Урок вождения

На Руси всегда так: пока не пнешь не пошевелится…
Вот такой пинок и дал нашим вооруженным силам Афганистан. Точнее не само государство, а война, проходившая на территории его.
А дело было так: Еще в самом начале войны военное руководство обратило внимание на массовую потерю крупногабаритной техники, а именно аппаратных связи радиолокационных станций и других размещаемых на большегрузных автомобилях УРАЛ, МАЗ, ЗИЛ-131. Вес такой аппаратной составляет в среднем 11 тонн.
Когда военное руководство озаботилось данной проблемой, а надо заметить в военное время все решается значительно быстрее. То обнаружилось что потерянная техника не была повреждена. Погиб водитель и никто не смог вывести аппаратную из-под обстрела и тем самым спасти ее ну и экипаж тоже. Живыми в тот момент были офицеры и солдаты.
При более глубоком рассмотрении все оказалось просто: они не смогли стронуть многотонную машину с места. И вот после этих исследований родилась директива: Начать обучение вождению грузового автомобиля будущих офицеров.

Итак, осень 1979 года я на втором курсе Высшего Военного Инженерного училища и у нас появилась новая учебная дисциплина коротко мы ее называли: «Вождение».
С сентября мы начали изучать ПДД и техническое устройство грузового автомобиля.
Тех, кто преуспел в знании ПДД допустили непосредственно к вождению автомобиля. В преобладающем количестве на специальной площадке в училище стояли ЗИЛ-130. Присутствовали так же ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ с многотонной будкой и другие.
Обучение вождению происходило на ЗИЛах, а остальные были, для того чтоб ознакомиться с особенностями ну и попробовать управлять ими.

У нашей группы на мой взгляд был самый лучший учитель вождению прапорщик Шевченко. Надо сказать, была возможность познакомиться и с другими инструкторами если, например, вся группа заступала в караул то машина оказывалась свободной и на нее назначались курсанты из других групп. Не пропадать же учебному времени. Так что сравнивать получалось.

Расскажу об одном уроке в нем соберу кое-что интересное и из других уроков.
Я уже не первый раз сидел за рулем «Медведя» так я называл закрепленный за нашей группой ЗИЛ. Медведь потому что государственный номерной знак был — 0000 АЮ на черном фоне. В переводе с казахского АЮ — МЕДВЕДЬ.
Сажусь за руль, вдавливаю педаль сцепления в пол чуть выдвигаю подсос, поворачиваю ключ в замке зажигания и мотор «взрывается», заводится, то есть. Трогаюсь со второй передачи. Первая рабочая на ней можно медленно тянут тяжелые грузы или что-то буксируют. Выезжаем из ворот училища в город. А дальше внимательно слушаю команды старшего машины: — На светофоре направо. Так и едем. Понемногу машина набирает скорость гляжу на спидометре «35 км/ч.» слышу справа: — Шшшшшшшшш…
Продолжаем ехать на спидометре «40 км/ч.»
— ШШШШШШ!!! И: — Нэ гоны…
И если сразу скорость не сбросишь: — Да кудыж ты гоныш!!! Моих диток сыротами залышыты хочэш, а в мэнэ их трое…
Хочешь не хочешь, а скорость сбросишь. Так и едем до следующего: — Шшшшшш…

В этот раз согласно его указаниям, мы приехали в какое-то новое место. Пошел подъем вверх машин на дороге нет и тут слышу: — Остановымся. Прижимаюсь к бровке и останавливаюсь. Как положено ставлю на ручник рычаг КПП перевожу на «нейтраль» не успел даже глянуть на него.
— Поихалы.
Сцепление вторая передача добавляю обороты двигателю, снимаю с ручника. Дерг… Мотор заглох. Мало оборотов прибавил, подъем слишком крутой.
— Заводимся… — Слышу. Тянусь к ключу зажигания. – Ни… Стартэр тама. – Он указывает на кузов где лежит заводная ручка так называемый «Кривой стартер». Молодёжь наверно и не знает, что это такое. Лезу в кузов и с ручкой к капоту. Несколько оборотов и мотор заводится. Вторая попытка тронуться. Добавляю больше газу машина тяжело трогается и опять глохнет. Без команды сразу лезу за стартером. Начинаю крутить оборот один другой третий… Никак. Кручу еще и вдруг слышу за спиной девичий хохот. Оборачиваюсь, а у дороги метрах в десяти небольшая толпа девчонок. Потом я сосчитал всего-то девять. А сначала то показалось…
Кручу с неистовой силой… Никак.
— Наверно каши мало ел… Плохо солдатиков кормят… — Хохочут.
— Я не солдатик… Я курсант!
— Ха-ха-ха… — Иш смешливые попались.
Все равно не уютно себя чувствую под взглядами веселящихся дам. Кручу аж дым от рук идет… или пар. Ручка периодически начала выскакивать из зацепа маховика. Видимо устал. Шинель не придает удобств. Каждый такой срыв сопровождался моим резким клевком — наклоном почти падением. Со стороны видимо действительно было смешно, что подтверждалось взрывом хохота каждый раз…

Кто-то из курсантов сказал что в машинах инструкторы установили специальные тумблеры которые разрывают цепь. Щелкнул и машину не завести. В один из дней я обследовал место, где сидит инструктор и нашел его.

Понял, что двигатель мне не запустить. Прапорщику похоже нравится за всем этим наблюдать. Думаю, он специально сюда меня привез. Мед училище и все такое…
Решил: — Момент настал. Пошел к водительской двери и открыв ее сказал: -Товарищ прапорщик у вас там возле колена есть тумблер может случайно коленом задели. Щелкните им, пожалуйста.
Какой тумблер о чем ты?
Крутить стартер бесполезно я больше не буду…
Он не пошевелился, но я услышал не громкий щелчок. Вставил кривой стартер в выемку крутанул и двигатель завелся. Сел за руль и на этот раз решил заставить двигатель взреветь. Передача отпускаю педаль сцепления, добавляю газу и плавно опускаю ручник. Машина начинает подъем. Не успели набрать скорость. Слышу: — Остановимся.
— Тэпэр поихалы. На этот раз все проходит гладко. Ничего интересного и девушки убегают в свое училище. Наверно я с газом переборщил. А может звонок прозвенел который я не услышал из-за двигателя у них перемена закончилась. Поняв, что я прочувствовал машину инструктор, решил, что надо ехать дальше. Ездим по городу, и я вижу, что начинаем движение к училищу.
– Жаль, — думаю, — я бы еще покатался…
Едем мимо старого ботанического сада, а возле него горы ну прям «Американские горки». Прибавляю газу чтоб сходу выскочить на вершину…
Но не тут-то было. Слышу: — Остановимся. Спина мгновенно становится мокрой…
Остановился. Дернул ручник, ручка КПП на нейтраль, но педаль тормоза не отпускаю. Ручник не удержит машину на таком крутом подъёме.
— Поихалы.
Включаю вторую передачу педаль газа в пол плавно отпускаю педаль сцепления и одновременно снимаю с ручника. Мотор ревет, но машина не может тронуться и мотор глохнет.
Все возвращаю в исходное состояние и тянусь к замку зажигания скосив глаза на инструктора, а он молчит. Еще бы он не самоубийца на таком подъёме выгнать водителя из машины крутить «кривой стартер».
Вторая попытка тронуться с тем же успехом.
Я понимаю, что тронуться на второй передаче не получится. Мощности двигателя не хватает.
Единственный вариант трогаться на первой.
Проделываю все подготовительные мероприятия и включив первую передачу с ревом мотора трогаюсь. Мотор ревет, но машина еле ползет скорость около трех км/час.
— Переключаемся! – еле услышал команду. – Чего тащимся.
Понимаю, что выполнить это невозможно.

Вжимаю педаль газа в пол, чтоб разогнаться получше.

Первая передача включается далеко вправо и вперед. А вторая в лево до ноги и вперед. Проделать это быстро, да еще и с двойным выжимом педали сцепления невозможно.
(Двойной выжим это – перед переключением передачи дать газку нажать педаль сцепления перевести рычаг КПП в нейтральное положение отпустить педаль сцепления газануть нажать педаль сцепления включить нужную передачу прибавить оборотов двигателю соответствующих скорости движения машины и отпустить педаль сцепления).
А машина тем временем оставшись без тяги теряет скорость и если остановится, то покатится назад… А там могут быть другие машины.

И все-таки я смог. Машина не успела полностью остановиться и на второй передаче мы вылезли на вершину горы.

Весь мокрый я приехал в училище. Теплая шинель не способствовала хорошей вентиляции.
Прощаясь инструктор сказал: — Ты первый кто въехал там на гору, да еще и с первого раза.

Когда я вошел в класс на следующую пару все уже сидели, но преподавателя не было.
— Ты что такой мокрый? На улице что дождь?
— Нет ветер. – Ответил я.
Все заржали.


Рецензии