Понятие культуры

     Самостоятельной наукой культурология стала сравнительно недавно – в 1960-е гг. Именно в это время в университетах и институтах мира открываются кафедры, разрабатывающие проблематику культурологии, также проходят первые специализированные научные конференции по проблемам культуры.
    
     Если обратиться к самому слову «культура», то происхождение у него латинское. Слово встречается в древнеримских трактатах научного характера. Обнаруживается и в отдельных письмах той эпохи. В понимании авторов Древнего Рима культура – это действие по возделыванию чего-либо. В этом отношении показателен трактат римского государственного деятеля и писателя Марка Порция Катона (234-149 гг. до н.э.) – «Агрикультура». В нем рассматриваются принципы обработки земли. Но не только! Речь об уходе за землей, а это, как вы понимаете, немного другое, требует особого душевного состояния и отношения к возделываемому объекту. Земля кормила человека – ею восхищались, ей поклонялись. С ней общались, как с живым существом. Агрикультура на практике воплощала все эти действия и в их совокупности приносила земледельцу успех.
    
     Утверждают, что римское население часто употребляло слово «культура» вкупе с каким-либо объектом в родительном падеже. Появились выражения «культура речи», «культура поведения» и подобные им. О культуре духа стал говорить римский оратор и философ Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), выявляя развитие человеческой духовности через постижение философии.
    
     В средневековый период слово «культура» кануло в Лету, на смену пришло понятие «культ». Средневековое рыцарство по сей день ассоциируется у нас с «культом чести и доблести». Честь и доблесть неразделимы и в современной жизни: чтобы блюсти первое, нужно бороться. В эпоху Возрождения античное понимание культуры возвращается.
    
     Это все истоки, первые ручейки. О самостоятельном значении слова «культура» можно свидетельствовать лишь с конца XVII века. Немецкий юрист и историограф С.Пуфендорф (1632-1694) употреблял его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. При этом культуру Пуфендорф противопоставлял естественному состоянию человека, то есть культурой, по его мнению, было противостояние человеческой деятельности и природной стихии. Позднее понятие получило значение образованности, просвещенности и т.д.
    
     На сегодняшний день культура – одно из фундаментальных научных понятий в области гуманитарного знания. Оно характеризует сложный фактор бытия человека, выраженный во множестве разнообразных явлений социальной жизни, которые принято именовать явлениями культуры. Можно ли определить сущность культуры? Учитывая великое многообразие культурных процессов, явлений и событий, их сложное взаимодействие с иными сторонами жизни людей, это сделать непросто. В книге американских культурологов А.Кребера и К.Клакхона представлено свыше 150 определений культуры (книга «Культура. Критический обзор концепций и определений» вышла в 1952 г.). Сегодня в словарях, энциклопедиях, сборниках конференций, монографиях и других изданиях вариантов определения насчитывается не одна сотня.
    
     Чтобы упорядочить трактовки, учеными выделены виды определений культуры. Давайте рассмотрим некоторые из них.
    
     Описательный – предполагает перечисление отдельных элементов и проявлений культуры (например, обычаев, верований, видов деятельности).
    
     Антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком.
    
     Ценностный – понимает культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
    
     Нормативный – утверждает, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
    
     Адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения их потребностей, как род деятельности, через который они адаптируются к природным условиям.
    
     Исторический – это вид определения, при котором культура подчеркнуто понимается как продукт истории общества.
    
     Функциональный – характеризует культуру посредством функций, которые она выполняет в обществе, рассматривает взаимосвязь этих функций в ней.
    
     Социологический – подходит к культуре как к основополагающему фактору организации жизни общества, рассматривает социальные институты, обеспечивающие коллективную деятельность людей.
    
     Помимо выделенных можно отметить и другие виды определения культуры: семиотический, символический, психологический, дидактический и т.д.
    
     При обобщенном определении культура – это совокупность всего разнообразия видов творческой деятельности человека на основе позитивных ценностей; это сложная многофунциональная система, включающая в себя различные аспекты человеческой деятельности.
    
     В культурологии, науке, нацеленной на раскрытие сущности культуры, первостепенное внимание уделяется методологии. Любая исследовательская задача может быть решена только при наличии четких методов исследования – тем более в такой многоаспектной области.
    
     Метод включает в себя приемы и операции теоретического и практического освоения действительности.
    
     Определить метод – все равно что увидеть дорогу, путь к своей цели. Кстати, примерно в таком же значении слово methodos переводится с греческого. Как показывает практика, для решения конкретных задач требуется не один, а целый ряд методов.
    
     Обычно методы группируют на эмпирические и теоретические. Эмпирический уровень методологии предполагает исследование объектов, которые реально существуют и воспринимаются чувственно. Теоретический уровень позволяет вести исследование посредством логики. Результатом применения теоретической методологии становятся теории, гипотезы и законы.

     Эмпирические методы

     Наблюдение – метод, предполагающий получение начальных сведений об объекте исследования через систематическое изучение посредством органов чувств. Используются наблюдения непосредственные и опосредованные, т.е. с применением технических средств.
    
     Научное наблюдение отличается от обыденного и приближено к художественному. И в том и в другом случае присутствует целенаправленная активная наблюдательность, выделяющаяся из обыденной четкой планомерностью и периодичностью. Ученый, как и художник, исследует окружающий мир.
    
     При научном наблюдении дается описание свойств объекта, что позволяет сравнивать его с иными объектами, производить классификацию по признакам и делать эмпирические обобщения.
    
     Эксперимент – метод воздействия исследователя на изучаемый объект с целью выявления его свойств и связей. В ходе эксперимента для объекта могут создаваться искусственные условия, нарушаться естественное течение процессов. Данный метод позволяет опытным путем проверить научные гипотезы, а в результате подтвердить или опровергнуть их.
    
     Измерение – прием определения количественных характеристик изучаемого объекта с использованием специальных технических средств. Результат измерения фиксируется в соответствующих общепринятых единицах: метрах, секундах, килограммах, градусах и др.
    
     Сравнение – метод, широко используемый в большинстве наук, основанный на суждении о сходстве и различии объектов. Сравнение всегда осуществляется по конкретному признаку или критерию. Использование этого эмпирического метода дает возможность выявления общего и различного между объектами или предметами исследования.

     Теоретические методы

     Диалектический – метод всестороннего изучения объекта с выделением наибольшего числа свойств, связей и отношений. Характеризуется комплексным подходом к объекту познания и лежит в основе междисциплинарных исследований. Важной отличительной чертой диалектического метода является изучение объекта в его развитии. Это-то прежде всего и отличает диалектический метод от метафизического, изучающего объект при отсутствии критерия изменения.
    
     Среди теоретических методов можно определить так называемую общенаучную группу: методы идеализации, формализации и восхождения.
    
     Метод идеализации оригинален и своеобразен. Применяя его, исследователь вносит в изучаемый объект теоретические изменения, способствующие достижению целей исследования. Как правило, тем самым «убираются» некоторые свойства объекта, изучение его облегчается. Идеализацию используют при работе со сложными объектами, в которых одни свойства (вполне возможно, что выжные) затмевают другие.
    
     Прибегая к формализации, можно отойти от содержания теоретических положений, заменив их знаками или символами. Например, применить математическое описание объекта. Результатом метода формализации становится четкость записи научной информации.
    
     Методика восхождения применяется часто. Идет восхождение от конкретного к абстрактному и обратно.
    
     Не следует забывать и о существовании общелогических методов познания, которые вписываются в любую научную систему.
    
     Анализ – метод разделения объекта на составные части и их детального изучения. Является первым этапом в процессе познания.
    
     Синтез – соединение отдельных частей в органичное целое. Синтез следует за анализом и дает такое предметное образование, компоненты которого внутренне взаимозависимы.
    
     Индукция – метод исследования, при котором логика рассуждения идет от частного к общему.
    
     Дедукция – метод обратен индукции и предполагает в процессе познания переход от общего к частному.
    
     Аналогия – методологический прием переноса свойства одного предмета на другой при наличии сходства между предметами по каким-либо другим свойствам. Данный метод не всегда достоверен. Важно проводить сопоставление по наибольшему количеству свойств, признаков, выбирать из них важнейшие.
    
     Моделирование – это метод, основанный на приемах аналогии и абстрагирования, используемый для исследования моделей объектов. Позволяет расширить представления об объекте. Моделирование бывает мысленное, физическое, символическое.
    
     В какой-то мере все рассмотренные нами методы научного исследования применимы в культурологии, хотя некоторые из них более естественнонаучны, а некоторые – гуманитарны. Задачи, стоящие перед учеными, не всегда просто решаются. Все чаще требуется междисциплинарный подход, синтез самой методологии. Обратим также внимание на специальные методы историко-культурологического направления, опробованные нами в личном диссертационном опыте. Это хронологический (диахронический), синхронический, сравнительно-исторический, ретроспективный, метод интервью и др.


Рецензии