Табак и махорка. Охота на слова

Сразу заявляю: курить я бросил, об этом не жалею и советую другим не курить, а лучше всего вообще не начинать. Я не курю с 10 ноября 2005 года. Именно в этот день в аэропорту «Домодедово» мы сели в самолёт, чтобы перелететь на ПМЖ в Германию. В этом аэропорту я и выкурил свою последнюю сигарету. Я и прежде бросал не раз, но всегда начинал снова, а тут переболел так, что  повторения не хочу. Встретили нас в Дюссельдорфе, пару дней мы провели у родственников в некурящей среде, потом попали в столицу переселенцев Фридланд. Оказались мы в большой спальне человек на 50  с двухэтажными кроватями и ослепительно белыми простынями. Днём мы встречались с чиновниками, посещали языковые курсы, ходили по окрестностям, фотографировали и фотографировались. А ночью для меня начались кошмары. В спальне было не менее десяти-пятнадцати человек, стоило мне закрыть глаза, как изнутри вырывался долго не прекращающийся стон. Я вставал, выходил в холл, бродил среди бараков, успокаивал себя. Любого курящего чувствовал издалека, как говорится, за версту. Казалось, что стоит закурить – и всё нормализуется. Курящие понимали моё состояние и готовы были поделиться сигаретами, но я устоял. Когда мы переехали в лагерь переселенцев в Унне-Массен, тяги к курению у меня уже не было. Но полвека стажа курильщика даёт о себе знать, такое даром не проходит, и сейчас время от времени отражается вспышками аллергии и беспричинными, казалось, взрывами кашля.

 Курить я начал с малолетства. Помните, герой Аркадия Райкина утверждал, что пить, курить и говорить он начал одновременно? Это обо мне. Курил мой старший брат, курили все друзья моего брата. Я очень быстро научился сворачивать цигарки. Брат боролся с моим курением, пытался прижечь мне губы, на губах были болезненные нарывы, но я всё равно продолжал. Табак был доступен. Ещё во время войны моя мать посадила на огороде несколько кустов табаку, высушивала его на чердаке, Листья скручивала и нарезала ножом, стебли рубила на специальном приспособлении или тяпкой в длинном деревянном корыте. Высушенный и подготовленный табак продавала на рынке, а потом курильщики стали домой приходить, приносили не только деньги, но и мыло, какие-то вещи. Сама она никогда не курила, но нюхала табак. Когда сигареты и махорка появились в открытой продаже, мать перестала сеять табак, но в шкафу во дворе и на чердаке он долго ещё хранился, и у меня была возможность не только самому курить, но и снабжать куревом своих ровесников.

В интернете очень  много материалов о том, как сеять табак, как ухаживать за ним, как подготовить листья для курения, нюхания или  жевания, какие и как добавки делать. В 90-е годы был период, когда советские табачные предприятия закрыли, а западные компания поставляли или очень мало сигарет, или по недоступной цене.

Рынок быстро расставил. Вот тогда я нашёл семена табака и посадил их  на садовом участке. Посадил в глубине сада, чтобы с дороги не было видно. Выращивал табак года три. Надо сказать, что со стороны никто табак не заметил. Если за маком приходили, когда нас не было на участке,  и вырывали его с корнем, то о табаке такие потрошители чужих садов просто не знали. Курил я самосад немного, иногда угощал знакомых, а табачную массу замачивал в бочке и использовал для борьбы с садовыми вредителями. Мне говорили, что колорадский жук может появиться на посевах табака, но этого не было, жук был на картофельных грядах через дорогу, на садовом участке его не заметили.
Вот таков мой опыт общения с табаком.

В словаре Эгциклопедии отмечено, что ТАБАК - род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

В словаре знаменитого немецкого этимолога Макса Фасмера указана связь с другими языками. ТАБАК род. п. -а;, -у;, диал. таба;ка ж., смол. (Добровольский), укр. таба;к м., таба;ка ж., блр. таба;ка ж.; др.-русск. пиют табак (Гагара, 1634 г., стр. 75), но также: табаку испил (Аввакум 124). Форма мужского рода – через нем. Таbаk или франц. tаbас, которое, в свою очередь, через исп. tаbасо пришло из аравакск. tobako (Гаити); см. Пальмер, Neuweltw. 127 и сл.; Einfluss 135 и сл.; Локоч, Аmеr. W. 60; Ле;ве, KZ 61, 65 и сл.; Клюге-Ге;тце 608. Араб. происхождение (Гамильшег, ЕW 826) оспаривается Литтманом (149). Форма таба;ка объясняется из польск. tаbаkа; см. Брюкнер 562.

Обратим внимание: «др.-русск. пиют табак (Гагара, 1634 г., стр. 75)» текст 1634 года, когда в России уже правили Романовы, отнесён к Древней Руси, а Европа была уже в позднем Средневековье. Пример указывает на факт фальсификации истории, на так популярные ныне двойные стандарты, когда к фактам и события в России подходят совсем с другими мерками, чем в европейских странах.

Много интересного о табаке сообщает словарь Владимира Даля. ТАБАК м. растенье Nicotina tabacum, у раскольников: поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье. Нюхательный табак, молотый; курительный, крошеный. Папуша табаку, связочка. Тютюн, самый простой; бакун, махорка, разбор получше. Зеленчак, сыромолотный, нюхальный. Нюхать или пить табак. Класть табак за губу, за щеку, класть жвачку, жвачить. Вот табачек, вот ярунок!
Ребятишкам на молочишко, старику на табачишка.
Набил носища табачищем.
Дорожка вместе, а табачек пополам.
Табак да баня, кабак да баба - только и надо.
Все вместе, а табак пополам.
Хлеб соль вместе, а табачек пополам.
Три табак: а сбыту нет - сам нюхай!
Табаку за губу, всю тоску забуду
. Кто курит (нюхает) табачек, тот Христов мужичек (ответ раскольникам, на брань их: кто нюхает табаки, тот хуже собаки).
| Табак, табачек, волжск. деревянный набалдашник на упорном шесте, которым упираются, идучи на шестах. По табак, шесть достал дна, вмеру. Табачный, к табаку относящ.
Табачный лист, - семя; - дым, - вонь; - фабрика, - картуз, -трубка, -рогожа, лучшая, пять штук на пуд, идет из Вятки на Украину. Табачное дерево, трухлявое, вовсе гнилое. Табачные сучья, нижние, что портят дерево, загнивая.
Табачня, табачная лавочка; | курильня, заведенье, где сходятся курильщики. Табачная сущ. ж. комната для куренья, курная. Табачник, -ница, торгующий табаком; | охотник курить или нюхать. Встарь на Москве табачникам носы резали.
| Табачник, табачный гриб, Lycoperdon bovista, бздюха, пурхавка, дождевик, пчелиная губка, заячья картошка.
| Табачница, банка, ларчик для табаку.
| Табачник, один из свадебных чинов, едущий с тавлинкой, для потчиванья встречных, как затычка потчует их вином. Табакура об. ярос. табачник, нюхальщик, курильщик. Табачить волжск. идти лодкою, баркою на шестах, шеститься. | Сиб. курить табак. Табачиться, нюхать, курить, вообще поганиться табаком. Табачничать, быть табачником, в обоих знач. Табакерка, -рочка, -ришка, -рища, табатирка пск. твер. табаковка, досканец, коробочка, для держанья при себе нюхательного табаку. Жалованная, алмазная табакерка.
Вот так и пойду стучать табакеркой по головам! говаривал наш учитель высшей математики, в Морском Корпусе.
Свят, да не искусен: табакерочка в рукаве выпятилась! Слободская (вятск. ) каповая табакерка.
|Табакерка, в шулерской. игре: кто мечет, ставить большую табакерку, намазанную сысподу липком, на колоду, доставая в это время платок, а сняв табакерку, уносить с нею и карту.
Табакерная, -рочная фабрика. -рочник, табакерочный мастер. | -рочник, -ница, кто нюхает, носить с собою табакерку. | -ница, чахловая коробочка на дорогую табакерку. Таблинка ниж. вор. тавлинка, берестяная табакерка, плоским бурачком, с ремешком во вставной крышке. Тавлиночка с фольгой. Рожки да тавлинка ныне мало в ходу, все табакерки. | бранное табачный нос. Тавлинковый или -ночный, к ней относящ. Тавлинник, нюхальщик, табачник. Тавлинщик м. или -ночник, кто делает тавлинки. Наши отставные матросы искусные тавлинщики. Тавлинец? олон.-крг. бродяга, беглый.
Прикрой тавлинку, черт влезет (из сказки, где солдат проносил год смерть в тавлинке).

У табака есть ещё одно название – никотин Nicotiana, говорят, что в честь  французского посла в Португалии Жана Нико (фр. Jean Nicot, 1530—1600), который первым поставил во Францию  табачные изделия из Нового Света. Ботаник Карл Линней включил табак в  Международный кодекс ботанической номенклатуры как Nicotiana L. (1753).

Официальная история утверждает, что до XVI века табак произрастал только в Америке, как в  Северной, так и  в Южной. В Википедии не только подтверждается основная версия, но и опровергаются некоторые факты.  В 1556 году Андре Теве привёз семена табака из Бразилии во Францию и вырастил их в окрестностях Ангулема. В 1560 году табак появился при дворе испанского короля Филиппа II как декоративное растение. Французский посол в Португалии Жан Вильман Нико привёз из Испании нюхательный табак в Париж; нюхательный табак быстро вошёл в моду. Курение табака распространяли по миру англичане после 1565 года. За 150 лет табак распространился по Евразии и попал в Африку.
 
К 1600 году в американских колониях Испании появились коммерческие плантации табака. В 1612 году Джон Ролф собрал первый его урожай в английской колонии Джеймстаун (Виргиния). Этот табак был окрещён виргинским. Менее,  чем через 10 лет он стал одной из главных статей виргинского экспорта и даже использовался колонистами в качестве своеобразной валюты при меновой торговле. В настоящее время табак выращивают во многих странах мира. Высушенные листья некоторых видов табака используют для курения.
 
Однако есть иное мнение.  Французские палеоботаники Мишель Леско и профессор Пари ещё в 1976 году в брюшной полости мумии Рамсеса II обнаружили измельчённые листья табака и личинки табачного жука. Значит,  надо вести речь о  доколумбовых контаках Старого и Нового Света. По другой версии, табак мог попасть с островов Тихого океана близ Австралии.
 
В ходе палеопатологических исследований на территории Европы в раннесредневековых захоронениях установлено наличие следов Nicotiana. Некоторые учёные считают, что  растение табака использовалось в медицинских или ритуальных целях (а изредка, возможно, употреблялось и в пищу); не исключена и возможность собственно курения как часть гедонистического образа жизни. Напомним, гедонидм (от греческого hedone - «наслаждение, удовольствие») — учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

Желание удовольствий и невнимательность европейских захватчиков на территории Нового Света наказали всех потомков европейцев и азиатов. Коренные народы Америки курили табак и другие растения, но не так, как курят сейчас. Они производили дым, но не вдыхали его.

Ещё в детстве, прочитав песнь о Гайавате американского поэта  Генри Лонгфелло в переводе Ивана Бунина,  я задумался о том, что индейцы не курят трубку мира, не вдыхают в себя дым, а окуривают себя и окружающих.

Почитайте, вдумайтесь.

ТРУБКА МИРА

На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,

И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.

От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра
Речка, в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.
И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
"Вот твой путь отныне будет!"

От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И ДОХНУЛ НА ЛЕС соседний,
От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.

Дым струился тихо, тихо
В блеске солнечного утра:
Прежде - темною полоской,
После - гуще, синим паром,
Забелел в лугах клубами,
Как зимой вершины леса,
Плыл все выше, выше, выше, -
Наконец коснулся неба
И волнами в сводах неба
Раскатился над землею.

Из долины Тавазэнта,
Из долины Вайоминга,
Из лесистой Тоскалузы,
От Скалистых Гор далеких,
От озер Страны Полночной
Все народы увидали
Отдаленный дым Покваны,
Дым призывный Трубки Мира.

И пророки всех народов
Говорили: "То Поквана!
Этим дымом отдаленным,
Что сгибается, как ива,
Как рука, кивает, манит,
Гитчи Манито могучий
Племена людей сзывает,
На совет зовет народы".

Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Поны,
Оджибвеи и Дакоты -
Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.

И в доспехах, в ярких красках, -
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, -
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья -
Роковой завет от предков.

Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью, -
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.

Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: "О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!

Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ж ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?

Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
ВАША СИЛА - ЛИШЬ В СОГЛАСЬЕ,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!

И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно -
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
ЕСЛИ Ж БУДЕТЕ ВЫ ГЛУХИ, -
ВЫ ПОГИБНЕТЕ В РАЗДОРАХ!

Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья!"

Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сияли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася -
От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.

Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.

И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный -
В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито сокрылся,
Окружен клубами дыма
От Покваны, Трубки Мира.

Мои детские наблюдения неожиданно для меня подтвердил уважаемый мною автор на проза.ру, пишущий под псевдонимом  Комиссар  Катар.

Я посчитал возможным представить здесь этот материал, опубликованный 7 июля 2018 года.



Вреден ли табак?

Комиссар Катар

Вопрос Катару:
Вреден ли табак?
Ответ:
Как я понимаю, читатель очевидно хотел задать вопрос, вредно ли курение табака? Совершенно очевидно, что вредно, как и все то, что человек применяет не в те отверстия тела, которые следовало бы применять.
Понимаете, когда из задницы гомо сапиенс тащит всякую гадость в рот, возникает огромное количество перспектив потерять образ человеческий. Вы спросите, почему из задницы? Так Европа, где и начали курить табак, все делает через задницу. Не заметили? Ну тогда слушайте.

Как известно родина табака Латинская Америка. Например, Майя активно выращивали и культивировали его, выводя новые сорта. Любопытно, что ранний табак (который индейцы именовали «пизиэт») был гораздо крепче, чем нынешний в разы и вряд ли, кто сейчас отважился бы его курить. Да и не курили его индейцы ни в коем случае. Применение табаку было иное - клизма. Просто из листьев табака делалось очень крепкое и вонючее пиво Бечи, которое и вводилось в виде клизмы.
Такая операция преследовала много целей, начиная от медицинских показаний по промыванию и очистке желудков от паразитов, заканчивая обычным праздничным потреблением алкоголя. Это был либо мед, сдобренный галлюциногенами и табаком, либо пиво, по консистенции напоминающее гороховый суп, куда обильно крошился табак, либо просто настой табака. Сами индейцы не слишком разделяли эти вещества — для них это был один и тот же ритуал, просто с разнящимися эффектами.
Вообще, на клизмы индейцы собирались ранее примерно, как мы на сегодняшнее застолье с приятелями. Пара-тройка пивных клизм и эффект примерно такой же как и сегодня.
Нет, автор не проверял действие на себе, но разговаривал со своим приятелем-профессором из Мичиганского университета, который проходил подобную процедуру в Латинской Америке. Человек абсолютно серьезный, занимающийся культурой майя, он вполне заслуживает доверия. Так, что никаких выдумок.
Применялся ли дым от табака у индейцев майя? Однозначно применялся, но вводился опять же не через рот, а ректально и для майя это был вполне очевидный метод лекарственной терапии.
Завоеватели-европейцы видели ни единожды, как жрец или знахарь раскуривал трубку и вдыхал больному дым в задний проход, от чего последний сильно откашливался и из горла летели всяческие мокроты, которые он сплевывал в блюдо. Я пока не разобрался, лечение какой болезни описано епископом-инквизитором Диего де Ланда, который наблюдал этот процесс, но многое указывает на саркому легкого. Здесь еще предстоит разобраться и пока выводы делать рано. Очевидно одно: для "просвещенного" европейского епископа, предавшего казням великое множество индейского народа, увиденный ритуал был образцом языческого невежества, про что он сообщает в своем антропологическом труде «Сообщение о делах в Юкатане». Поразительные идиоты эти католические попы. Глядя на бурду в котелке,  они непременно решают, что ее нужно пить, а не вводить ректально. А дым следует вдыхать в себя, а уж потом выпускать его в пациента.
Уж не знаю,  какими путями до Европы добрался труд этого недоумка, да только в нем описаны поразительные результаты лечения болезней, от которых страдала Средневековая Европа. Описанное о табаке попало в руки таких же недоумков, но уже от медицины и прочитав, что табак выводит воду из легких, средневековые европейские айболиты, решительно взялись за дело.
С помощью табачного дыма они начали спасать утопленников. Случилось это с подачи британского медика Томаса Сайденхама - врачи Западной Европы поверили в то, что клизма с табачным дымом способна спасти утопающего. Естественно, что такой обычай укоренился на флоте, где тонуло множество моряков. Вы только представьте всю дисгармонию утопленника: полные легкие воды, да еще полный зад дыма. Тонуть расхочешь.
Естественно, что моряки, начав втягивать в себя дым, тут же оценили новые свойства табака,  и вся Европа в одночасье задымила табачными трубками. История же с клизмами для утопленников превратилась в обычный фарс. А спустя почти 50 лет, от идеи с великой неохотой отказались. Стало очевидным, что английские врачи оказались самыми обычными шарлатанами. Это необходимо было скрыть и посему была придумана романтическая история для медицинской неудавшейся операции «blowing smoke up your arse» («вдувать дым в задницу»).
В новой интерпретации об "очень древнем" и никогда не существовавшем короле Англии, ему в уста вложили "благородное негодование" по поводу лести его придворных, якобы сказанное в присутствии послов неких держав. Эти слова получили иной смысл и начали означать «нагло и беспардонно льстить». Сегодня, это официальная история английских королей, в которую многие верят. Как видите, я прав - даже в королевском доме Англии все делается через задницу.
Что касаемо Латинской Америки, то обращаю ваше внимание, что там вообще не курят в затяжку, а лишь набирают дым от сигары в рот и выпускают его волнами. То же и с трубками мира индейцев других племен. Это как раз отзвук тех времен, когда табачный дым подавался лекарями туда, куда ему и следовало подаваться.
Я думаю, что эту миниатюру следует прочитать курильщикам, хотя бы ради того, чтобы они себя наконец осознали просвещенными европейцами и несколько скорректировали точку применения своей сигареты. Конечно, это будет выглядеть не так романтично, особенно у блондинок, которые могут вполне ими и не оказаться, но фурор такие дамы произведут немалый. Подозреваю не прищуренные томные глаза,  укутанные таинством дыма вечерних посиделок, а широко распахнутые очи индианок со льющимися из них слезами и частым отхаркиванием мокроты.
Анекдот от Катара:
Винни Пух идет по лесу и видит в траве сидит Сова с вылупленными как блюдца глазами:
- Сова, привет!
- Я не сова, а белочка!
- А почему глаза такие большие?
- Я какаю!
Минздрав РФ и комиссар Катар предупреждает: курение опасно для вашего здоровья. 
© Copyright: Комиссар Катар, 2018
Свидетельство о публикации №218071501402


Рецензии