Культура века информации

     Нынешний век часто называют информационным. Столетие назад  трудно было бы представить такой скоростной обмен информацией. И такой стремительный поток информации. Нелегко сделать однозначный вывод о целесообразности данной приметы времени, о полезности и важности достижений человека в сфере информационных технологий. Ясно одно: творческий поиск продолжается, а его горизонты расширяются с каждым годом. Страшно подумать, что нас ждет  впереди. Но ведь интересно, не правда ли?
    
     Технические возможности радиотелефона и Интернета, вихрем ворвавшихся в нашу повседневную жизнь  в конце ХХ столетия, практически убрали пространственные границы между людьми. Скрыться от общения  уже не получится. Разве что оставить эту технику другим и сбежать в глухие леса? Выбор, возможно, мудрый. Ведь уже не вызывает сомнений факт зависимости человека от информационной среды. Это и потребность проводить свободное время перед телевизором (при этом часто не имеет значения, что смотреть), и потребность держать в руках мобильный телефон, постоянно нажимать на кнопки и чего-то ждать (мобиломания) и т.д. Чьи-то блестящие таланты, подарившие людям технические открытия, поработили человечество и отдалили от природы. Во всем требуется чувство меры, а его-то у большинства людей и нет.
    
     Но маниакальная потребность в получении информации ради информации – это еще полбеды. Само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей. И вот здесь велика опасность искажения жизненных реалий. Посредством электронных СМИ  общество можно ожесточить, опошлить, оглупить, настроить на выполнение каких-то манипуляций, наконец, что-то ему внушить. Сегодня это важнейший рычаг управления социумом. Стоящие у власти, надо сказать, активно им пользуются, по-новому осознавая свою «избранность».
    
     В свое время в отечественные СМИ была вброшена уфологическая тема. Наверное, только ленивый редактор не выпускал в эфир или в печать материалы о неопознанных летающих объектах. Власть же преследовала одно: отвлечь население страны от трудностей жизни, обезопасить себя от претензий, нападок и обвинений. Результат был великолепен и одновременно циничен, безнравственен. Вместо того, чтобы накормить голодного, его «кормили» сказками о лучшей жизни на другой планете.
    
     Наглядным примером активного информационного поля выступает телевизионная реклама. Большей частью она носит коммерческий характер: призывает что-то купить, приобрести. Такими роликами пичкают сетку вещания без согласия на то телезрителя. Человеком опять «играют», манипулируют. Мало того что содержание роликов часто сомнительно, так их еще вставляют в эфир без указания в телепрограмме. Тем самым у зрителей отнимается лишнее время, нарушается художественная композиция фильмов и телепередач.
    
     Крупный русский хирург Федор Углов, помнится, назвав телерекламу издевательством над мозгом человека, потребовал полной ее отмены. Но к академику даже не прислушались…
    
     Современная культура в нашем понимании выступает прежде всего как информационный процесс. Ее информационность закладывалась давным-давно, еще на других уровнях жизненных проявлений. Возьмем, к примеру, генетический – ведь тоже передача информации, только от поколения к поколению, биологическим образом. Интересно, что опыт, приобретенный индивидом в течение его жизни, потомками не наследуется. Новое поколение заново преодолевает трудности, осваивает мир, часто «наступая на те же грабли», что их родители. А объем информации, соответственно, не множится, как того нам всем хотелось бы.
    
     Когда же зарождается культура, запускается механизм социальной наследственности. Такой формы хранения и передачи информации у животных нет. Это именно человеческое, - если хотите, надбиологическое явление. Информация в культуре зашифрована внешними по отношению к человеку структурами, получившими в науке название знаковых систем. Отдельный индивид свой опыт, наблюдения, переживания или рассуждения посредством знаков делает достоянием всего общества. И вот этот внегенетический характер знания уже не дает ему, знанию, пропасть с уходом в небытие индивида. Знание получает социум – и им пользуется.
    
     Культура делает мир человека отличным от мира животных. Человечество пишет свою историю, изучает этапы культуры, ее явления, а в результате информация не только сохраняется – она умножается во много раз. Артефакты – искусственно созданные предметы и явления – всегда несут в себе смыслы, которые заложены в знаках с определенными значениями. Совокупность знаков образует текст. Современные специалисты в области искусства часто говорят еще о подтекстах, которые находят в произведениях художественной интеллигенции. Таковые, действительно, существуют, они содержат информацию (часто в субъективной оценке), которую по каким-то причинам автору требовалось «замаскировать». Поиск потаенного увлекателен и требует от исследователя индивидуально-нестандартного мышления. В качестве вознаграждения потом предстанет новый образ автора художественного произведения, который позволит лучше понять его творческую биографию.
    
     Нынешний век – мы это уже отметили – примечателен широким информационным потоком. Информации идет много и разной. Иногда даже кажется, что современный человек знает все. На деле знания обрывисты и поверхностны. Для их систематизации (тем паче углубления в конкретной области) нужна регулярная работа индивида, основанная прежде всего на чтении.


Рецензии