Машиностроение Новый век на часах

25 сентября – День машиностроителя

Машиностроение – основа процветания развитых стран, их мощи и уверенного положения в мире, что бы там ни говорилось про другие статьи бюджетов любого уровня. Если взглянуть вокруг, то везде видны плоды труда машиностроителей. Балашихинский литейно-механический завод поставляет свою продукцию многим предприятиям отечественного машиностроения, включая авиастроительные. Какие бы трудности ни встречались на более чем 85-летнем пути, оно и в новом веке, при сохранении основных направлений производственной деятельности, идёт курсом дальнейшего развития, сохранения своего бренда.

ПРЕДПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Давайте заглянем в эти предпраздничные дни на завод, окунёмся в его атмосферу и пару часов проведём вместе с генеральным директором ОАО «БЛМЗ» Никогосом Окрояном. Он, конечно, начинает с поздравления. И это, несмотря на многочисленные заботы, создаёт соответствующее настроение делового праздника:

Уважаемые коллеги, работающие в научно-промышленном комплексе городского округа Балашиха! Дорогие ветераны!
От имени коллектива Балашихинского литейно-механического завода поздравляю всех вас с нашим профессиональным праздником – с Днём машиностроителя!
Желаю самого главного – чтобы отечественное машиностроение развивалось темпами, соответствующими веку, в котором мы живём! Всем нам – больше заказов, высоких темпов модернизации, профессионального кадрового роста, творческого настроя, положительной финансовой динамики!
Здоровья, благополучия, личного счастья!
А потом – по цехам. Приятно взять в руки деталь или узел, увидеть результат общих усилий. Сложно производственникам, но есть, на что равняться.

ЗАГЛЯНЕМ В ИСТОРИЮ
Результаты работы БЛМЗ в советский период впечатляют, да и перестройку преодолели, вынеся успешный опыт экспортной работы. Всё это наглядно показано в историко-деловом центре завода. Здесь обращает на себя внимание ретроспектива продукции БЛМЗ разных периодов, и практически нет машиностроительной отрасли, для которой бы завод не осуществлял поставки. Авиастроение – это само собой разумеется. Оборонно-промышленный комплекс, судостроение, станкостроение, нефте- и газодобыча и переработка, медицина, локомотивостроение, автомобилестроение. Вот, например, стоит миллионная «головка блока цилиндров» для автомобиля «Москвич» и целый ряд других автомобильных отливок. Модельный ряд легкосплавных автомобильных колёс рядом с экспонатами механо-сборочного производства: авиационными колёсами, тормозами, агрегатами управления. Продукция сложная, и не одно трудовое поколение формировало, совершенствовало технологии, хранит тонкости производства.

ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Можно перечислить много фамилий заводчан, для которых День машиностроителя является профессиональным семейным праздником. Радует, что так было не только в прежние времена, но остаётся и сегодня.
На участке сборки агрегатов в дирекции сборочного производства Никогос Симонович обсуждал состояние дел по агрегатам управления с начальником участка Анатолием Явтушенко, а  пояснения по мехобработке деталей давал его сын – начальник высокотехнологичного производства Роман Явтушенко. Отец работает на БЛМЗ с 1967 года, и всё в одном, агрегатном, производстве, а сын пришёл на завод в 1995 году. Это у него в цехе трудится ещё одна династия - отец и сын Чупраньковы.
Дмитрию Чупранькову всего 22 года, уже имеет высшее образование. В июне пришёл на БЛМЗ оператором. Дмитрий говорит:
- Отец мой рядом, на соседнем участке, работает. По его примеру я на завод пришёл. На авиацию работаем, колёса для самолётов делаем.

ВСПОМНИЛИ БЫЛОЕ
Сколько лет изобретению колеса – этого не знает никто, но с достоверностью можно сказать, что БЛМЗ выпускает авиационные колёса уже более 80 лет. Может быть, именно поэтому заказ на возобновление выпуска тормозных колёс для самолетов Ту-95 и Ту-142 показался лёгкой задачей. Ту-95 – стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями, Ту-142 – дальний противолодочный самолёт. Перерыв в выпуске для нашего производства – два десятилетия, не меньше. Но, оказывается, за это время произошло столько изменений, что даже техническая подготовка потребовала напряжённой работы. Были вновь пересмотрены все чертежи. Пришлось переработать всю старую технологическую документацию с учётом модернизации последних лет: ведь на современное было заменено металлообрабатывающее, гальваническое и ряд другого оборудования. Например, корпуса тормозов для всех авиаколёс теперь изготавливаются на обрабатывающих центрах с числовым программным управлением. Были заключены новые договоры с поставщиками комплектующих. Сейчас заказ выполняется.
Общая номенклатура продукции ОАО «БЛМЗ» для взлётно-посадочных устройств – более 100 позиций. Количество наименований комплектующих деталей собственного производства – более 4000.
Как рассказал ведущий инженер-технолог департамента разработки технологий механообработки Сергей Серёгин, объёмы заказов растут. Хорошо! А хочется ещё и новую продукцию выпускать – такую, которую ещё никто не выпускал. О чём идёт речь? О новом авиационном колесе!

КАКИМ БЫТЬ КОЛЕСУ?
Появилась эта идея, конечно, не случайно: новый век требует новых решений. Вот и на БЛМЗ образовано новое конструкторское подразделение, которое возглавил генеральный конструктор к.т.н. Андрей Масюков. Для решения сложнейшей конструкторско-технологической задачи проектирования новых колёс сформирована группа молодых конструкторов. Они будут заниматься разработкой документации (расчёты, моделирование) в безбумажном виде, в виртуальной среде. Активно используются комплексы компьютерного моделирования и проектирования для оптимизации конструкции авиационного колеса и тормоза.
Основным мотивом, послужившим поводом для разработки новых проектов этого вида продукции, является то, что конструктор-разработчик должен быть очень чётко ориентирован на технологии, реализующие проект. В настоящее время производство уже перешло на механическую обработку с использованием современных обрабатывающих центров, которые дают новые технологические возможности, а в действующих конструкциях остались прошлые подходы конструирования Да, эффективные для своего времени, но тем не менее «прошлые».
Возможно, считает Андрей Масюков, самым продуктивным, с государственной точки зрения, для решения подобного класса задач было бы объединение всех центров компетенции в этой области и создание единого конструкторско-технологического пула, который позволил бы не только сократить сроки разработки, проектирования и испытания, но и ускорить процесс внедрения изделий в жизнь.
Это можно считать первым реальным шагом в направлении создания зарегистрированного в реестре Московской области технопарка «БЛМЗ», где на одной площадке будут объединены проектировщики, технологи и изготовители передовой, в том числе авиационной, продукции.

МОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО
Для этого нужны и высококвалифицированные рабочие кадры. Среди востребованных рабочих профессий особенно выделяются две: наладчик и оператор станков с ЧПУ. Они взаимосвязаны и во многом близки, поэтому, наверное, в Борисе Салове удачно уживаются обе.
Вообще-то Борис Иванович имеет высшее образование, инженер-механик, окончил в Рыбинске авиационный технологический институт. Пятый год работает на БЛМЗ, прижился, потому что дело знает и зарплата хорошая. Начинал оператором станков с ЧПУ, потом стал наладчиком 5-го разряда в высокотехнологичном производстве.
- Зарплата за это время возросла на 30%, - замечает он. – А что? Это очень важно. Мне, уже после того, как отработал много лет на инженерных должностях,  пришлось в «ельцинские» времена стать рабочим, потому что платили в два раза больше. Образование помогает уверенно чувствовать себя в том, чем занимаюсь. И наладку станков произвожу, и изготавливаю партии самых сложных деталей. Кстати, мои товарищи по работе наладчики Александр Павленко, Иван Куюжуклу, Андрей Миронов тоже и наладкой занимаются, и сложные детали делают.
Он рассказывает о работе так, что понимаешь: всё подмечено и обдумано:
- Обидно, что отечественных станков с ЧПУ почти не выпускается. На БЛМЗ работаю на чешских с немецкой системой управления, на американских. Есть и четыре советских для крупных деталей, до сих пор нормально работают, мощные. Размерный диапазон деталей широкий, и материалы обрабатываем разные: алюминий, медь, титан, высоколегированные стали. Работы в последнее время стало больше, молодых рабочих прибавилось. Это требует больше внимания к организационным вопросам, культуре производства, к качеству. Приятно, что напомнили о празднике, хочется, чтобы о тех, кто в промышленности работает, больше писали.
Борис Садов:
- Поздравляю всех коллег с Днем машиностроителя!
Желаю молодому поколению повышать квалификацию. Раз оказался в профессии, покажи максимально, на что способен. Учись всеми возможными способами: и у наставников, и самостоятельно. Сейчас человек с нашей профессией в руках – нарасхват. Успехов!

ЗАРАБОТАЛ – ПОЛУЧИ
Для получения нужных производственных результатов, необходимо, чтобы работала эффективная современная система организации труда и его оплаты. Сохраняя действовавшие и проверенные временем принципы, мы стараемся внедрять и современные, отвечающие текущим условиям рынка труда подходы. Безусловно, уровень оплаты – важнейший из показателей, именно на него в первую очередь ориентируются соискатели при трудоустройстве. На БЛМЗ средний уровень зарплаты превышает средние показатели по Московской области, а по рабочим специальностям – значительно превышает.
Действует материальное поощрение в период адаптации, оплачивается наставничество., производятся дополнительные выплаты за достижение результатов. На сегодняшний день достигнута стабильность в оплате труда, и прогноз портфеля заказов вполне оптимистичен.

Вот таким настроением – трудовым и оптимистичным в эти предпраздничные рабочие дни делится с читателями газеты коллектив машиностроителей дважды орденоносного завода.


Рецензии