Памяти Владыки Иоанна

Слово на вечере памяти Митрополита  Иоанна (Снычева) 2 ноября 2018 года в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры

(Конспект выступления)

Дорогие Отцы, братия и сестры!

Как мы знаем свою книгу «Самодержавие Духа» Владыка Иоанн начинает памятными всем нам словами Св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Перестали понимать  русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
А далее уже сам Владыка пишет: «Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории». Эти слова Владыки Иоанна в наше время стали еще более актуальными.

Около 25 лет назад мне тогда еще молодому только пришедшему в Церковь человеку было многое непонятно в русской истории. Какое-то ощущение хаоса было. Горечь и отчаяние наполняли душу оттого, что мы такие непутевые, что все у нас идет кувырком. Особенно это в те лихие 90-годы прошлого столетия ощущалось. И так получилось, что с историческими трудами Владыки Иоанна мне, не воцерковленному в то время человеку,  довелось познакомиться буквально за несколько дней до окончания его земного пути.

В конце октября 1995-го года кто-то дал мне почитать книгу «Самодержавие Духа». Эта книга прочиталась, как говорится «на одном дыхании», как бы нейтрализуя тот хаос и сумбур, которые всегда царят там, где упущено главное – народная вера во Христа.   
Книгу-то пришлось вернуть, но поскольку для меня уже было необходимо иметь эту книгу в качестве настольной – мне пришлось пометаться по городу, чтобы ее найти. Потратив немало времени все-таки удалось купить на радость мне сразу три книги Владыки: «Самодержавие Духа», «Одоление Смуты» и «Стояние в вере». Именно в эти дни и пришла скорбная весть о кончине дорогого Владыки.

Книги Владыки Иоанна  и информационно, и методологически представили  новый, наиболее глубокий и объективный взгляд   на русскую историю. Они поставили все исторические события  в один стройный логический ряд. Все стало на свои места. Все стало понятно. Это чувство, по прочтении книг Владыки возникало у многих, из тех с кем мне доводилось общаться на эту тему. Это чувство также вселило  такую добрую хорошую гордость за Россию, за наш народ, который несмотря на тяжелейшие и жестокие испытания продолжает оставаться носителем и хранителем православной веры.

И вот более чем через два десятилетия, мне в какой-то мере приходится продолжать дело Владыки Иоанна. Это касается исследования истории революционных событий столетней давности - февральского переворота и восстановления исторической правды в отношении  имен Государя и Государыни, их друга старца Григория Распутина и других событий, связанных с тем временем.

Этот год является годом столетия Царской Голгофы. Но до сих пор в России  большинство народа продолжает считать нашего святого последнего русского Государя Николая Александровича слабым правителем и виновником русской катастрофы ХХ-го века, и утверждать что он, своим т.н. «отречением от Престола»,  предал армию и народ  и отдал Россию на разграбление революционерам. Но это неправда. Государь не отрекался. Его свергли.
А проект «отречение» являлся самой настоящей "операцией прикрытия" совершившегося злодеяния.
Но отношение весьма значительной части современного общества  к Царской семье, продолжает  проявляться в мифах и лжи, сформулированных еще революционерами-сатанистами. Нет ни раскаяния, ни покаяния - ни за «Иудин грех» - клятвопреступление и предательство Государя, ни  за его свержение, ни за само цареубийство.
Ведь в июле 1918 года большевики только «поставили точку» в деле убийства Государя. А само-то убийство началось тогда – в те мартовские дни 1917 года. Так ведь и реально хотели убить, планируя на  1-е марта, столкновение  еще одного поезда с царским. Да бдительность жандармов, которые выявили поддельный путевой лист, помешала. Эта история известна сегодня под названием «Зубрилинский тупик».

 В  своей статье  «Путь ко спасению» Владыка Иоанн указывал, что «дух Православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, смирения и любви». Имеем ли мы в его себе – являемся ли мы носителями этого Духа?  А Государь и его семья были людьми целомудренными, нестяжательными, кроткими, трезвенными, смиренными и  имели дар любви. И именно поэтому они были противны, ненавистны и непонятны развращенному революционному сообществу. Непонятны они и сейчас для многих из нас – тех,  кто продолжает мыслить революционными категориями и считает их нормой в своей системе ценностей.
 Ведь до сих пор приходится выслушивать от наших православных братьев слова о том, что: "отречение состоялось", что "революцию не делают в белых перчатках", что "да какая разница - отрекался или не отрекался". И таким образом они пытаются успокоить нашу совесть, чтобы не озадачивать себя этим вопросом. А это на сегодня "ключевой" вопрос нашего будущего.

 Какие слова надо еще найти и произнести, чтобы пробудить нашу совесть, чтобы мы поняли - если наше общество и сто лет назад, и сейчас считает правильным и возможным поступать так, как  поступили с Царской семьей, то и Господь вправе поступить также с каждым, кто так считает. Это наглядно показала вся  история ХХ-го и начала ХХI веков. И если наша совесть не работает, то давайте хоть призовем элементарную логику. Ведь Господь смотрит не просто на слова, на действия человека. Он смотрит на расположение его сердца. На то, как было расположено сердце каждого человека в те мартовские дни 1917 года. Оно тогда радовалось или плакало? Ликовало или скорбело? И мы знаем, что почти вся Россия в те дни радовалась и "праздновала Пасху" в середине  Крестопоклонной недели. И сегодня Господь смотрит на сердце каждого из нас, на наше отношение к тем мартовским событиям. На чьей стороне мы? На стороне революционеров или на стороне Государя?

Ибо, по словам Христа «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2). И какой мерой мы сегодня меряем жизнь и убийство Царской семьи, такой Господь и отмеряет каждому из нас.

Государь являлся продолжателем великого русского дела, хранителем и защитником  духовных сокровищ тысячелетней российской истории. А мы? Мы являемся? Ведь именно от этого, по словам Владыки Иоанна, которого мы сегодня здесь поминаем,  зависит и наше личное будущее, и будущее нашего Отечества. Давайте подумаем об этом! Храни вас всех, Господь! Аминь.

О состоявшемся вечере памяти:


Рецензии
Спасибо о памяти.
Как Вы считаете, пожалуйста подскажите,:
о. Иоанн Снычев уделил в своей книге место о мыслителе Г.М. Шиманове.
Является ли этот факт для Вас указанием отче Иоанна Снычева на важность понимания проблем, лучше других разбираемых Геннадием Михайловичем Шимановым?

С уважением. Спаси Боже.

Георгий Сотула   02.02.2019 13:40     Заявить о нарушении
Честно говоря не припомню в каком месте упоминается. Надо бы перечитать.
Но то, что мне известно о Геннадии Михайловиче позволяет характеризовать его в самом положительном смысле. Тоже повод обратится к его трудам и прочитать.! Упокой, Господи, его светлую душу! Спасибо Вам!

Священник Сергий Чечаничев   09.02.2019 08:52   Заявить о нарушении
Митрополит Иоанн в книге "Самодержавие духа" отметил, что:
"Когда советское руководство в середине 80-х годов встало перед необходимостью серъёзных концептуальных реформ, диктовавшихся очевидным загниванием всей огромной хозяйственно- политической системы империи, ...." - и далее говорит о "Одним из самых ярких его апологетов стал Геннадий Шиманов..."

т.е. там говорит о двух путях, преставители "славянофильского", (точнее не западного,) потерпели к 1990-м годам поражение, которое, к сожалению, и сейчас ещё с трудом осмысливается.

С днём памяти Иоанна Златоуста Вас! С днём святого, которого точно нельзя никак упрекнуть в отсутствии ясной личной позиции.

Георгий Сотула   09.02.2019 10:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий!

Священник Сергий Чечаничев   10.02.2019 07:07   Заявить о нарушении
Извините. Сейчас прочитал большой Ваш свежий текст о царской семье в 1917 году. К прочтению мысль возникла, что мы не смотрим на процессы в других странах в то время. А в том году и в 1918 пало сразу три христианские монархии. И, полагаю, по неоднократно проверенному сценарию, уходящему в т.ч. и на век назад в Индию и другие страны.

Текст "Причины гибели христианской цивилизации" Г.М.Шиманова начинается с рассмотрения именно этого факта.
Спаси Боже. С уважением к Вашей активности -

Георгий Сотула   17.07.2019 21:27   Заявить о нарушении