Сёстры Даша и Катя

  В одном из детективов Татьяны Устиновой есть героиня Екатерина, в которую влюбляется один «дикий» «новый русский». Когда этот персонаж попадает в семью возлюбленной, то спрашивает, как зовут сестру Кати? И бабушка девушки строго отвечает ему: «Даша! Как же ещё её могут звать?».  «Дикому» парню  поясняют: «это из романа Алексея Толстого «Хождения по мукам», - помните, - сёстры Катя и Даша?».  Парень, конечно, ничего такого не помнит, поскольку о романе услышал впервые.  Но в большинстве своём  читатели в России знают и помнят и роман, и нежных и стойких его героинь.  Только вряд ли догадываются, отчего у сестёр такие имена – Даша и Катя, - и почему их нельзя назвать иначе?

   Роман Толстого называется «Хождения по мукам». Это – исключившее Богородицу (но подразумевающее Её) воспроизведение названия апокрифического текста «Хождения Богородицы по мукам».  Богородицу, как известно, звали Мария. Отчего писатель выбрал для героинь другие имена?

  Надо сказать, что сёстры Катерина и Дарья уже были в русской литературе. Это – Долли и Китти в романе Льва Толстого «Анна Каренина». Дарья здесь – старшая, Катерина – младшая. Возможно, уже Лев Николаевич назвал так сестёр не интуитивно, а вполне осознанно. Если очень прямолинейно и огрублённо  выявить их подтекст, - то Долли выражает языческое начало, Китти – духовное (христианское). 

  Так же распределены «роли» и между сёстрами Алексея Толстого: Дарья – страстное, жизнелюбивое начало (язычество); Катя – страдательное, более близкое к смерти (неудавшийся суицид), жертвенное начало  (христианство).  Эпиграф к центральной части романа – «Восемнадцатый год»:  «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого». Это – о них, прежде всего, - главных героинях, сёстрах Кате и Даше. Каждая из них погибала и возрождалась в страшном пожаре «восемнадцатого года». 
  Катя и Даша – единая и неделимая Душа России…

  Почему у этой самой Души – такие имена?

  Жила - была в третьем-четвёртом веках в Александрии девушка. И звали её Доротея. Доротея - Дар Бога. Корень имени Дарья - так же - Дар. Хотя интерпретируют это имя как персидское - от "Дарий" - "Победитель". Но всё же, наверное, можно сказать, что это - разновидности одного и того же имени.

  И стала эта девушка - Доротея -  христианской святой под именем - Екатерина. Имя Екатерина произошло от греческого слова "катарсис" - "очищение". Когда ей отрубили голову, из раны истекла не кровь, а - молоко...

   Вот потому у сестёр такие имена - Даша (Доротея) и Катя. В них соединилась та самая "святая Катерина".


Продолжение следует.


Рецензии
Елена, здравствуйте!
Как это все интересно!Я в юности очень любила перечитывать Толстого о сестрах! Так ясно представляла себе их, просто видела настоящее свое "кино" за строчками текста. Толстой Алексей Николаевич большой писатель, и прекрасный стилист, и не удивительно, что столько всего таится в глубине его произведений.И сестры у Толстого встречаются не только в "Хождения по мукам". Помню душераздирающий и в то же время очень зримый и красивый рассказ "Любовь" - там сестры, старшая Маша и младшая Зюм,Зинаида. Зюм -"Девочка в сером клетчатом платье, с сумочкой через плечо казалась необходимой и страшно важной, точно любовь его тоже была встревоженная и тоненькая, в клеточку, с сумочкой, такая же, как Зюм".
И финал рассказа, помните: "Зюм сидела одна на плоской койке в купе. На ней был тот же клетчатый костюм и желтый ремешок сумочки через плечо. Зюм глядела напротив, на пустую койку, где должны были сидеть Маша и Егор… Их больше – нет… Зюм глядела на хрустальный полушар, где горел газ, – сбоку его покачивались синие кисточки. Они точно так же покачивались, когда Егор говорил о любви.

Держась за ремень кожаной сумочки, Зюм глядела в окно. Она не плакала. Там, в темноте, хлестал дождь и красные искры летели мимо.

То сыплясь густо, то обрываясь, длинными огненными нитями они летели теперь в глазах, в мозгу Зюм. Они рождались живые и легкие в мокрой темноте, прорезывали окно и гасли. Зюм подумала, что так же Маша и Егор вылетели из огня, пронеслись на мгновение и погасли…

И ей стало казаться, что это – не конец; они блеснули и погасли только в ее глазах. Она разминовалась с ними, только… И в каких-то пространствах они снова встретятся, примут и ее, Зюм, в свой неугасаемый костер.

Зюм развернула плед, накинула его на плечи, села на столик и, прижавшись лицом к окну, глядела на эти легкие, живые молнии. Они двоились и троились, и, чтобы лучше видеть, она платочком вытирала стекло, потом глаза, потом опять стекло…"

Ермилова Нонна   16.05.2020 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Нонна! Нет, этого рассказа не помню. Надо перечитать. Спасибо за хорошую рецензию.

Елена Шувалова   02.06.2020 10:36   Заявить о нарушении
Елена, как замечательно, что вы откликнулись! А я вам написала даже письмо,чтобы узнать, как у вас дела в столь непростое время!Мы живы понемногу) но путешествовать по городу и пригородам пока не приходится. Но в какой-то мере, если Бог даст, это время как-то свои знания облекать в письменную и иную форму. Я сделала несколько ауди-фото сюжетов по своей Белке и Посланнику, и разместила на ютубе на своей странице! здесь есть в моих ссылках! так что наш город и наши парки можно посмотреть на фотографиях. очень интересны ваши впечатления от одного из моих любимых рассказов Толстого! буду рада, если поделитесь по прочтении.

Ермилова Нонна   02.06.2020 18:19   Заявить о нарушении
Нонна, спасибо огромное! Я пока разгребаю накопившиеся дела. Сидела всё это время без доступа к компьютеру. Попозже отвечу по существу. Желаю Вам интересного, плодотворного лета!

Елена Шувалова   09.06.2020 10:18   Заявить о нарушении
Елена,спасибо!!! Замечательно! Желаю вам и близким крепкого здоровья, отличного лета,вдохновения и радости творчества!с большим интересом прочитаю ваши новые исследования!

Ермилова Нонна   09.06.2020 17:18   Заявить о нарушении
Спасибо!

Елена Шувалова   10.06.2020 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.