Джами...

        Вспомнилась моя поездка в Среднюю Азию... ещё в юности по турпутёвке по Столицам Средней Азии.
        Там в Таджикистане, в Душанбе, я приобрела очень интересные сведения о поэтах и писателях древности. У нас был эрудированный в этом отношении гид, говоря современным языком.
           Это он разбудил в моей душе страсть к Востоку. Он мог часами рассказывать о поэтах древности, читать по памяти их стихи и поэмы, высказывания и другие интересные подробности. Я заинтересовалась этими поэтами, историками, писателями, художниками, музыкантами. Они мне стали близки по духу, ведь излагали же те мысли, которые волновали меня в то время.
           Я постаралась обойти множество книжных магазинов и приобрела всё, что находила, касающееся их деятельности. Я в то время вообще очень увлекалась историей, астрономией, археологией. Много читала...
           Всё то, что привезла со Средней Азии храню до сих пор. Время от времени достаю свои записи из рассказов нашего экскурсовода из Душанбе. И читаю, и вспоминаю о всех мирового значения великих людях Востока. В сборниках читаю стихи, поэмы.
Рассматриваю альбомы художников тех времён и народов.
    В своих фотоальбомах смотрю все те места, где мы бывали в Средней Азии. Фотографии хоть и чёрно-белые, но они несут в себе пласт не только моей жизни, но и жизни тех народов, которые жили там.

  Я в то время была в диком восторге, что попала в такие изумительные края. Что моя библиотека обогатилась трудами великих людей Востока и пополнилась книгами о всех городах, где я побывала.
       А теперь о Джами...
Он меня заинтересовал более других поэтов и писателей.

        Джами - поэт, которому, по справедливому замечанию Гёте: " Было по плечу всё то, что было совершено до него и совершалось рядом с ним".
    Творчество Джами является как бы логическим завершением бурного в шесть веков развития поэзии на языке фарси. Она обогатила мировую художественную мысль произведениями таких гигантов поэзии, как Рудаки, Низами, Саади и наш, всеми любимый, Омар Хайям.
     Джами - крупный деятель культуры пятнадцатого века, духовный наставник многих поэтов, писателей, художников, каллиграфов, музыкантов и даже государственных и религиозных деятелей.
       Его произведения принадлежали персидско-таджикской поэзии.


Он родился 7 ноября 1414 года. Первым его учителем был его отец - учёный. В 4 года юный Джами пошёл в школу, быстро выучил грамоту, арабский язык. Затем учился в Самарканде, овладел основами наук, существовавших в то время - логики, поэтики, риторики, теологии, философии, астрономии, математики, классической литературы.
           Большой эрудит, Джами был другом и наставником великого Алишера Навои, который большую часть своих произведений написал по его совету и благословению. О своей дружбе с Джами Навои написал книгу.
           Литературное наследие Джами огромно и многопланово. Число его книг доходит до 99. Среди них "Семь корон" или "Созвездие Большой Медведицы", "Золотая цепь", "Дар благородным", "Чётки праведников" и "Книга мудрости Искандера".
           Помимо этого Абдурахман Джами оставил много трактатов по грамматике, философии, поэтике, музыке.
          Произведения Джами переведены на множество европейских языков.
Он стал гордостью мировой художественной мысли, потому что, как писал Гёте:" Удивительная чистота и благоразумие - его достояние".
Умер Джами 8 ноября 1492 года.


Рецензии
Спасибо публикацию.Понравилась.
Всех Вам благ!

Айша Курбанова 3   06.12.2023 15:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.