Энтропия - Святой Дух - экономика. Гипотеза и разм

С.В. Толочанов
Энтропия - Святой Дух - экономика. Гипотеза и размышления



- Невозможно понять целое, будучи его частью!
- Тогда, в чем смысл жизни?
- Познать свое предназначение и с радостью его исполнить!
(Из диалога)


Исхожу из того, что есть частицы-волны, несущие отрицательную энтропию (упорядоченность) по Кобозеву [1].
Для упрощения понимания работы Кобозева попробую сформулировать главную его мысль, вычленив ее из его физико-математических доказательств:
"ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН МЫСЛИТЬ БЕЗ ПОДВОДА К НЕМУ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЭНТРОПИИ (НЕГЭНТРОПИИ), КОТОРУЮ НЕСУТ НЕКИЕ ВОЛНЫ-ЧАСТИЦЫ ИЗВНЕ, ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ, - ИЗВНЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЕМОЙ ТЕЛОМ !!!".
Я предположил, что это и есть Святой дух в Христианстве. Далее, если есть Святой дух или отрицательная энтропия, то очевидно, должен быть некий его или ее источник, т.е. БОГ или СОЗДАТЕЛЬ.
Далее для иллюстрации выше сказанного мои размышления (три варианта объяснения того, что происходит в мире).

1 вар.
Цитата из «Отче наш»
«И не введи нас в искушение…»
Вопрос:
- Как БОГ (СОЗДАТЕЛЬ) может ввести в искушение?!
Исходя из этой цитаты:
БОГ таков, что управляет и грехом и праведностью одновременно.

2 вар.
Классическое толкование в христианстве:
БОГ создал все хорошо, но нашелся некий «падший ангел» из своей же среды и все испортил.
Тогда – это ошибка БОГА, которая заключается в том, что он не предусмотрел этой ситуации, и не принял соответствующих мер, чтобы ее избежать.

3 вар.
БОГ (ПЕРВЫЙ) создал все хорошо, но вмешался другой или другие (ВТОРОЙ, может быть, ВТОРЫЕ), по силам, возможностям и т.д., равный ЕМУ (ПЕРВОМУ), и пользуется созданным, т.е. паразитирует, на созданном ПЕРВЫМ.

Далее о современной экономике.
Я учился в техническом ВУЗе (1970-75 г.г.), где помимо естественных технических наук, изучались и обязательные политические науки (основы марксизма-ленинизма).
Так вот, преподаватель политэкономии при формулировании главного отличия капитализма от социализма, которое звучит, как известно, следующим образом:
- капитализм: средства производства – в частной собственности;
- социализм: средства производства – в государственной собственности.
сформулировал вопрос о том, а что заставляет собственника постоянно наращивать производство?
При этом отвечая на него по канонам марксисткой теории, он ответил на него так:
- при капитализме – постоянное, устойчивое и возрастающее по величине извлечение прибыли;
- при социализме – удовлетворение постоянно растущих потребностей общества.
Формулируя второй тезис (про социализм), он как-то хмыкнул то ли критически, то ли еще по какой–то причине. И я задумался над этим почему-то. Потом в студенческих буднях было не до осмысления этого, но мысль «засела».
Далее периодически возвращаясь к ней, я для начала ответил для себя на следующий вопрос:
- А что общего между капитализмом и социализмом?
Для себя я ответил:
- Основой для обоих является расширенное ТОВАРНОЕ производство, развитие которого привело к существенному мировому разделению труда.
Далее само собой сформулировался вопрос:
- А в чем смысл расширенного товарного производства для человеческого общества в, так сказать, «мировом масштабе?
И не нашел на него удовлетворяющего меня ответа, кроме как – это инструмент.
Небольшие отступления. Так, для иллюстрации.
СМРТ – система международного разделения труда.
Другая интерпретация при минимальной модернизации этой аббревиатуры:
СМеРТь.
Можно развить этот тезис в смысле современных трендов (кстати, ну, почему все стали употреблять это слово вместо старого «русского» слова – тенденция?), связанных с различием климата (Паршев: «Почему Россия не Америка?», например), с монозависимыми экономиками (ну, не буду говорить о нынешней России), например, Венесуэла. И что случилось с Ливией и ее лидером, который попытался устроить некий «коммунизм» на нефти и, говорят, на огромных запасах пресной воды в Сахаре в районе Ливии? Можно продолжить при желании.
Далее возникают следующие вопросы.
Чей это инструмент, зачем он нужен?
Кстати, проведите эксперимент. Задайте, например, своим сотрудникам, знакомым и т.д. этот вопрос:
- В чем смысл расширенного воспроизводства и технического прогресса?
При этом не надо ограничивать их только экономическим смыслом ответа, а биологическим, физическим, математическим, химическим и т.д.
Я думаю, получите достаточно информации для размышления.
А если смысла нет, то зачем мы ходим на работу, покупаем вещи и т.д. и т.п.
Вспоминается миниатюра Жванецкого (я не очень хорошо к нему отношусь, но талант, несомненно, присутствует в части афористичности и образности формулировок) за точность цитаты не ручаюсь, но за смысл, вроде как верно:
«Нас всех здесь вместе собрали, чтобы мы на улице не хулиганили и назвали это КБ. И вот мы вместе притворяемся, что работаем, а один из нас упорно притворяется, что он начальник».
Теперь про религию. Религия (кроме иудаизма) сохранила некие истоки, заложенные в человека, несмотря на то, что народ стал драться, воевать друг с другом и т.д. В этом есть некое положительное ее качество. Например, стержень (Православие), позволивший сохранить не то что государство, а РУССКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ.
В связи с этим - религия в нынешнем состоянии – это тоже инструмент (особенно – иудаизм).
Май 2017 г.

[1] Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления.— М.: Изд-во МГУ.— 1971.— 196 с.


Рецензии
1. Кобозев не был, как я понимаю, знаком с работами Пригожина, идеей самоорганизации. Негэнтропия (информация) нужна не только для мышления, без неё нет развития вообще. Если одна система создаёт или развивает другую, или управляет ею, то негэнтропию в подчинённую систему вносит она. Если система развивается сама, она берёт негэнтропию из сил, управляемых законами, действующими в среде.
2. Среда существования человека - общество. Его законы (а также законы внешнего мира - физические, химические, биологические и др.) определяют силы, воздействующие на наше мышление, придающие ему поступательное развитие. Можно назвать это Святым духом?
3.Расширенное товарное производство определяется ростом численности мирового населения. Мировое разделение труда возникло и развивается на основе технологического развития, средства для которого даёт расширение товарного производства (в этом смысле оно, действительно, инструмент). Эти средства аккумулируются у лидеров (государств, монополий), развитие которых ускоряется гиперболически.

Валентин Кононов   17.03.2019 00:02     Заявить о нарушении
"1. Кобозев не был, как я понимаю, знаком с работами Пригожина, идеей самоорганизации. Негэнтропия (информация) нужна не только для мышления, без неё нет развития вообще. Если одна система создаёт или развивает другую, или управляет ею, то негэнтропию в подчинённую систему вносит она. Если система развивается сама, она берёт негэнтропию из сил, управляемых законами, действующими в среде."
По моему мнению идеи Кобозева совершенно не противоречат идеям Пригожина о самоорганизации. Только они гораздо глубже что-ли по своей фундаментальности.
В смысле того, что они первичны по отношению к идеям Пригожина, хотя на 100% я не уверен.

"2. Среда существования человека - общество. Его законы (а также законы внешнего мира - физические, химические, биологические и др.) определяют силы, воздействующие на наше мышление, придающие ему поступательное развитие. Можно назвать это Святым духом?"
Тут у меня такое мнение. Ведь сначала был человек, а общество по отношению к человеку принципиально вторично, т.е. оно - продукт деятельности человека или человеков.
Насчет Святого духа. А разве в моей гипотезе это понятие не стоит в ряду перечисленных Вами законов внешнего мира?

"3.Расширенное товарное производство определяется ростом численности мирового населения. Мировое разделение труда возникло и развивается на основе технологического развития, средства для которого даёт расширение товарного производства (в этом смысле оно, действительно, инструмент). Эти средства аккумулируются у лидеров (государств, монополий), развитие которых ускоряется гиперболически."
Нужно быть полным идиотом, чтобы считать вредным расширенное воспроизводство.
Вы упустили другой термин ТОВАРНОЕ производство.
Представьте себе свою нынешнюю жизнь без оного!
Ведь насколько бы была наша жизнь другой, если бы мы не ПРОДАВАЛИ результаты своего труда, будь то некий материальный или интеллектуальный продукт (в этом смысле лично для меня очень противное слово), а БЕСКОРЫСТНО бы делились с ближним своим?

Сергей Толочанов   17.03.2019 10:32   Заявить о нарушении
Да, вот еще.
Желаю Вам, чтобы все, что Вам не нужно – ушло и пропало, а то, что нужно - пришло и осталось.
С уважением, Сергей Толочанов, 66 лет, профессиональный инженер-системотехник и любитель познавать окружающий мир.

Сергей Толочанов   17.03.2019 10:33   Заявить о нарушении
1.Идеи Кобозева касаются только мышления, то есть частности. Идеи Пригожина относятся к самоорганизации вообще, они более общие и более фундаментальные. Кобозев ищет негэнтропию вне материи, а Пригожин нашёл вполне естественный её источник - получение высокоорганизованной энергии из среды и выброс энтропии с избытком энергии назад в среду. Я полагаю, что это следует конкретизировать, об этом почитайте здесь: http://www.proza.ru/2018/09/30/1984
2.Что первично, яйцо или курица? Общества нет без человека, а сознания у человека нет вне общества, что многократно доказано детьми-Маугли. Человек без сознания - это животное, значит и человека тоже нет вне общества. В совместном развитии (и для его ускорения) человек получает из общества, а также природного окружения информацию = негэнтропию. Насчёт Святого духа - не знаю. Потому и поставил вопрос.
3.Вы скопировали свой ответ на другое замечание другого автора, зачем?

Валентин Кононов   17.03.2019 11:13   Заявить о нарушении
Да, ещё. Мы с Вами ровесники и почти коллеги - я программист. Вам тоже желаю получать извне энергию добра, а с энтропией выбрасывать всё.. лишнее. Только не на головы другим, пожалуйста. :)

Валентин Кононов   17.03.2019 11:18   Заявить о нарушении
С чего Вы решили, что я выбрасываю нечто на головы другим?
Ровно также я могу это сказать про Вас.
Ну, да ладно.
Коль скоро Вы программист, посмотрите следующее
http://www.proza.ru/2019/02/14/1131
Если появится интерес, то можно будет продолжить.

Сергей Толочанов   17.03.2019 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.