Комаричи, Суземка, Навля.
Но уговор наш по поводу квартиры и председательского кресла обсуждению не подлежит.


Рецензии