Общение очерк

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.(Очерки о Любви, любви к Истине  и Свободе.
Продолжение
ОБЩЕНИЕ.
 
Главное для нас происходит в самом ближнем круге жизни. Хотя проще всего любить тех, кто с нами не связан непосредственно. Но именно добрые взаимоотношения с близкими людьми – это ключ к дверям Небесного Царства. Апостол Иоанн прямо указывает: “если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.” (1.Посл. Ио.,1.7). Почему такое  значение придаётся общению?  Потому, что в процессе выстраивания отношений с  людьми наша душа и проявляет те свойства, от которых следует избавляться.
 Каждый факт возникновения напряжения между нами и окружающими, проявляет момент истины о нас самих. Когда мы стремимся к совершенствованию, то, прежде всего, следует выявить в себе то, что мешает нам найти  общий язык с ближними.  Просто так ни смирение, ни терпение, ни другие добродетели в нашей душе не появляются. Но специальных упражнений для их обретения не требуется, ибо следует только включить свою способность к размышлению, поглядеть на себя в свете совести и  мы поймем, почувствуем, какие изменения необходимо произвести в душе. Святые праведники знали, что пристальное  вглядывание в глубины своего сердца и ума не должно прекращаться до самой смерти, ибо пока мы живы, до тех пор нас будет искушать лукавый и его слуги. Они не упустят ни одного шанса, для увлечения нас на путь зла и греха. Гордыня, самомнение, т.е., то, что отделяет нас друг от друга, полностью при жизни не могут быть искоренены. Потому следует сохранять бдительность  отсекать попытки захвата ими нашей души. Если будем это делать, то у нас откроется способность воспринимать в свете истины и своих ближних, узнавать причины проявления ими слабостей. А ведь многие из них коренятся в нашей душе, в нашем к ним отношении.
Для  нас основным упражнением, обеспечивающим развитие добродетели, являются попытки признания своей вины в  возникновении напряжённых или враждебных отношений с кем-либо. Даже если факты указывают на то, что виновником конфликта мы не являемся, тем более не должны допускать воспламенения в сердце огня ненависти. Это не призыв к тому, чтобы иметь дело с нечестивцем и преступником, просто необходимо сохранять своё сердце от зла. Не говориться о том, чтобы преступника не лишать, например, свободы, просто необходимо угашать в себе злобу на него. Всегда можно пожалеть о том, что человек, ставший злодеем не сумел проявить в себе Божий образ. И, скорее, всего это произошло потому, что ему не удалось найти ни настоящей дружбы, ни настоящей любви. Недостаток энергий, рождаемых в общении с добропорядочными людьми, часто бывает главной причиной того, что люди начинают презирать мир и не уважать чужую жизнь.               
Многие  не способны к нормальному общению по причине того, что в их сердцах нет  чувства милосердия и сострадания, которые могут возникнуть только у людей, честно оценивающих себя, т.е. имеющих мужество взглянуть правде в глаза. Конечно, эта правда не бывает приятной, но именно она может пробудить в нас волю к совершенствованию. Тот, кто привыкает видеть себя в свете истины,  начинает находить и общий язык с другими. Именно  усилия, очищающие  душу от чувства неуважения, презрения, невнимания к окружающим людям, рождает в ней энергии, вызывающие в тех, с кем она имеет дело доверие и симпатию. Каждый человек жаждет если не любви, то понимания и внимания. Но именно на это у нас не хватает мудрости и времени. А потому все наши усилия достичь счастья, удовлетворения от жизни идут прахом.  Если мы  никого кроме себя не любим, то неизбежно будем всеми фибрами своей души чувствовать энергии отчуждения нас от жизни.
Величайшим благом на земле является наличие  в нашем окружении друзей и братьев по духу. Они могут появиться, когда в нашей душе сохраняется чувство истинной любви, способность к актам дарения своих сил, талантов. Если же в  сердце поселилось зло и грех, то лучше бы нам оставаться в одиночестве, иначе мы притянем себе подельников  и тогда, точно совершим какую- либо мерзость по отношению к своим ближним.
 Для пребывания в состоянии общения с близкими людьми нет необходимости в непосредственном взаимодействии.  Кроме этого следует помнить и о том, что перед Богом  живы и те, кто ушёл из этой жизни.  Если между людьми устанавливается духовная связь, то ничто не может  помешать их общению: ни время, ни пространство.  Для духа, как известно, преград не существует. Если нас интересует достижение нетленных ценностей, то союзник  может находиться где угодно, даже за пределами этой жизни. Людей объединяют преследуемые ими цели, и только когда последние носят сугубо материальный характер - требуется установление отношений во времени и пространстве. Для сотворения вечных ценностей: пробуждения в душе человека стремления к любви, красоте, свободе, т. е., к исполнению Божьей воли,  кроме молитвенного общения и собственного примера ничего другого и не требуется.    
Самый короткий путь к сердцу  человека пролегает через обращение к Богу. Когда мы с  людьми что-то делаем  Христа ради – становимся братьями по духу. Теснее этой связи быть на земле не может. Кроме этого, если мы участвуем в сотворении блага, утверждении на земле Истины и Жизни, то силы, возникающие  у нас в результате этого труда,  помогают нашим молитвам достичь цели – помочь и живым и усопшим.  Настоящая молитва это не просто разговор с Творцом,  она окажется пустой, если нами не будет проявляться воля к очищению своей совести, следовательно, устремлений сердца и ума. Недаром говорится о том, что вокруг одного спасающегося – спасаются многие. Поэтому к молитве нельзя относиться  как произнесению, пускай даже и священных, текстов. Слова, самые истинные, останутся просто словами в устах человека, чья душа пуста, чьё религиозное чувство еле теплится.
 Без принуждения себя к очищению своей жизни, особенно внутренних её областей, от всякого рода неумеренностей, рождаемых страстью и похотью, надежда на помощь  Бога будет напрасной. Но не потому, что Он  не может нам помочь, Его то сила неизменно окружает все  создания,  а потому, что мы, уклоняясь на путь произвола и своеволия, сами закрываемся от воздействия на нас благодати. Подумайте о том, что происходит в доме, окна которого наглухо закрыты от света и  чистого воздуха. Неконтролируемые страсти, чувства и мысли – это как раз есть то, что не позволяет нашей душе принимать даже искренно испрашиваемую у небесных сил помощь.  А если в результате  мы получаем облегчение, то оно может оказаться  не благодатным, ибо, что может войти в злую и лживую душу или сердце, захваченное духом превозношения?  “Бездна взывает к бездне”  Мы можем получить  только, то, что отдаём другим сами. Когда служим им, по словам апостолов, теме дарами, которые у нас имеются то, эти дары и умножаются. Если же наши дела, чувства и мысли несут на себе печать нечистой совести, конечно же, они привлекут в нашу жизнь и силу нечистую.
Нам, для нашего же блага, следует научиться различать в себе, что является проявлением воли, а что является своеволием. Ответ на этот вопрос скрывается в нашем отношении к своим желаниям. Если мы стремимся к их осуществлению, невзирая на то, что это может нанести нам вред или ущемить интересы других людей, то это и будет настоящий произволом. Когда же мы стремимся к принятию ответственных решений, проявляя возможные последствия планируемых действий, то неизбежно окажемся перед реальным выбором осуществления или отказа от желаемого. Например,  знающие люди утверждают, что во время вкушения пищи следует выходить из-за стола чуточку голодным, конечно же, для этого нужно будет проявить волю, а если мы, напротив, съедим больше, чем требуется только по причине того, что так нам хочется – это будет уже своеволием. Каждый акт её проявления ведёт неизбежно к утрате над собой контроля, т.е. к появлению опасных зависимостей и привычек, которые  и делают нашу жизнь невыносимой. Каждый шаг своевольного человека ведёт его на дно жизни. Алкоголиками, наркоманами, преступниками, развратниками, бездельниками и пр. становятся не в один миг, а в результате достаточно длительной практики произвола, потакания своим желаниям и гордыне. И если так случилось, что кто-то из нас провалился в эту яму, то кроме как воскрешения в себе веры, нашу волю к жизни ни чего не восстановит.
О СМЕРТИ.

 Особое значение для укрепления воли к жизни имеет ПАМЯТОВАНИЕ о СМЕРТИ. Ничто не пробуждает так сильно религиозное чувство, как размышления о конечности  земного пути. Думать о смерти боятся только слабые люди. Причём  здесь слабость соединяется с безответственностью. Если мы не желаем выявлять в себе то, что оставляет нас в несовершенном состоянии; то, что делает нашу жизнь преступной, а преступным является всякое деяние, наносящее, во-первых, вред своему здоровью, то мы уже находимся в стадии разложения. Оно есть следствие нарушения единства души, тела и духа. Если мы не стремимся выйти из состояния расстроения, т.е. не проявляем волю, обеспечивающую достижение внутренней гармонии личного бытия, то душа, тело и дух будут оставаться в состоянии взаимного отрицания.   
Страх смерти сковывает волю к жизни. Этот страх настолько силён, что часто полностью парализует нашу саму способность  трезво мыслить. Поведение многих людей таково, что, кажется, они совершенно не принимают мысли о кратковременности своей жизни. Поэтому вступают на безрассудный путь конкуренции-вражды, накопления, или бесцельного времяпрепровождения. Есть только одно средство излечения от болезни, называемой страхом смерти. Это средство – вера. Возвращение и укрепление  жизненных сил возможно при условии напряжения воли, обеспечивающей приведение наших мыслей  и поступков в соответствие с заповедями Божьими.
Принуждение себя к выявлению в собственной жизни того, что делает нас больными – это залог здоровья. Обращение внимания на требования совести, обеспечивает возвращение нас в состояние внутреннего единства, как условия сохранения единства с Творцом и творением. Именно это позволяет внутреннему космосу соединиться со вселенной;  нашей искре Божьей соединяться с энергиями благодати Божьей. Когда это происходит, тогда и возникает  в нашем сердце ощущение непрерывности личного существования, и желание не допускать проявления в своём поведении того, в результате чего мы отчуждаем себя от вечности. Смерти, разрушению подлежит только то в нас, что прилепляется к тленному, материальному. И если наша душа полностью погружена в мир внешний, стремиться насытиться тем, что подвержено разрушению, то на что она сможет опереться, когда придёт срок перехода в нематериальное бытие? Что станет с душою, вибрации которой полностью совпадают с земными,  и её ни чего не связывает с  небесными энергиями?
Размышления о смерти, неизбежно приведут нас к поиску ответа на вопрос о том, что такое жизнь?  Вставая на этот путь, мы и начнём открывать истинный смысл своего бытия, определять настоящие цели жизни. Только научившись отделять временное от вечного, мы можем освободиться от того, что тянет душу на дно бытия. К нам  придёт понимание того, что привязывают нас к тленному миру страсти; что именно они  угашают в нас искру жизни, не допуская воспламенения её  духом Божьим. Вспомните, как наше дыхание воспламеняет едва тлеющие угольки при разжигании костра. Так и слабый огонёк,  слабо искрящийся в нашей душе, не даст ни света, ни тепла пока не будет соединён с небесными энергиями. 
Размышления  о смерти неизбежно пробудят в нас желание к “стяжанию Духа Святого”, к обретению в земном бытии пути в Небесное Царство. Знание истины, пробуждают и волю к её воплощению в жизнь. Но что есть истина? Вечный вопрос. Она непостижима, ибо, ею обладает в полной мере один Господь, но постигаема через смирение духа, отвращение души от зла и греха. Только очищение сердца от страстей, позволяет и уму распознавать ложь. Иначе дух, проходя через страстную и лживую душу, будет проявляться в мире как тёмная, злая воля.

О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО.
 
 Дух человеческий - есть частичка Духа Божьего. Но как огонь может быть смрадным, так и дух  наш, попадая в зону влияния воли сатаны, становится грязным. Первозданную чистоту он может обретать по мере проявления  душой способности выжигать в себе злые страсти и пустые мысли.  Самостоятельно она сделать этого не может. Но если в ней сохраняются хотя бы остатки религиозного чувства, то остаются  открытыми и пути установления связи с миром Небесным.  В результате чего сердце открывается для действия в нём энергий благодати Божьей, которая и приводит наш дух в естественное состояние соединения с Духом Святым.   
Как известно, в мире действуют три воли: Божественная, человеческая и дьявольская. Очень часто Божья воля открывается нам  только после того, как мы сполна вкусим горьких плодов собственного произвола, т. е. уклонения на путь поиска удовлетворения  страстей. Сатане меньше всего нужно, чтобы об его существовании люди знали. Поэтому он пускается на все хитрости для того, чтобы мы, действуя в поле силы его воли, полагали, что осуществляем свою волю. Как лукавый добивается от нас того, чего желает?  Устремляя наше внимание в мир внешний. Действительно в нём рассыпано великое множество ложных огней – целей, и он не мешает нам свободно устремляться к той, которую выбираем. Ему безразлично, какой тропинкой мы придём в его  логово. Несмотря на то, что Создатель никогда от нас не отходит и непрерывно даёт знаки предупреждения об опасности, многие из нас так увлекаются борьбой за  земные блага, что до самой смерти не в состоянии понять  того, к чему стремились на самом деле, чью волю исполняли.
Мы всегда способны отказаться от стяжания благ земных, в пользу обретения нетленных ценностей. При этом не следует считать, что всем необходимо отречься от власти, богатства и пр. Говорится только о том, чтобы мы сами не оказались в полном рабстве  у того, кто нам эти блага позволяет собирать. Только тот из нас, кто водим по жизни Духом Св. может сохранить свою независимость, например, от власти. Потому что принадлежащее ему во внешнем мире, он использует только для осуществления Божьей воли, т.е. ради блага собственного и окружающих его людей.
Что есть  добро?  Это, во-первых, сила, обеспечивающая раскрытие наших внутренних возможностей, делающая  наш дух по настоящему свободным. А это возможно только при условии, что наша душа открывается действию Божьей благодати. Достичь этого состояния возможно,  в том числе, и мерами принуждения себя к сотворению блага, к молитве, к приведению своего поведения в соответствие с требованиями совести. Именно для того, чтобы мы все без исключения имели возможность укрепления своей жизни, нам и даны Божьи заповеди. Принуждение себя к их исполнению это и есть то, что позволяет нам встать на путь  обретения истинной свободы. Давайте в связи с этим помыслим о необходимости соблюдения главной заповеди Христа: “Да любите друг друга”. Разве погашение в себе тёмного пламени злобы, раздражения, зависти, жадности, эгоизма не является абсолютным благом, во-первых, для себя? 
Надо понимать и то, что не все дела, которые мы совершаем, как нам кажется, во благо другим – есть по настоящему добрые.  Наш дух соединяется со Св. Духом только посредством актов дарения своих сил, т.е. через любовь. Сила добра умножается в жизни других людей и в нашей собственной, только когда мы совершаем добрые дела не во имя своё, т.е. не преследуя цели удовлетворения чувства тщеславия, гордыни, эгоизма. Ведь очень часто скрытой причиной нашего милосердия и благочестия является стремление к  возвышению над другими.  Сила нашего духа неизбежно угашается, когда он не делает попыток освобождения от страстей и привычек, при чём даже тех, которые кажутся вполне безобидными, таких, например, как неутолимая жажда поболтать, сладко поесть и поспать.
 Каким бы образом неумеренность не проявлялась – она всегда есть следствие захвата в плен нашей воли волею сатаны. И, напротив, освобождение от любой из привычек, открывает душу для умножения в ней сил. В деле освобождения своей жизни от зла и греха мелочей нет. Самые тяжёлые испытания к нам приходят только потому, что мы не желаем прямо сейчас уничтожать в себе начатки недобрых чувств и мыслей.  Тот, кто это делает, уподобляется хорошему огороднику, следящему, чтобы сорняки не заглушили посевов. Область стяжания Духа Святого – наша обыденная жизнь.
Главное внимание необходимо сосредотачивать на том, что с нами происходит в непосредственно переживаемое время. Именно усилия, связанные с распознанием и уничтожением в себе того, что лишает нас сил любить себя, людей и Бога и есть то, что позволяет нам открывать истину. Сказано: “Познайте истину, и она сделает вас свободными”. Истину в полной мере открыть никому из людей невозможно. Ведь самое важное - узнавать в реально текущем времени  то, что уклоняет нас к ложным целям.  Если мы не прекращаем такого рода активности, то и вся наша жизнь наполняется энергиями, которые позволяют достойно выйти из всех жизненных обстоятельств. Кроме этого если наш разум и совесть не спят, то, конечно же, они отведут наши стопы с тропинок, ведущих к нелепым опасностям, к испытаниям, которые нам не следует проходить. Мудрость гласит: “Бережённого Бог бережёт” – это о том, что ко всему необходимо относится ответственно.  Действовать нужно, опираясь на разум и сердце, а не своевольничать, стремясь утолить свои желания и похоти. Даже простое праздное любопытство и пустословие могут явиться причиной напрасных страданий и смерти. Всё самое главное происходит для нас прямо сейчас. Тот, кто этого не понимает, тот и теряет бездарно своё  время, соответственно и жизненные силы.
Что делает человека невольником сатаны, т.е. подвластным его воле, то же самое, что сделало из Херувима-денницы  сатану-дьявола: гордыня и зависть. Бесы – тёмные духи, ангелы сатаны непрерывно нападают на нас, пытаясь навязать нам грязные мысли и чувства. Только по не знанию мы принимаем происходящее в уме и сердце как нам присущее, в нас рождающееся. Это не так, а потому следует отсекать недоброе из своей души. Тут без молитвы не обойтись. А больше всего нужно молиться некоторым из нас, о не попущении  лукавому наделять нас силами и богатством.
Любой человек, который считает, что он по своим качествам превосходит окружающих –  уже впал в грех гордыни.  Если наша способность проявлять необычные возможности  возникла не в результате очищения души от зла и греха - это есть свидетельство нашей одержимости бесовскими силами. Самое великое чудо, на которое только способен человек – это смирение своего духа. “Жертва Богу – дух сокрушён, сердце сокрушено Господь не уничижит” – этим всё сказано!  Следует  пуще огня  бояться ощущения, что получаемые нами блага и дары  заслужены. Всё, что у нас есть, мы получили взаймы, и хорошо если от Господа. Но и дары Божьи мы обращаем в дары бесовские, как только  их начинаем использовать в виде пьедестала, для возвышения над окружающими нас людьми..

О СМЕРТИ.

 Особое значение для укрепления воли к жизни имеет ПАМЯТОВАНИЕ о СМЕРТИ. Ничто не пробуждает так сильно религиозное чувство, как размышления о конечности  земного пути. Думать о смерти боятся только слабые люди. Причём  здесь слабость соединяется с безответственностью. Если мы не желаем выявлять в себе то, что оставляет нас в несовершенном состоянии; то, что делает нашу жизнь преступной, а преступным является всякое деяние, наносящее, во-первых, вред своему здоровью, то мы уже находимся в стадии разложения. Оно есть следствие нарушения единства души, тела и духа. Если мы не стремимся выйти из состояния расстроения, т.е. не проявляем волю, обеспечивающую достижение внутренней гармонии личного бытия, то душа, тело и дух будут оставаться в состоянии взаимного отрицания.   
Страх смерти сковывает волю к жизни. Этот страх настолько силён, что часто полностью парализует нашу саму способность  трезво мыслить. Поведение многих людей таково, что, кажется, они совершенно не принимают мысли о кратковременности своей жизни. Поэтому вступают на безрассудный путь конкуренции-вражды, накопления, или бесцельного времяпрепровождения. Есть только одно средство излечения от болезни, называемой страхом смерти. Это средство – вера. Возвращение и укрепление  жизненных сил возможно при условии напряжения воли, обеспечивающей приведение наших мыслей  и поступков в соответствие с заповедями Божьими.
Принуждение себя к выявлению в собственной жизни того, что делает нас больными – это залог здоровья. Обращение внимания на требования совести, обеспечивает возвращение нас в состояние внутреннего единства, как условия сохранения единства с Творцом и творением. Именно это позволяет внутреннему космосу соединиться со вселенной;  нашей искре Божьей соединяться с энергиями благодати Божьей. Когда это происходит, тогда и возникает  в нашем сердце ощущение непрерывности личного существования, и желание не допускать проявления в своём поведении того, в результате чего мы отчуждаем себя от вечности. Смерти, разрушению подлежит только то в нас, что прилепляется к тленному, материальному. И если наша душа полностью погружена в мир внешний, стремиться насытиться тем, что подвержено разрушению, то на что она сможет опереться, когда придёт срок перехода в нематериальное бытие? Что станет с душою, вибрации которой полностью совпадают с земными,  и её ни чего не связывает с  небесными энергиями?
Размышления о смерти, неизбежно приведут нас к поиску ответа на вопрос о том, что такое жизнь?  Вставая на этот путь, мы и начнём открывать истинный смысл своего бытия, определять настоящие цели жизни. Только научившись отделять временное от вечного, мы можем освободиться от того, что тянет душу на дно бытия. К нам  придёт понимание того, что привязывают нас к тленному миру страсти; что именно они  угашают в нас искру жизни, не допуская воспламенения её  духом Божьим. Вспомните, как наше дыхание воспламеняет едва тлеющие угольки при разжигании костра. Так и слабый огонёк,  слабо искрящийся в нашей душе, не даст ни света, ни тепла пока не будет соединён с небесными энергиями. 
Размышления  о смерти неизбежно пробудят в нас желание к “стяжанию Духа Святого”, к обретению в земном бытии пути в Небесное Царство. Знание истины, пробуждают и волю к её воплощению в жизнь. Но что есть истина? Вечный вопрос. Она непостижима, ибо, ею обладает в полной мере один Господь, но постигаема через смирение духа, отвращение души от зла и греха. Только очищение сердца от страстей, позволяет и уму распознавать ложь. Иначе дух, проходя через страстную и лживую душу, будет проявляться в мире как тёмная, злая воля.

О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО.
 
 Дух человеческий - есть частичка Духа Божьего. Но как огонь может быть смрадным, так и дух  наш, попадая в зону влияния воли сатаны, становится грязным. Первозданную чистоту он может обретать по мере проявления  душой способности выжигать в себе злые страсти и пустые мысли.  Самостоятельно она сделать этого не может. Но если в ней сохраняются хотя бы остатки религиозного чувства, то остаются  открытыми и пути установления связи с миром Небесным.  В результате чего сердце открывается для действия в нём энергий благодати Божьей, которая и приводит наш дух в естественное состояние соединения с Духом Святым.   
Как известно, в мире действуют три воли: Божественная, человеческая и дьявольская. Очень часто Божья воля открывается нам  только после того, как мы сполна вкусим горьких плодов собственного произвола, т. е. уклонения на путь поиска удовлетворения  страстей. Сатане меньше всего нужно, чтобы об его существовании люди знали. Поэтому он пускается на все хитрости для того, чтобы мы, действуя в поле силы его воли, полагали, что осуществляем свою волю. Как лукавый добивается от нас того, чего желает?  Устремляя наше внимание в мир внешний. Действительно в нём рассыпано великое множество ложных огней – целей, и он не мешает нам свободно устремляться к той, которую выбираем. Ему безразлично, какой тропинкой мы придём в его  логово. Несмотря на то, что Создатель никогда от нас не отходит и непрерывно даёт знаки предупреждения об опасности, многие из нас так увлекаются борьбой за  земные блага, что до самой смерти не в состоянии понять  того, к чему стремились на самом деле, чью волю исполняли.
Мы всегда способны отказаться от стяжания благ земных, в пользу обретения нетленных ценностей. При этом не следует считать, что всем необходимо отречься от власти, богатства и пр. Говорится только о том, чтобы мы сами не оказались в полном рабстве  у того, кто нам эти блага позволяет собирать. Только тот из нас, кто водим по жизни Духом Св. может сохранить свою независимость, например, от власти. Потому что принадлежащее ему во внешнем мире, он использует только для осуществления Божьей воли, т.е. ради блага собственного и окружающих его людей.
Что есть  добро?  Это, во-первых, сила, обеспечивающая раскрытие наших внутренних возможностей, делающая  наш дух по настоящему свободным. А это возможно только при условии, что наша душа открывается действию Божьей благодати. Достичь этого состояния возможно,  в том числе, и мерами принуждения себя к сотворению блага, к молитве, к приведению своего поведения в соответствие с требованиями совести. Именно для того, чтобы мы все без исключения имели возможность укрепления своей жизни, нам и даны Божьи заповеди. Принуждение себя к их исполнению это и есть то, что позволяет нам встать на путь  обретения истинной свободы. Давайте в связи с этим помыслим о необходимости соблюдения главной заповеди Христа: “Да любите друг друга”. Разве погашение в себе тёмного пламени злобы, раздражения, зависти, жадности, эгоизма не является абсолютным благом, во-первых, для себя? 
Надо понимать и то, что не все дела, которые мы совершаем, как нам кажется, во благо другим – есть по настоящему добрые.  Наш дух соединяется со Св. Духом только посредством актов дарения своих сил, т.е. через любовь. Сила добра умножается в жизни других людей и в нашей собственной, только когда мы совершаем добрые дела не во имя своё, т.е. не преследуя цели удовлетворения чувства тщеславия, гордыни, эгоизма. Ведь очень часто скрытой причиной нашего милосердия и благочестия является стремление к  возвышению над другими.  Сила нашего духа неизбежно угашается, когда он не делает попыток освобождения от страстей и привычек, при чём даже тех, которые кажутся вполне безобидными, таких, например, как неутолимая жажда поболтать, сладко поесть и поспать.
 Каким бы образом неумеренность не проявлялась – она всегда есть следствие захвата в плен нашей воли волею сатаны. И, напротив, освобождение от любой из привычек, открывает душу для умножения в ней сил. В деле освобождения своей жизни от зла и греха мелочей нет. Самые тяжёлые испытания к нам приходят только потому, что мы не желаем прямо сейчас уничтожать в себе начатки недобрых чувств и мыслей.  Тот, кто это делает, уподобляется хорошему огороднику, следящему, чтобы сорняки не заглушили посевов. Область стяжания Духа Святого – наша обыденная жизнь.
Главное внимание необходимо сосредотачивать на том, что с нами происходит в непосредственно переживаемое время. Именно усилия, связанные с распознанием и уничтожением в себе того, что лишает нас сил любить себя, людей и Бога и есть то, что позволяет нам открывать истину. Сказано: “Познайте истину, и она сделает вас свободными”. Истину в полной мере открыть никому из людей невозможно. Ведь самое важное - узнавать в реально текущем времени  то, что уклоняет нас к ложным целям.  Если мы не прекращаем такого рода активности, то и вся наша жизнь наполняется энергиями, которые позволяют достойно выйти из всех жизненных обстоятельств. Кроме этого если наш разум и совесть не спят, то, конечно же, они отведут наши стопы с тропинок, ведущих к нелепым опасностям, к испытаниям, которые нам не следует проходить. Мудрость гласит: “Бережённого Бог бережёт” – это о том, что ко всему необходимо относится ответственно.  Действовать нужно, опираясь на разум и сердце, а не своевольничать, стремясь утолить свои желания и похоти. Даже простое праздное любопытство и пустословие могут явиться причиной напрасных страданий и смерти. Всё самое главное происходит для нас прямо сейчас. Тот, кто этого не понимает, тот и теряет бездарно своё  время, соответственно и жизненные силы.
Что делает человека невольником сатаны, т.е. подвластным его воле, то же самое, что сделало из Херувима-денницы  сатану-дьявола: гордыня и зависть. Бесы – тёмные духи, ангелы сатаны непрерывно нападают на нас, пытаясь навязать нам грязные мысли и чувства. Только по не знанию мы принимаем происходящее в уме и сердце как нам присущее, в нас рождающееся. Это не так, а потому следует отсекать недоброе из своей души. Тут без молитвы не обойтись. А больше всего нужно молиться некоторым из нас, о не попущении  лукавому наделять нас силами и богатством.
Любой человек, который считает, что он по своим качествам превосходит окружающих –  уже впал в грех гордыни.  Если наша способность проявлять необычные возможности  возникла не в результате очищения души от зла и греха - это есть свидетельство нашей одержимости бесовскими силами. Самое великое чудо, на которое только способен человек – это смирение своего духа. “Жертва Богу – дух сокрушён, сердце сокрушено Господь не уничижит” – этим всё сказано!  Следует  пуще огня  бояться ощущения, что получаемые нами блага и дары  заслужены. Всё, что у нас есть, мы получили взаймы, и хорошо если от Господа. Но и дары Божьи мы обращаем в дары бесовские, как только  их начинаем использовать в виде пьедестала, для возвышения над окружающими нас людьми..




               


Рецензии