Месть

                МЕСТЬ.
          Снег сошёл, дни были солнечные и пригожие. Земля подсыхала и кое-где уже появлялась травка.  По нашим сибирским меркам, конец апреля уже весна, то  есть, скоро придется пасти гусят. Ещё месяц и мы перейдём в шестой класс. Некоторые старшеклассники вовсю курили за нашим деревянным туалетом, так как ,  из-за еще не растаявших громоздов, туда невозможно было войти. Кто нас подбил,  уже не помню, наверное,  Людка Картелёва, но сбежали только пацаны и то не все. Скорее всего,  Саня Шпагин, определённо кто-то из них, эта парочка всегда провоцировала нас «на подвиги».                «Сбежали» мы с последнего урока, вела его у нас Антонина Филипповна, родная сестра  нашей «классной». Скорее всего  это была литература, так как  когда Антонина Филипповна  читала нам какие-нибудь рассказы, плакала вместе с нами. И вот её то мы и  осмелились «оскорбить».  Выбросив сумки в окно (школа была одноэтажной) во время перерыва,  и совершили наш побег. Особо идти было некуда, и,  поиграв возле церкви в « чику», мы отправились по домам. В дневнике у меня были одни пятерки, да и в тетрадках двоек не было, так что заходить к Леньке Климакову и прятать от отца тетради, было не нужно,  и мы с Лёнькой расстались.                Я решил посадить в нашем новом полисадике берёзку.  Быстренько перекусил, взял лопату и пошёл на Ежовку. Где-то в голубизне неба пел жаворонок, в огородах суетились скворцы.  У Смирнова зарода стояла Евгеньина  корова.  С  половины зимы она бродила по деревне, питаясь помоями и подъедая чужое сено, пока не принесла домой вилы, воткнутые в бок. Лывы за деревней еще не просохли, а на нижнем лугу за Ежовкой, возле Чулыма подтаивал лёд, занесённый шугой. В Ежовке уже пахло смородиной  и талым снегом.  Я долго отыскивал стройную небольшую берёзку, перепрыгивая с кочку на кочку.  Начерпал в сапоги воды, и,  выбравшись на опушку,  блаженно растянулся. Берёзка,  которую я добыл,  была где- то метра полтора, и я практически не повредил корни. «Приживётся»- подумал я и, вспомнив,  что бабушка говорила, что до первой грозы на земле лежать нельзя, подскочил и направился к дому. Отец сидел на лавочке,  у телеги стоял Чим, похрустывая сеном. По тому, как отец курил, прищуриваясь на солнце, я понял, что он уже пообедал. Выкопав ямку и установив туда берёзку, я зашёл в ограду за ведром воды и выходя заметил, что к отцу подходит Трониха. Сердце моё оборвалось. Я стал машинально закапывать ямку, забыв налить воды и притоптать землю. «Дядя Ваня, а ваш Володька с уроков сбежал. Зоя Филипповна просила зайти.»  Отец не говоря ни слова, выплюнул цигарку, подошёл ко мне, отломил вершинку моей берёзки и врезал мне по мягкому месту, закурил,  сел  на Чима верхом  и ускакал. До и после этого он никогда не притрагивался ко мне пальцем. В сапогах опять что-то хлюпало, хотя я точно помню, что когда шёл с Ежовки, всё из них вылил. « Паразит бляцкий!»- доносилось с соседнего двора, значит Валька и им сообщила. Я залез на крышу и увидел там Лёньку. « Я как увидел её,   так сразу сюда рванул, слышишь,  мать орёт, а тебе,  я как понял, влетело?». Что – либо отрицать смысла не было, сзади горело огнём. Повздыхав, мы решили отомстить.                Через неделю  на географии, Климак прошептал мне: «А волосы горят?»  Мы сидели с ним на последней парте, а перед нами сидела Трониха с Анькой Алиевой. « Горят, наверно»- шепнул я неуверенно. Я знал, что когда палили свиней паяльной лампой, щетина сгорала, а больше никакие волосы жечь не приходилось. Климак чиркнул спичкой и поднёс к Валькиной косе. Кончик косы воспламенился, затрещал, запахло палёной свининой.  Лёнька книжкой ударил Тронихе по спине, пламя погасло. Дмитрий Иванович перестал почесываться спиной о печку, выронил указку. Он хотел что-то крикнуть, но то ли от волнения,  то ли ещё от чего, вставная челюсть его выпала. Девчонки,   сидевшие на первых партах, с криком повскакивали…
Мы с Климаком стояли в учительской и «Катя» -директор школы Сороколетова Екатерина Григорьевна больно долбила меня указательным пальцем по ключице, приговаривая: « Ну, Климаков понятно, ты - то куда полез.  Чьи спички?» Лёнька  наверное осознавая, что второго нагоняя от отца я не выдержу, просопел : « Я принёс».
Вечером, сидя на крыше  и попивая по очереди сливовый сок из банки, которую я купил в знак благодарности Климаку, вновь перебирали варианты мести. Утром,  как всегда первыми мы пришли в школу. Запах гари ещё не выветрился и в парте у Тронихи мы обнаружили фартук. Климак одел его и, когда подошли остальные ученики,  стал « выступать» в нём по классу. Все потешались над ним, дергая за фартук,  пока не порвали его. Как назло фартук оказался не Валькин,  а Анькин. Анька, увидев порванный фартук,  расплакалась, а мы не на шутку испугались,  так как Анькин отец  Абдураман  Баталович  был известным стукачом, пересадившим много белоярской молодёжи «За хулиганство». Даже управляющего Зависнова «съел», а сам сел на его место.  Однако,  помыкавшись, с делом не справился и Зависнова вернули.
Зоя Филипповна, чтобы замять вопрос, сказала,  чтобы все мальчишки,  то есть,   фартук рвал весь класс, взяли у родителей денег и купили новый. Вечером я сказал матери, что в школу нужны деньги, и она ничего не спрашивая, дала мне требуемую сумму.
Через неделю на родительском собрании мы,  понуря головы, стояли у доски, а Зоя Филипповна рассказывала родителям о происшествии, и необходимости собрать нужную сумму. Мать удивленно посмотрела на меня и сказала: « Я же давала деньги».  «Я их в буфете проел!»   Как мне было стыдно!  Как стыдно…
«Иди сюда!»-  кричал Климак  с крыши и,  когда я поднялся, сунул  мне в руки серенького котёнка. «Кажется Тронихин, держи,  я сейчас приду». Через пару минут он поднялся на крышу и в руках его был двухсотмиллиметровый гвоздь. « Сейчас казнить будем!» - сказал он. Мне стало жаль котёнка,  и жутко было протыкать его гвоздём. Отец  Климака собирался шить доху и периодически  приводил домой собак. И,  если собака была не большая, то пятиклассник Лёнька душил её сам. Он,  как отец, накидывал на неё петлю и,  подтянув к перекладине, завязывал верёвку и, если собака долго трепыхалась, бил её ломиком по голове. «Это Смирнов, я точно знаю»-  соврал я и,  чтобы Климак не передумал, швырнул котёнка к нам в ограду. « Ну, ладно,»     - сказал Климак:  «Что-нибудь ещё придумаем».
 И придумали…   мы решили вырвать у Троновых горох.  Пусть она останется без гороха! Соблюдая все меры предосторожности, залезли к ним в огород, прихватив с собой почтовый фанерный ящик. Горох только отцвёл и  «плющатки» нас не заинтересовали.  Увидев уже завязывающиеся помидоры, решили оставить Трониху без них. Быстро оборвав все кусты и набрав половину ящика,  мы ползком добрались до нашего колодца, а там и рукой подать до крыши. Довольные, мы расселись на сене и решили мстить до конца. Помидоры оказались совсем не вкусными, и,  съев по одной,  глядя друг на друга, доели почти все…
« Ничего- ничего, - успокаивала врач мать -  главное, что его вырвало.  Сколько же они их съели? Да и зачем?». Я то приходил в себя, то проваливался в какую-то пустоту.  Там появлялась Валька и с ухмылочкой смотрела на меня. А потом память отбросила меня в самое детство. Мы с Валькой родились в один год и на одной неделе. Когда нам было года по четыре, родители в Ачинске купили ботинки.  Мне купили красные, так как других не досталось, а Вальке в другом месте чёрные. Когда приехали домой,  решили разменяться.  Вальке очень понравились мои красные ботинки,  и она ходила по улице,  всем показывая их, и говорила: «ЧЕЧА!».
P.S.    Климак,  с тех пор, не ел  помидоры. Окончив школу, он попал в тюрьму.  Говорят, посадил его Баталович.  Далее следы его потерялись.
 Валентина Михайловна  Тронова удачно вышла замуж за офицера, который дослужился до полковника. Когда -  то мой отец мне, десятикласснику, с улыбкой говорил: « Женись на Вальке, вон у неё какая пазуха!»  Бюст у Вальки был действительно шикарный, но я всегда рассматривал её почти как родственницу.   Меня интересовали совсем другие девушки.
Людмила Ивановна Картелёва всю жизнь проработала в школе.  Интересно, сбегали ли с её уроков?
А берёзка выросла.  Правда,   когда опадали листья,  было видно, что она совсем не стройная.


                Владимир Кибирев      декабрь 2018 г.


Рецензии