Дежа вю

 - Вот, опять! Стойкое ощущение, что все это уже было! Я спрашивал, где моя кружка, а ты мне сказала, где разбросал, там и ищи!

 - Ничего удивительного. Я тебе много раз уже говорила, ставь вещи на место.

Мама закрыла кран, вытерла руки и повесила полотенце на крючок у мойки. Виктор растерянно стоял посреди дверного проема с видом человека, получившего откровение свыше.

 - Ну мам, я серьезно! Все это уже было, до мельчайших деталей!

 Мама села за стол, размешивая ложечкой чай.

 - Вить, это явление называется "дежа вю". Оно иногда бывает у людей. Психологи на этот счет говорят разное, гипотез на эту тему много. Не забивай себе голову этой ерундой, учил бы лучше уроки свои.

 - А что, если там, в будущем что-то случилось, и произошла перезагрузка? Или это влияние параллельных вероятностей? - не унимался Виктор. Для своих лет он был большим фантазером. В то время, как его друзья увлекались вещами гораздо более приземленными, Виктор читал взрослые книжки и смотрел научно-популярные ролики. Его интересовало все, от астрономии до биологии простейших и от эволюции жизни до компьютерных наук. Обилие самых разных впечатлений давало пищу неуемной фантазии.

 - И такие гипотезы бывали, - ответила мама. - Я, кажется, где-то читала подобное.

 - И что, никто еще не докопался до сути?

 - Однозначного ответа нет, одни говорят, что так мозг приспосабливается к разным ситуациям, другие еще что-то. Большинство не придает этому значения. И ты не забивай голову.

Но Виктор все-таки плотно забил себе голову этим вопросом. Дело в том, что с некоторых пор дежа вю посещали его довольно часто и регулярно. Он даже научился мгновенно улавливать такие моменты, и иногда пытался вести себя иначе, чем ему говорило предчувствие. Он надеялся, что тогда произойдет нечто, что изменит ход событий, и он это непременно почувствует. Но ничего не происходило, и Виктор на время успокаивался. До следующего раза.

Шло время, Виктор рос, учился, постигал науки. Он живо ловил любые крупицы информации по интересующему его вопросу. Это превратилось если не в манию, то в настоящее увлечение. Он посвящал разгадке явления дежа вю почти все свободное время, когда товарищи по школе, затем по университету, а после и по работе развлекались и отдыхали.

Виктор изучил квантовую физику, приобрел знания в биологии и психологии, поиски разгадки привели его к вопросам о человеческой душе, а затем и к религиям. Он придумывал или находил очередную гипотезу о дежа вю, а потом кропотливо собирал информацию. Он так и не женился, и большой карьеры не сделал. Окружающие считали его чудаком. Сам Виктор считал себя первооткрывателем, который однажды раскроет тайну явления дежа вю. У него было предчувствие, что он сможет.

 - Если дежа вю действительно связано с переходами во времени, скачками между вариантами вероятностей бытия, или чем то таким, то почему мы можем узнавать произошедшие события? Ведь наш мозг остается в том же времени и пространстве. Значит, есть некая часть, которая способна перемещаться - сознание или душа. Возможно, у души есть собственная память, а значит душа есть и на нее можно влиять, - говорил Виктор, когда его спрашивали о его увлечении. - Если удастся найти способ влиять на этот процесс, что получим? Машину времени! Исправление ошибок прошлого, путешествие по множеству вероятностей, в которых ты существуешь!

Собеседники качали головами и вскоре забывали о разговоре. Виктор выстраивал в голове цепочку рассуждений о квантовых переходах, об относительности времени, о душе, о тайнах человеческого мозга. Рассуждения строились, технологии тоже не стояли на месте. Виктор верил, что разгадка близка.

Когда Виктору было уже за шестьдесят, его долгий и упорный труд был завершен. Он сидел в старом кресле, в своей маленькой квартирке на окраине, в комнате с погашенным светом. Его наполняло чувство ни с чем не сравнимой спокойной усталости и торжества. Цель жизни достигнута, и теперь остается лишь дождаться окончания этой жизни, чтобы устроить себе и миру генеральный эксперимент.

Виктор применил свое изобретение на себе, он рассчитывал в момент смерти отправить свое сознание в прошлое. Вооруженный знаниями, он решил прожить свою жизнь заново. Он не очень-то задумывался, что станет делать дальше. Может быть, менять судьбы мира. Может быть, подарить свое изобретение человечеству. Это можно решить потом. Сначала нужно провести испытания. Там, в прошлом, он сможет быстро воссоздать свое изобретение. Тогда ему, теоретически, откроются пути в любой момент его жизни.

Почуствовав приближение смерти, Виктор сделал необходимые приготовления, отправил отложенные сообщения оставшимся у него дальним родственникам, переоделся в чистое, лег на диван и стал ждать. Вскоре привычная картина мира перед его взором задрожала и погасла.

...Светлая просторная комната дышала уютом. Теплым оранжевым светом горела под потолком знакомая люстра с висюльками. Что-то негромко вещал пузатый черно-белый телевизор. На диване угадывалась фигура лежащего отца. Все было таким непривычно большим, и в то же время таким привычным и до ужаса знакомым. Наоборот, еще во студенчестве заехав как-то раз в родительскую квартиру, он был удивлен, какой же он все-таки маленький, этот мир его детства.

"Дом. Уют. Запах с кухни. За окном зимняя темнота. На стене календарь. Это... Мне два года. Скоро Новый Год, я немножко помню этот вечер. Мы будем смотреть концерт по телевизору. Я снова в детстве. У меня получилось. Я должен сейчас записать, срочно записать. Кажется, мне трудно вспоминать недавнее прошлое, которое осталось в будущем. Неужели у души короткая память? Надо записать. Почему так плохо слушаются ноги? Куда я иду? Я был старый, я придумал штуку, а теперь забыл. Я забыл что-то важное. Теперь надо все сначала! Я не помню!"

Маленький Витя отчетливо чувствовал, что память его стремительно тает, и весь опыт и все знания прошлой жизни не помогут. Остатки его угасающего сознания охватил ужас от понимания, что сейчас он все забудет. Что ему придется снова жить как в прошлый раз, снова проходить через те же ошибки, долгие годы идти к призрачной цели. У души оказалась очень короткая память. Осонание кошмара постепенно угасло. Но само чувство осталось.

От осознания ужаса всего происходящего он вздрогнул и неистово завопил. С кухни подошла мама. Она подхватила его на руки и прижала к себе.

- Ну что ты, маленький! Животик болит? Ну все, все, успокойся. Сейчас вот я тебя поглажу, и все пройдет.

И все действительно прошло. Остатки памяти растаяли, оставив по себе лишь смутную тревогу. Да и та вскоре совсем прошла.


Рецензии