Сула

О речке с таким названием я узнал в середине восьмидесятых годов и многократно рыбачил на прудах, расположенных в ее верховьях, но сама речка, как водоем, в котором можно ловить рыбу, долгое время меня не интересовала. Казалось, ну что может водиться в быстром ручейке шириной в пару метров и глубиной по колено, а именно так выглядит Сула до слияния ее с речкой Перекуль. Однако, приняв воды ряда притоков, Сула становится полноводнее, глубже, изобилует излучинами и омутами, что делает ее привлекательной для рыболовов.

Однажды, много лет назад, в поисках новых мест для рыбалки я приехал к мосту через эту речку недалеко от деревни Туленка. Пройдя по берегу со спиннингом от моста вниз по течению пару километров, я не ощутил ни одного касания приманки рыбой, не то, что поклевки. Это меня удивило, потому, что изредка возникающие всплески рыбы говорили о ее наличии в реке. Я вернулся к мосту и пошел вверх по течению, но клевых мест и там не нашел. Не солоно хлебавши, повернул к машине, местами забрасывая блесну и, буквально возле моста последовала поклевка, да какая! Мой ультра-лайтовый спиннинг согнулся в дугу, завыл фрикцион, стравляя лесу под напором рыбы, бешено метавшейся по всей реке. Что это не щука я понял сразу – немало я их изловил и хорошо знаю, как они ведут себя на крючке. Подумал, наверное, голавль, но каково же было мое удивление, когда я с большим трудом вытащил на берег ручьевую форель под килограмм.

В последствии я неоднократно пробовал ловить спиннингом на Суле и возле деревни Найденовичи и возле Новоселья и ниже его, но ничего, кроме форели мне не попадалось. У меня сложилось мнение о Суле, как о чисто форелевой речушке, а поскольку у нас в Беларуси ловить эту рыбу нельзя, перестал туда ездить.

Весной  этого года, в поисках нового водотока для рыболовного сплава, я просматривал спутниковую карту Столбцовского района, в ходе чего возникла идея сплавиться по Суле. Конечно же, не с верховий, а от моста трассы Р-54 через эту речку вниз, хотя бы до Зуберова, а может и дальше до Немана. Стал изучать информацию о маршруте на туристских сайтах. Подумал, если байдарки там проходят, пройдет и моя надувашка, но для полной картины о возможности сплава решил побывать и на местах старта, и финиша. Рекогносцировка показала, что плыть можно, но, возможно, придется местами обносить завалы из упавших на воду деревьев. Приятным сюрпризом при этом было то, что в реке есть не только форель, а так же, щука и очень неплохой окунь-горбач, которых  в ходе разведки удалось изловить несколько штук.

Идею сплава поддержал мой зять Паша и изъявил желание плыть со мной. В последствии, я благодарил Бога, что отправился в путь не один. Но об этом чуть позже. В намеченный день нам стартовать не удалось, поскольку лил нескончаемый ливень, и сплав был бы совершенно не комфортным, а ведь мы хотели не просто сплавляться, а по ходу ловить рыбу. Стартовали через неделю, подобрав ясную погоду, но  с сильным ветром. Нас доставили к месту старта еще в потемках и на рассвете мы были уже на воде. Прошедшие ливни здорово подняли уровень воды в реке, даже слегка подтопив низкие берега, но это нас не испугало. Утренний туман висел над водой, сокращая видимость до полусотни метров и в этом тумане в полной тишине, вдруг появилась фигура рыболова, замершего с удочкой в руке. Проплыть мимо, не потревожив его, не удалось – река узкая, и мы перекинулись с ним парой слов насчет рыбы, населяющей эту реку.

 Сразу после старта мы попали в густые заросли водной растительности. Я надеялся, что это явление временное, но рдесты все не кончались, местами перекрывая весь водоток. Грести стало практически невозможно – весла путались в траве, наматывали ее на себя, тормозя сплав. Пришлось вынуть весла из уключин, взять их по одному в руки и грести наподобие индейцев на пирогах. Если бы я плыл один, одиссею можно было бы считать законченной, но вдвоем мы, хоть и с большим трудом, но двигались вперед. Я планировал, что по ходу сплава один будет на веслах, я второй ловить спиннингом, но, как видим, этот план провалился, и ловить мы могли, только прекратив на время грести, что тормозило наше движение вперед. Течение воды в этих зарослях резко замедлилось и без гребли мы практически стояли на месте, а маршрут у нас был не маленький. К нашему удивлению клева практически не было, хотя рыба вокруг плескалась, и мы были здорово разочарованы. В прозрачной воде среди трав видны были тучи малька белой рыбы. Возможно, это и было причиной отсутствия клева: зачем хищнику хватать какую-то странную железку, если вокруг столько натуральной пищи.

Природа берегов, медленно проплывающих мимо, была несколько однообразна: низкие, местами подтопленные берега, поросшие ольхой, кое-где некошеные луга с высокой травой. Отслеживая по карте свое движение,  мы ждали, когда покажется подпорный шлюз, поскольку не знали проходим  он или потребуется обнос. Завидев водослив издали, один из нас вылез на берег и пошел в разведку, которая показала, что перепад воды небольшой и можно попробовать его пройти. Этот момент внес в поход элемент драйва, так как, скорость течения в шлюзе резко увеличивалась, и мы пронеслись через него очень резво. Моя надежда на то, что после шлюза растительности в воде не будет, не оправдалась – ее стало еще больше, но спустя пару километров река стала освобождаться от травы и течение ускорилось. Изменились и берега: стали повыше, местами появился лес и пригорки, манящие к себе. На одном из них мы сделали привал, размяли затекшие ноги и позавтракали. Солнце, тем временем, поднималось все выше и стало припекать.

Вскоре на правом берегу показались развалины каменной водяной мельницы, которые мы осмотрели, а за ней характер реки резко изменился: водоток сузился до трех метров, течение резко ускорилось, и вода неслась между берегами, густо заросшими тростником и камышом, как по трубе. Наш дальнейший сплав на протяжении нескольких километров напоминал слалом, где уж тут забрасывать спиннинг, но иногда мы это сделать умудрялись. В промежутках между тростниками на правом берегу открывалось обширное пастбище с выеденной коровами травой. Поражала прозрачность воды в Суле: практически везде просматривалось светлое песчаное дно, подсвеченное солнцем, на котором мелькали тени солидных рыбин, хотя глубина была не маленькая. Чем ниже мы сплавлялись, тем чаще встречались завалы из упавших деревьев, а местами ветви наклонившихся полностью закрывали просвет над водой, и через них приходилось продираться, рискуя ободрать лицо и потерять кепку.

Вскоре показался большой трехсекционный шлюз, полностью перекрывающий водоток, и нам пришлось вылезать на берег и обносить его. За шлюзом река стала шире, деревьев на берегу стало больше, и они создавали тень, так желанную в этот жаркий день. Вдали показались строения деревни Зуберово – сплав подошел к финишу. Удовольствие получено, но должен сказать, что Сула - совершенно неудобная для ловли спиннингом во время сплава река. Лучше на ней ловить с берега – значительно комфортнее и результативнее.


Рецензии
Благодаря Вас узнал ещё об одной замечательной речке.
Спасибо!

Вадим Светашов   05.12.2018 19:41     Заявить о нарушении
У каждой своя красота и характер, как у женщин. Спасибо за отзыв. Удачи!

Александр Георгиевич Гладкий   07.12.2018 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.