Смерть Карломана

Еще одна параллель в биографиях Карла и другого долговязого и деятельного исторического персонажа, тоже императора и тоже Великого, - у обоих в юности были братья-соправители. У Петра - сводный старший брат (от первой супруги Алексея Михайловича), по слухам, почти идиот, но, скорее всего, глубокий интроверт или даже аутист. Согласно протоколу смирно сидел рядом с Петром на приемах и ни во что не вмешивался. Потом тихо умер, став, однако, отцом приснопамятной Анны Иоанновны, которая хоть и обладала крутым и тяжелым нравом, но идиоткой не была. Отношения у Петра с Иоанном были нейтральные, ни конфликтов, ни привязанности.
Карлу повезло меньше. У него был младший брат Карломан, любимец отца, и этот Карломан его подгнабливал. Видимо, не слегка, а как следует, раз спустя десятки лет очевидцы рассказывали об этом придворному хронисту Экхарду. Карл, по словам тех же очевидцев, сносил подлянки братца на удивление кротко: все ждали, что вот-вот он отвернет наглецу голову, а он утирался, и только.
Будешь тут кротким, когда папа-король во всем потакает младшенькому, а на старшего-дылду косится с большим подозрением: откуда, мол, на нашей осинке ТАКИЕ апельсинки?! Что за генномодифицированный фрукт?
К тому же Карл, видимо, был в юности похож на щенка крупной породы: нескладного, несмышленого, медлительного, инфантильно-добродушного, до поры до времени не умеющего не то что кусаться, но даже рычать. Более мелкий и шустрый Карломан и учился лучше, и в других отношениях был отличником, а длинный нескладеха Карл только носился по лесам с оравой друзей, стреляя оленей и кабанов, да портил крестьянских девок. Замедленное развитие.
Король Пипин свое королевство разделил между братьями, причем так, что владения младшего блокировали старшего: выступить со своим войском в поход Карл мог только через земли брата. Чего Пипин таким образом добивался, трудно сказать. Если ожидал, что братья договорятся и помирятся, то глупо: он только создал дополнительный повод для вражды.
После смерти Пипина королева Берта и ближайший друг и советник покойного короля, настоятель Сен-Дени аббат Фулрод, поддержали Карла: они понимали, что Карломан бесталанен и, в общем, подловат, а этот охотничек еще покажет себя, просто он еще не вырос.
Карломан отказал в помощи брату, когда вассал франкской короны герцог Гунольд Аквитанский отказался приехать на похороны Пипина и принести присягу Карлу. Карл усмирил мятеж сам, с малой дружиной; Гунольда и его сына он казнил за измену, и впоследствии не миловал клятвопреступников, за исключением Тассилона Баварского - ну, так тот приходился ему двоюродным братом.
И вдруг Карломан скоропостижно умирает. Его часть королевства, в обход его двух малолетних сыновей, законным путем - по воле высшей знати и духовенства - достается Карлу: кому нафиг нужен мелкий недееспособный король, игрушка в руках политических элит, когда есть готовый, показавший себя отменным полководцем?
Это ни в коем случае не было узурпацией: еще не существовало никакого четкого протокола передачи власти, наследовать мог и сын, и брат, и племянник, но его кандидатура должна была получить "одобрямс" высшей знати. Именно поэтому впоследствии Карл короновал всех своих сыновей в Риме и помазал их на царство, будучи молодым и здоровым, отнюдь не собираясь делиться властью и имея громадьё планов: мало ли, завтра в походе шальная стрела, и франки передерутся, поддерживая кто Карла Юного, кто Людовика, кто Пипина?!
Вдова Карломана Герберга поспешно бежала с детьми к королю лангобардов Дезидерию, давнему врагу франков, с которым воевал еще король Пипин. Карл растерялся и позволил ей уехать, он вообще впадал в ступор, когда государственные интересы требовали решительных и непопулярных мер. Вот как Елизавета Петровна, которой ну очень мешал сидящий под замком Иван Антонович - целый законный миропомазанный император! - но она не могла с ним покончить. Вот не могла, и все, даже несмотря на мучивший ее страх переворота. А Екатерина смогла. Заговор Мировича уж очень смахивает на инсценировку.
Вот Карл был в этом смысле нерешительным, как Елизавета. Во-первых, жалел, во-вторых, боялся Бога, в-третьих, ему это претило просто в силу душевного здоровья, которым он обладал. Историки говорят: "Нет никаких, даже косвенных поводов обвинить Карла в смерти брата", "Каролинги не стремились убивать соперников, в отличие от Меровингов", - но, как говорится, ложки нашлись, а осадочек остался. Уж очень своевременно умер Карломан, и уж очень неприязненными, натянутыми были отношения братьев.
Поэтому я думаю, что младшего таки отравили. Не Карл, естественно: Карл убивал мечом. Это сделал кто-то из его сторонников, кто-то, поставивший на старшего принца и понимающий, в чем состоит благо Франкского королевства. Может, по приказу того же Фулрода, почему нет-то. И я допускаю мысль, что это была превентивная мера, что Карломан сам планировал избавиться от нелюбимого старшего брата - не случайно же Герберга рванула именно к Дезидерию! Вполне вероятно, между королем лангобардов и Карломаном был заговор с целью устранить Карла, и тот, кто убил Карломана, просто нанес упреждающий удар.
К Дезидерию, кстати, Карл в скором времени явился с войском, осадил и взял его столицу Павию, а его самого низложил и сослал в монастырь вместе с наследником, Адальгизом. Гербергу тоже постриг, чтобы содержалась "в трудах вечно и никуда неотлучно" и не бегала к врагам франкской короны. Мальчишек забрал и. по-видимому, отдал их в монастырь как "облатов" - такая в то время была практика "посвящения Церкви по обету" малолетних детей, несколько веков спустя ее запретил Папа.


Рецензии