Ученик

- Говорят, у тебя много учеников! - сказал гость человеку, которого почитали за мудреца.

- Врут! - хозяин поставил на стол пустую чашу и отломил себе пирога. - у меня нет учеников.

- Откуда же слухи?

- Взглянем на это иначе... - мудрец откинулся спиной на стену.

- Вот смотри! Крохи еды с моего стола крадут домовые мыши и крысы. Быть может, какая-то из них иногда хвалится, что когда-то давно ухватила у меня крошку. Но от этого крошка не становится полным обедом, а крыса - моим стольником. Остается она обычной крысой.

- А те, кто гостит у тебя за столом? - гость подлил себе грушевого узвара.

- Человек может иногда заходить ко мне и столоваться со мной. Изредка он хвалит мой стол и сравнивает - чем пируют остальные. Но от этого он не перестанет снедать за другими столами, зачастую - и кабак с пропойцами покажется ему подходящим. Такому все равно, чем набивать брюхо, лишь бы оно не бурчало. А гостины у меня - лишь повод для его бахвальства.

- А если гость постоянно ходил бы столоваться только с тобой?

- Тогда он стал бы бесполезным нахлебником.

- Так есть ли такие, кого ты мог бы назвать своими учениками?

Хозяин задумался ровно на миг.

- Пожалуй, только того, кто помогал бы мне накрывать на стол. И не пытался бы сделать это вместо меня.

(С) Скрытимир


Рецензии