Типы культур

     Вот мы и добрались до типологии культур – классификации объектов культуры по значимым признакам. Она поможет разобраться в многообразии культур прошлого и настоящего.
    
     Под типологией культуры понимается метод научного познания, посредством которого социокультурные системы и объекты расчленяются и затем группируются согласно какому-то обобщенному типовому признаку. Делается это для упорядоченного описания великого множества разнородных объектов культуры.
    
     Тип культуры – теоретическая абстракция, являющаяся следствием логических связей между культурными феноменами, встречающимися в различные эпохи в различных культурах. Данная научная абстракция делает удобным изучение культурных явлений на основе качественных и количественных характеристик.
    
     Но поскольку каждая культура по-своему уникальна, индивидуальна, отнести ее к определенному типу непросто. Такое распределение уже изначально условно. При отнесении конкретной культуры к какому-то культурному типу она может иметь доминанту типических черт данного типа, но включать в себя черты и других типов.
    
     Ученые выстраивают различные типологии культуры – по хронологическому, географическому, этнонациональному, демографическому, другим принципам. Каждая из используемых типологий имеет плюсы и минусы, а это значит, что универсальной типологии, исчерпывающей все многообразие культурных явлений, до сих пор не создано. Мы можем говорить о характерных типах культуры. Как нам видится, наиболее своевременно сегодня использовать географический принцип типологии с применением  мировоззренческого, общественно-экономического и политического анализа. Полезно сравнить восточный  и западный типы культуры. Деление это не новое, имеет многовековую традицию, но актуальности отнюдь не теряет.
    
     К восточному типу относятся культуры Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. К западному  - европейская  и американская культуры.
    
     Восточный тип. При философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного  развития человечества. Такой взгляд на проблему культуры восточного типа мы обнаруживаем в работах Гегеля и Вл. Соловьева. По Гегелю, «деспотия», «свобода одного» – первый шаг к свободе. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби) Восток уже разнообразен в своих самобытных культурно-исторических образованиях . Сегодня китайская, индийская и ближневосточная цивилизации осознаются в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры, аналогичных европейской.
    
     Западный тип. Западная (или европейская) культурно-историческая традиция прежде всего представляет последовательное развитие цивилизации, ее ступени. Последовательность культур исторических эпох установим таким образом:
-классическая эллинская культура;
-эллинистически-римская ступень;
-романо-германская культура христианского Средневековья;
-новоевропейская культура.
    
     Гегель, а также Тойнби объединили две первые и две вторые культуры в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования – античный и западный миры. Маркс Античность и Средневековье Европы «запараллелил» Востоку с господством азиатского способа производства. При этом для него они составили единую докапиталистическую ступень исторического развития.
   
     В основание культур западного типа легли хозяйство, общество, государство, держащиеся «на плечах Одиссея» (по замечанию М.К.Петрова), - настоящей целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях.
    
     Восточная и западная культуры легко различимы по многим аспектам:
     а) отношение к природе:
     - на Западе человек противопоставляется природе; он изменяет ее в соответствии со своими представлениями и потребностями; единство человека с природой возможно, но только через подлаживание к человеку;
     - в культуре Востока господствует представление о единстве человека и природы; человек подчиняется природе, приспосабливается к ней, сакрализирует ее ;
     б) отношение ко времени:
     - в западной культуре наблюдается ориентация на будущее – как личное, так и своего народа, человечества; в основе ориентации – иудео-христианские корни;
     - восточная культура ориентируется на вечность;
     в) отношение к ценностям:
     - потребительское бытие ведет к потребительскому поведению во имя улучшения качества жизни индивида;
     - духовно ориентированное бытие, главный критерий которого – служение высшей воле;
     г) отношение к традициям:
-для Запада характерен уход от ритуальности из-за ускорения темпов жизни;
-в восточной культуре сохраняется церемониальность социальных
контактов;
     д) понимание устройства мироздания, человеческой природы и бытия:
     - в центре мироздания – человек с безусловным совершенством своей природы (принцип антропоцентризма); для человека в западной культуре характерны индивидуализм и автономность личности; целью при этом являются карьера и имидж;
     - в восточной культуре наблюдается теоцентризм, предполагающий в основе мироздания высшую трансцендентную волю; человеку необходимо научиться распознавать эту волю;
     е) отношение к государству, власти и закону:
     - Запад ставит закон выше власти; человек находится в подчинении у государства, однако внутренне свободен, устремлен на реализацию своих способностей;
     - власть выше закона и не нуждается в обосновании; положение человека обусловлено его социальным статусом.
    
     Структурные типы культуры.  Самым распространенным является деление культуры на материальную и духовную.
    
     Материальная культура – это мир вещей, предметов, созданных руками человека в процессе производства. Изготовленные вещи должны выполнять определенные функции, обладать конкретной ценностью и иметь символическое значение.
    
     Духовная культура включает в себя религиозные, культурные, научные ценности, сферу чувств и переживаний.
    
     Однако при определении структурных разновидностей культуры не всегда удается установить принадлежность к материальному или духовному. Такое исключение составляют экономическая, политическая, эстетическая и экологическая культуры.
    
     Можно говорить о структуре культуры и с позиций осуществления ценностей. Ценности бывают внутренние и внешние, специфические и вечные, позитивные и негативные. Что касается последней пары, то это сравнение мы осуществим в следующем нашем очерке.
    
     Представляется важным структурирование по принципу субъективизма. Субъективная культура – развитие способностей отдельного человека. Объективная культура – сочетание культурных универсалий и культурного порядка. Под универсалиями имеются  в виду наиболее общие понятия культуры, присущие всем культурам разных времен и мест локализации: имя, семья, календарь, ритуалы и т.д. А культурный порядок – это совокупность представлений и норм, управляющих  отношениями между культурными элементами.
    
     Объективная культура может быть подразделена на следующие группы:
     1) доминирующая культура – ценности, которыми руководствуется большинство представителей общества;
     2) культурный ареал – географический район, который не обязательно совпадает с государственными границами;
     3) субкультура – т.е. национальная, возрастная или профессиональная;
     4) контркультура – т.е. та, что противостоит общепринятым ценностям.
    
     Доминирующая культура пропагандируется и понимается большинством, а каждое общество имеет определенное сочетание образцов поведения, убеждений, ценностей, принимаемых всеми членами общества. Совсем другое дело – субкультура и контркультура.
    
     Субкультура стремится к автономности. Сформированная по национальным, возрастным, профессиональным или даже конфессиональным признакам она отличается определенной локальностью. При этом, правда, весьма лояльна к основным ценностным установкам основной культуры. Никаких посягательств на изменение доминирующей культуры у субкультур обычно нет. Вот, например, молодежная субкультура. Она чаще всего создается самой молодежью на основе специфических социальных и психологических черт, определенных прежде всего возрастом и социально-экономическим положением. Молодежь всегда ищет пути к самоутверждению, своей реализации. Так было и так будет. Формируется специфический стиль поведения, который выражается и в одежде, и в манере общения, и в языке. К сожалению, данная субкультура нередко бывает не очень высокого уровня. Даже в той своей части, что создается не молодежью, а для молодежи. Ведь нынешняя культурная индустрия ориентирована на удовлетворение запросов именно молодых – через воздействие на их чувства и эмоции. Все элементы молодежной субкультуры несут символическое значение, именно посредством этой символики, через понимание ее, происходит обособление конкретных групп молодежи – рокеров, панков, металлистов и др. Но на самом деле групп и течений в молодежной субкультуре множество (в юности много сил, желаний и возможностей). Некоторые такие субкультуры молодых впадают в крайности, выходят в оппозицию к доминирующей культуре. Но это уже участь контркультур. Субкультуры, за крайне редким аномальным исключением, все же преследуют выделенность и обособленность.
    
     А вот термин «контркультура» предложил американский социолог Т.Роззак во второй половине ХХ в. Дело сделал полезное, т.к. появление контркультуры – распространенное явление. Примерами ее можно назвать богему или, скажем, преступную субкультуру. Доминирующая культура всеми своими силами защищается от контркультур, однако влияния последних избежать все же не может. Отсюда – культурная динамика.


Рецензии