Путешествие из Петербурга в Петербург. Глава 3

Путешествие из Петербурга в Петербург.

Глава 3.

Хельсинки - это море.

Столица Финляндии встречает огромной статуей …писающего мужчины. Вкус скульптора мне представляется, мягко говоря, спорным. Конечно, вода, льющаяся из причинного места, вполне обычная, однако дружественность автора к эксбиционизму смущает.
Улица Калеванкату (Kulevankatu) пустынна: выходной. Лишь пара местных владельцев собак выгуливает своих питомцев. Слева и справа дома сплошь из красного кирпича - так строили в России в начале двадцатого века. Урны для мусора отсутствуют: не хотят финны убирать за кем бы то ни было - а потому нет-нет да и пронесёт ветерок одинокий бумажный листик… Зато имеются местами небольшие чашечки. Это пепельницы, ведь, согласитесь, свои собственные окурки на крыльцо бросать рука не поднимется.
Но вот Калеванкату перерезается улицей под названием Маннергеймминти (Mannerheimintie). И сразу в нос бьёт неприятный запах. По всей видимости, где-то авария. Мне искренне жаль финнов: у них не такая богатая история и не такое большое население, чтобы было из кого выбирать более или менее достойного. Вот и попал «в струю» Густав Эмильевич, должный по справедливости не чести и не президентской должности удостаиваться, а как минимум тюрьмы с пожизненным заключением.
Улица ведёт на возвышенность и венчается православной церковью, буквально вырубленной в скале. Рядом «разбросаны» огромные камни - каждый со следами вырубного инструмента в виде больших параллельных полос, которые авторы проекта почему-то не удосужились замаскировать. Подозреваю, церковное пространство задумывалось как приманка для туристов. Хотя странно:  несмотря на воскресный день, дверь прихода закрыта. Я не сержусь: православных в Финляндии чуть более одного процента - так давайте скажем властям спасибо, что не разрушили «проклятое наследие оккупантов».
Совсем рядом с неработающей церковью несколько магазинчиков с сувенирами. Торговля идёт неплохо: продавцы в них в основном русские. Покупаю две финских тарелки - они заказаны коллегами по работе. Обращаю внимание, что цены в глубине города заметно ниже, чем на вокзале - это коллекционерам всяких разностей на заметку.
Хельсинки состоит не из одной оформленной красным кирпичом улицы - современные здания пытаются наступать на ставшую историей территорию. Представляются они туристу на двух языках: английском и финском, обожают брусчатку, любят трамваи «гармошкой» и велосипеды.
Кстати о велосипедах. Модели мне, человеку, десять лет проработавшему ремонтником данного вида транспорта, хорошо известны, так как большей частью напоминают обычные «Салюты» или «Уралы», но в «дамском» исполнении. Для тех, кто предпочитает четырёхколёсному транспорту транспорт двухколёсный, имеются специальные дорожки, и при виде проезжающей мимо какой-нибудь влюблённой пары с рюкзаком за спиной тебя охватывает приступ сентиментальности. Однако российским велопоклонникам, мечтающим внедрить подобное в своём родном городе, я рекомендовал бы подумать десять раз, прежде чем браться за строительство. Дело в том, что финские велодорожки родились (и это прекрасно видно) на территории, принадлежащей отнюдь не автотранспорту, а пешеходам. Таким образом, россияне, не имеющие машины, рискуют получить в итоге дорогу, на полтора метра более узкую, нежели имели до того. Но если ретивые реформаторы, ратующие за здоровый образ жизни, и оставят пешеходам их пространство, то не пожалеют зелёных насаждений, кое-где ещё имеющих место в российских городах, вроде Кирова.
Ещё о финских улицах и дорогах. Есть в столице улица, которую иначе как странной не назвать, потому что расположена она ниже основного уровня метров на двадцать. Рассмотреть её лучше всего с мостика. Бока этой улицы выложены большущими чёрными камнями, между которыми местами пробиваются дикие деревца. Я охотнее представил бы данное место рекой или каналом, если бы не люди, мирно прогуливающиеся внизу и, как мне показалось, не испытывающие ни малейшего дискомфорта. Что ж, на вкус и цвет у товарищей финнов товарищей нет. И всё же зачем подобные архитектурные странности? Не с военной ли целью? В самом деле, для передвижения боевой техники такие дороги идеальны: обстрелы не страшны (разве что прямое попадание вражеского снаряда или ракеты). Вероятно? Весьма. Однако высказав данное предположение, более распространяться на тему, связанную с обороноспособностью, не стану: мало ли чего…
Говоря о дорогах, нельзя не упомянуть светофоры. Они не «ахают», не «свистят» - они стучат. Шучу: местным жителям звуки работающего дятла милее криков чайки. Но главное, в другом. Светофоры трёхглазые - высвечиваются же лишь красный и зелёный цвета, а средний пугает своим чёрным безжизненным взглядом. Это меня искренне удивляет: ведь российские водители изловчились использовать время действия жёлтого цвета для поворота на поперечную улицу. А тут каким образом поворачивать прикажите? Может, здешние лишённые зрения светофоры «прописаны» лишь в центре города? Может.
А есть ли на столичных улицах пешеходные переходы? Есть. В их наличии я убеждаюсь не столько благодаря особому дорожному знаку, сколько благодаря водителю большого автобуса, любезно уступившего нам с супругой дорогу.
Вновь выхожу на Маннергейма - и вновь противный запах канализации. Что ж, каков деятель, такова и улица… Памятник маршалу в центре небольшой площади; да не площади - площадочки, я бы сказал... Видимо, не только в русском языке есть поговорка «на коне», ибо деятелей, обосновавшихся на лошадином хребте, в Европе великое множество. Вот и Густав Эмильевич не избежал сей участи. Всматриваюсь в композицию - на каменном основании, рядом с копытом стройного сивки, от моего взгляда не может ускользнуть странный предмет, весьма напоминающий небольших размеров оранжевую картонную коробку. Странно, почему уважающие маршала жители Хельсинки кидают к ногам своего кумира коробки? Да это просто хулиган какой-то, возразят мне. Может, и хулиган, но почему власти не спешат избавить памятник от мусора? А главное, почему они, власти, не желают просто почистить бронзовую композицию от плотного ядовито-зелёного налёта? Неужели не уважают?
Удивительно: русский за границей хорошо отличает соотечественника от местного. Наша компания останавливается из-за адресованного ей вопроса: «Скажите, где тут центр?» Перед нами классическая семья из трёх человек. Пожимаем плечами в ответ. Логичней задать такой вопрос к своим организаторам тура... Эти путешественники из разряда тех, которые предпочитают не тихие улицы - им хочется впитать городскую энергетику, повариться в круговороте разноязычия с преобладанием местного говора. Но наш тур привязан к порту - где они раньше-то были?
Пересекаем небольшой железнодорожный вокзал. Ба, цыгане! Мамаши в цветастых нарядах, стайка озорных детишек - ну всё в точности, как у нас. И за кошелёчками своими людям надо поглядывать, не то эти самые кошелёчки могут поменять своих распорядителей… В своё время, ещё мальцом, удалось повидать мне цыганское кочевье. Это была колонна примерно из десятка телег, заполненных детьми, женщинами и скарбом. Мужичищи, чёрные от загара, бородатые, шагали «своим ходом», опровергая известную поговорку «баба с возу - кобыле легче». Не людной трассой шли, а по лесной, по едва прокатанной колее, дабы избежать молвы о себе. Без шума, спокойно, привычно. В крови нынешних цыган не перевелись гены, заставляющие не забывать их обладателей об охоте к перемене мест. Вот только способы передвижения изменились. До неузнаваемости.
Ещё на пароме наш гид просвещал: в Финляндии строгие требования к качеству воды, да и самой воды в достатке; поэтому если вдруг захотите пить, можете смело направляться в ближайший …туалет. Хотя содержимое бутылки, приобретённой в ближайшем магазине, не вызывает у меня нареканий, рассказы о финской воде, по моему мнению, это большой миф. Зачем он? Просто здешние предприниматели наладили экспорт артезианской воды аж в Саудовскую Аравию, и громкий бренд им не помешал бы. Вы спросите, чем хуже вода в том же Байкале? Вода - ничем; хуже люди, ответственные за наполняемость отечественного бюджета.
Возвращаюсь к причалу. Здесь мне предстоит перекусить, так как кафе в округе отсутствуют. Простенькая лавочка, облюбованная мной и супругой, являет собой прекрасный способ отдохнуть. Да и виды здешние поднимают мой аппетит. Знаете, море - это не только вода; это ещё птицы, с гиканьем резвящиеся над волнами, это массы воздуха с запахом соли, это островки стальной суши, застывшие в ожидании похода. И люди, чья профессия неотделима от воды, кораблей, чаек и ветра…

Ссылка на ВК с иллюстрациями:
https://vk.com/id200644765?w=wall200644765_577


Рецензии