В поисках идеала

     Было бы большим упущением при обсуждении культурного процесса обойти вниманием проблему идеала. Слишком важен вопрос, чтобы его замалчивать. Ведь если уж начистоту, идеал есть у каждого человека. Только разные они, идеалы. Один человек ищет идеального спутника жизни, другой – идеальную работу, а третий, может быть, книгу с универсальными ответами на все вопросы.
    
     У каждой конкретной культуры имеются основные общепризнанные идеалы, которые формируются не спонтанно, а исторически – в том течении, где старое постепенно пропадает и выплывает, нарождается новое, более отвечающее реалиям времени. На условной шкале ценностей идеализируются уже совсем другие признаки, ранее бывшие в тени общественного внимания или же вообще отсутствовавшие. Не каждый идеал может получить общественную значимость. Только тот будет признан, который в наиболее полной мере станет соответствовать потребностям социума.
    
     Таким образом, идеал – это ценностное представление, присущее обществу или индивиду. Именно представление - с фиксированным отношением человека к объекту. Объект представляет собой ценностность в том случае, если индивид видит в нем средство удовлетворения своей насущной потребности. А вот если потребность таковым не удовлетворяется, то ценности для индивида, как вы понимаете, нет никакой. Также объект может создавать помехи, отдалять и затруднять достижение цели, выступая для того же индивида уже антиценностью.
    
     Все это очень субъективно и неоднозначно. Объект существует в реальности, обладает своими характеристиками, выступает носителем ценности – материальной или духовной. Поэтому, кстати, часто ценностью называют сам объект, а не его свойства, что не совсем правильно. Но это традиционная терминологическая путаница, вызванная небрежностью (а может, и недопониманием) некоторых ученых.
    
     Так вот, многое еще зависит от уровня знаний индивида. Иной раз, казалось бы, самый важный объект для конкретного человека оказывается последним незамеченным. Если человек ничего не знает о ценности объекта, этот объект для него и не представляет никакой ценности. Нужно полновесное осознание необходимых свойств: ценность всегда связана со знанием.
    
     Человек от природы владеет способностью давать свою оценку объектам, устанавливать их ценность. Такая своеобразная экспертиза основывается на ценностных представлениях. Человек мысленно создает образцы объектов, которые бы максимально соответствовали его потребностям и взглядам. Фантазирует, воображает, строит идеальный мир, в котором ему было бы комфортно, хорошо. Окружающее человека в реальности сопоставляется с идеальным – чем ближе к идеалу, тем больше ценится. Но вот совпадения реального и идеального никогда не происходит. Нет предела совершенству!
    
     Обратим внимание читателя на относительность самостоятельного определения идеалов конкретной личностью. Вроде бы все верно: выбирает-то человек сам! Но выбирает из культурного поля, в котором уже много идеалов – возрастных, семейных, национальных… Идеалы эти представляют разные эпохи и поколения. А современник всего лишь подбирает близкое своему духу, воспитанию, образованию, склонностям, жизненному опыту и, может быть, интересу. Только отдельные творческие личности способны по-настоящему создавать новый идеал – это гении, опережающие свое время, наделенные той духовной зоркостью, благодаря которой замечают и выявляют скрытые тенденции культуры.
    
     Гении формируют новые социокультурные идеалы, преодолевая возникающие противоречия. Всегда и везде принципиально новое доступно тому, кто способен в мыслительном процессе объединить противоречащие идеи и использовать их в комплексе. Большинство, как известно, мыслит иначе.
    
     В новейшей историко-культурологической литературе используется понятие дифференциации идеалов. Данная операция запускается последователями гениев: они берутся за систематизацию разработанной идеи. Противоречивость, с которой ужился гений, выпячивает наружу, озадачивая систематизаторов. Те даже уже подумывают: идеал ли это? Начинают вносить поправки, свои изменения. И наступает момент, когда штрихи превращаются в версии, а сами последователи разделяются на отдельные лагеря. Расхождения все усиливаются – версии становятся самостоятельными идеалами.
    
     Масштабные общественные идеалы могут объединяться, сталкиваться, сменять друг друга. Динамика их постоянна. Наиболее ярко это прослеживается в общественно-политической сфере. Так, в 1990-х гг. в России идеал «жесткой руки» меняется на идеал либерализма. Но общество своеобразно поняло либеральные ценности. Наступило время идеала анархизма. При Президенте Б.Ельцине центральная ветвь власти ослабевает, регионы устремляются к автономности, чем усиливается разрыв в социальной жизни россиян. Задержки с выплатой зарплат, разбазаривание государственной собственности, некачественные товары в магазинах, откровенный бандитизм – все это приметы
того разгула анархии.
    
     Поиск идеальных качеств человека для общения, дружбы, создания семьи приведет многих к мыслеобразу интеллигента. В нашей стране, конечно. Даже сейчас образованный добрый рассказчик (это, возможно, и весь его капитал) моментально становится душой компании, принимается людьми разного положения и достатка. Странно, но сугубо деловые люди часто готовы жертвовать своим временем ради такого общения. Круг и стиль – все, казалось бы, не их! А вот что-то тянет к интеллигенции, что-то к ней влечет. Порой думаешь, что «человек дела» завидует интеллигенту – его свободной жизни по камертону души, когда есть гармония и сладкая «тихая радость», которую все искал С.Есенин.
    
     Однако интеллигенция не общепризнанный идеал русской культуры, хотя…

    
    
    


Рецензии