Три сестры

                               
1
С военным доктором Иваном Романовичем я познакомился на курсах повышения квалификации. Он приехал в Москву из Саратова, где после армии многие годы работал участковым врачом. На вид ему было лет 60-65. Ходил он в хорошо сшитом сером костюме и модной сорочке с красивым галстуком, был бодр, энергичен, не пропускал ни одного занятия и аккуратно конспектировал лекции, хотя содержание некоторых из них мне было хорошо знакомо по медицинским журналам. Мы жили вдвоем в небольшой, но удобной комнате общежития. В ней стояли две кровати, у каждого была своя тумбочка, стол с настольной лампой, полка для книг и стул. Эту роскошь дополнял стенной шкаф. После студенческого общежития здесь был настоящий рай.
Вечерами мы бродили по Москве, в которой Иван Романович уже не раз бывал, а я приехал впервые. Так что он взял надо мной шефство и в свободное от занятий время показывал самые красивые станции метро, старинные особняки, водил в Пушкинский музей и в Третьяковскую галерею. А вечерами мы ходили в театры.
- Сегодня мы идем в театр «Современник», - сообщил Иван Романович, - это новый молодежный театр с отличными артистами. Я достал билеты, и мы будем смотреть «Три сестры».
- Три сестры? Это Чехов? - удивился я, - а почему бы нам не сходить на более современную пьесу? Я проходил Чехова в школе и писал даже сочинение на эту тему. Как их звали? Кажется, Ольга, Маша и Ирина?
- Это вполне современная пьеса, - возразил Иван Романович, - всегда люди страдали и мечтали о лучшей жизни. Насколько я знаю, «Современник» делает классическую постановку в ее первозданном виде. Хотя со времени написания этой пьесы прошло почти сто лет, вы сами увидите, насколько она актуальна и сегодня!
После этой возвышенной речи я покорно одел пиджак и мы вышли на улицу вечерней Москвы, заполненной огнями и шумом автомобилей.

2
Театр помещался в довольно старом здании на Чистопрудном бульваре. Мы пришли заранее и, рассматривая публику, прогуливались по фойе.
- Ого, - неожиданно сказал Иван Романович, - я вижу знакомых. Видите вон там в углу стоят женщины - это наши, саратовские. Я их лечил, еще когда они были детьми. Теперь они москвички, давайте подойдем.
Мы подошли.
- Здравствуйте, девочки, - обратился к женщинам Иван Романович, - рад вас видеть!
«Девочкам» было, наверное, от двадцати до тридцати. Старшая, высокая и худая шатенка в строгом черном костюме воскликнула:
- Иван Романович! Какими судьбами! - она приветливо улыбнулась и пожала доктору руку.
Средняя крашенная блондинка в нарядной розовой блузке с декольте обняла доктора, и прошептала ему в ухо, но так, чтобы все слышали:
- Вы отлично выглядите. Я пошла бы за вас хоть сегодня!
А младшая в простом сером платье сказала:
- Милый доктор, я рада вас видеть, - и поцеловала его в щеку.
- Позвольте представить вам моего молодого коллегу.
- Ольга, очень приятно, - представилась высокая шатенка.
- Маша, - назвала себя блондинка, - а вы женаты? Нет? Это потому, что вы не встретили меня.
- Маша, перестань, - строго сказала младшая, - это она шутит, меня зовут Ирина.
- Не может быть, - не выдержал я, - вас зовут как чеховских сестер?
- Их родители были поклонниками Чехова и дали дочерям имена знаменитых героинь, - объяснил доктор, - девочки, как здоровье? К сожалению, я не захватил с собой стетоскоп, как жизнь?
 - Спасибо, хорошо, - сказала Ольга.
- Лучше всех, - добавила Маша.
- И никто не завидует! - закончила Ирина.
Я знал эту шуточную поговорку, и мы все засмеялись.
Прозвучал третий звонок, и мы разошлись по своим местам.

3
Поднимается занавес. В доме Прозоровых празднуют именины младшей сестры Ирины, ей 20 лет и она вся устремлена в будущее. Хочет работать, работать, работать! Приходят офицеры полка, расквартированного в их провинциальном городе. Старшая сестра Ольга, учительница, приветливо улыбается гостям, но ее улыбка и радушие - показные: офицеры ухаживают не за ней, а за ее сестрами, Ольга для них только гостеприимная хозяйка. Она рада, что ей сегодня не надо идти в школу, школа тяготит ее. Ольга мечтает уехать в Москву «Думаем, к осени уже будем там» говорит Ольга. Из-за плохого настроения ей все не нравится. Ни город где они живут, ни река где холодно и комары, ни то что Ирина поздно встает.
Мне ясно, что Ольге давно пора замуж…
В антракте я показал доктору на эту троицу, они остались сидеть на своих местах.
- Похоже, Ольга плачет, - сказал доктор, - она в старшей сестре Прозоровых узнает себя. Когда сестры переехали в Москву, она поступила в аспирантуру. От природы старательная и способная, она довольно быстро себя зарекомендовала в научных кругах, успешно защитила диссертацию и осталась в Москве. Сейчас Ольга преподает в институте, пользуется авторитетом, выступает с лекциями на международных конференциях. Но что ей дала Москва? Она счастлива? По-прежнему, одинока, наверное, так и останется старой девой. Откуда я все это знаю? Так я ведь продолжаю лечить их брата Андрея, его жену и детишек. Андрей ведь тоже собирался в Москву, но женился, хорошо устроен и никуда не поедет. Я бываю у них, говорим о сестрах.

4
Во втором действии подполковник Вершинин ухаживает за средней сестрой Машей. Она признается ему, что не любит своего мужа. Ей не нравятся и коллеги мужа, они очень скучные, ее мечта быть женой военного. Она кокетничает с подполковником, у которого сварливая жена и двое детей. Маше скучен этот провинциальный город, в котором вечная зима, она тоже хочет в Москву. «Мне кажется, если бы я была в Москве, то относилась бы равнодушно к погоде», говорит она. В доме полно гостей, а ей скучно и она вспоминает, что сказал Гоголь: «Скучно жить на этом свете, господа!»
Начитанная девушка…
В антракте сестры по-прежнему сидят на своих местах. Маша что-то рассказывает Ольге, дополняя свою речь жестами, то расстегнет ей пару пуговиц у ворота блузки, то возьмет за руку, то погладит по плечу, то что-то шепчет на ухо.
- Наверное, она учит сестру как соблазнять мужчин, - говорит Иван Романович, - в этом она преуспела. Маша вышла замуж за московского профессора. Он далеко не молод, вдовец, у него уже внуки. Теперь она живет в профессорской квартире, ездит на профессорской машине и когда он читает лекции, посещает косметический салон и группу аэробики, чтобы быть в форме. Детей у нее нет. Она по-прежнему ждет своего военного принца и, когда станет богатой вдовой, надеется его найти. Хотя, я думаю, она не теряет времени и сейчас. Признайтесь, что она вам понравилась?
- Маша? Да, она очень привлекательная. А вы доктор – циник.
- Прежде чем судить, поживите с мое.

5
В третьем действии больше всех страдает Ирина. Прошло четыре года с тех пор когда она хотела работать, работать, работать! Теперь она уже служит в городской управе, но ненавидит все, что только ей дают делать. Ей кажется, что она похудела, подурнела и постарела, а жизнь уходит в какую-то пропасть. Спасение она видит в Москве. «Поедем, Оля, в Москву!» кричит она, «Умоляю тебя, поедем! Лучше Москвы нет ничего на свете!».
Далась им эта Москва…
В антракте сестры вышли в фойе и направились к буфету. Ирина постояла в очереди и поставила на столик три фужера с вином. Она и Маша выпили. Ольга отодвинула свой фужер, тогда Ирина выпила второй и стала весело смеяться.
- Младшая дорвалась до рюмки, - вздохнул доктор, - ей в Москве труднее всех, хотя есть уже двое малышей. Она пыталась поступить в институт, но не попала. Старшая Ольга, наверное, могла бы за нее походатайствовать, но у нее очень твердая мораль. Чтобы не уезжать из Москвы Ирина пошла на курсы маляров, устроилась на стройку, обеспечивающую приезжих временной московской пропиской. Потом вышла замуж за плиточника и через пять лет они получили квартиру. Муж ее иногда выпивает, в это время ему под руку не попадайся, она забирает детишек и уходит ночевать к соседке. Утром он кается и просит прощения, и она его прощает. Вот все, что ей дала Москва. Пошли в зал, последнее действие. Впрочем, мы и так уже все знаем. Чеховские героини никуда не уедут. Как вы думаете, почему Чехов не отправил их в Москву?
- Наверное, он не знал, что с ними будет дальше, - предположил я.

6
В четвертом действии полк покидает город, который погружается в рутинную прозу повседневности. Ольга становится директором гимназии и переселяется в казенное помещение, она махнула на себя рукой. Маша расстается с подполковником Вершининым, а Ирина, уже согласившаяся выйти за барона, узнает, что он убит на дуэли.
Скучная история с грустным концом. Почему Чехов все-таки не отправил их в Москву?...
Мы с доктором выходим на улицу. Моросит дождик.
- Нам на метро, - говорит доктор.
- Минутку, - прошу я, - вон они идут.
Впереди нас шли три сестры.
Старшая остановила такси, за средней пришла черная «Волга», а младшая, натянув капюшон, побежала к автобусной остановке.
- Иван Романович, - спросил я, когда мы вернулись в общежитие и включили чайник, - а как вообще они оказались в Москве?
- Это началось несколько лет назад, когда к нам в Саратов приехал на гастроли Московский театр. В городе был переполох, столичные театры нас балуют редко. Эти трое достали билеты на Чеховские «Три сестры». Именно здесь они узнали, что их зовут также, как сестер Прозоровых, и каждая в своей тезке узнала себя! Они думали то же, что Чеховские герои сто лет назад, также страдали, мечтали о том же, что их тезки и тоже не находили в себе силы что-либо изменить. Бурное обсуждение спектакля продолжалось дома, где они жили с женатым братом, которого родители тоже назвали по пьесе Андреем. В то время Ольга уже работала, а Маша успела побывать замужем.
- Почему они не уехали в Москву? – наивно спрашивала Ирина. Она только что окончила школу и еще не знала, кем хочет быть. И вообще многого не знала.
- Не ясно, изменило ли это что-нибудь, - отвечала рассудительная Ольга, - все свои проблемы они привезли бы в Москву с собой.
- Неправда, - горячо возражала Маша, - в Москве столько возможностей.
- Девочки, - вступила в разговор жена брата, - чеховские сестры жили сто лет назад. Вы умнее их, вы энергичнее их и не связаны никакими предрассудками. Почему бы вам, действительно, не поехать в Москву? Тогда все станет ясно. Андрей купит вам билеты и даст денег на дорогу.
- Ты просто хочешь выпроводить нас из дома, - рассердилась Ольга, - кто нас там ждет? Мы можем пожалеть.
- Не ссорьтесь, - попросил Андрей, - один философ сказал: лучше совершить поступок и пожалеть, чем его не совершить, а потом жалеть. А вернуться вы сможете в любое время, этот дом такой же ваш, как и мой. В самом деле, поправьте Чехова!
- Я хочу поправить Чехова! - воскликнула Ирина, - девочки, давайте поправим Чехова!
Дождавшись, когда Ольга получит отпуск, сестры собрались и уехали в Москву.
Поправили ли они Чехова? Не знаю, наверное, этот спор никогда не будет окончен. Иногда они приезжают к брату. До этого они жаловались на жизнь в Саратове, теперь они жалуются на жизнь в Москве, - закончил  доктор, - хотя возвращаться в Саратов не собираются. Видятся редко и всегда на спектакле «Три сестры». Все, будем спать.
Мы потушили свет и улеглись.
Правильно сделал Чехов, что не отправил сестер в Москву - решил я, засыпая. Он знал, что ничего хорошего из этого не выйдет. Конечно, знал.


Рецензии
Интересно, познавательно, философично.
Проводить время наедине с собой, это так трудно. Каждый из нас испытывает дефицит внимания, причем практически всегда, за исключением моментов так называемого счастья, очень кратковременных и внезапных. Именно поэтому так ярко запоминаются просветы в сознании, именуемые любовью и влюбленностью.
Казалось бы, вокруг столько всего интересного, мозг складирует массу позитивных впечатлений, способность фантазировать и грезить должны обеспечить нас бесперебойным замечательным настроением. Увы. Нас обязательно кто-то должен развлекать, причем один и тот же персонаж очень быстро приедается, надоедает. Мы даже в толпе чувствуем себя одинокими.
Похоже это наказание. Но за что?
Все новые Русские грезят огромными суммами денег, которые хотят потратить на то, чтобы жить на необитаемом острове. Парадокс. Кстати, лишь один из сотен тысяч действительно уезжает, потом вешается от тоски. Ведь себя он всегда берет с собой и никак не может от него отделаться. Нам, увы, скучно с собой.
Три сестры — это наши неприкаянные души, которые никто никогда не научит обрести покой.

Валерий Столыпин   04.12.2018 08:07     Заявить о нарушении