Добро и ханжество

Призыв к добру у некоторых людей вызывает отторжение, а порой даже и сильное отторжение. Почему? Причин может быть много. Кто-то ошибочно полагает, что добра и зла вообще не существует, что это просто выдумки людей. Кто-то вбил себе в голову, что зло — это необходимая и вполне естественная часть мира, эдакая разновидность нормы. Кто-то просто не любит, когда его хоть чему-то учат, к чему-то призывают. Наконец, есть и такие, которые считают призывы к добру безусловным ханжеством. Вот именно это мнение нас сейчас и будет интересовать.

Итак, что же такое ханжество? Согласно Википедии, это «показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям, разновидность морального формализма и лицемерия». В общем, неприглядная штука. Но обратим внимание на самое главное в этом определении. Ханжество — это характеристика человека, а вовсе не провозглашаемых им идей. 

Ханжа — это человек, который провозглашает правильные вещи, но сам им не следует и следовать не собирается. По сути, это лицемер, то есть разновидность лжеца. Однако ложь бывает очень разнообразная, и надо чётко понимать, в чём состоит ложь именно ханжи. А состоит она вовсе не в том, что он говорит, а в том, что он поступает вопреки своим словам. Получается, что он прикрывается маской добра, а сам служит злу. Но некоторым почему-то кажется ложной именно та маска, которой он прикрывается. Мол, раз негодяй прикрывается маской добра, значит, и сама маска, само добро — это ложь. Тут напрашивается такая аналогия: если волк творит свои подлые дела, прикрываясь овечьей шкурой, то не стоит делать вывод, что все овцы — коварные и злобные хищники.

Что же касается слов, призывов, идей, то они, в соответствии с нашим определением, ханжеством не могут быть в принципе. Ханжеством они становятся только в устах негодяя. Поэтому совершенно нелепо считать призывы к добру ханжеством без учёта личности говорящего. Или же надо тогда допустить, что все люди без исключения — негодяи, лжецы, лицемеры. И кто бы ни говорил о добре, он обязательно ханжа. Правда, тогда уже любые обвинения в ханжестве сами являются явным ханжеством (ведь негодяи-то — все).  Но даже и при таком абсурдном допущении никакие идеи ханжеством всё равно стать не могут. Их истинность, их польза никак не зависят от личности того, кто их провозглашает.

Несколько примеров. Если необразованный и недалёкий человек говорит, что надо учиться, это действительно правда, которая не зависит от личности говорящего. Если политик говорит, что главная цель государства — это благосостояние народа, а сам делает всё, чтобы народ вымирал, это не значит, что его слова — ложь. Если священник призывает соблюдать заповеди, а сам нарушает их все, это не означает, что сами заповеди — зло.  Истина остаётся истиной даже в устах негодяя и идиота. Впрочем, как и ложь остаётся ложью, кто бы её ни провозглашал.

А теперь давайте посмотрим, какова же цель любого ханжи. Наиболее очевидная и понятная цель, конечно, состоит в том, чтобы выставить себя в выгодном свете, прикрыть свою неприглядную сущность красивыми и правильными словами. Но это далеко не всё.

Есть и другая, гораздо более глубокая, глобальная цель — обезоружить окружающих людей. Сделать их слабее, беззащитнее, чтобы проще было их обманывать, обворовывать, порабощать, а то и уничтожать. Ведь многие почему-то полагают, что добро — это расслабленность, пассивность, всепрощение, готовность подчиняться и бездумно помогать всем и каждому. Поэтому ханжа, который сам не отказывается от зла, не следует своим призывам к добру, обычно считает, что с добрыми людьми справиться ему будет гораздо проще. На самом деле, он ошибается.

Ведь служить добру — это вовсе не значит быть добреньким ко всем проявлениям зла, в том числе к порокам и грехам. Это значит активно бороться со злом во всех частях мира и во всех его формах. А для этого, конечно же, надо правильно понимать добро и зло, призывать к добру других, но и самому не отклоняться от пути добра, не становиться ханжой.

И последнее, о чём здесь также стоит упомянуть. Существует распространённое мнение, что пропаганда добра — это такой своеобразный ханжеский заказ власти. Мол, власть хочет сделать из нас честных и безропотных исполнителей всех своих приказов, заставить нас бесконечно терпеть все ошибки и преступления чиновников. На самом же деле, для любых служителей зла во власти призывать народ к добру не просто невыгодно, но и крайне опасно. Если люди действительно будут следовать этим призывам, то они станут активными воинами добра, совладать с которыми власти будет очень непросто.


Рецензии