Я и праздники

Со временем мы меняем своим прежние представления ко многим вещам. В том числе и к праздникам.  В советское время было несколько широко отмечаемых праздников – Новый год, 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота, 8 марта -Международный женский день, Первое мая – День международной солидарности трудящихся, 9 Мая – День Победы,  7 ноября – празднование Великой октябрьской социалистической революции.  Были еще праздники принятия Конституции – до 1977 года это был 5 декабря, а с 1977 года какой-то день в октябре, я уже не помню.  Но какие-то праздничные дни мы не работали, это был красный день календаря, а 23 февраля был рабочий день долгие годы.  Были профессиональные праздники, которые чаще приурачивались к определенным выходным дням. Например, День медицинского работника отмечался в третье воскресенье июня, а День Военно-морского флота – в последнее воскресенье июля.

Кроме этого, были в России и религиозные праздники, которые отмечались не так широко, но во многих семьях. Это христианское Рождество 7 января, Пасха и некоторые другие, о которых я знаю очень плохо, так как был убежденным атеистом. Но и в эти праздники все россияне употребляли немало горячительных напитков, так некоторые религиозные праздники по количеству драк мало отличались от официальных.

В «демократической» России праздников стало намного больше, даже слишком. И отмечают их много дней подряд. Например, новогодние каникулы продолжаются с Нового года да христианского Рождества 7 января. И религиозные праздники в нашей безбожной стране тоже стали практические официальными, ибо мы видим первых лиц государства в церквях рядом с попами.  Так что по числу дней, когда официального можно не работать, в России больше всех в мире. А мы еще хотим жить лучше. Чтобы лучше жить, надо больше работать, а у нас все наоборот.

Но я вернусь к праздникам в советское время, для меня они были более близкими.  Начну с празднования Нового года, ибо это был первый праздник, который вошел в мою жизнь. Новогодняя елка была украшена очень скромно, в основном из сделанных руками родителей игрушками. Постепенно количество новогодних игрушек увеличивалось. Были всевозможных размеров и расцветки шаров, но две игрушки стали для меня очень дорогими – маленькие стеклянные самовар и настольная лампа. Их вешали повыше, чтобы не разбились, потому что   соседский кот Пушок любил играть с игрушками на елке. Когда я подрос, стал вместе с отцом ходить в лес, чтобы принести домой лесную красавицу, которая в квартире оттаивала и наполняла всю комнату терпким запахом хвои.  И с тех пор елка является обязательным атрибутом празднования Нового года в моей семье. Так что запах елки и запах мандаринов для меня остался напоминанием о новогоднем празднике.

На 23 февраля еще в школе я стал получать подарки от родителей или девчонок из класса. Как правило, это были книги. Так постепенно появилась моя личная библиотека. Ценность книг была разная, какие книги можно было купить в 50-60-е годы в сельском магазине. А вот на 8 марта уже мальчишки дарили какие-то немудренные подарки одноклассницам и чуть богаче матерям, на что мы получили от отцов небольшие суммы денег. 

А вот когда я стал участником школьного духового оркестра, начал участвовать в  празднованиях официальных мероприятий. И в школе, и в поселковом клубе, где мы исполняли гимн Советского Союза, туш при награждении, а так же играли на танцах. И во время митинга мы тоже играли. А вот на танцплощадке, которая была недалеко от клуба, наш оркестр играл считанное число раз.  Вначале я играл в оркестре на теноре, есть такой музыкальный духовой инструмент, но когда наш вначале большой духовой оркестр стал терять участников по разным причинам, чаще по случаю окончания школы, я стал барабанщиком. Казалось бы, что тут трудного – бить по барабану колотушкой и сверху барабана тарелкой по тарелке. Но для юношеской руки тарелка было тяжеловатой, поэтому её в моих руках заменила согнутая в дугу чертилка, которую мы по аналогии с тарелкой называли вилкой. Это началось еще с Вовки Бачурина, первого нашего барабанщика, который не имел ни слуха, ни чувства ритма, за что не раз его гонял по школе руководитель оркестра Мошкович. А вот у меня было чувство ритма, и я весьма неплохо вел игру оркестра. Одно было плохо – участники оркестра не могли танцевать с девчонками под живую музыку. Только под радиолу, которая играла во время перерывов в игре оркестра.

После окончания школы мое участие в торжественных мероприятиях сократилось до минимума. На первом курсе я должен был участвовать в демонстрациях 7 ноября и 1 мая и нести транспарант или флаг.  Так что мое участие было обязательным. Да и вообще до окончания института я ходил на демонстрации не по обязанности, а по желанию. Можно было потусоваться с однокурсниками,  которых все реже и реже стал видеть в связи с тем, что занятия у нас велись в разных больницах города. Было очень весело, когда все больше и больше студентов-медиков собирались на Комсомольской площади города Хабаровска. Не только студенты, но и профессора, доценты и ассистенты института принимали участие в демонстрациях, более охотно в теплое время – на Первое мая.

Потом началась служба во Владивостоке. Увы, Новый год, семейный праздник,  мне приходилось встречать в офицерской компании, чтобы после ресторана идти ночевать в офицерское общежитие.  А вечера 1 января проводить у телевизора при просмотре передачи «Песня года».  Но зато на 23 февраля, на Первомай, День Победы, День ВМФ и 7 ноября я мог появляться в красивой парадной форме. Хотя первый День Победы 9 мая 1972 года был скомкан объявлением по Тихоокеанскому флоту боевой готовности № 1, и я должен был снять свой парадный мундир, облачиться в повседневную форму и явиться на подводную лодку. Но зато на День Военно-морского флота в июле я мог пощеголять в белой парадной форме с кортиком на боку.

А вот после демобилизации я одевал парадную форму на 23 февраля, поражая своим внешним видом молодых сестричек в больнице № 11 города Хабаровска, где стал трудиться. В день ВМФ тоже одевал парадную форму и шел на набережную Хабаровска, где на рейде стояли военные катера отдельной дивизии КТОФ, и вся набережная была заполнена жителями и гостями города. Конечно, катера намного меньше по размерам, чем корабли, стоящие на рейде во Владивостоке в этот день, но настроение народа было не менее праздничное.

Работая в больнице, я как коммунист, должен был обязательно присутствовать на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. А когда меня избрали парторгом, я наряду с главным врачом отвечал за прохождение перед трибуной на площади на Ленина колоны медицинских работников, так как наша больница возглавляла колону медицинских работников Индустриального района города. А их было немало – наша больница, детская больница № 9, больница № 13, горпсихбольница, поликлиники №№ 15 и 16, больница водников. И чаще всего после участия в демонстрации я на машине, которая привозила наглядную агитацию – флаги, транспаранты, возвращался в больницу, чтобы дежурить в травмпункте, так как это было выгодно с экономической точки зрения – в эти дни платили в 2 раза больше.  Так как я был человек малопьющий, мне ставили такие дежурства и в религиозные праздники. Но если в официальные была усиленная бригада врачей – дежурили вдвоем, то в религиозные надо было принимать примерно такое же количество травмированных одному.  О Первомае у меня есть отдельный  рассказ. http://www.proza.ru/2018/04/30/729.

Как требовалось, накануне праздников мы проводили и торжественные собрания в больнице. Зал для этих целей был небольшой, расположен в подвальном помещении, так что ничего особо запоминающегося не было. Но вот для празднования Дня медицинского работника нам шефствующая организация ТЭЦ-1 предоставляла свой Дом культуры. Но об этом у меня есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2018/06/15/542

 В СССР и теперь в России  любое медицинское учреждение – преимущественно женский коллектив. Например, в рентгеновском отделении, которое я возглавлял, из 42 сотрудников лишь 2-3 были мужчины.  Поэтому празднованию Дня 8 марта уделялось большое внимание. Например, заведующий кафедрой хирургии медицинского института профессор Александрович собирал в своем большом кабинете женщин хирургических отделений и устраивал чаепитие. А вот как поздравил я своих коллег-рентгенологов в первый год работы, написано в этом рассказе. Правда, там герой рассказа носит не мое имя, но все, что там описано,  делал я.  http://www.proza.ru/2017/03/07/654

Как я уже упомянул, мне обычно ставили дежурства в праздничные дни. Вообще работа в травматологическом пункте  была для меня подработкой. Трое детей, жена долго не работала, не очень высокая заработная плата у начинающего врача, поэтому я очень нуждался в деньгах. Совмещал врачом-эндоскопистом, и брал дежурства в травмпункте, иногда по 8-10 в месяц, чаще в летние месяцы, когда многие врачи в отпусках. Так что я не отказывался подежурить и в выходные дни, и в праздничные. Однажды выпало дежурить в новогоднюю ночь. Я помню, что первый больной, которого я принял уже в новом году, пришел минут за пять до полуночи. Это была пустяковая травма, поэтому мы попросили его немного подождать, и все четыре дежурных в эту ночь человека – врач, фельдшер, санитарка и рентгенолаборант, открыли бутылку шампанского, поздравили друг с новым годом, и по чуть-чуть выпили. И тогда пошли принимать этого больного. А недавно объявившаяся среди моих друзей на сайте «Одноклассники» фельдшер в ту новогоднюю ночь напомнила, что я в шутку предлагал позвонить в городской морг и поздравить их пациентов с Новым годом.

В 1983 году, в пору моей работы в больнице, я поехал на курсы усовершенствования в НИИ имени Склифосовского. Курсы были без предоставления общежития, поэтому я остановился у знакомых. Было начало мая, и когда наступило 9 число, мы со знакомым, бывшим фронтовиком, у которого было много боевых наград, вместе с его дочерью и зятем поехали на ВДНХ (выставку достижений народного хозяйства). Был прекрасный солнечный день, в парке было масса отдыхающих и празднующих этот Великий Праздник нашего народа. Мы походили по павильонам выставки, постояли и сфотографировались у фонтана «Дружба народов» и уже собрались ехать домой.  Но решили чуть-чуть подкрепиться в одной из многочисленных точек, где стояли столики и продавались напитки и пирожные. В это время мой знакомый захотел сходить в туалет.  Ушел и как в воду канул. Мы вначале не беспокоились, мало ли что у человека. Он хоть и пенсионного возраста, но сохранный, по вечерам бегает. Но прошло 10 минут, 20, а человека нет. Мы сходили в этот злосчастный туалет,  покричали – нет Володи Волкова. Обратились к милиционеру, постояли у входа из парка ВДНХ. Нет, знакомый так и не появился. Приехали домой, рассказали все жене. Та стала обзванивать скорые, больницы.  Но все тщетно, человек как в воду канул. Спать легли очень поздно, но часа в 4 утра нас разбудил телефонный звонок из медвытрезвителя. Мол, забирайте фронтовика, он очухался, и назвал номер домашнего телефона. Мы с зятем Володи тут же поехали на такси по указанному адресу вытрезвителя. Нас поджидал знакомый, у которого на груди остались только юбилейные медали, все боевые были сняты. Он рассказал, что когда он возвращался из туалета, какая-то компания молодых людей захотела выпить вместе с заслуженным фронтовиком. Он выпил чуть-чуть и отключился. Нашли его вечером в кустах за туалетом. Все боевые награды отсутствовали. Видимо, эти молодые люди неплохо поживились на наградах в этот день. Боевые награды хорошо продавались на московских толкучках, особенно их ценили иностранцы.

В апреле 1986 года я перешел на работу в краевую клиническую больницу главным рентгенологом края. В подчинении у меня было несколько сотрудников, поэтому на Первомай нам вручили транспарант и обязали быть на демонстрации. Сбор коллективов Железнодорожного района, в котором была  больница, на улице Дзержинского, на этой же улице стояли труженики Индустриального, только с другой стороны от центральной улицы города Карла Маркса. И в дальнейшем я ходил на демонстрации в рядах сотрудников краевой больницы.

Именно в ту пору в нашей семье появилась традиция после демонстрации собираться у добрейшей бабы Аги, нашей соседки по квартире в моих родных Херпучах. Ставшая одинокой после смерти мужа, она была еще одним членом нашей семьи, настоящей бабушкой для моих детей. Жила она на улице Владивостокской, недалеко от Дома Одежды, где обычно стояли машины, собирающие наглядную агитацию у демонстрантов. Мои дети выросли, и в составе колон школьников тоже принимали участие в демонстрации. И после этого шли в гости к бабе Аге, куда подходили и мы с женой. К нашему приходу баба Ага готовила обед, обязательно стряпала пирог из кислого теста или булочки. Вот там с ней мы и отмечали пролетарские праздники.

В краевой больнице, построенной по современному для тех лет проекту, были неплохие условия для проведения праздников – большой актовый зал и свой пищеблок, где было два зала со столами. Один зал использовался для повседневного кормления сотрудников, а второй оборудовали для проведения праздничных вечеров. Так стояла музыкальная аппаратура, было где потанцевать и выпить, закусить. Так что не только на день медработника там собирались сотрудники, но и на Новый год, а также на день Восьмого марта. 

Последний раз я был на демонстрации 7 ноября 1988 года. Меня уже перевели на работу в краевой отдел здравоохранения, и сразу после праздников я должен был выйти туда. Т.е. в краевой больнице я мог уже не ходить на демонстрацию, но я не хотел вот так оставлять коллектив, с которым мы за полтора года сработались и сдружились.  После это я на демонстрации не ходил. Как правило, в красный день календаря 8 марта,  1 и 9 мая, а также 7 ноября я дежурил в отделе здравоохранения крайисполкома, так как всякое могло случиться,  и могло потребоваться вмешательство краевых начальников. А с развалом СССР демонстрации прекратились, или были стихийными.

Но отмечали мы праздники все равно, застольем в нашей квартире. Приезжали дети, ставили стол посредине гостиной и начиналось застолье. Невестка и дочь помогали жене накрывать на стол, приносили с собой кое-какие блюда к столу. Потом, приняв немного алкоголя для поднятия настроения, мы пели караоке,  под кассету, которую я купил по случаю, и на ней были многие популярные песни с текстом на фоне природы или сцен из кинофильмов. Праздник проходил празднично.  Два маленьких внука, который уже появились в 90-е годы, играли в другой комнате и мало внимания обращали на веселящихся взрослых.

Сейчас у меня есть несколько праздников, помимо дней рождения детей и внуков. Это Новый год,  День Защитника Отечества 23 февраля, День подводника 19 марта, День Победы 9 мая, и День медицинского работника в июне, и День Военно-морского флота в июле. В эти дни я поднимаю бокал с темным пивом, сажусь за стол, где обычно бывает жареная картошка с селедкой, на Новый год под шубой, и немного других вкусных блюд, которые готовятся к праздничному столу. Говорится тост, соответствующий празднику,  и мы закусываем. Дальнейшее пребывание за столом зависит от моего самочувствия. Переедать за праздничным столом я прекратил очень давно, никогда не делал из еды культа.  Но настроение у меня от этого ничуть не ухудшалось. С праздником Вас, уважаемые читатели.


Рецензии
Согласен, Александр, праздников стало слишком много. Может быть, трудящиеся люди думают по другому, не знаю. У нас сейчас четверть Одессы в торговле работает, зачастую без выходных вовсе. И я тоже в море работал без выходных, хотя сдержанно праздники мы все отмечали. Сейчас собираемся в День Рыбака -второе воскресенье июля. Последний раз я купил, подписал и раздал бейджики с фамилиями. Грустно, но иначе многих не узнать.

Михаил Бортников   02.12.2018 11:09     Заявить о нарушении