Глава 30 Бегущие по граблям или Все засмеялись, а

            7 марта,  00 часов 16 минут         «Бегущие по граблям»
               
                или
                «Все засмеялись, а Ваня заплакал»

                "Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить..."

                Ф.И. Тютчев

 
   Проживая всю жизнь в нашей великой и необъятной стране, я, разумеется, задумывался об особенностях наших людей. Общение на сайтах знакомств дало новую пищу для этих размышлений. Я уже писал об этом ранее, теперь хотел бы попытаться подвести некоторые итоги.   
 
   Я очень люблю мою страну и ее многонациональный народ. Много веков проживая вместе, мы все, живущие в России, независимо от национальности, уже во многом стали русскими. Собственно, именно так нас всех и называют за границей, не различая национальностей. Поэтому, когда я здесь пишу «русские» или «наши мужчины и наши женщины», я имею в виду жителей всей России. Не раз доказав свое единство в борьбе с внешним врагом, проявляя чудеса мужества и несравненную силу духа, дав миру выдающихся деятелей науки и культуры, талантливых политиков и полководцев, изобретателей, умельцев и т.д., наши народы, впрочем, как все народы, несут в себе особенности условий своего проживания и исторической судьбы.   
   
   Покорив огромные территории и, не сумев их в достаточной мере освоить до сих пор, наши люди привыкли к экстенсивному ведению хозяйства, наподобие «подсечного земледелия».  В Википедии так описывают этот способ (сокращаю): «В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения».
   
   Если какие-нибудь нидерландцы, например, не имея возможности постоянно переселяться, к  тому же проживая в основном на территориях ниже уровня моря (отсюда и «Нидерланды»-«нижние земли»), были вынуждены делать все, чтобы получать большие урожаи со свое малой и неприспособленной для получения высоких урожаем земли, то у восточных славян был иной путь. Бесконечные русские просторы не ограничивали возможность переселения. Как поется в популярнейшей советской песне (музыка И.Дунаевского, стихи Лебедева-Кумача):

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!..
Наши нивы взглядом не обшаришь,
Не упомнишь наших  городов…

   Отсюда и широта русской натуры, и русская удаль, которыми бесконечно восхищаюсь, что выражено и в русских песнях и танцах, и в поведении русских людей. Но отсюда и русская безалаберность и безответственность, русское «авось» и «небось».

В море соли и так до черта,  морю не надо слез.
Наша вера сильнее расчета, нас вывозит "Авось".
Вместо флейты поднимем флягу, чтобы смелее жилось.
   Под российским крестовым флагом и девизом "авось".
   
   История Руси тоже отличается от других, естественно. Более двухсот лет монголо-татарского ига, неосознанное принятие христианства, вековое крепостное право, большинство крестьянского населения, самодержавие, крестьянские войны, революции, отсутствие реального развитого капитализма и парламентаризма, бесконечные войны, семьдесят лет Советской власти, репрессии, постоянные смены приоритетов  и многое другое  повлияли на психологию наших людей. Попробую сформулировать некоторые особенности этой психологии с примерами из того, с чем сталкивался в жизни и на сайтах знакомств.

1.Значительная часть  наших людей не признают ни малейшей критики, даже если она верна и конструктивна. В ответ следует обычно заявление типа «ты сам дурак», причем происходит это и на личностном, и на государственном уровне. Пример из переписки на сайте:

Петр  22 февраля 19:34
Вы кто по профессии?
Регина 22 февраля 19:35
Детский педиатр
Петр 22 февраля 19:36
Так по-русски сказать нельзя, «педиатр» и означает «детский врач», это все равно, что сказать «детский педагог».
Регина 19:38
Не надо меня учить грамоте я грамотней Вас. Вы сами безграмотный.

   Примерно то же отвечают и наши государственные органы на критику извне, можно привести десятки примеров.
   
   Эти люди никогда ни в чем не винят себя, только других. И при этом страшно агрессивны в этих обвинениях. Пример с собачьей площадки. Я веду свою собаку на собачью площадку, где уже гуляет женщина с тремя своими собаками. Издалека она кричит мне: «Уводи свою собаку, тут гуляем мы». Я вежливо отвечаю: «Хорошо, хорошо». Поворачиваюсь и хочу уйти, но в это время одна из собак женщины выскакивает в незакрытую ею дверь площадки и несется к моей. «Сволочь! -кричит мне хозяйка трех собак, - привел сюда свою поганую собаку, не видишь, что тут гуляют три нормальные собаки? Теперь моя попадет под машину!»  Я веду свою собаку, за которой бежит ее, к площадке, чтобы ее  не попала под машину, ловлю ее и привожу на площадку. «Что ты хватаешь мою собаку, гад ненормальный, да еще привел сюда свою? Мразь поганая!»-следует реакция женщины. На мой, казалось бы логичный вопрос: «Разве это я  открыл дверь площадки , в результате чего выбежала Ваша собака?» следует такая реакция: «Ненормальный идиот! Кто тебя сюда звал? Держат же ненормальные собак!» Я, разумеется, пропускаю мат, который вылетал из уст этой интеллигентнейшей дамы в обилии.
   
   То же и на более высоком уровне. Ну, обнаружили у Предстоятеля Русской Православной Церкви на руке часы за 30 тысяч долларов и обвиняют его оголтелые антицерковники, что он служит не Богу, а мамоне. Чушь, конечно, полная. Уверен, что он и понятия не имеет, сколько стоят его часы, не интересует его это. Мне, например, знакомые на день рождения подарили часы за 500 долларов, так я и знать этого не знал, пока случайно не выяснилось. Так объясните это нормально, как было и скажите, что, когда узнал Патриарх стоимость часов, то выставил их на аукцион, а вырученные деньги отдал в детский дом ( и правильно сделал бы, по-христиански).  Так нет, нужно пресс-службе РПЦ отрицать  факт наличия таких часов на руке Патриарха, замазать их на снимке, чтобы им предъявили изображение их блика, и, тем самым, подрывать авторитет Предстоятеля. Зачем? Нельзя даже тень сомнения бросить на Самого, Он ошибаться не может.
   
   А отрицание своих ошибок и просчетов, непризнание их, ведет к их повторению. И ходим мы все время по кругу, наступая все время на одни и те же грабли, получая в лоб раз за разом,  снова повторяя одно и то же.

2.В связи с тем, что понятие частной собственности после семнадцатого года у нас отсутствовало, да всерьез его нет и сейчас, значительная часть наших людей,  совершенно искренне считает, что  «все кругом колхозное, все кругом мое». Полагает, что все им чем-то обязаны, и они на все имеют право. Пример с собачьей площадки. Гуляю я со своей собакой на общественной собачьей площадке. Подходит дама с двумя собаками и заявляет: «В это время на этой площадке гуляем мы, что Вы здесь делаете?». Я логично, как мне кажется, спрашиваю: «У Вас оформлен абонемент?» В ответ примерно те же слова, что я услыхал от предыдущей владелицы собак.

3.Для многих наших людей характерна несамостоятельность и желание, чтобы все кто-то делал за них. Несколько дней переписывался  с одной женщиной 42 лет по имени Полина. И она рассказала мне про то, как ее новый любовник, с которым она познакомилась на концерте, сначала ухаживал за ней, а теперь  замучил ее постоянными приставаниями, даже одни раз пришел к ней, а, когда она не открыла дверь, звонил в нее с 11 вечера до 6 утра. В итоге, она сказала ему, что вернулась к бывшему мужу и просила меня сказать ему по телефону, что я ее муж и чтобы он отстал от нее. Желая помочь женщине, я согласился.

Полина 1 марта 01:14
Ты позвони ему, пожалуйста, и скажи, что ты мой муж, я вернулась к тебе, чтобы он отстал от меня.
Петр 1 марта 01:15
Хорошо, но не со своего же номера. Могу с твоего или с «серого».
Полина 1 марта 01:16
Что значит с «серого»?
Петр 1 марта 01:17
С сим-карты, номер которой не определяется, такие продаются у станций метро без предъявления паспорта.
Полина 1 марта 01:19
Купи, пожалуйста, такую сим-карту и позвони.

   Т.е. мало того, что я соглашаюсь помочь ей, позвонив кому-то для облегчения ее жизни, что мне, разумеется, крайне необходимо, я еще должен сделать это за свои деньги. Это все равно, что предложить знакомому по переписке на сайте врачу, например, приехать на такси, самому заплатив за него.
   
   Когда я на на сайтах сексуальных знакомств зарегистрировал якобы супружескую пару и написал, что мы ищем такую же пару или мужчину, который готов найти женщину в пару себе, то реакция на второе предложение была весьма оригинальной. Мужчины либо спрашивали, что это значит, либо просили помочь им найти женщину в пару. Из тех же, которые утверждали, что легко найдут, ни один не нашел даже на словах.

4.Значительная часть  наших людей никогда не ставит себя на место другого и бывают страшно удивлены, когда с ними разговаривают и поступают точно так же, как они. Об этом я уже писал, например, как была поражена женщина-писательница, заявившая мне, что вставит меня в свой новы роман, когда я ей ответил, что вставлю в свое произведение ее как образ.

   Вспомним, хотя бы, пример удивления моей собеседницы, пишущей романы про светскую жизнь, когда на ее сообщение о том, что она вставит меня как образ в свой роман, я ответил, что и я готов вставить ее как образ в свою повесть.

5.Значительная часть  наших людей, особенно женщин, готово к «разводам» и даже само их ищет («финансовые пирамиды, чудесное исцеление от всего путем приворота или отворота, других магических действий, нахождение суженного-ряженного фиктивными брачными агентствами, вера в то, что выиграли по лотерее или еще по чему-то, например, по своему номеру телефона и так до бесконечности), проще говоря, что именно их так или иначе выбрала судьба,  и именно им достался «счастливый билет».  Тут же приходит на ум анекдот:

   Один верующий молится в храме, и, обращаясь к Господу, просит: «Господи, всемогущий Боже, я очень беден, моим детям нечего есть. Сделай хоть что-нибудь, помоги мне. Сделай, например, чтобы я выиграл в лотерею». И повторяет свое обращение много раз, да, так, что еще слышат другие молящиеся в храме. Тогда остальные, пожалев его, тоже обращаются с этой просьбой к Господу: «Боже, дай ему хотя бы выиграть в лотерею». И слышат в ответ глас Божий: « Я бы дал, но пусть он хоть билет купит!»
 
   И так эти люди, ожидая чуда Божьего, желая поймать  золотую рыбку или  волшебную щуку, которая исполнит любое его желание, не прикладывая никакого труда, ждут чуда и страшно удивляются , что оно не случается. Есть и еще одна особенность: наши люди очень любят жаловаться на судьбу и свою несчастную долю, ничего не предпринимая для ее исправления. Одна женщина с сайта рассказывала мне, что осталась вдовой с четырьмя детьми, они живут крайне бедно на ее пособие на детей и пенсию матери. Двое старших уже совершеннолетние, но нигде не работают, так как в их городе нет работы. Я спросил, что они предпринимают для того, чтобы ее найти и помочь семье? Ответ был традиционным: а что они могут сделать? Сравним это с действиями так нелюбимых многими москвичами гастробайтеров из Средней Азии, например, где муж, чтобы прокормить семью, уезжает за тридевять земель и соглашается на любую работу в Москве или другом городе России, лишь бы посылать деньги жене и детям.
   
   Пример с собачьей площадки. Одна женщина, часто  гуляя там со своим щенком хаски, пожаловалась мне на то, что ей резко сократили учебные часы (она преподавательница технологии у девочек), и теперь ей не хватает денег на жизнь. Мне она показалась вполне заслуживающей доверия.  Желая помочь ей, я поговорил со знакомым директором другой школы, расположенной неподалеку, который согласился принять ее, по моей рекомендации, на работу учителем группы продленного дня с зарплатой в полтора раза превышающей ту, которую она получает ныне. Даю ей телефон директора. Звонит она директору по сей день, а гулять на этой площадке перестала, дабы я не задавал вопроса, позвонила ли она?

6. Для наших людей намерение важнее результата. Важно не что в итоге, а чего человек хотел. А хотят они всегда, как лучше. Например, один мой знакомый занял у меня деньги, и все время хочет их отдать, но никак не отдает. Но отдать он хочет искренне, поэтому осторожно осведомляется у меня, не дам ли я ему взаймы еще, чтобы он тогда отдал мне всю сумму сразу (он ведь хочет отдать все сразу)? Т.е. в душе он уже деньги вернул и может теперь просить еще, и их вернет так же.
   
   Другой, будучи в туристическом походе, видел, как жена нашего общего приятеля изменила ему с неким мужчиной. Как истинный друг, он сообщил приятелю. В итоге его ненавидят и приятель, и его жена, а он этому поражается, поскольку хотел, как лучше. Объяснения, что» благими намерениями дорога в ад вымощена» ничего не дают. Довод «я хотел, как лучше» для наших людей абсолютен.

   Весьма интересно рассмотреть и примеры отечественной педагогической мысли. Начнем с того, что наши люди искренне считают, что каждый, кто умеет читать, в состоянии понять все смыслы любого художественного произведения (читать-то он умеет). Так же и, поскольку почти каждый имеет детей, то любой в состоянии понимать и осуществлять на практике воспитание подрастающего поколения. Его ж прекрасно воспитали родители, не "кончавшие педагогических университетов". Наша страна, чуть ли не единственная из цивилизованных стран, где не отрицаются насильственные методы воспитания, включая рукоприкладство.
   В то время, когда во многих странах факт применения к ребенку физического воздействия служит для органов, занимающихся контролем воспитания в государстве, несомненным поводом к изъятию ребенка из такой семьи, а часто и уголовного преследования, у нас это все в порядке вещей. Какие же мама или папа не шлепали расшалившегося ребенка по заднице?

    Я как-то беседовал с одним православным священником о воспитании, в процессе которого он спросил меня, наказывал ли я своих детей физически? Мой ответ, что никогда не делал этого, он посчитал не только неправдоподобным, но и антипедагогичным. "Ведь Сам Господь наказывал своих детей - людей, часто и физически".

   Он привел мне пример того, как он, однажды вернувшись с богослужения, узнал у своей жены о том, что их сын непристойно вел себя, выпорол его, чтобы впредь не повадно было так себя вести. Чуть позднее выяснилось, что попадья неверно истолковала поведение своего сына. Тогда батюшка, став на колени перед ребенком,смиренно просил сына о прощении, и тот простил его. Он рассказывал его таким тоном, что мне стало ясно: тот, что он, выпоров сына без вины и попросив у него позднее прощения гораздо более педагогично, чем не пороть ребенка вообще.

   Дав науке труды таких выдающихся отечественных педагогов, как, например, Ушинский и Макаренко, одновременно мы можем встретить в рассказах о правильном воспитании и такое, как у великого Л.Н. Толстого в рассказе "Косточка", кстати, изучаемого, согласно школьной программе, в младших классах.

  Рассказ короткий, поэтому приведу его полностью.

   "Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал."

   На странице в Инете "Детский час" учителям младших классов и родителя поясняют, в чем суть рассказа, как его должен воспринять ребенок:

  "Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших. Ваня тайком съел сливу, и он ничего не знал про косточку, поэтому Ваня подвергал риску свою жизнь. Ему повезло, что он сумел почувствовать косточку и выбросил ее. В рассказе Толстого мне понравился отец Вани. Он знал, что кто-то из детей тайком съел сливу, но не стал устраивать разбирательство, а пошел на хитрость, рассказав про опасность косточки. Этим рассказом он заставил Ваню признаться в своем проступке."

   Весьма интересен пример, излагаемый Диной Рубиной в своем произведении о восприятии этого рассказа ее дочерью в Израиле.

 "Например, отправила свою дочь на уроки русского
языка и литературы в вечернюю русскую школу. После занятий пробовала обсуждать пройденное на уроках заискивающим тоном.
- Ну...что вы сегодня учили?
- Этого...ну...Толстов.
- Льва Николаевича Толстого! - преувеличенно артикулируя, говорю
я, - Великого русского писателя. Что именно вы читали?
- Это..."Сливная костячка"...
- "Сливовая косточка"! - подхватываю я с преувеличенным вдохновением. - Это прекрасный рассказ для детей. А ты можешь пересказать мне содержание?.. Она мнется, похныкивает, переминается с ноги на ногу и посматривает в сторону телевизора, где должна начаться популярная юмористическая передача "Зэ у зэ!" (точно это восклицание перевести
невозможно, приблизительно так: "О, это оно!" или точнее: "Ото
то!"). Актеры- довольно крупные мужчины, переодетые женщинами,
(огромные накладные сиськи, лохматые парики, вульгарно накрашен-
ные губы) бегают друг за другом, виляя задами, падают на пол,
задирая вверх волосатые ноги в дамских туфлях сорок второго раз-
мера и щиплют друг друга за все мыслимые части тела.
Долгое время ничего, кроме недоумения и омерзения, эта политическая передача во мне не вызывала. Пока вдруг я не поняла: да
это же ни что иное, как площадный театр, карнавал в чистом виде!
- Если ты перескажешь мне содержание "Сливовой косточки", - говорю я, понимая всю жалкость этого педагогического приема, - я
разрешу тебе включить телевизор.
Она долго думает, морщит лоб, ковыряет болячку на руке, выворачивая локоть, наконец говорит:
- В общем, там подняли хай из-за фруктов...Представляешь, считали, кто сколько съел! И папа сказал детям: "Дети мои! Или вы съ-
ели эту сливу? Или вы хотите через это хорошо получить? Не говоря
уже об совсем умереть...?"
- Можешь включить телевизор, - разрешаю я упавшим голосом."

   Как-то в беседе с одной учительницей младших классов, мы обменялись мнениями об этом рассказе. Она-поклонница творчества Л.Н. Толстого, привела содержание рассказа как пример тонкого педагогического подхода Льва Николаевича к вопросам воспитания. "А Вы хотели ьы, чтобы на месте Вани оказалась Ваша семилетняя дочь?--спросил я ее. И, к своему удивлению, услышал ответ: "Нет!".

   Кстати, мне самому рассказ нравится.


Рецензии