Домашние посиделки

 Нас в семье было семеро. Вера, одна из моих сестёр, вышла замуж за военного моряка, и уехала жить далеко от родного дома, к Черному морю, это за две тысячи вёрст, - на место службы мужа. Один раз в год она приезжала навестить родителей. Шли годы, все мы разъехались кто куда, и когда умер отец, мама осталась одна в большом доме. Конечно, мы приезжали на каждый выходной, проведать её, помочь по хозяйству, она не бросала огорода, а он по размерам был таким же большим, как и прежде. Мама у нас была труженицей, без дел не могла сидеть и нас, своих детей, заряжала своей энергией.
  Вера старалась свой отпуск всегда проводить с мамой, а когда похоронила мужа, приезжая в родные края, оставалась надолго. Она признавалась нам, что с годами всё больше скучает по своим родным, по старенькой маме, по деревне с её жителями, по... говору деревенскому.
  Собираясь вместе у мамы, мы вечерами устраивали посиделки по-домашнему. За большим столом пили чай из самовара, рассказывали о себе, решали возникшие проблемы по дому и... пели песни. Вера всегда просила маму рассказать про своё житие-бытие, и та рассказывала своей особой лексикой, говором деревенским. В её рассказах звучали слова, смысл которых, порой был даже нам, не совсем понятен. Часто слова были смешными, забавными, но звучали красиво.
  А сколько мама знала прибауток, шуток, поговорок, пословиц! Как горох сыпались они из её уст и были всегда к месту. Мы слушали, не перебивая её, а Вера просила перевести услышанное и даже записывала слова с их переводом. Ведь там, где она жила, такого не услышишь! И, если рассказчица замолкала, задавала всякие вопросы, просила, чтобы та вспомнила ещё что-нибудь. Так нравилось ей слушать маму!
  Мне было смешно за ними наблюдать. Говор мамин совсем не ударял по моим ушам. Я привыкла к её речи и всё понимала, а сестра моя умилялась, наслаждалась и смеялась до слёз.
  Любили зайти к нам на чай и соседи, и родня с папиной стороны. Им тоже нравилось слушать мамулю да и самим хотелось принять участие в наших посиделках, что-нибудь рассказать. Но интереснее мамы никто не рассказывал. Все, кто её слушал, часто от души, до слёз ухохатывались, и, так же как Вера умилялись, а было, что и чуть не плакали.
 Да, рассказчица мамуля была хорошая. Жаль, я тогда не записывала её выражений, её словечек. Сейчас они мне кажутся такими вкусненькими, сладенькими. А Вера, молодец, много чего записала.
  Я часто вспоминаю наши вечера в родительском доме. Как мама, посмотрев на смеющихся нас, поджимала губы, светло так улыбалась и запевала красивым, ровным голосом песню "Хороша я хороша, да плохо я одета". А когда она пела - Я у маменьки выросла в воле, не видала кручинушки той... - Вера подхватывала и песня лилась, и шагала за порог дома, и была слышна далеко за его пределами. Пели они красиво, на два голоса и очень душевно. А мы сидели, слушали и боялись неосторожным движением нарушить возникшее вдруг очарование, покой и умиротворение.
  Сестричка моя умерла очень рано, внезапно случился анафилактический шок на приеме в процедурном кабинете у врача. И было ей всего пятьдесят лет. Это она хотела обратить моё внимание на говор деревенских жителей, на мамину речь. Маме пришлось на старости лет пожить в городе, у нас. Она ещё долго ласкала наши уши своей манерой говорить. Её не стало в две тысячи десятом году, и было ей на ту пору девяносто шесть годочков. У меня же остались навсегда тёплые, нежные, добрые воспоминания о тех временах, о наших семейных посиделках. Захотелось изложить истории именно так, как я их услышала от мамы, по-деревенски. Ведь проходит время и всё забывается, и говор  мам, бабушек уйдёт из нашей жизни тоже. Но ведь это было! И это наша история и наши корни...!


Рецензии