Брюссель

  -  Брюссель - красивый город?
  -  Да
  -  Такой же красивый, как Красноярск?
(Из потрясшего меня разговора двух испанских путешественников во время рейса Москва - Брюссель)


В Брюссель попадаешь как Золушка на бал. Город эффектный до головокружения, врезающийся в память, с тщательно прорисованными деталями сказочных замков и соборов. По вечерам, как и положено капризному франту, он перебирает наряды: башни в историческом центре подсвечивают то золотом, то пурпурно-красным, то синим, то изумрудно-зелёным.

Тем не менее, Брюссель - уютный и настоящий. Этот маленький Вавилон с неподдельным любопытством, без тени превосходства принимает бесконечный поток разноязычных туристов и эмигрантов со всего мира. Как выяснилось, более 25% бельгийцев имеют иностранное происхождение. Секрет такой открытости в том, что в обиходе здесь три основных языка (фламандский, французский и немецкий) и несколько неофициальных. Многоязычие - лучшая  прививка от предрассудков. Ведь у нас столько душ, сколько языков мы понимаем.

Между изысканными магазинами с бельгийским шоколадом в роскошных коробках и ларьками с вафлями то и дело можно встретить витрину с щедро рассыпанными восточными сладостями. В итальянском ресторане на площади хохочет европейская пара. Рядом с ними за столиком - темнокожая девочкой с роскошной шевелюрой непослушных волос. Девушки играют на скрипке - им старательно дирижирует нищенка с лабрадором на поводке. Пес отлынивает от участия в концерте: его мучает жажда и он тянет хозяйку к колонке с водой. На соседней улице выступает трубач. Через два квартала целая семья скрипачей-китайцев - папа и две девочки -  играет Вивальди. Рядом непременно пританцовывают и дети и взрослые. Среди зрителей много скучающих собак, которые пытаются, кто во что горазд, обратить на себя внимание.

То и дело замечаю прохожих, напевающих песню или насвистывающих какую-нибудь мелодию. Девушки на ступеньках церкви поют оперную арию. Брюссель необыкновенно музыкален. У входа в собор тоже танцуют, на этот раз африканцы. Им восторженно аплодируют европейцы, от мала до велика, а некоторые спешат влиться в этот брызжущий энергией танец. Бельгийская пенсионерка, которая вместо того, чтобы ворчать «Понаехали тут... Брюссель не резиновый», старательно повторяет танцевальные па за  темнокожим подростком, - обычная картинка из жизни Брюсселя.

Слышно много итальянской и испанский речи. Молодые женщины разных цветов кожи уютно устроились в плетёных креслах кафе с младенцами, которых при необходимости, кормят грудью.

Рядом со мной на лавочку садится  бомж с банкой пива. Допив, уходит, не забыв пожелать мне доброго вечера. Импозантный мужчина в стильной шляпе сосредоточенно роется в мусорном баке. Напротив - студия восточного массажа. Рядом - бразильский салон красоты и ливанский ресторан.

Все персонажи этой пестрой толпы удивительным образом дополняют друг друга, создавая каждые несколько минут новый диковинный узор - как в игрушечном калейдоскопе из моего детства.

Бельгийский французский после квебекского - как любимая мелодия, которую узнаешь с первых аккордов и начинаешь подпевать.

- Приезжайте ещё, мадам, вы всегда найдёте меня здесь, - говорит на прощание владелец рыбного ресторана.


Рецензии