Сборник Вехи и реакция на него

     Начало двадцатого столетия, как уже отмечалось, ознаменовалось серьезными спорами об интеллигенции. Навсегда в историю вошел сборник «Вехи», увидевший свет в марте 1909 г. В этой книге рассматривалось мировоззрение русской интеллигенции, ее видение религии, философии, культуры, политики... Авторами издания выступили Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский. Составителем и автором одновременно являлся М.О. Гершензон. Издание готовилось быстро. В октябре 1908-го Гершензон разослал письма-приглашения - через несколько месяцев книга ушла в печать. В первый же год выдержала еще четыре переиздания. Отклики поступали сотнями.
    
     Философская концепция сборника статей о русской интеллигенции была положена еще в книге «Проблемы идеализма» (1902), в создании которой участвовали четыре «веховца» - Бердяев, Булгаков, Струве и Франк. В ней шла речь о полной бесперспективности развития общества без каких-либо позитивных изменений в сфере духовной жизни. В «Вехах» большое внимание уделяется духовному миру личности, анализируются религиозные и нравственные ориентиры русского человека - интеллигента. Но в статьях наблюдается отстранение от идеи объединения индивидуумных и единосоциумных ценностей. Наиважнейшими философскими категориями выдвинуты категории красоты, истины, добра. Социальная трактовка этих понятий в сборнике «Вехи» отведена на второй план, вперед выставлена личностная трактовка, то есть с позиции личности. Подчеркнута ценность интеллектуального движения. «Вехи» подвергли критике элементарное понимание культуры – «или железные дороги, канализация и мостовые, или развитие народного образования, или совершенствование политического механизма» (Франк). Под культурой «веховцами» прежде всего было понято единство воплощения в жизнь моральных, философских, религиозных и эстетических ценностей, одним словом - духовных. Критиковали нигилизм и революционаризм на русской почве за «жажду преобразований», выступали в поддержку христианской религии и за преодоление идеологического фанатизма.
    
     Доля критики в сборнике была велика, «веховцы» первыми заговорили о последствиях идейного раскола внутри интеллигенции.
    
     Авторы «Вех» выделяли среди деятелей русской культуры интеллигентов «типичных» и интеллектуалов высокодуховных. Струве, Бердяев, Гершензон и Булгаков утверждали, что Новиков, Радищев и Чаадаев не являются интеллигенцией (и даже не ее предшественники). По их мнению, первый русский интеллигент - это М.А. Бакунин, за ним идут Белинский, Чернышевский. Первую и вторую группы имен «Вехи» называют «непримиримыми духовными течениями». За пределами интеллигенции в «Вехах» очутились крупные русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Достоевский, Чехов... Исключили из разряда интеллигенции также философов - Чаадаева, Хомякова, Вл. Соловьева и других. Таким образом, за интеллигенцию была принята последовательно политизированная часть общества, нацеленная на борьбу с самодержавием.
    
     Бердяев высказывал в «Вехах» позицию об «интеллигентской правде» - на его взгляд, субъективной, тенденциозной, без «философской истины». Кистяковский писал об ущербности правосознания интеллигенции. Гершензон звал интеллигенцию к «жизненному разумению» не по Западу, звал к национальной самобытности, которая сближает с народом. Изгоев посвятил свою статью интеллигентской молодежи, беда которой в плохом образовании, уродливом воспитании, безволии и демагогии в политике.
    
     Реакцию на сборник «Вехи» долго ждать не пришлось, она последовала как от правых, так и левых сил (от Д. Мережковского до В. Ленина). Увидели свет четыре антивеховских сборника: «В защиту интеллигенции» (М., 1909), «По вехам. Сборник об интеллигенции и “национальном лице”» (М., 1909), «Интеллигенция в России» (СПб., 1910), «“Вехи” как знамение времени» (М., 1910). В изданиях взяли слово П.Н. Милюков, Д.Н. Овсянико-Куликовский, К.К. Арсеньев, М.И. Туган-Барановский, а также другие. Не молчали и те, кто одобрил сборник - В.В. Розанов, А. Столыпин, А. Белый... Противники не признали веховской переоценки ценностей. А в этом таилась суть. Ведь вехи - это ориентиры движения, предназначенные для возвращения назад. В случае со сборником - для обзора исторического пути, переосмысления пройденного.
    
     Традицию переосмысления прошлого продолжил сборник статей о русской интеллигенции «Из глубины» (1919), рожденный в основном авторским коллективом «Вех». Затем была «Смена вех» (1921) - тоже о русской революции, но с позиции противников сборника «Вехи». А спустя годы группа диссидентов (А.И.Солженицын, И.Р.Шафаревич, М.С.Агурский и другие) создала сборник «Из-под глыб», изданный за рубежом в 1974 г. Издание вышло пафосным, с критикой тоталитаризма.
   
   


Рецензии